рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепция «замкнутых» культур О.Шпенглера

Концепция «замкнутых» культур О.Шпенглера - Лекция, раздел Культура, Введение в культурологию. Курс лекций Освальд Шпенглер (1856-1939) - Самое Знаменитое Имя В Культу...

Освальд Шпенглер (1856-1939) - самое знаменитое имя в культурологии 20 века. С него началось публичное обращение к культурологии. Во всей истории мировой социальной мысли не было труда, который бы произвёл столь сильную сенсацию, чем книга Шпенглера «Закат Европы» (1918). Шпенглер – учитель истории и математики одной из мюнхенских гимназий – после издания книги стал крупнейшим культурологом и философом эпохи. В книге содержится огромный фактический материал. Её читали и обсуждали как бестселлер. Книга во многом созвучна тем настроениям, которые были в середине XX века. Труд многоплановый: прослеживается судьба европейской культуры, воссоздаётся историческая картина развития и разрабатывается типология мировой культуры, определяются особенности культур.

Шпенглер считал, что не существует единого мирового культурно-исторического процесса. Реальная историяэто смена отдельных замкнутых и взаимонепроницаемых культур, которые между собой не взаимодействуют, а потому нет преемственности в развитии, а значит, нет культурного прогресса. Человечество в культурном отношении не развивается. Для Шпенглера всемирная история представляется в виде протяжённого во времени поля, в разных местах которого вспыхивают, разгораются и угасают костры культурных миров, оставляя после себя пепелища с мёртвыми останками созданных в них ценностей, эти ценности не влияют на содержание других культур. По Шпенглеру, прогресс – это иллюзия, видимость.

Каждая культура, уверен О.Шпенглер, живёт своей особой жизнью и эта жизнь культуры подобна живому организму: и организм, и культура проходят замкнутые циклы естественного развития (рождение, детство, созревание, старение, умирание). У культуры биологические законы развития. Время жизни культур примерно 1000 лет.

Шпенглер уточняет, что не все культуры прошли полный цикл естественного развития от рождения до неизбежной гибели, некоторые погибли значительно раньше, не успев полностью реализовать свои возможности. В чём причина? Во-первых, природные катаклизмы (например, Атлантида, и очевидно, существовала не одна такая культура). Во-вторых, нашествие варваров. А полный цикл естественного развития прошли 8 культур: Древний Египет (несколько тысячелетий), Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай, Античность (Древняя Греция и Древний Рим – это одна культура на разных стадиях развития), золотая культура Средневековья (это исламская средневековая культура и культура Византии), культура древних майя (уникальная культура, но о которой мало известно, «прожившая» или 3-4 столетия или 2-5 тысячелетий), культура Европы (культура Западной Европы с раннего Средневековья и заканчивается буржуазным этапом). По мнению Шпенглера, в стадии зарождения находится русская культура.

Все культуры уникальны, считает Шпенглер (подобны отдельной человеческой личности, которая имеет индивидуальное своеобразие), а поэтому равноценны для человечества. До этого времени Европа жила в сознании европейского превосходства, и Шпенглер выступал против идей европоцентризма.

Своеобразие каждой культуры определяется «душой культуры». Культура рождается в тот миг, когда пробуждается её душа. «Душа культуры» - очень неопределённое понятие. Душа культуры мистична по происхождению (проявление тайных сил), она не доступна разуму (поэтому, люди разных культур понять друг друга не могут, и поэтому нет взаимодействия и нет преемственности) и проявляется в творчестве. Человеческая деятельность – есть проявление души культуры. Народ воплощает в творимой им культуре картину своей души. Культура – это тело, в которое облекается душа.

Душа культуры созвучна ландшафту, в котором живет культура (но не ландшафт определяет культуру). Шпенглер вводит понятие – прасимвол. Это означает, что душа каждой культуры вырастая на определённом ландшафте, выбирает свой прасимвол, порождающий всё богатство культурных форм. Например, Египет располагается между двух огромных пустынь, и поэтому прасимвол культуры Египта определен в образе бесконечной дороги (жизнь это мгновение, бесконечность позади и впереди), дороги не только в пространстве, но и во времени. Прасимвол античной культуры – ограниченное материальное тело. Для грека реальны только тела – обозримые, осязаемые, существующие здесь и теперь, греческая душа не выносит вида открытой дали, простора, то, что лишено видимых границ. Душу греческой культуры Шпенглер называет аполлонической.

Прасимвол западной культуры - бесконечность: это тяга в даль, выход за пределы видимого горизонта, к большему расширению окружающего пространства (стремление европейцев открывать новые земли), это – христианский образ, устремлённый вверх, в вечность и в духовную бесконечность (храмы готические), христианская религия задала направление процессу устремлённости вверх - к божественному идеалу, совершенству. Душу европейской культуры Шпенглер назвал фаустовской душой – душа мятущаяся, стремящая выйти за пределы настоящего. Прасимволом арабской культуры является мир-пещера, мир полный тайн и загадок, мир мистического настроения. Арабская культура (с её алгеброй и магией чисел, алхимией и астрологией, таинствами и священными книгами), по мнению Шпенглера, обладает магической душой.

Прасимволом русской культуры является бесконечная равнина.

На последней стадии своего существования культура переходит в цивилизацию, считает Шпенглер. Он много внимания уделяет этому последнему заключительному этапу в развитии культуры. У каждой культуры есть своя собственная цивилизация, т.е. свойственная ей форма её смерти. Шпенглер противопоставляет культуру и цивилизацию.

Цивилизация – это антипод культуры. Культура - это живое тело душевности, а цивилизация – это мумия. Культура – это становление, цивилизация – это ставшее, застывшее.Почему последняя стадия? Во-первых, действует биологический закон (все живые организмы смертны). Во-вторых, происходит истощение души культуры. Душа не продуцирует идеи и прекращается творчество. Одним из символов умирания культуры является появление больших городов (умершие культуры – это тоже большие города накануне гибели). В работе «Человек и машина» Шпенглер говорит о том, что город подобен машине, которая превращает человека в этакий винтик, лишённый индивидуальности, часть агрегата, которая не обладает свободой; нет свободы, нет творчества. Умирающее искусство вырождается в массовые зрелища, в арену сенсаций и скандалов, философия становится никому не нужной, наука служит экономике и политике, интересы людей сосредотачиваются на проблемах власти, насилия, денег, удовлетворения материальных потребностей. Шпенглер в центр внимания ставит судьбу Европы, западного мира, и рисует картину неминуемой приближающейся гибели западной цивилизации.

За несколько десятилетий ведущие идеи О.Шпенглера были предвосхищены в России. На это указывал Н.А. Бердяев. Он писал: «…точка зрения Шпенглера неожиданно напоминает точку зрения Н. Данилевского, развитую в книге «Россия и Европа». Культурно-исторические типы Данилевского очень походят на души культур Шпенглера, с той лишь разницей, что Данилевский лишён огромного интуитивного дара Шпенглера».

Учеников у О.Шпенглера не было, а его концепция подвергалась только критике. Но из этой критики выросла культурология ХХ века.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в культурологию. Курс лекций

В... Введение в культурологию Курс лекций Горелова И Н Лысенко Н Н Мухлынкина Ю В Рябова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепция «замкнутых» культур О.Шпенглера

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

М.: МИИТ. 2010. - 100 с.
  Курс лекций по культурологии представляет собой теоретическое изложение актуальных проблем культурологической мысли и написан в соответствии с требованиями общеобразовательного госу

Становление культурологии как науки
Культурология– (от латинского «cultura» - «обработка, возделывание, уход» и греческого «logia» - «наука») – наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многооб

Междисциплинарные связи культурологии.
Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, социальной психологии, искусствознания и др. Рассмотрим основные междисциплинарные связи культурологии.

Предмет и задачи культурологии
  Предмет культурологии -совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира жив

Структура культурологии
Культурология находится в процессе становления и её контуры пока еще недостаточно четкие. Нельзя говорить о некой строгой организации и четко выделяемой структуре этой системы знаний. Суще

Направления исследований прикладной культурологии
Управление культурой. Социокультурное проектирование. Деятельность по охране культуры. Социокультурная реабилитация. Социокультурные аспекты образования.

Эволюция термина «культура» как выражение сложности самого феномена.
Термин «культура» многозначен, и это является отражением реальной сложности и многомерности феномена культуры в жизни человека и общества. Впервые термин «культура» появился в римской лите

Многомерность культуры и многообразие подходов к определению ее сущности.
  Таким образом, сегодня можно констатировать, что культура – явление очень сложное, многомерное, и именно поэтому подойти к определению сущности культуры можно с разных сторон. В сов

Развитиепредставлений о культуре в европейской научной мысли. Основные концепции культуры конца ХIХ – ХХ вв.
План лекции: 1) Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора. 2) Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. 3) Концепция «замкн

Эволюционистская концепция культуры Э.Тайлора
Эдуард Тайлор (1832-1917) - английский учёный, которого часто называют первым профессиональным антропологом[9]. В изданной в 1865 г. книге «Исследования в области древней и

Срокжизни культурно-исторического типа равен полутора тысячам лет, он делится на четыре периода.
Первый период – этнографический – можно считать подготовительным периодом, когда происходит смешение племён в единый народ и постепенное усиление его за счёт поглощения более слабы

Теория «Вызова-Ответа» А. Тойнби
Детерминизм(от лат. determinare – определять)– философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и причинной взаимообусловленности явлений объективной действитель

Или теория «Осевого времени» К. Ясперса
Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ – в книге «Смысл и назначение истории»(1949) соглашается с критикой европоцентризма и основных идей теории локальных цив

Й. Хёйзинги и Х. Ортега-и-Гассета
Йохан Хёйзинга(1872-1945) - голландский культуролог. В работе «Человек играющий» («Homo Ludens)(1938)он отмечает, что человек стал человеком не тогда, когда стал т

З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - основоположник психоанализа, венский психиатр, первый, кто применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества. Осно

К.Г. Юнга
Карл Густав Юнг (1876-1961), швейцарский психолог, психотерапевт, автор работ «Аналитическая психология», «Архетип и символ». Он был учеником З. Ф

Э. Фромма
Эрих Фромм (1900-1980) – один из крупнейших мыслителей ХХ века. Одним из его учителей был К.Ясперс. В 20-е годы на него сильное влияние оказали концепции З.Фрейда и К.Маркса, синте

Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва
Лев Николаевич Гумилёв (1912-1990). Один из наиболее ярких, но и наиболее спорных фигур отечественного гуманитарного знания середины – конца ХХ века. Его труды в области истории и

Вопросы для обсуждения на семинаре
  1. В чём суть концепции К.Ясперса? 2. Проведите анализ концепций локальных цивилизаций. 3. Определите различия в концепциях З.Фрейда и К.Юнга. 4. Преемств

Лекция 4. Типология культуры
План лекции: 1) Понятия "тип", "типология". 2) Историческая типология культуры. 3) Локально-типологическое рассмотрение культуры.

Историческая (линейная) типология культуры
В современной культурологи сложились два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития в его многообразии. Условно первый можно назвать "линейно-прогресситским". Он тесно

Локально-типологическое рассмотрение культуры
К середине XIX в. в философии истории и культуры наметилась новая познавательная ситуация. Она привела к формированию самостоятельной области знания – типологических исследований культуры. Этому сп

Современные подходы к типологии культуры
В XX в. весьма интересную концепцию, позволяющую целостно представить мировую культуру и ее своеобразие у разных народов, на различных этапах исторического развития, предлож

Основные вопросы для обсуждения на семинарах
1. Что такое "тип" и "типология"? Проблема типологизации культур. 2. В чем суть исторической (линейной) типологии культуры? 3. Каковы аргумен

Основные темы для докладов и рефератов по рассматриваемой проблеме
1. Основные школы и концепции культурологии по проблеме типология культуры. 2. Концепция З. Фрейда. абсолютизация бессознательного начала в человеке. 3. "Ко

Человек как субъект и объект культуры
  Проблема человека всегда находится в центре внимания исследователей культуры. Это не удивительно, так как культура и человек в реальной жизни и истории неразрывно связаны друг с дру

Основные этапы инкультурации и становление индивидуальной культуры человека.
В инкультурации обычно выделяют два основных этапа – «первичная» и «вторичная инкультурация». Первичная инкультурация начинается с рождения ребенка и охватывает периоды детства и ю

Понятие культурно-исторического типа человека и личностные образцы разных эпох в истории европейской культуры.
Осваивая культуру общества, индивид никогда не усваивает ее полностью, а только частично и преимущественно культуру общества, в котором живет. Поэтому, с одной стороны, можно говорить об ин

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги