рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Историческая (линейная) типология культуры

Историческая (линейная) типология культуры - Лекция, раздел Культура, Введение в культурологию. Курс лекций В Современной Культурологи Сложились Два Основных Подхода К Пониманию Культур...

В современной культурологи сложились два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития в его многообразии. Условно первый можно назвать "линейно-прогресситским". Он тесно связан с философскими концепциями истории культуры, а также с конкретно-историческим эмпирическим материалом.

Существенной проблемой для исторического исследования является установление неких временных отрезков – периодов. Для историков и культурологов периодизация – основа для дальнейших типологических исследований культуры, для осмысления непрерывно текущего реального времени. Представление о времени, как линейно направленном процессе, от прошлого через настоящее в будущее стало общепринятым в христианской истории, что объясняется учением о рождении Христа, спасении и конце света. Основой для вычленения всемирно исторических периодов послужило представление о четырех царствах (Ассирийском, Персидском, Македонском и Римском), о чем в Ветхом Завете пророчествовал Даниил. Вплоть до середины XVI в. учение о четырех мировых царствах считалось бесспорной схемой в истории культуры. Эмпирические наблюдения за нравами и бытом людей вплетались в эту картину мира, как неотъемлемая часть общего замысла Божьего творения.

Новой схемой периодизации мировой истории и культуры стала концепция возрождения образования, учености литературы в Древней Греции и Древнем Риме. По мнению гуманистов со времени падения Римской империи до появления "новых" людей Европа переживала варварское время – Средние века. Новая периодизация: 1. Античность, 2. Средние века и 3. Новое время сложилась в истории к концу XVII в. и можно считать эту концепцию гуманистов первой культурологической типологией. Античность, осмысленная как культурный образ Европы, задала параметры обобщения исторического материала европейской культуры – знания, философия, литература, отношение к книге, особый тип интеллектуального общения. Все это вместе поставило проблему соотношения религиозной и светской культуры. Сложившееся у гуманистов понимание Европы и ее истории, как самоценной целостности, нашло свое продолжение у просветителей XVIII в. Наиболее интересной по обилию этнографического материала, а также по общему гуманистическому замыслу стала работа немецкого историка и философа И. Гердера "Идея философии в истории человечества". Его интересовали законы развития общества, идеи прогресса, специфика разумной человеческой деятельности европейцев. В то же время он не замыкался в пределах только истории Европы, и надо справедливо отметить, что он широко смотрел на процессы культурных влияний.

Если для гуманистов эпохи Возрождения понимание европейской культуры во многом определялось поиском культурных смыслов в найденном ими культурном образе Античности, то для века Просвещения с его установкой на обучающий и обучаемый Разум человека естественно было обратить внимание на многочисленные культурные влияния. Просветители XVIII в. ввели в историю культуры сравнение сходных культурных явлений культуры в разные времена и у разных народов. Просветители, соединяя познавательный интерес к разнообразию мировой культуры с идеей разумного плана устроения мира, подготовили дальнейшее развитие этой проблематики, которая нашло свое воплощение в немецкой классической философии, в частности в философии Гегеля. Гегель интерпретировал многообразие культур как конкретно-исторические ступени поступательного развития Абсолютного Духа. Логической основой гегелевского историзма является принцип свободы духа. Всемирная история по Гегелю осуществляется в соответствии с успехами культурной работы по дисциплинированию необузданной естественной воли и возвышению ее до всеобщности субъективной воли. Однако Гегель подчинил собственной логике реальное многообразие истории культуры. По мнению Гегеля, историю можно представить воплощенной в трех культурных типах: Восток, греческий и римский мир, германский мир. Критерии их отличия в степени, какой Абсолютный Дух овладел свободой. Процесс всемирно-исторического развития общества и культуры есть прогресс – поэтапное нарастание свободы вплоть до достижения идеального состояния – ее полноты и осуществленности, что знаменует конец истории. Процесс объективного развития Духа проходит три ступени, на каждой из которых Свобода реализуется благодаря государственной организации общества. Минимальную свободу, "свободу одного" правителя, дает восточная деспотия. Республика у греков и римлян обеспечивает уже свободу каждого человека-гражданина, но в целом базируется на существовании рабства. Народная представительная монархия в христианско-германском мире на последнем этапе его существования, т.е. в Новое время, реализует "свободу всех". Культура восточных, античных и западно-европейских народов находится в полном соответствии с формами их правовой организации. Восточный и античный миры находят свое единство в мире европейско-христианской культуры. Философская схема Гегеля типологизирует историю культуры, однако основания типологизации находятся только в сфере духа. Дальнейшее рассмотрение типологического исследования культуры связано с разработкой идей, культуры, с понятием личности и свободы, которые нашли свое теоретическое выражение еще в гегелевской философии.

Взгляд на историю, как на закономерный процесс, развивал вслед за Гегелем Карл Маркс, исходя из материальных принципов, а не духовных оснований, как у Гегеля. К. Маркс выдвинул концепцию смены общественно-экономических формаций. Каждая формация порождает особый тип культуры со своей системой материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания. В основе классификации типов культуры лежат объективные критерии, связанные с материальным способом производства. В этой концепции общую схему исторических типов культуры можно представить таким образом:

  1. первобытная культура,
  2. культура рабовладельческого строя – культура азиатского деспотического общества,
  3. культура феодального общества,
  4. культура капиталистического общества,
  5. социалистическая культура.

Каждая общественно-экономическая формация, являясь качественно своеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития общества, создает свой тип культуры. Таким образом, с эпохи Просвещения и вплоть до конца XIX в. в Западной Европе, в России и в других странах господствующим было миропонимание, связанное с верой в возможности человеческого разума и поступательного прогрессивного развития общества и цивилизации. Поэтому и в развитии человеческой культуры мыслители стремились увидеть и выделить основные этапы ее прогресса.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в культурологию. Курс лекций

В... Введение в культурологию Курс лекций Горелова И Н Лысенко Н Н Мухлынкина Ю В Рябова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Историческая (линейная) типология культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

М.: МИИТ. 2010. - 100 с.
  Курс лекций по культурологии представляет собой теоретическое изложение актуальных проблем культурологической мысли и написан в соответствии с требованиями общеобразовательного госу

Становление культурологии как науки
Культурология– (от латинского «cultura» - «обработка, возделывание, уход» и греческого «logia» - «наука») – наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многооб

Междисциплинарные связи культурологии.
Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, социальной психологии, искусствознания и др. Рассмотрим основные междисциплинарные связи культурологии.

Предмет и задачи культурологии
  Предмет культурологии -совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира жив

Структура культурологии
Культурология находится в процессе становления и её контуры пока еще недостаточно четкие. Нельзя говорить о некой строгой организации и четко выделяемой структуре этой системы знаний. Суще

Направления исследований прикладной культурологии
Управление культурой. Социокультурное проектирование. Деятельность по охране культуры. Социокультурная реабилитация. Социокультурные аспекты образования.

Эволюция термина «культура» как выражение сложности самого феномена.
Термин «культура» многозначен, и это является отражением реальной сложности и многомерности феномена культуры в жизни человека и общества. Впервые термин «культура» появился в римской лите

Многомерность культуры и многообразие подходов к определению ее сущности.
  Таким образом, сегодня можно констатировать, что культура – явление очень сложное, многомерное, и именно поэтому подойти к определению сущности культуры можно с разных сторон. В сов

Развитиепредставлений о культуре в европейской научной мысли. Основные концепции культуры конца ХIХ – ХХ вв.
План лекции: 1) Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора. 2) Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. 3) Концепция «замкн

Эволюционистская концепция культуры Э.Тайлора
Эдуард Тайлор (1832-1917) - английский учёный, которого часто называют первым профессиональным антропологом[9]. В изданной в 1865 г. книге «Исследования в области древней и

Срокжизни культурно-исторического типа равен полутора тысячам лет, он делится на четыре периода.
Первый период – этнографический – можно считать подготовительным периодом, когда происходит смешение племён в единый народ и постепенное усиление его за счёт поглощения более слабы

Концепция «замкнутых» культур О.Шпенглера
Освальд Шпенглер (1856-1939) - самое знаменитое имя в культурологии 20 века. С него началось публичное обращение к культурологии. Во всей истории мировой социальной мысли не было т

Теория «Вызова-Ответа» А. Тойнби
Детерминизм(от лат. determinare – определять)– философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и причинной взаимообусловленности явлений объективной действитель

Или теория «Осевого времени» К. Ясперса
Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ – в книге «Смысл и назначение истории»(1949) соглашается с критикой европоцентризма и основных идей теории локальных цив

Й. Хёйзинги и Х. Ортега-и-Гассета
Йохан Хёйзинга(1872-1945) - голландский культуролог. В работе «Человек играющий» («Homo Ludens)(1938)он отмечает, что человек стал человеком не тогда, когда стал т

З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - основоположник психоанализа, венский психиатр, первый, кто применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества. Осно

К.Г. Юнга
Карл Густав Юнг (1876-1961), швейцарский психолог, психотерапевт, автор работ «Аналитическая психология», «Архетип и символ». Он был учеником З. Ф

Э. Фромма
Эрих Фромм (1900-1980) – один из крупнейших мыслителей ХХ века. Одним из его учителей был К.Ясперс. В 20-е годы на него сильное влияние оказали концепции З.Фрейда и К.Маркса, синте

Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва
Лев Николаевич Гумилёв (1912-1990). Один из наиболее ярких, но и наиболее спорных фигур отечественного гуманитарного знания середины – конца ХХ века. Его труды в области истории и

Вопросы для обсуждения на семинаре
  1. В чём суть концепции К.Ясперса? 2. Проведите анализ концепций локальных цивилизаций. 3. Определите различия в концепциях З.Фрейда и К.Юнга. 4. Преемств

Лекция 4. Типология культуры
План лекции: 1) Понятия "тип", "типология". 2) Историческая типология культуры. 3) Локально-типологическое рассмотрение культуры.

Локально-типологическое рассмотрение культуры
К середине XIX в. в философии истории и культуры наметилась новая познавательная ситуация. Она привела к формированию самостоятельной области знания – типологических исследований культуры. Этому сп

Современные подходы к типологии культуры
В XX в. весьма интересную концепцию, позволяющую целостно представить мировую культуру и ее своеобразие у разных народов, на различных этапах исторического развития, предлож

Основные вопросы для обсуждения на семинарах
1. Что такое "тип" и "типология"? Проблема типологизации культур. 2. В чем суть исторической (линейной) типологии культуры? 3. Каковы аргумен

Основные темы для докладов и рефератов по рассматриваемой проблеме
1. Основные школы и концепции культурологии по проблеме типология культуры. 2. Концепция З. Фрейда. абсолютизация бессознательного начала в человеке. 3. "Ко

Человек как субъект и объект культуры
  Проблема человека всегда находится в центре внимания исследователей культуры. Это не удивительно, так как культура и человек в реальной жизни и истории неразрывно связаны друг с дру

Основные этапы инкультурации и становление индивидуальной культуры человека.
В инкультурации обычно выделяют два основных этапа – «первичная» и «вторичная инкультурация». Первичная инкультурация начинается с рождения ребенка и охватывает периоды детства и ю

Понятие культурно-исторического типа человека и личностные образцы разных эпох в истории европейской культуры.
Осваивая культуру общества, индивид никогда не усваивает ее полностью, а только частично и преимущественно культуру общества, в котором живет. Поэтому, с одной стороны, можно говорить об ин

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги