рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Й. Хёйзинги и Х. Ортега-и-Гассета

Й. Хёйзинги и Х. Ортега-и-Гассета - Лекция, раздел Культура, Введение в культурологию. Курс лекций Йохан Хёйзинга(1872-1945) - Голландский Культуролог. В Работ...

Йохан Хёйзинга(1872-1945) - голландский культуролог. В работе «Человек играющий» («Homo Ludens)(1938)он отмечает, что человек стал человеком не тогда, когда стал трудиться, а когда стал играть. По его мнению, человек играющий (Homo Ludens) выражает такую же существенную функцию жизнедеятельности, как и человек созидающий (Homo Faber).

Играэто культурно-историческая универсалия. Игра старше культуры, игра творит культуру: культура рождается в игре, культура живёт в игре и как игра. Игровое начало – это основание всей культуры. Все основные элементы игры были сформированы ещё до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных. Игра сопровождает культуру на всём протяжении её истории. Игра издревле заполняет жизнь человека: культ представлял собой священную игру; музыка и танец родились из игры; поэзия ожила благодаря игровым формам; право выделилось из обычаев социальной игры; улаживание споров с помощью оружия также имело игровые формы, т.к. соблюдались правила и условности боя.

Игра присутствует во всех сферах материальной культуры, а не только духовной. Культурообразующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в своём воображении, т.е. своего рода «проиграть» деятельностный процесс.

Хёйзинга выделил наиболее важные признаки игры. Эти признаки лежат в основе культурного сценария игровой деятельности, который в различных играх конкретизируется и приобретает специфические для данных игр формы.

1. Всякая игра есть свободная деятельность. Ничто не принуждает человека играть, кроме его собственного желания. Игра – не необходимость, не долг.

2. Игра по своей природе не утилитарна, лишена меркантильности, корысти, не направлена непосредственно на удовлетворение каких-либо жизненных потребностей, материальных интересов. Она украшает жизнь и доставляет радость. Цель игры – в самой игре.

3. Игра связана с выходом за рамки действительности в область воображаемого.

4. Игра протекает обособленно от обыденной, практической жизни, в замкнутом пространстве-времени. У неё четко фиксированные границы: во времени – начало и конец, в пространстве – игровая зона.

5. Во всякой игре есть свои законы – правила игры. Они обязательны и нерушимы. Любое отклонение от них разрушает игру. Играть надо честно.

6. Важный элемент любой игры – напряжение. Игра – всегда некое состязание - борьба с другим играющим, борьба с какими-либо препятствиями и трудностями, борьба с самим собой. В игре надо чего-то достичь, а для этого нужно приложить усилия. Играющий идет на риск (ведь успех не гарантирован). Напряжение и состязательность придают игре остроту, интерес, эмоциональную насыщенность. Именно это так притягательно в игре.

7. Всякая развитая игра порождает стремление к объединению играющих в некое содружество. Их сближает чувство принадлежности к особому, изолированному от обыденности миру игры.

Роль игры в истории культуры не всегда была одинаково велика. По мере культурного развития игровой элемент отступает на второй план. А в архаических культурах игра охватывала все сферы жизни, и не было противоположности «игры» и «серьёзности». Вытеснение игры началось в XVIII веке и было связано с развитием капиталистических отношений, важнейшей целью которых является получение прибыли. К XIX веку игра сходит на нет, поскольку обществом овладевает трезвое, прозаическое понятие пользы, что привело к утрате свободного духа культуры, и это говорит об увядании культуры. Но, по мнению Хёйзинги, игровой инстинкт может проявиться с новой силой в любой момент и вовлечь в процесс игры, как отдельного индивидуума, так и людские массы.

В современном обществе то, что осталось от игровой деятельности человека, представляет суррогат игры – спорт. Спортивные состязания - это не облагораживание духа, а научно-организованный спорт, где зрителей больше чем участников. И в современном искусстве: масса потребляет, а не творит.

Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) испанский мыслитель. В его работах внимание уделяется проблемам развития европейской цивилизации и проблемам человека и всегда звучит забота о духовном возвышении человека.

Он также предпринял анализ современного культурного состояния в аспекте игры. Являясь беспощадным критиком массовой культуры, захлестнувшей Европу, он противопоставляет ей «живую» культуру. Характеристика «живой» культуры, данная испанским философом, созвучна критериям игры Й.Хейзинги.

Ортега-и-Гассет одним из первых зафиксировал необычную, внезапную массовизациюобщества ХХ века. Наплыв масс в различные сферы общества привёл к сокращению дистанции между элитой и толпой, изменение духовной основы социальной жизни создало ситуацию одновременного выравнивания ценностей. Он назвал это «феноменом стадности». Это означает полный захват массами интеллектуальной, экономической, нравственной, художественной жизни. По его мнению, «масса» - явление не только количественное, но оно означает изменение качества общественной и культурной жизни.«Человек массы» - это не социальный строй, а состояние сознания, уровень культуры. Масса, заполняя культурное пространство стремиться упразднить меньшинство или элиту общества. Она навязывает свои эталоны жизни, желаний и вкусы. Посредственность, примитивность, заурядность, зрелищность становятся нормой, которую Ортега-и-Гассет называет «гипердемократией» и «гигантоманией».

В современной цивилизации массы достигли того жизненного уровня, который прежде был присущ лишь избранным. Вырос жизненный стандарт, повысился уровень благосостояния и комфорта. Современная масса избалованна. «Массовый человек» полагает себя «хозяином жизни». Но реальный средний человек, как бы не был высок его жизненный уровень, не может управлять ходом цивилизации, ибо не обладает даром предвидения. Для него характерен «герметизм сознания», закупорка души, нечувствительность ко всему, что выходит за пределы его личного благополучия. Это не означает, что человек массы глуп, нет, образование его вполне достаточно, но сознание наполнено словесным мусором, мешаниной прописных истин, которые он всем показывает, утверждая право на пошлость и заурядную посредственность. Ортега-и-Гассет считает, что в мире господствует дикарь, внезапно всплывший со дна цивилизации.

Психологический строй человека массы определяется, по его мнению, такими чертами:

- врождённым ощущением лёгкости и обильности жизни, лишённой препятствий и ограничений;

- чувством собственного превосходства, высоким самомнением, и это позволяет ему не подвергать сомнениям свои взгляды на жизнь, считать их истинными;

- всё это вызывает в «человеке массы» желание господствовать, поучать, бесцеремонно вмешиваться в жизнь, навязывая всем свои безоговорочные суждения.

Ортега-и-Гассет называет такой тип «самодовольным недорослем», ему свойственно сознание своей силы и значимости, неумения слушать других, считаться с авторитетами в науке и искусстве. Философ считает, что цивилизован мир, но не его обитатели.

Ортега-и-Гассет характеризует состояние «толпы». В толпе нет личности, в толпе снижается чувство личной ответственности. Толпа восприимчива к внушению. В интеллектуальном плане толпа всегда ниже отдельного человека, но её настроения обладают огромной силой и энергией.

В культуре идёт и другой процесс, который вступает в противоречие или идёт параллельно с массовизацией. Это аристократизм– для Ортеги-и-Гассета – это нравственный смысл. Аристократ - это человек высокой духовности, требовательности к себе, благородный в отношении к другим, морально стойкий и ответственный, имеющий внутреннюю потребность в духовном совершенствовании и творчестве. Духовная элита – это «осанка нации, её гордость – вертикальный стержень» - культурный образец, который становится духовным ориентиром.

 

В своих работах Й. Хёйзинга и Х. Ортега-и-Гассет анализируют состояние кризиса современной культуры и определяют пути его преодоления. Они противопоставляют «духовную элиту», творящую культуру, и «массы» людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями. Сущность культуры, по мнению учёных, составляют спонтанность и отсутствие прагматической установки. Из конкретных элементов такой культуры складывается «элитарный» пласт культурного процесса, противостоящий натиску массовой культуры. Жизнь духовной элиты сосредоточена в игровой деятельности, которая противопоставляется обыденности и утилитаризму массового бытия. Игра – вне сферы материальной пользы и необходимости. Игра – свобода человека, она даёт простор, стимулирует совершенствование человека.

 

  1. Психоаналитическая концепция культуры

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в культурологию. Курс лекций

В... Введение в культурологию Курс лекций Горелова И Н Лысенко Н Н Мухлынкина Ю В Рябова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Й. Хёйзинги и Х. Ортега-и-Гассета

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

М.: МИИТ. 2010. - 100 с.
  Курс лекций по культурологии представляет собой теоретическое изложение актуальных проблем культурологической мысли и написан в соответствии с требованиями общеобразовательного госу

Становление культурологии как науки
Культурология– (от латинского «cultura» - «обработка, возделывание, уход» и греческого «logia» - «наука») – наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многооб

Междисциплинарные связи культурологии.
Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, социальной психологии, искусствознания и др. Рассмотрим основные междисциплинарные связи культурологии.

Предмет и задачи культурологии
  Предмет культурологии -совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира жив

Структура культурологии
Культурология находится в процессе становления и её контуры пока еще недостаточно четкие. Нельзя говорить о некой строгой организации и четко выделяемой структуре этой системы знаний. Суще

Направления исследований прикладной культурологии
Управление культурой. Социокультурное проектирование. Деятельность по охране культуры. Социокультурная реабилитация. Социокультурные аспекты образования.

Эволюция термина «культура» как выражение сложности самого феномена.
Термин «культура» многозначен, и это является отражением реальной сложности и многомерности феномена культуры в жизни человека и общества. Впервые термин «культура» появился в римской лите

Многомерность культуры и многообразие подходов к определению ее сущности.
  Таким образом, сегодня можно констатировать, что культура – явление очень сложное, многомерное, и именно поэтому подойти к определению сущности культуры можно с разных сторон. В сов

Развитиепредставлений о культуре в европейской научной мысли. Основные концепции культуры конца ХIХ – ХХ вв.
План лекции: 1) Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора. 2) Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. 3) Концепция «замкн

Эволюционистская концепция культуры Э.Тайлора
Эдуард Тайлор (1832-1917) - английский учёный, которого часто называют первым профессиональным антропологом[9]. В изданной в 1865 г. книге «Исследования в области древней и

Срокжизни культурно-исторического типа равен полутора тысячам лет, он делится на четыре периода.
Первый период – этнографический – можно считать подготовительным периодом, когда происходит смешение племён в единый народ и постепенное усиление его за счёт поглощения более слабы

Концепция «замкнутых» культур О.Шпенглера
Освальд Шпенглер (1856-1939) - самое знаменитое имя в культурологии 20 века. С него началось публичное обращение к культурологии. Во всей истории мировой социальной мысли не было т

Теория «Вызова-Ответа» А. Тойнби
Детерминизм(от лат. determinare – определять)– философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и причинной взаимообусловленности явлений объективной действитель

Или теория «Осевого времени» К. Ясперса
Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ – в книге «Смысл и назначение истории»(1949) соглашается с критикой европоцентризма и основных идей теории локальных цив

З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - основоположник психоанализа, венский психиатр, первый, кто применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества. Осно

К.Г. Юнга
Карл Густав Юнг (1876-1961), швейцарский психолог, психотерапевт, автор работ «Аналитическая психология», «Архетип и символ». Он был учеником З. Ф

Э. Фромма
Эрих Фромм (1900-1980) – один из крупнейших мыслителей ХХ века. Одним из его учителей был К.Ясперс. В 20-е годы на него сильное влияние оказали концепции З.Фрейда и К.Маркса, синте

Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва
Лев Николаевич Гумилёв (1912-1990). Один из наиболее ярких, но и наиболее спорных фигур отечественного гуманитарного знания середины – конца ХХ века. Его труды в области истории и

Вопросы для обсуждения на семинаре
  1. В чём суть концепции К.Ясперса? 2. Проведите анализ концепций локальных цивилизаций. 3. Определите различия в концепциях З.Фрейда и К.Юнга. 4. Преемств

Лекция 4. Типология культуры
План лекции: 1) Понятия "тип", "типология". 2) Историческая типология культуры. 3) Локально-типологическое рассмотрение культуры.

Историческая (линейная) типология культуры
В современной культурологи сложились два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития в его многообразии. Условно первый можно назвать "линейно-прогресситским". Он тесно

Локально-типологическое рассмотрение культуры
К середине XIX в. в философии истории и культуры наметилась новая познавательная ситуация. Она привела к формированию самостоятельной области знания – типологических исследований культуры. Этому сп

Современные подходы к типологии культуры
В XX в. весьма интересную концепцию, позволяющую целостно представить мировую культуру и ее своеобразие у разных народов, на различных этапах исторического развития, предлож

Основные вопросы для обсуждения на семинарах
1. Что такое "тип" и "типология"? Проблема типологизации культур. 2. В чем суть исторической (линейной) типологии культуры? 3. Каковы аргумен

Основные темы для докладов и рефератов по рассматриваемой проблеме
1. Основные школы и концепции культурологии по проблеме типология культуры. 2. Концепция З. Фрейда. абсолютизация бессознательного начала в человеке. 3. "Ко

Человек как субъект и объект культуры
  Проблема человека всегда находится в центре внимания исследователей культуры. Это не удивительно, так как культура и человек в реальной жизни и истории неразрывно связаны друг с дру

Основные этапы инкультурации и становление индивидуальной культуры человека.
В инкультурации обычно выделяют два основных этапа – «первичная» и «вторичная инкультурация». Первичная инкультурация начинается с рождения ребенка и охватывает периоды детства и ю

Понятие культурно-исторического типа человека и личностные образцы разных эпох в истории европейской культуры.
Осваивая культуру общества, индивид никогда не усваивает ее полностью, а только частично и преимущественно культуру общества, в котором живет. Поэтому, с одной стороны, можно говорить об ин

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги