Лекция 4. Типология культуры - Лекция, раздел Культура, Введение в культурологию. Курс лекций План Лекции:
1) Понятия "тип", "типо...
План лекции:
1) Понятия "тип", "типология".
2) Историческая типология культуры.
3) Локально-типологическое рассмотрение культуры.
4) Современные подходы к типологии культуры.
2. Понятия "тип", "типология"
Рассмотрение такого сложного и многогранного явления, как культура, с неизбежностью требует систематизации, упорядочения, сравнения материала, его обобщения, без чего невозможно рационально осмыслить все многообразие мира культуры, получить целостное понимание образов конкретных культур. Эта задача решается путем выявления и характеристики типов культуры, построения ее типологии.
Понятие "тип" (греч. – отпечаток, форма, образец для группы явлений). Этот термин используют для обозначения чего-то однородного, обобщенного. Понятие "типология" означает определенную классификацию явлений по общности каких-либо признаков. Под типом культуры можно понимать общность черт, характеристик, проявлений культуры, отличающую те или иные культуры от других.
Типология культуры - это классификация проявлений культуры по какому-то принципу, критерию, основанию, признаку, присущему всем культурам. Типология культуры – это знание, понимание, описание, интерпретация сущности культуры. Для построения типологии культуры являются весьма принципиальными следующие положения: во-первых, типология культуры производна от трактовки определениясамого понятия культура; во-вторых, типология культуры зависит от осмысления природы культурно-исторического развития в его многообразии; в-третьих, возможно, типология культуры с учетом фактора времени (синхронная), или без учета времени (диахронная); в-четвертых, для создания типологии культуры необходимо четкое представление о критериях обобщения феноменов культурного многообразия.
Главное методологическое условие типологизации – единство критерия, на основе которого выделяются типы культур.
Критерии типологизации весьма обширны. Например, по способу трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные); по специфике социальной солидарности (кровнородственные, этнические, национальные, конфессиональные типы); по структуре социальной стратификации (деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т.д.); по уровню технологии материального производства (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная); по хронологической последовательности (первобытная, военная, религиозная, научная и т.д.); по преобладанию какой-либо социальной подсистемы - экономической (Запад), ценностной (Китай, Индия), политической (Ближний Восток) и т.д. Количество критериев типологизации множество, и на сегодняшний день их точно не определить.
Для концептуального рассмотрения проблемы типологии культуры неизбежен авторский выбор ее определения. Будем исходить из понимания культуры, как образа жизни человека в обществе, представленного технологии, способами деятельности по преобразованию природы, общества и человека, а также результатами этой деятельности, материальными, социальными и духовными ценностями.
В... Введение в культурологию Курс лекций Горелова И Н Лысенко Н Н Мухлынкина Ю В Рябова...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Лекция 4. Типология культуры
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
М.: МИИТ. 2010. - 100 с.
Курс лекций по культурологии представляет собой теоретическое изложение актуальных проблем культурологической мысли и написан в соответствии с требованиями общеобразовательного госу
Становление культурологии как науки
Культурология– (от латинского «cultura» - «обработка, возделывание, уход» и греческого «logia» - «наука») – наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многооб
Междисциплинарные связи культурологии.
Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, социальной психологии, искусствознания и др. Рассмотрим основные междисциплинарные связи культурологии.
Предмет и задачи культурологии
Предмет культурологии -совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира жив
Структура культурологии
Культурология находится в процессе становления и её контуры пока еще недостаточно четкие. Нельзя говорить о некой строгой организации и четко выделяемой структуре этой системы знаний.
Суще
Направления исследований прикладной культурологии
Управление культурой. Социокультурное проектирование. Деятельность по охране культуры. Социокультурная реабилитация. Социокультурные аспекты образования.
Эволюционистская концепция культуры Э.Тайлора
Эдуард Тайлор (1832-1917) - английский учёный, которого часто называют первым профессиональным антропологом[9]. В изданной в 1865 г. книге «Исследования в области древней и
Концепция «замкнутых» культур О.Шпенглера
Освальд Шпенглер (1856-1939) - самое знаменитое имя в культурологии 20 века. С него началось публичное обращение к культурологии. Во всей истории мировой социальной мысли не было т
Теория «Вызова-Ответа» А. Тойнби
Детерминизм(от лат. determinare – определять)– философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и причинной взаимообусловленности явлений объективной действитель
Или теория «Осевого времени» К. Ясперса
Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ – в книге «Смысл и назначение истории»(1949) соглашается с критикой европоцентризма и основных идей теории локальных цив
Й. Хёйзинги и Х. Ортега-и-Гассета
Йохан Хёйзинга(1872-1945) - голландский культуролог. В работе «Человек играющий» («Homo Ludens)(1938)он отмечает, что человек стал человеком не тогда, когда стал т
З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - основоположник психоанализа, венский психиатр, первый, кто применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества. Осно
К.Г. Юнга
Карл Густав Юнг (1876-1961), швейцарский психолог, психотерапевт, автор работ «Аналитическая психология», «Архетип и символ». Он был учеником З. Ф
Э. Фромма
Эрих Фромм (1900-1980) – один из крупнейших мыслителей ХХ века. Одним из его учителей был К.Ясперс. В 20-е годы на него сильное влияние оказали концепции З.Фрейда и К.Маркса, синте
Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва
Лев Николаевич Гумилёв (1912-1990). Один из наиболее ярких, но и наиболее спорных фигур отечественного гуманитарного знания середины – конца ХХ века. Его труды в области истории и
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. В чём суть концепции К.Ясперса?
2. Проведите анализ концепций локальных цивилизаций.
3. Определите различия в концепциях З.Фрейда и К.Юнга.
4. Преемств
Историческая (линейная) типология культуры
В современной культурологи сложились два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития в его многообразии. Условно первый можно назвать "линейно-прогресситским". Он тесно
Локально-типологическое рассмотрение культуры
К середине XIX в. в философии истории и культуры наметилась новая познавательная ситуация. Она привела к формированию самостоятельной области знания – типологических исследований культуры. Этому сп
Современные подходы к типологии культуры
В XX в. весьма интересную концепцию, позволяющую целостно представить мировую культуру и ее своеобразие у разных народов, на различных этапах исторического развития, предлож
Основные вопросы для обсуждения на семинарах
1. Что такое "тип" и "типология"? Проблема
типологизации культур.
2. В чем суть исторической (линейной) типологии
культуры?
3. Каковы аргумен
Человек как субъект и объект культуры
Проблема человека всегда находится в центре внимания исследователей культуры. Это не удивительно, так как культура и человек в реальной жизни и истории неразрывно связаны друг с дру
Новости и инфо для студентов