рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия

О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия - раздел Культура, Культурология   Общественное Состояние Современной России Можно Охарактери­Зо...

 

Общественное состояние современной России можно охарактери­зовать как переходное. На наших глазах формируется граждан­ское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающих ми­ровым демократическим стандартам. Это общество требует более высокого уровня образования, экономической и политической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в различных идейных и духовных традициях и течениях. А для это­го необходима не только высокая степень массового освоения культуры, но и способность сограждан широко использовать достиже­ния человечества в сфере культуры.

Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и зна­чения культурного наследия состоит в стремлении не только со­хранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художествен­ной культуры выступает здесь не только как процесс сохране­ния прошлого и накопления культурных ценностей, но и как про­цесс открытия нового в старом.

Другими словами, культурное наследие несет в самом себе и функцию подлинно современного явления культуры. Лучшие произведения отечественного искусства не только продолжают участвовать в жизни человечества, но в них художественная куль­тура не знает старения.

К этому следует добавить и две особенности российского менталитета,аналога которым практически нет в истории запад­но-европейской художественной культуры.

Первая особенностьзаключается в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX веке колоссаль-

ной деформации, захватившей не только материальную и духов­ную культуру, но и изменило отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали.

Вторая особенностьзаключается в том, что происходит ак­тивное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художествен­ные вкус, политические институты старой России становятся мо­делью социальной активности в современной.

Поэтому столь важно понимать преемственность художе­ственных ценностей не как механическое использование куль­турного наследия прошлых поколений. Хранить наследство еще не значит ограничиваться этим наследством. Необходимо изучать это наследство и активно включать его в современную социокуль­турную ситуацию. Как справедливо писал Ю. М. Лотман в одной из своих книг: «Культура есть память. Поэтому она всегда связа­на с историей, всегда подразумевает непрерывность нравствен­ной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и че­ловечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, со­временной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчи­тывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру — куль­туру человечества» (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). -С.-П6.1994.С.8).

Охрана национального культурного наследия России осуще­ствляется в рамках программ международного сотрудничества в области охраны памятников культуры.

В 1972 году по инициативе Комитета всемирного культур­ного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвен­ция по охране культурного и природного наследия человечества (1972 г.) и Рекомендация по сохранению исторических ансамб­лей (1976г.). Результатом принятия Конвенции стало создание си­стемы международного культурного сотрудничества, которую возглавил вышеназванный комитет. В его обязанности входит со­ставление Списка выдающихся памятников мировой культурыи оказание государствам-участникам помощи в обеспечении со­хранности соответствующих объектов.

За годы существования комитета в Список всемирного на­следия были внесены некоторые памятники отечественной культуры: Московский и Новгородский кремли; Троице-Сергиева лав­ра; «Золотые ворота», Успенский и Дмитровский соборы во Влади­мире; церковь Покрова на Нерли и Лестничная башня палат Андрея Боголюбского в поселке Боголюбово; Спасо-Евфимиев и Покров­ский монастыри, Рождественский собор, архиерейские палаты в Суздале; церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша; а также историко-архитектурный ансамбль на о. Кижи и центр Санкт-Петербурга.

Внесение памятника культуры в Список всемирного насле­дия означает, что он становится объектом особой защиты и в слу­чае необходимости могут быть организованы международные ак­ции по его сохранению, оказана первоочередная помощь в его изу­чении, предоставлены эксперты, сложное оборудование и т. д.

Рекомендация по сохранению исторических ансамблей до­полняет и расширяет Конвенцию и ряд других международных ак­тов. Суть документа сводится к обеспечению комплексности в деле охраны культурного наследия, особенно архитектурного.

В тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО работает Международ­ный совет по вопросам сохранения исторических мест и историче­ских памятников — ИКОМОС.Эта организация, основанная в 1965 году и объединяющая специалистов из 88 стран, строит свою дея­тельность на охране культурно-исторических ценностей, их рестав­рации и консервации. Также ИКОМОС занимается подготовкой спе­циалистов и вопросами законодательства. Огромное значение в деле сохранения культурного наследия получила Венецианская Хартия (Венеция, май 1964 г.). Согласно Хартии историческими памятника­ми считаются отдельные архитектурные сооружения, комплексы городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями.

По инициативе ИКОМОС принят ряд документов по совер­шенствованию охранного дела в мире. Среди них — Флорентий­ская международная Хартия по охране исторических садов (1981 г.), Международная Хартия по охране исторических мест (1987 г.), Международная Хартия по охране и использованию ар­хеологического наследия (1990 г.).

Среди негосударственных организаций, занимающихся во­просами всемирного историко-культурного наследия, особо выде­ляется Международный центр исследований в области консерва­ции и реставрации культурных ценностей, получивший название Римского центра — ИККРОМ. Членами ИККРОМ являются пред­ставители 80 стран, в том числе и Россия. Центр изучает и распро­страняет документацию, координирует научные исследования, оказывает помощь и дает рекомендации по вопросам охраны и рес­таврации памятников, организации подготовки специалистов.

В нашей стране функции охраны историко-культурного на­следия выполняют: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), осуществляющее программы «Русская усадьба», «Российский некрополь, «Храмы и монастыри», «Русское зарубежье»; Российский фонд культуры,финансирующий ряд программ, в том числе и программу «Малые города России». По­становлением правительства России от 13 апреля 1992 года в Москве создан Российский научно-исследовательский институт культур­ного и природного наследия.Основная деятельность института со­стоит в выявлении, изучении, сохранении, использовании и популя­ризации национального и природного наследия.

Другим постановлением правительства страны от 29 дека­бря 1992 года за № 1027 образована Комиссия по реституции культурных ценностей.Комиссия создана для урегулирования взаимных претензий России и иностранных государств по воз­вращению культурных ценностей, предусмотренному междуна­родными соглашениями, участниками которых является Россий­ская Федерация.

Рассмотрим же основные направления деятельности Рос­сийского фонда культуры и Всероссийского общества охраны па­мятников культуры и истории, которые направлены на сохранение национального культурного наследия.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

Культурология... учебное пособие... Gaudeamus igitur Juvenes dum sunuis...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека
В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Культу­рология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человече

Понятие символа. Символические формы культуры.
Мы знаем, что человек выражает свои мысли и чувства с помощью знаков. Но культура выражается не просто в знаках, а в символах. Понятие символа занимает особое место в культурологии. Символ есть зна

Свободный человеческий дух как творец культуры.
Бердяев исходит из нового философского понимания духа, преодо­левая обезличивающую трактовку классического рационализма (и прежде всего гегелевского рационализма). Здесь он мыслит в рус­ле христиан

Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда
Все проанализированные выше концепции культуры так или ина­че отстаивали духовную природу, духовное достоинство человека. Но не преувеличивает ли человек силы своего духа? Хорошо изве­стна одна чел

Культура и проблема целостности человеческой души
Как и Фрейд, Юнг считает, что современный человек, гордящийся своим сознанием и волей, отнюдь не является господином своей ду­шевной жизни. Напротив, он сам подвластен таящимся в нем бес­сознательн

Материальная и духовная стороны культуры. Человек — системообразующий фактор в развитии культуры
Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятель­ности человека, которые созданы самим человеком. Материаль­ные и духо

Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры
Как видно из предшествующего изложения, культура является многогранным явлением. Она пронизывает все сферы жизнедея­тельности человека, в том числе и экономическую, предпринима­тельскую деятельност

Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях
Каков же главный источник организационной культуры? Откуда члены организаций черпают свои духовные ориентиры? Много­численными социологическими исследованиями был установлен факт, что руководящие п

Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры
В соответствии с этими представлениями об идеологии и гуманиз­ме необходимо выявить особенности проявления идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре. Иде­ологичес

Мистическая сопричастность как основное отношение мифа
Можно просто зафиксировать тот факт, что миф стоит в начале человеческой истории, но гораздо плодотворнее будет объяснить этот факт, исходя из основных смысловых потребностей человека, без которых

Восточная деспотия как социальная основа древних культур
Своеобразие восточной истории лучше всего постигается через сравнение восточных и западных государств, способов их проис­хождения и их отношения к человеческой индивидуальности и свободе. В западно

Характерные черты древнегреческой культуры
Античная культура Средиземноморья считается величайшим тво­рением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелет

Почему христианство стало мировой религией
Дальнейшие события показали, что содержание новой духовности (а она была реализована не только в проповеди,но и в самой жиз­ниИисуса и его ближайших учеников) имее

Значение христианства для развития европейской культуры
Христианство сформировало новые смыслы природы и человечес­кого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской ис­тории.

Христианское сознание — основа средневекового менталитета
Важнейшей особенностью средневековой культуры является осо­бая роль христианского вероучения и христианской церкви.В ус­ловиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Рим­

Отношение к античной и средневековой культуре
В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпо­хам. Обращение к античному наследиювыступает важной осо­бенностью

Особенности художественной культуры Ренессанса
Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в сред­ние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась м

Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации
Католическая культура западноевропейского Средневековья была своеобразным компромиссом между греховными условиями «мира» и надмирным максимализмом Духа. Жизнь мирянина была испол­нена повседневной

Свобода и разум в протестантской культуре
Лютер, и вслед за ним Кальвин, отрицают свободу человека примени­тельно к вопросам спасения и нравственного самоопределения. «...Во­ля человеческая находится где-то посередине между Богом и сата­но

Основные доминанты культуры европейского просвещения
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением бур­жуазных экономических отношений обусловили основные доми­нанты культуры XVIII века. О

Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия
В целом можно рассматривать художественную культуру XVIII века как период ломки воздвигающейся веками грандиозной ху­дожественной системы, в соответствии с которой искусство со­здавало особую идеал

Диалог культур как средство преодоления их кризиса
Кризисные черты современной культуры нашли свое наиболее яркое выражение в различных симптомах распада социальной коммуникабельности. Эта тема получила художественное во­площение в современном иску

Мировоззренческие основания модернистского искусства
Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях историческо­го развития XX столетия, а также широкий спектр идеологичес­ких устремлений, ле

Uлава 4. Советский период развития культуры России
1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре 2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России 3. Тоталитаризм и культура (30—50-

Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России
Художественный процесс 60—70-х годов отличался интенсивнос­тью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известны­ми общественно-политическими процессами,происходившими в

Возрождение религиозно-культовой культуры
В духовной жизни российского общества происходит существен­ное переосмысление ценностных установок и идеалов, осуществ­ляется мировоззренческая переориентация личностного и общест­венного сознания.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги