рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возрождение религиозно-культовой культуры

Возрождение религиозно-культовой культуры - раздел Культура, Культурология В Духовной Жизни Российского Общества Происходит Существен­Ное Переосмысление...

В духовной жизни российского общества происходит существен­ное переосмысление ценностных установок и идеалов, осуществ­ляется мировоззренческая переориентация личностного и общест­венного сознания. Все большее значение в общественной жизни на­чинает занимать религия и церковь.По-видимому, пришло время отказаться от односторонней, негативной их оценки и роли в исто­рии культуры и осуществить объективный подход при исследова­нии этого феномена.

По нашему мнению, религия является необходимым состав­ным элементом духовной культуры общества. Ее главная функция состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и воз­высить человека до чего-то абсолютного и неизменного.Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в

трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в том, что придается значение нормам и ценностям абсолютного, неиз­менного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-времен­ных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д.

Но религия — это общественно-историческое образование. Нет религии вообще, а есть конкретные учения, религиозные на­правления, организации.Одной из таких организаций является Русская православная церковь.На протяжении многих веков она способствовала укреплению государственности, вела активную ра­боту в области просвещения и образования, являлась тем центром, где закладывались духовно-нравственные основы российского об­щества. Поэтому, на наш взгляд, в рамках широкой программы ос­воения культурного наследия своего народа важное место должно быть отведено изучению того духовно-нравственного богатства, ко­торое накопила Русская православная церковь и такая ее важней­шая составляющая, как монастыри.

Русские монастыри всегда были духовными центрами просвещения и воспитания.Возвращение их церкви и включе­ние в активную культурную жизнь страны позволило предотвра­тить процесс их активного разрушения, которому они почти все подвергались. Восстанавливается едва ли не навсегда прерван­ная живая духовная связь веков и поколений. Многие монастыри возрождаются из руин. Из более чем 1200 монастырей сегодня действуют около 200.

А появились они на Руси в период принятия христианст­ва. Начало монашеской жизни положили преподобные Анто­ний и Феодосии — монахи Киево-Печерской Лавры. Основан­ный ими монастырь стал центром духовной жизни Древней Ру­си. Первые русские летописцы Нестор и Алипий — также воспитанники Киево-Печерской Лавры.

С XIV века центром православного подвижничества стано­вится Свято-Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, осно­ванная великим нашим соотечественником преподобным Сергием Радонежским. То, что сделал для отечества преподобный Сергий, «...по своему значению так далеко выходило за пределы своего ве­ка, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практически заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покой­никами, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена ..., чтобы самим не за­быть правила, ими завещанного» (Ключевский В. О. Значение пре­подобного Сергия для русского народа и государства // Памят­ники Отечества. — М., 1993. № 26. С. 8—9).

Суть монашеской жизнизаключалась, прежде всего, в от­речении от мира и низменных его страстей.Монастырь творит мир неземной, где ведется строительство души человека, как Хра­ма Божия, где спасается она от греха, который разрушает ее и ведет к окончательной гибели. Келья и молитва открывают иноку но­вы, божественный мир жизни, который делает его счастливым. Монашество нельзя понимать односторонне. За внешней отрешен­ностью от жизненных сует просматривается не только горение души перед Богом, но и необыкновенное милосердие к ближнему,что и делает монаха достойным гражданином общества.

Жизнь монастыря никогда не замыкается в его стенах. Она оказывала огромное влияние через паломников на окружающий монастырь внешний мир. Поэтому столь огромно значение право­славных монастырей как носителей национальной культуры на Руси.Они совмещали в себе и университеты, и библиотеки, и музеи, и художественные академии. При монастырях существовали шко­лы и типографии, что делало их и центрами национального образо­вания. Без преувеличения можно сказать, что православные оби­тели веками руководили духовной жизнью нашего народа, состав­ляя важнейшую часть великой российской культуры. Мощи святых и чудотворные образы, хранящиеся в монастырях, сегодня привле­кают к себе многочисленные потоки богомольцев. В свою очередь возвращение в нашу жизнь хранимых монастырями святынь спо­собствует возрождению всего народа.

На сегодняшний день число вновь открытых храмов превы­шает все ожидания людей. Практически в каждой епархии Русской православной церкви появились монашеские обители, скиты и мно­гочисленные приходские храмы, где возрождается духовная жизнь нации. Людей сегодня не столько печалит физическое состояние церковных памятников, сколько радует полная духовная свобода религиозной жизни. Восстанавливая разрушенные храмы и монас­тыри, люди находят в этом священном деле огромную духовную пользу, обучая себя добродетельной жизни, спасительной для са­мих себя и ценной для окружающих.

Говоря о церковном возрождении, необходимо заботиться и о том, чтобы наша церковь являла миру и ту красоту, которой она об­ладала в полной мере всегда. Не только образ жизни христианина, но и образ церковный, включавший архитектуру храма, иконы и фрески, церковное пение должны нести в себе печать небесной кра­соты, способствуя привнесению ее и в реальную жизнь людей.

4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России»

Малых городов в России более трех тысяч, живет в них около 40 миллионов человек. Поэтому обращение к этой среде обитания рус­ского человека не случайно. Именно в малых городах во все време-

на была воплощена душа и красота России.Были эти города немно­голюдны, зато обладали почтенным возрастом и нередко станови­лись ареной важнейших исторических событий. Каждый город имел свою особенность, свой стиль жизни. Славились умением мас­тера, шумели ярмарки, и каждый город удивлял «лица всеобщим выраженьем».

Провинция издавна давала общенациональной культуре са­мобытных художников, литераторов, композиторов, деятелей ис­кусства. Однако за период административно-командных методов управления малые города России пришли в запустение. Между тем ситуация начинает изменяться. Российский фонд культуры разра­ботал программу возрождения малых городов нашей страны. Со­зданы типологические модели возрождения культурно-историчес­кой среди таких старинных русских городов, как Подольск, Зарайск, Рыбинск и Старая Русса. Цель этой акции шире, чем непосредст­венно судьбы этих четырех городов. Главная задача— распростра­нить приобретенный методический и практический опыт, иниции­ровать широкое общественно-профессиональное движение по возрождению малых исторических городов.

Рассмотрим основные элементы концепции на примере вос­становления одного из древнейших наших городов с символичес­ким названием Старая Русса. Город Старая Русса Новгородской области насчитывает более чем тысячелетнюю историю. В нем со­хранились соборы XII—XVIII веков, здания начала XIX века и дру­гие памятники истории и культуры. В конце прошлого века город стал одним из популярных северных курортов с лечебными водами и грязями. В Старой Руссе жил и работал Ф. М. Достоевский, здесь же сохранился единственный в его жизни собственный дом. Город описан им в романе «Братья Карамазовы» под названием Скотопригоньевска. В настоящее время — это город с развитой в основ­ном машиностроительной промышленностью, с населением свыше сорока тысяч человек. Город расположен в 60 км от Новгорода.

Российским фондом культуры предложены следующие первоочередные мероприятия по развитию г. Старая Русса. К ним сле­дует отнести:

утверждение нового статуса как исторического города-курор­та и города-музея;

сохранение и реставрация памятников, активное включение в социальную и экономическую жизнь города культурного потен­циала, связанного с курортом и именем Ф. М. Достоевского;

расширение сферы обслуживания отдыхающих и туристов;

развитие жилищно-бытовой и производственной инфра­структуры;

использование законодательно-правовых механизмов в ус­ловиях перехода к рыночной экономике.

Работа направлена на определение стратегии развития го­рода до 2000 года.

Охрана национального культурного наследия

Концепция включает ряд принципиально новых по методам разработки материалов. Так, например, в программе активизации культурной жизни и музеефикации определены меры по воссоз­данию культурного потенциала города и повышению его значимо­сти в национальной культуре, по воспитанию в молодом поколе­нии чувства привязанности к местным традициям. Главное пред­ложение программы — создание центра Ф. М. Достоевскогодля возрождения и активизации жизни города, повышения его значи­мости не только в общенациональной, но и международной куль­туре. Центр должен включать музейные объекты, научные под­разделения, библиотеку, аудитории для проведения встреч, се­минаров, конференций.

В концепции определены пути создания ее реализацион­ных механизмов. Они должны быть конкретизированы в работе , местных органов управления по трем направлениям: популяри­зация города на национальном и международном уровнях; иници­ирование деловой активности граждан и организаций по восста­новлению и развитию города; формирование правового статуса города и создание организационных структур для осуществления программ. Концепция рассмотрена и одобрена Президиумом Рос­сийского фонда культуры и опубликована с целью ее распростра­нения и практического внедрения.

5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России

Одним из важнейших компонентов духовности любого общества является проявление творческой активности широких масс людей. Народная культура — это неотъемлемая часть социокультурного творчества. Наша отечественная культура не может существовать вне национальной формы самовыражения,олицетворяя дух на­ции и ее творческий потенциал. В понятие народная культура вхо­дит устное народное творчество, фольклор, декоративно-приклад­ное искусство, реализуемое в изделиях ремесленников. Имея глу­бокие исторические корни, многие художественные промыслы и ремесла России в XX веке утратили былое влияние на бытовую культуру страны. Сегодня многое меняется. Наблюдается устойчи­вая тенденция повсеместного возрождения ремесел, активное их включение в современную социокультурную жизнь России.

Географически практически все регионы России владеют какими-либо ремеслами. Однако наибольшим разнообразием и из­вестностью отличались те очаги народного творчества, которые возникали на древних торговых путях, по которым шли потоки то­варов. Один из таких путей вел из Москвы в Архангельск — к един­ственному в XVI—XVII веках русскому морскому порту. Города, которые расположены на этой дороге — Сергиев Посад, Ростов Ве­ликий, Ярославль, Кострома, Великий Устюг, село Холмогоры —

связали свою судьбу с различными художественными промысла­ми по обработке дерева, металла, кости. Процессы возрождения ремесел и их влияние на сегодняшнее состояние бытовой культуры региона весьма ощутимо.

Дадим краткую характеристику тем ремеслам и промыслам, которые расположены в перечисленных выше городах и селах и пе­реживающих сегодня непростые процессы возрождения.

Сергиев Посад известен с XVII века как центр создания рус­ской деревянной игрушки.В конце XIX века именно мастера Сергиева Посада налаживают массовое изготовление деревянной то­ченой матрешки.К началу XX века создается и промысел с ориги­нальным выжиганием по дереву.Стаканы, коробки, солонки, ковши, яркие по цвету, украшались выжиганием на сюжеты старого рус­ского быта и древнерусской архитектуры. Революционные собы­тия 1917 года изменили как тематику изделий, так и сократили ко­личество выпускаемой продукции. Сегодня ситуация меняется. Возвращаются традиционные изделия с традиционными сюжета­ми, а продукция посадских мастеров успешно завоевывает не толь­ко внутренний рынок, но и внешний.

В Ростове Великом в XVII в. сложился промысел живопис­ной финифти, хотя художественное эмалирование металла изве­стно на Руси с древних времен. Искусство живописной финифти вначале развивалось в рамках религиозной тематики. Со второй половины XIX века мастерами выполняются портретные миниа­тюры, копии с цветных литографий, всевозможные шкатулки и ко­робочки, ювелирные изделия. В 1960 году артель ростовских мас­теров преобразовывается в фабрику «Ростовская финифть». Глав­ное место в ассортименте теперь занимают украшения — серьги, броши, браслеты. В последние годы ростовские мастера тесно со­трудничают и Угличским часовым заводом, выпуская оригиналь­ные часы-браслеты с росписью, пользующиеся большим спросом и в России и за рубежом.

Великий Устюг — известен в России не только как город — памятник древнерусской архитектуры, но и как место рождения старейшего отечественного промысла — искусства черни по сере­бру.В начале 30-х годов нашего века немногочисленные артели бы­ли преобразованы в фабрику «Северная чернь». Изделия мастеров «Северной черни» отличаются мягкими линиями рисунков, сдер­жанной, истинно русской красотой. Безупречная форма, строгость и изящество черневого рисунка в сочетании с матовым золотом де­лают великоустюжские изделия популярными не только в преде­лах нашей страны, но и за границей.

С XVIII века вблизи Великого Устюга, в деревнях, располо­женных по берегам реки Шемогды широкое распространение полу­чило изготовление изделий из бересты.Причем первый слой пред­ставлял собой ажурный, прорезной орнамент. Береста, вероятно, была самым древним и самым распространенным сырьем, которое

использовали мастера для изготовления игрушки, посуды, утвари. И художественный прием прорезной бересты, как и тиснение по ней, существовал в глубокой древности. Однако на своеобразный всплеск искусства шемогодской резьбы по бересте оказал особое влияние расцвет косторезного промысла в Холмогорах. Сегодня жи­тели северных регионов широко используют берестяные изделия в своем быту. Хочется надеяться, что экологически чистая, не облада­ющая запахом, относительно дешевая домашняя утварь и посуда из бересты найдет своих сторонников и в других регионах России.

Холмогорские косторезыпродолжают развивать богатей­шие традиции прошлого, создавая произведения, отвечающие сти­листической направленности декоративного искусства наших дней. Фабрика художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова в Хол­могорах известна всему миру своими уникальными мастерами. Да­же небольшой анализ состояния некоторых промыслов и ремесел страны позволяет говорить о том, что народная культура также об­ладает глубокой преемственностью.

ЛИТЕРАТУРА

Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. — Воронеж, 1994.

Белов Ю. М. Лад: Очерки о народной эстетике. — М., 1989.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства

(XVIII — начало XIX века). — С.-Пб, 1994.

Монастыри России//Памятники Отечества. — М., 1993. №26.

Русская усадьба//Памятники Отечества. — М., 1992. №25.

Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. —

М., 1992.

Заключение

Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века.

1. Русская культура — понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длитель­ном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в истори­ческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть пора­зительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщи­не в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

2. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская культура — явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феода­лизму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической мо­лодости русская культура оказалась перед необходимостью интенсивного исто­рического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием раз­личных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писате­ли и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограни­чиваясь копированием чужих образцов.

3. Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жан­рами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значи­тельный вклад в мировую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру — процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А. С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.

4. Специфические черты русской культуры определяются в значитель­ной степени тем, что исследователи назвали «характером русского народа». Об этом писали все исследователи «русской идеи». Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и рус­ского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить».

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поко­лений — сохранить и приумножить их.

 

Составитель и ответственный редактор А. Л. Радугин

Культурология

Лицензия ИД № 02200 от 30.06.2000 г. Издательство «Центр»: набор, дизайн, верстка.

Корректор Л.Попова

Подписано в печать 24.07.2000

Формат 60x90/16 Бумага книжно-журнальная Печать офсетная Печатных листов 19

Тираж 20 000 экз. Заказ №8534.

Издательство «ЦЕНТР»

103009, Москва, ул. Тверская, 10

Тел. (095) 229-36-69, факс (095) 229-90-05

Отпечатано с готовых диапозитивов

на Книжной фабрике № 1 МПТР России

144003, г. Электросталь Московской обл., ул. Тевосяна, 25.

Культурология/Радуги н/alma mater new Цена .93.00

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

Культурология... учебное пособие... Gaudeamus igitur Juvenes dum sunuis...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возрождение религиозно-культовой культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека
В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Культу­рология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человече

Понятие символа. Символические формы культуры.
Мы знаем, что человек выражает свои мысли и чувства с помощью знаков. Но культура выражается не просто в знаках, а в символах. Понятие символа занимает особое место в культурологии. Символ есть зна

Свободный человеческий дух как творец культуры.
Бердяев исходит из нового философского понимания духа, преодо­левая обезличивающую трактовку классического рационализма (и прежде всего гегелевского рационализма). Здесь он мыслит в рус­ле христиан

Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда
Все проанализированные выше концепции культуры так или ина­че отстаивали духовную природу, духовное достоинство человека. Но не преувеличивает ли человек силы своего духа? Хорошо изве­стна одна чел

Культура и проблема целостности человеческой души
Как и Фрейд, Юнг считает, что современный человек, гордящийся своим сознанием и волей, отнюдь не является господином своей ду­шевной жизни. Напротив, он сам подвластен таящимся в нем бес­сознательн

Материальная и духовная стороны культуры. Человек — системообразующий фактор в развитии культуры
Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятель­ности человека, которые созданы самим человеком. Материаль­ные и духо

Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры
Как видно из предшествующего изложения, культура является многогранным явлением. Она пронизывает все сферы жизнедея­тельности человека, в том числе и экономическую, предпринима­тельскую деятельност

Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях
Каков же главный источник организационной культуры? Откуда члены организаций черпают свои духовные ориентиры? Много­численными социологическими исследованиями был установлен факт, что руководящие п

Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры
В соответствии с этими представлениями об идеологии и гуманиз­ме необходимо выявить особенности проявления идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре. Иде­ологичес

Мистическая сопричастность как основное отношение мифа
Можно просто зафиксировать тот факт, что миф стоит в начале человеческой истории, но гораздо плодотворнее будет объяснить этот факт, исходя из основных смысловых потребностей человека, без которых

Восточная деспотия как социальная основа древних культур
Своеобразие восточной истории лучше всего постигается через сравнение восточных и западных государств, способов их проис­хождения и их отношения к человеческой индивидуальности и свободе. В западно

Характерные черты древнегреческой культуры
Античная культура Средиземноморья считается величайшим тво­рением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелет

Почему христианство стало мировой религией
Дальнейшие события показали, что содержание новой духовности (а она была реализована не только в проповеди,но и в самой жиз­ниИисуса и его ближайших учеников) имее

Значение христианства для развития европейской культуры
Христианство сформировало новые смыслы природы и человечес­кого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской ис­тории.

Христианское сознание — основа средневекового менталитета
Важнейшей особенностью средневековой культуры является осо­бая роль христианского вероучения и христианской церкви.В ус­ловиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Рим­

Отношение к античной и средневековой культуре
В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпо­хам. Обращение к античному наследиювыступает важной осо­бенностью

Особенности художественной культуры Ренессанса
Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в сред­ние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась м

Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации
Католическая культура западноевропейского Средневековья была своеобразным компромиссом между греховными условиями «мира» и надмирным максимализмом Духа. Жизнь мирянина была испол­нена повседневной

Свобода и разум в протестантской культуре
Лютер, и вслед за ним Кальвин, отрицают свободу человека примени­тельно к вопросам спасения и нравственного самоопределения. «...Во­ля человеческая находится где-то посередине между Богом и сата­но

Основные доминанты культуры европейского просвещения
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением бур­жуазных экономических отношений обусловили основные доми­нанты культуры XVIII века. О

Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия
В целом можно рассматривать художественную культуру XVIII века как период ломки воздвигающейся веками грандиозной ху­дожественной системы, в соответствии с которой искусство со­здавало особую идеал

Диалог культур как средство преодоления их кризиса
Кризисные черты современной культуры нашли свое наиболее яркое выражение в различных симптомах распада социальной коммуникабельности. Эта тема получила художественное во­площение в современном иску

Мировоззренческие основания модернистского искусства
Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях историческо­го развития XX столетия, а также широкий спектр идеологичес­ких устремлений, ле

Uлава 4. Советский период развития культуры России
1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре 2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России 3. Тоталитаризм и культура (30—50-

Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России
Художественный процесс 60—70-х годов отличался интенсивнос­тью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известны­ми общественно-политическими процессами,происходившими в

О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия
  Общественное состояние современной России можно охарактери­зовать как переходное. На наших глазах формируется граждан­ское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жиз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги