рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Материальная культура физического бытия человека.

Материальная культура физического бытия человека. - раздел Культура, КУЛЬТУРОЛОГИЯ Материальная Культура Производства Включает В Себя: Культуру Условий Труда, К...

Материальная культура производства включает в себя: культуру условий труда, культуру трудового процесса и культурно-технический уровень самого работника.

Материальная культура быта (быт – социальная инфраструктура, предназначенная для регенерации (восстановления) и поддержания сил человека) включает: культуру мест жительства, культуру отношения к вещи, культуру материальных бытовых обрядов и ритуалов. Решение всех этих утилитарно практических задач способствует развитию самого человека. Быт и осуществляет задачи воспроизводства сил человека.

Материальная культура физического бытия человека включает в себя: гигиену, соблюдение санитарных норм, физическую культуру, сексуальную культуру. Они направлены на укрепление тела, а благодаря этому влияют и на жизнь духа. Место тела и телесного начала в культуре. Экономическая культура и хозяйственная жизнь общества. Элементы материальной культуры (пища, одежда, жилище) как языковые средства.

Духовная культура –это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Ведизм –древнейшая религия в Северной Индии, предшествовавшая брахманизму и положившая наряду с ним начало индуизму (её догматы, риторика, символика и т. п. изложены в «Ведах»).

Характерная черта ведизма – обожествление сил природы, часто в мифологических образах, а также генотеизм. Большое значение имеют магические обряды. Была хорошо развита ритуалистика, существовали различные типы жрецов.

Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведийской религии являются ранние части Вед. Чёткой иерархии богов также не существует.

Агни – бог огня, доставлявший жертву небесным богам. В силу важности для ритуалов, занимал центральное место в ведийских гимнах. Огненные жертвоприношения (хома, агни-хотра и др.) играли ключевую роль в ведийской религии.

Индра – бог-воитель. Важное место в Ригведе занимает мотив космического подвига Индры – убийства змея Вритры, «сковавшего воды».

Вишну – помощник Индры, совершивший «три шага», укрепивших мироздание.

Пуруша – гигантский первочеловек. Пуруша был принесён в жертву богами древности (садхьями), а из частей его тела была создана Вселенная. Поэтому основа ведического культа – жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами.

Варуна – бог нижнего мира и правосудия, карающий за грехи.

Митра – брат Варуны, солнечный бог договора и дружелюбия.

Сома – божество, равное Агни. Бог-напиток, приготовленный из сока растения. Подобный опьяняющий напиток возливается в огонь в процессе жертвоприношения.

Яма – солнечный бог смерти. Первый умерший человек, проложивший путь в царство мёртвых и ставший его царём. Обитает в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами. Как следствие, в ведизме широкое распространение получил культ предков, питаров.

Брахманизм –древнеиндийская религия, сложившаяся IX – VIII вв. до н.э., признающая трёх верховных богов: Брахму, Шиву и Вишну.

Название получил от сборника ритуальных текстов – Брахман.

В основе вероучения брахманизма лежало представление об одушевлённости природы и о перевоплощении всех живых существ. Возрождение души в той или иной новой телесной оболочке происходит как воздаяние (карма) за добродетельность или греховность предшествующей жизни; в первом случае душа возрождается в теле человека более высокого общественного положения или даже небожителя, во втором – низкого обществ, положения или даже в животном или растении. Критерием оценки поведения человека было выполнение или нарушение им дхармы – определённого образа жизни, установленного якобы Брахмой для каждой варны. Брахманизм освящал общественное неравенство, объявляя деление общества на варны установлением богов.

В брахманизме решающее значение придавалось обрядам – сложному ритуалу жертвоприношений богам, поминальных приношений предкам и т.д. Точное исполнение ритуала чтения священных текстов на непонятном для народа языке (санскрите) требовало длительного обучения; это способствовало росту значения брахманства (духовного сословия). Весьма стойким было представление о ритуальной чистоте, нарушение которой требовало обязательных очистительных обрядов. Брахманизм развивал представление о способности человека посредством аскетических подвигов добиться благоволения богов и приобретения сверхъестественных способностей. В борьбе с буддизмом и под его влиянием Б. в I тысячелетии н. э. трансформировался в индуизм.

Индуизм –одна из наиболее распространённых религий в Индии, сложившаяся на основе идей ведизма и брахманизма.

Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н. э. – V в. н. э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н. э. – VII в до н. э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.

В вероучении индуизма можно выделить четыре основных положения:

– о священных книгах,

– о сверхъестественных существах,

– о душе,

– о загробной жизни.

В индуизме в качестве священных почитается большое количество книг-томов, которые делятся на две группы. Первая группа называется шрути («услышанное»), вторая – смрити («запоминаемое»). (Все термины в индуизме озвучены на санскрите.) Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы в особом смысле: книги-шрути никто не создавал, они возникли сами собой вместе с возникновением богов. Книги-шрути возникли не как книги, а как знания, которые находились в головах богов. Боги чудесным образом передали эти знания риши (мудрецам). А риши записали эти знания в виде книг.

По своему содержанию книги делятся на семь групп:

1. Веды («Знание»);

2. Брахманы («Отражение воли Брахмы»);

3. Араньяки («Лесные книги»);

4. Упанишады («Тайное учение»);

5. Пураны («Древние предания»);

6. Махабхарата («Сказание о великих Бхарата»);

7. Рамаяна («Сказание о Раме»).

Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Демоны делятся на три вида: асуры («небоги»), ракшасы («те, кого сторонятся»), пишачи (перевод неизвестен). Асуры – противники богов, а ракшасы и пишачи – противники людей. Ракшасы вредят людям всеми возможными способами, а пишачи – главным образом через болезни, которые они насылают на людей. Но среди демонов встречаются и такие, которые совершают отдельные добрые поступки. Главного демона зовут Бали. Он вместе со многими другими демонами живёт в подземном царстве.

В священной литературе в разных местах указывается разное количество богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339. Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов. Боги требуют поклонения, которое обозначается словом «пуджа». Пуджа включает в себя пробуждение богов утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы и др. Девять наиболее почитаемых богов можно разделить на три тройки.

1. Верховные боги. Два из них сейчас почитаются как верховные боги (Вишну и Шива), один как верховный бог почитался в прошлом, в брахманизме, в предыдущей религии (Брахма).

2. Их жёны (Лакшми, Парвати, Сарасвати).

3. Боги хотя и не верховные, но очень уважаемые индусами (Брахман, Ганеша, Кама).

Ганеша («Начальник свиты») – сын Шивы и Парвати, бог удачи и предпринимательства, начальник свиты своего отца (свита состоит из богов низшего разряда). Верующие воры и мошенники в Индии считают Ганешу также и своим покровителем, богом воровской удачи. Ганеша изображается в возрасте подростка с четырьмя руками и с головой, похожей на голову слона. Это единственный бог в индуизме, у которого вместо носа – хобот. Индуисты стремятся иметь дома скульптурное изображение Ганеши. Ни одно дело они не начинают без молитвы Ганеше. И для того, чтобы особенно угодить Ганеше, они по утрам чешут ему живот.

Кама («Чувственное желание», «Любовь») – бог любви. Его изображают как юношу с луком и стрелами в руках. Лук у него сделан из сахарного тростника, тетива лука – из живых пчёл, стрелы – из цветов. Когда стрелы Камы вонзаются в тела богов или людей, то они возбуждают в них жгучую любовную страсть.

Согласно вероучению индуизма, боги бессмертны. Но есть два исключения. Первым исключением является Ганеша, а вторым – Кама. Кама умер, испепелённый огненным лучом разгневанного Шивы. Но потом по просьбе Парвати Шива сделал так, чтобы Кама родился второй раз.

Загробная жизнь имеет два этапа. Первый этап называется сансарой. Второй – выходом из сансары. Буквальный перевод слова «сансара» с санскрита звучит как «странствование». Наряду с санскритским термином «сансара» для обозначения первого этапа загробной жизни в литературе используются также французское слово «реинкарнация» и русское – «перерождение». По своей сущности это переселение души из одного тела (после его смерти) в другое.

Механизмом сансары является карма («поступок», «деяние»). Карма – это закон перерождения, согласно которому при преобладании хороших поступков человек получает хорошее перерождение, при преобладании плохих – плохое перерождение. Индуисты в связи с эти говорят: какова карма – такова и сансара. Если у вас хорошая карма, то будет хорошая сансара. Хорошее перерождение – это тело здорового, богатого человека со счастливой судьбой. Плохое перерождение – это тело или растения, или животного, или человека больного, бедного и несчастного. По воззрениям индуистов преступник в одной из следующих жизней становится жертвой того преступления, какое он совершил. Вор будет обворован, насильник изнасилован, убийца убит.

Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю (для праведников) или в аду (для грешников). После временного блаженства или временных мучений души возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается термином «нарака». Считается, что ад имеет несколько отделений (называют следующие цифры: несколько тысяч, 50, 28, 21, 7 и 3) Чаще всего называется цифра 7, и в этой связи сторонники индуизма говорят и пишут о «семи кругах ада». В каждом последующем отделении ада мучения становятся более сильными. Попавших в ад изнуряют бессонницей, сбрасывают в реки с нечистотами, заставляют обнимать раскалённое железо, дают на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают на части, варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме... При этом несчастные остаются живыми, для того чтобы продолжать мучиться дальше, пока не окончится срок, определённый их плохой кармой. В какое именно отделение направить душу умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма. Второй этап загробной жизни для грешников – это попадание в последнее (чаще всего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнем отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелых грешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, но возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесь души грешников находятся до конца «дня Брахмы» а с наступлением «ночи Брахмы» уничтожаются.

Второй этап загробной жизни для особо заслуженных праведников обозначается термином «мокша» («избавление», «освобождение»). Мокша по своему существу – это слияние душ особо заслуженных праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.

Буддизм –одна из мировых религий, основанная на учении о «четырёх благородных истинах».

Четыре Благородные Истины (чатур арья сатьяни):

1. Истина о страдании: жизнь есть страдание (дуккха);

2. Истина о причине страдания: причина страданий – наши желания (дуккха самудая);

3. Истина о прекращении страданий: хочешь избавиться от страданий – избавься от желаний (дуккха ниродха);

4. Истина о пути (марга).

О достижении нирваны говорит Четвертая Благородная Истина – истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий, то есть о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга).

Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап нравственности или соблюдения обетов (шила) и этап сосредоточения (самадхи), то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные – по три, всего восемь ступеней.

I. Этап мудрости.

1) Правильное воззрение.

На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.

2) Правильная решимость.

Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

II. Этап нравственности.

3) Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.

4) Правильное поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы. Они таковы: ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»; отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п.); неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства; правильная сексуальная жизнь (в том числе и в смысле «не прелюбодействуй»); отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.

5) Правильный образ жизни.

Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении. Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

III. Этап сосредоточения.

6) Правильное усердие.

Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой. Санскритское слово «йога» образовано от корня «йудж» – связывать воедино, запрягать, сопрягать. Поэтому слово «йога» родственно русскому слову «иго» и английскому слову «yoke» – «ярмо», «иго». Слово «йога», таким образом, означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели. Этим словом в Индии издревле называли различные весьма сложные системы психофизического тренинга («психопрактика», «психотехника»), направленного на изменения сознания и перехода из профанного, мирского, сансарического состояния в сакральное состояние «бессмертия и свободы». Йога в узком смысле слова – одна из ортодоксальных брахманистских религиозно-философских систем (даршан), созданная риши (мудрецом) Патанджали в IV – V веках н. э. Йога в широком смысле – любая форма психопрактики, направленной на достижение освобождения от сансары (нирвана, мокша, мукти, кайвалья); в этом смысле можно говорить о буддийской йоге, джайнской йоге, индуистской йоге и т. д. Йогой, как правило, занимались отшельники-аскеты и члены различных религиозных монашеских сообществ. О «правильной решимости» здесь говорится в смысле развития установки на углубленное и соответствующее традиции занятие йогическим созерцанием для перехода в нирвану.

7) Правильное памятование.

Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь – шаматха (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности) и випашьяна (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).

9) Правильное сосредоточение, или правильный транс.

Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению, и он становится архатом («достойным»; тибетская этимология этого слова «победитель врагов», то есть аффектов – клеш, не является филологически корректной).

Говоря о Благородном Восьмеричном Пути, следует отметить, что слово, которое переводится как «правильный» (самьяк), точнее означает «полный», «целостный» «всеохватный». Таким образом, оно, с одной стороны, указывает на правильность, то есть на собственно предписанный буддийской традицией характер практики, а с другой – на целостность и органичность этой практики, которая в идеале должна охватить все стороны и уровни человеческого существа.

Джайнизм –одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н.э. и сохранившаяся до наших дней, для которой характерен аскетизм, запрещение убийства и причинения вреда любому живому существу.

Основой джайнизма как дхармической религии является вера в цепь перерождений (дхармачакра), возможность освобождения от сансары (мокша), строгий аскетизм, неизменная ценность жизни в любой форме её проявления, и, как следствие, непричинение вреда живым существам – ахимса. В противовес брахманизму джайнизм признает возможность спасения души для каждого человека. В отличие от буддизма джайнизм утверждает, что не всякая жизнь есть зло и страдание — таковой является лишь дурная жизнь. Отсюда нирвана в джайнизме — это достижение душой вечного блаженства. В этом джайны видят смысл человеческой жизни. С целью достижения нирваны приверженцы джайнизма обязаны верить в своих пророков и строго соблюдать их предписания.

Джайнизм исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала и будет существовать. Джайны не отрицают бытия богов, но в общей схеме мироздания отводят им весьма скромное место. Бесконечные изменения мира не связаны с каким-либо божественным вмешательством. Поэтому, с точки зрения джайнизма, Веды и Брахманы не заслуживают доверия и не имеют ценности как источник знания. Согласно их представлениям, Вселенная проходит чередующиеся восходящие и нисходящие циклы развития, каждый из которых продолжается не поддающееся счету число лет. Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху. В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара («перевозчика через океан бытия»), 12 главных императоров и 64 великих человека. В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, жизнь его становится дольше, отсутствует необходимость в законах или собственности, поскольку все потребности человека могут быть удовлетворены. В период упадка уменьшаются размеры человеческого тела, снижается его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока сам он не превращается в слабовольное существо. Сейчас человечество живет в эпохе упадка, потому что последний из 24 тиртханкаров приходил в этот мир и уже покинул его.

Важной отличительной особенностью джайнизма является анекантавада – учение о множественности или многосторонности видения объектов и феноменов разными наблюдателями. Реальность находится по ту сторону ограниченного разума; все наши суждения о ней преходящи и условны. Любая вещь может рассматриваться с 350-ти различных точек зрения, поэтому невозможно быть уверенным ни в каком знании. Самый лучший метод суждения – это метод возможного: на каждое утверждение отвечать лишь: «может быть – может не быть» или «да – нет».

Джайнизм исповедует дуалистический принцип разделения мира на джива (духовные, живые вечные существа) и аджива (неживая природа). Джива действует и способна к познанию; аджива имеет атомистическую природу и не сознает себя. Любой материальный объект имеет по крайней мере одну адживу; растения и деревья имеют две адживы, животные – три и более. Джайнизм разрешает есть только то, что имеет две адживы (молоко, воду, фрукты, орехи и овощи). Есть пищу, содержащую три адживы, категорически запрещено, поскольку это нарушает основной закон ахимсы – непричинения вреда.

Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ – червей и насекомых).

Дхарма –1. индусское учение о моральном долге.

2. в буддизме: мельчайшие неделимые духовные частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания.

Артха –индусское учение о нормах поведения.

Кама –индусское учение о чувственном удовольствии.

Мокша –индусское учение об «освобождении» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями.

Вайшешика –одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами.

Веданта –религиозно-философское учение в Индии, проповедующее единение человеческой души с Богом, с мировым духом.

Йога –1. в Индии: составная часть религиозно-философского учения, разработавшего особую систему приёмов и методов самопознания, позволяющего человеку управлять психофизиологическими функциями своего организма. 2. система физических упражнений, выработанная сторонниками этого учения.

Миманса –одна из 6 ортодоксальных систем индийской философии. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.

Санкхья –одна из 6 ортодоксальных систем индийской философии. В основе концепции – противопоставление двух вечных начал: первоматери как основы всего существующего и духа.

Ньяя –одна из 6 ортодоксальных систем индийской философии. В центре Ньяи – проблемы теории познания и логики. Выступала против скептицизма буддийской теории познания.

Варно-кастовый строй– сформировавшиеся в древнеиндийском обществе замкнутые общественные группы: по сословиям – варны (их четыре); по профессиональной деятельности – касты. Варны позднее стали называть джати: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры; брахманы – представители знатных жреческих родов; кшатрии – военная знать; вайшьи занимались хозяйственной деятельностью (земледелием, торговлей); шудры служили представителям др. высших каст; за пределами каст остались так называемые неприкасаемые – представители презираемых обществом профессий.

Атман – одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное духовное начало.

Тримурти –в индуизме проявление триединства верховных богов – Брахмы, Вишну и Шивы; изображается с одной головой и тремя ликами.

Брахма –один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Практически Брахма не является объектом культа. Брахма обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде.

Вишну («проникающий во всё», «вездесущий») – один из трёх главных богов в индуизме, верховный бог в вишнуизме . Кроме функции быть верховным богом, у него есть ещё две специфические функции. Во-первых, он – охранитель Вселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную Вселенную надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти над Вселенной демонами, что и делает Вишну. Во-вторых, он – помощник людям в решении их жизненных проблем.

Вишну чаще всего изображается (и на рисунках, и в скульптурах) в виде четырёхрукого мужчины. В одной руке у него боевая раковина (он трубит в неё во время сражений), во второй – палица, в третьей – чакра (метательное оружие в виде металлического диска), в четвёртой – цветок лотоса. Оружие в трёх руках символизирует готовность Вишну бороться с силами зла, цветок лотоса символизирует его любовь к людям и готовность им помогать. Для характеристики Вишну очень важно использование понятия «аватара». В буквальном переводе это слово означает «нисхождение». По своему существу аватара – это другое и земное тело бога. Вместе с другим телом бог получает и другое имя. При переселении души бога в земное тело, эта душа одновременно остаётся и на небе, в основном, небесном теле бога.

По мифологии индуизма у Вишну было уже 9 аватар и ещё одна будет в будущем. Вот аватары, которые уже были. Первая: жизнь в теле рыбы. Вторая: жизнь в теле черепахи. Третья: жизнь в теле кабана. Четвёртая: жизнь в теле полульва-получеловека. Итак, в первых четырёх аватарах душа Вишну пока ещё не поселялась в теле человека. В остальных пяти аватарах она живёт в человеческом теле. Пятая: в теле карлика по имени Вамана. Собственно слово «вамана» и означает «карлик». Шестая: в теле человека по имени Парашурама («Тёмный с топором»). Это был воин, сын брахмана, который всегда ходил с боевым топором. Седьмая: в теле человека по имени Рама («Темный»). Восьмая: в теле человека по имени Кришна (тоже переводится как «Темный»). Девятая и последняя: в теле человека по имени Будда («Просветлённый»). Речь идёт об основателе буддизма. Будущая, десятая аватара тоже будет в теле человека, которого будут звать Калки. Калки, по вероучению индуизма, приедет на белом коне и в царском одеянии. Поэтому эту аватару называют ещё так: «царь на белом коне». Он приедет через много лет, когда на земле власть будет принадлежать негодяям. Калки накажет негодяев и установит на земле золотой век.

Шива («Милостивый») – один из трёх главных богов в индуизме, верховный бог в шиваизме. По своим специфическим функциям Шива – бог разрушения Вселенной (он разрушает её, когда приходит для этого время, назначенное богами), бог смерти и рождения человека (индуисты говорят: Шива стоит и у гроба, и у колыбели), бог живой природы (он заботится и о растениях, и о животных). Шива чаще всего изображается мужчиной темно-синего или лилового цвета с четырьмя руками и тремя глазами. Третий глаз, который расположен посреди лба (не горизонтально, а вертикально) не только видит, но и излучает сверхъестественный огонь, который сжигает всё на своём пути. У Шивы тоже есть аватары, их более 20-ти.

Карма –в индийской мифологии, этике и религии: совокупность всех добрых и дурных дел, совершённых человеком и предшествующем существовании (жизнях) и определяющих его судьбу в дальнейшем.

Сансара – одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы.

Нирвана –в буддизме и некоторых других религиях: психологическое состояние глубокого покоя и полной внутренней гармонии, отсутствия желаний, отрешённости от внешнего мира, от жизненных забот.

Аджанта –населённый пункт в Западной Индии, шт. Махараштра. Комплекс высеченных в скалах Будд, монастырей II – VII вв. н.э. В 29 пещерных залах – архитектурные формы, скульптурные декоративные росписи на темы буддийской мифологии, замечательные богатством фантазии, красотой цвета и формы.

Веды –памятники древнеиндийской литературы – сборники, содержащие догматы ведизма, религиозные гимны, заклинания, мифы и т.п.

Веды состоят из четырёх книг: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Ригведа («Знание гимнов») – собрание 1028 гимнов богам, расположенных в известном порядке по 10 «кругам» (мандала) и приписываемых святым аскетам (риши) древности. Те же гимны, но расположенные в другом порядке в целях литургического исполнения, повторяет Самаведа («Знание мелодий»). Яджурведа («Знание жертвоприношений»), распадающаяся на «черную» (смешанную с прозаическим комментарием) и «белую» редакцию, содержит ритуал жертвоприношений и текст жертвенных молитв. Наконец Атхарваведа («Знание заклинаний»), очень древняя по содержанию, но позднее других включенная в число канонических книг, содержит заговоры и заклинания против болезней, демонов, врагов, формулы благословений и проклятий.

Брахманы –священные книги индуизма, комментарии к Ведам, в основном культового характера. Считается, что их содержание через служителей культа и для служителей культа передал бог Брахма.

Араньяки (санскр. āraṇyaka – «лесные книги») – священные книги индуизма, относятся к категории богооткровенных писаний шрути и являются частью Вед. «Араньяка» в буквальном переводе означает «лесной», названы они так из-за их предназначения – это тексты для удалившихся в лес. Здесь следует упомянуть о четырех «жизненных стадиях» (ашрамах) любого индуса. Каждый индус был обязан пройти через четыре стадии: 1) брахмачарин (ученичество); 2) грихастха (домохозяин, когда необходимо обзавестись семьей и обеспечить ей достойное проживание); 3) ванапрастха («лесной отшельник», когда домохозяин периодически удаляется в лес для размышлений и совершения определенных жертвоприношений в одиночестве); 4) саньясин (человек окончательно уходит из дома и ведет образ жизни странника, навсегда отказываясь от жизни мирского человека). Собственно араньяки часто связывают с третьей стадией, но некоторые ученые не соглашаются с подобной интерпретацией. Араньяки составлялись приблизительно в VII – VI веках до н. э. и примыкают к брахманам.

Упанишады (санскр. Upanishad – «тaйное учение») –священные книги индуизма,древнейшие философские и теософские трактаты индусов, восходящие к более поздней ведийской эпохе, но во всяком случае возникшие еще задолго до начала христианской эры (самые древние – в VII – VI вв. до н. э.). Индусы причисляют их к так называемому Шрути, т. е. словесным памятникам, сообщенным человечеству путем непосредственного божественного откровения. Упанишады составляют третье подразделение ведийской литературы (первое – веды, т.е. самые стихотворные их сборники или так называемые самгиты, второе – брахманы, третье – араньяки («лесные книги») и Упанишады, тесно связанные друг с другом). Большею частью Упанишады написаны прозой, со стихотворными вставками, но некоторые из них целиком изложены стихами, нередко в форме диалога между теми или другими полуисторическими, полумифическими лицами. Основное назначение Упанишад – служить философским комментарием к вeдийским текстам; мы находим в них рассмотрение вопросов о начале мира, сущности божества и души, отношении между духом и материей и т. д.

Пураны –священные книги индуизма, несколько десятков книг-смрити. Наиболее древние пураны первоначально существовали в устной форме. По содержанию это рассказы о богах.

Махабхарата («Великое сказание о потомках Бхараты», по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) –священная книга индуизма, одно из крупнейших литературных произведений в мире, «Махабхарата» представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. «Махабхарата» – источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногихпроизведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нём есть всё на свете.

Рамаяна –священная книга индуизма, древнеиндийская эпическая поэма на санскрите, посвящённая подвигам Рамы. В Рамаяне повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы (один из четырёх одновременных воплощений Вишну, остальные три – его братья), чью жену Ситу похищает Равана – царь-ракшаса Ланки. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы. В поэме содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией и бхакти.

Типитака (дословно – «три корзины») –палийский канон, полный свод священных текстов буддизма. Типитака состоит из трёх священных книг: Винайя-питака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака. Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Первый раздел, Винайя-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи – буддийской монашеской общины. В него входят более 500 правил поведения монахов и монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Первая питака не огpаничивается сводом дисциплинарных пpавил, в ней также рассматривается истоpия пpоисхождения каждого пpавила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама pешал вопpосы сохpанения гаpмонии в большой и pазноpодной духовной общине.

В Сутра-питаке собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или иногда его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.

Третий раздел, Абхидхарма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхарма-питаку, приписываются непосредственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, возводя их к эпохе царя Ашоки.

Санскрит –литературный язык Древней Индии.

Стамбха – в Индии мемориальный столб с фигурной капителью, многоярусная башня, покрытая скульптурой, орнаментальной резьбой.

Ступа –в культовой буддистской архитектуре: монументальное сооружение, в котором хранятся реликвии; надгробие.

Чайтья –в Индии буддийский храм-молельня, часто пещерный, служащий для поклонения ступе.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Федеральное государственное бюджетное... образовательное учреждение... высшего профессионального образования Магнитогорский государственный технический...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Материальная культура физического бытия человека.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Культурогенез: первобытная культура.
1. Понятие культурогенеза: трудности изучения первобытной эпохи, ее периодизация. Единство социогенеза, антропогенеза и культурогенеза в эпоху первобытности. 2. Синкретизм как гла

Тема 3. Ценности и нормы китайско-конфуцианской культуры.
1. Приоритет социальной этики: синтез традиции и современности. Знание и духовность. 2. Ценности даосов. 3. Нормы конфуцианства. 4. Гармония человека и природы в китайско

Тема 5. Культурный диалог христианства и ислама.
1. Представление о Боге в христианстве и исламе. 2. Бог и мир: акт творения в двух мировых религиях. 3. Представление о человеке в восточной и западной культурах. 4. Отно

Тема 6. Россия как тип культуры.
1. Условия формирования русского типа культуры как срединного и христианско-православное начало культуры. 2. Национальное своеобразие русской культуры: мессианское сознание. 3. Ст

Персонажи низшей мифологии
Заложные покойники – люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.), а также погибшие на поле брани. Русалки – души «заложных» покойников, живущие в воде.

Тема 7. Роль личности в русской культуре XIX века.
1. Художник и власть: культурный процесс в России ХIХ века. 2. Мировоззренческие искания русской интеллигенции: от П.Я. Чаадаева до В.С. Соловьёва. 3. «Поэт и толпа»: русская лите

Тема 8. Диалог культур в русском искусстве «Серебряного века».
1. «Серебряный век» и европейский декаданс: общность и различия. 2. Русская литература «Серебряного века»: символизм, акмеизм, футуризм. 3. Русская живопись «Серебряного века»: аб

Тема 9. Культура и глобальные проблемы современности: культура России XX – XXI веков.
1. Советская культура и её отражение в зеркале современности. 2. Актуальные проблемы современного состояния отечественной культуры и их отражение в литературе, живописи, кинематографе, муз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги