рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социально-культурная программа как средство решения “отраслевых” проблем

Социально-культурная программа как средство решения “отраслевых” проблем - раздел Культура, Социально-культурные технологии Отраслевые Проблемы Являются Составной Частью Более Широкой Области Проблемат...

Отраслевые проблемы являются составной частью более широкой области проблематики, связанной с неоптимальным функционированием основных сфер жизнедеятельности человека – образовательной, досуговой, туристско-экскурсионной, информационной, семейно-бытовой и т.д. Выбор той или иной сферы жизнедеятельности в качестве области проектирования зависит не только от интенсивности проблем, но и от объекта профессиональной деятельности будущего специалиста[65].

Как уже было отмечено, в основу определения целевого и содержательного блоков программы могут входить и отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием системы учреждений, низким уровнем квалификации кадров, недостаточным финансовым и материально-техническим обеспечением культуры как отрасли, взаимоотношением работников культуры, досуга, образования с органами власти, средствами массовой информации и т.д.

Источником и носителем этих проблем являются: во-первых, работники культуры и сферы управления,т.е. специалисты, обеспечивающие организационно-экономические и методические условия, необходимые для создания, воспроизводства и распространения продуктов и ценностей культуры; во-вторых, отраслевые проблемы имеют выход на основного потребителя культурных благ – социальные категории и группы населения; в-третьих, источником данной группы проблем являются ресурсодержатели (т.е. структуры и организации, которые распоряжаются бюджетными средствами, а также предприятия и различные общественные объединения, располагающие ресурсами и выступающие одновременно потребителями услуг учреждений культуры и досуга).

При этом следует отметить, что отраслевые проблемы носят вторичный характер, они связаны с неоптимальных функционированием организационных структур и учреждений, составляющих культуру как отрасль, возникают как результат несоответствия учреждений (их номенклатуры, функций, содержания деятельности) изменившимся условиям, их неспособности решить наиболее значимые социально-культурные и личностные проблемы. Поэтому основная группа отраслевых проблем связана с неоптимальным функционированием и развитием инфраструктурного комплекса, соответствующего определенным сферам жизнедеятельности.

Инфраструктура – это система учреждений и организационных структур, обеспечивающих условия создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества (учреждения, музеи, библиотеки, театры, хранилища архивов, культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и экономического обеспечения культурной жизни).

Отраслевые проблемы условно можно разделить на пять групп:

1. Проблемы, связанные с неоптимальным содержанием деятельности учреждений культурно-досугового комплекса;

2. Проблемы организационно-управленческого характера;

3. Проблемы финансирования и материально-технического обеспечения культурно-досуговой сферы как отрасли;

4. Проблемы общественной значимости и престижа сфер культуры и досуга;

5. Проблемы социального статуса работников отрасли.

Ниже обозначим основные отраслевые проблемы, препятствующие развитию культурной жизни, снижающие социально-культурный и личностный потенциал сферы культуры и досуга:

1. Проблемы, связанные с содержанием деятельности учреждений культуры и досуга: несоответствие содержания и форм культурно-досуговой деятельности, предоставляемых культурных благ и услуг (как в количественном, так и в качественном отношениях) реальным потребностям населения (т.е. разрыв между предложением культурных благ и услуг со стороны творцов и работников культуры и запросами различных категорий и социальных групп); отсутствие условий выбора по месту жительства форм и содержания культурной деятельности, отвечающих реальным потребностям и запросам населения; сворачивание коммерчески невыгодных, но социально значимых видов культурной деятельности (резкое сокращение объема культурных услуг, предоставляемых населению бесплатно); отсутствие у населения реальных возможностей доступа к подлинным ценностям культуры; неравное положение различных социальных групп населения с точки зрения доступности культурных ценностей и возможностей для культурной деятельности; недоступность большинства услуг (и прежде всего связанных с художественным образованием и физическим воспитанием детей и подростков) в силу их значительного удорожания; недостаточность у населения финансовых средств для потребления качественных и полноценных культурно-досуговых услуг; неудовлетворительные условия, препятствующие самовыражению, творческому поиску и развитию личности в сфере досуга (отсутствие необходимых помещений, технического оборудования, материалов, их низкое качество и т.п.); отсутствие ярких и интересных проектов, способных обеспечить аудиторию и привлечь дополнительные источники финансирования; низкая культурная активность населения, выражающаяся в слабой посещаемости учреждений культуры, досуга, снижение интереса населения к традиционным направлениям и формам работы учреждений; рост предпочтений населения “домашним” формам потребления культурных ценностей и в то же время неразвитость сферы производства товаров и предложений услуг, направленных на оптимизацию семейного досуга; низкий профессиональный уровень работников отрасли (в силу снижения качества подготовки в вузах и училищах, несистематичности работы курсов повышения квалификации др.); недостаточная обеспеченность культурно-досуговых учреждений кадрами, способными разрабатывать и эффективно осуществлять социально-культурные программы и т.д. неэффективное использование музейных и библиотечных фондов; неоптимальное размещение инфраструктуры досуга; низкий уровень доступности социально-культурной инфраструктуры для детей и подростков (отсутствие “своих” мест общения, нехватка помещений для отдыха, развлечений, творчества); недостаточная информированность культурно-досуговых учреждений о носителях социально-культурных инициатив, идей, проектов; неспособность (и нежелание) привлечь их к участию в разработке и реализации программ и проектов; низкое качество (или отсутствие) методической помощи учреждениям культуры и досуга; отсутствие информации о новых технологиях в сфере организации культурно-досуговой деятельности.

2. Проблемы организационно-управленческого характера: отсутствие общественных структур (ассоциаций, советов, союзов и т.п.), реально участвующих в определении приоритетов культурной политики и корректировке действий органов управления; отсутствие условий и организационных механизмов саморазвития культурной жизни; межведомственная разобщенность и нескоординированность деятельности различных учреждений культуры, досуга, спорта, образования, препятствующая эффективному использованию их совокупного потенциала и распыляющая имеющиеся ресурсы; отсутствие позитивной обратной связи между управленческими структурами и подведомственными учреждениями, приводящее к неэффективности принимаемых управленческих решений; оторванность управленческих структур от реальных субъектов культурной жизни, возникших вне отрасли, их неспособность работать в режиме партнерских отношений с носителями идей и творческих инициатив; отсутствие организационных, экономических, правовых механизмов и технологий для партнерского взаимодействия с различными негосударственными субъектами культурной жизни; недостаточная помощь общественности в разработке и осуществлении культурной политики на уровне района, города; жесткая регламентация деятельности учреждений, отсутствие реальной самостоятельности и возможности беспрепятственно реализовывать свои замыслы; преимущественно отраслевой подход к культуре, ограничивающий смысл культурной политики поддержкой ведомственных учреждений; ориентация культурной политики на возможности существующей инфраструктуры и неучет потенциала учреждений спорта, образования, здравоохранения в решении социально-культурных проблем территории; слабое использование потенциала культуры в решении социальных, социально-демографических и социально-психологических проблем.

3. Проблемы, вызванные дефицитом бюджетного финансирования отрасли: сокращение бюджетных средств, выделяемых на культуру ниже допустимого уровня, определенного в “Основах законодательства о культуре” (3% федерального и 6% местных бюджетов); отсутствие гласности в распределении бюджетных средств; низкий уровень технического обеспечения сохранности музейных и библиотечных ценностей (как известно, в реставрации нуждается от 30 до 70% музейных фондов), отсутствие средств для создания новых экспозиций; сокращение объемов пополнения книжных фондов (в 3-4 раза) в условиях объективного роста библиотеки как источника информации и возможности бесплатного самообразования; недоступность огромных информационных ресурсов страны и мира в силу крайне низкой оснащенности библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и передачи информации; сужение информационного пространства за счет сокращения средств на комплектование библиотек, разрушения государственной системы комплектования школьных библиотек учебно-методическими комплексами; низкий коэффициент обеспеченности населения учреждениями культы, посадочными местами, библиотечными фондами, культурными услугами; отсутствие законодательства, стимулирующего благотворительность и спонсорство коммерческих организаций в сфере культуры.

4. Проблемы общественной значимости и престижа сфер культуры и досуга: игнорирование властью проблем культуры; отсутствие в структурах государственного управления ясного понимания целей, задач и способов решения сегодняшних проблем культуры; непонимание со стороны властей и потенциальных спонсоров смысла вложения средств в культуру; недооценка со стороны ресурсодержателей (и прежде всего местной администрации) значимости культурно-досуговой деятельности как средства решения территориальных проблем, важнейшей составляющей человеческой жизни; недостаточное внимание к проблемам развития культуры со стороны средств массовой информации.

5. Проблемы социального статуса и профессионального самоутверждения работников отрасли: низкая заработная плата специалистов сферы культуры и досуга; минимальные возможности должностного роста; падение престижа профессий социально-культурной направленности; неудовлетворенность специалистов культурно-досуговой сферы своей деятельностью, растущее чувство неадекватности ее содержания современной социокультурной ситуации; несоответствие социальной роли и статуса управленцев и работников КДУ новым социокультурным условиям; ориентация на сохранение традиционных позиций идеологических работников, “воспитателей” и “наставников”; снижение статуса управленцев сферы культуры в структуре административного аппарата.

Видение и понимание отраслевых проблем также позволяет выйти на актуальные проекты и программы, создающие условия для оптимизации культурной жизни различных групп населения, территории в целом. Например, одной из наиболее актуальных и распространенных “отраслевых” проблем является отсутствие условий для саморазвития культурной жизни, самоорганизации различных субъектов культурного творчества. Для решения этой проблемы можно предложить проект, целью которой будет создание организационных и экономических условий, способствующих развитию социально-культурной самодеятельности населения, обеспечивающих общественную востребованность творческого потенциала носителей культурных инициатив.

 

Задачи проекта: Содержание мероприятий:
1. Подготовка и проведение конкурса проектов, в котором могут участвовать различные субъекты культурной жизни.   1. Формирование оргкомитета конкурса и разработка плана мероприятий; 2. Разработка положения о конкурсе; 3. Организация пресс-конференции; 4. Консультации по технологии составления заявки на участие; 5. Конкурс программ.
2. Создание банка социально-культурных инициатив.   1. Сбор заявок для участия в аукционе социально-культурных инициатив; 2. Проведение аукциона социально-культурных проектов.
3. Организация целевых Фондов культурных инициатив. 1. Подготовка слушаний по проблемам территориальной культурной политики; 2. Подбор инициативных групп в соответствии с приоритетами культурной жизни; 3. Разработка уставов целевых Фондов; 4. Проведение учредительных собраний Фондов; 5. Регистрация Фондов.

 

В качестве наиболее эффективного способа решения организационных проблем сферы культуры можно предложить проект общегородских слушаний «Проблемы и перспективы развития культуры «.

Необходимость проведения Слушаний продиктована: отсутствием компетентной и целостной информации, характеризующей социокультурную ситуацию в городе; низкой социально-культурной активностью населения; нескоординированностью учреждений и различных ведомств; необходимостью учета общественного мнения в определении перспектив и приоритетов в развитии культурной жизни.

Общегородские Слушания «Проблемы и перспективы развития культуры» – это регулярно осуществляемое мероприятие, направленное на развитие демократических начал в управлении и координацию деятельности учреждений культуры, досуга, образования в рамках единой городской программы поддержки и развития сферы культуры. В отличие от традиционного жанра актива, где основное внимание уделяется подведению итогов прошедшего года, Слушания ориентированы на осмысление социально-культурной ситуации и места учреждений культуры, досуга, образования в решении актуальных для города проблем, экспертизу проектов и программ, которые предполагается принять к реализации в наступающем году.

Цельюобщегородских Слушаний является: достижение взаимопонимания, гармонии интересов учреждений культуры и органов власти, с одной стороны, и социальной среды, с другой; целенаправленное формирование имиджа управленческих органов, вызывающего доверие и уважение у населения; формирование и поддержка общественного мнения о деятельности отдела культуры как социально ответственном институте путем информирования общественности о его целях, намерениях, возможностях и перспективах; профилактика возможных конфликтов с общественностью, противодействие нежелательным слухам; публичная демонстрация и “продвижение” идей и проектов, составляющих содержательный блок городской программы поддержки и развития сферы культуры; расширение сферы влияния учреждений культуры на экономическую, политическую и социальную жизнь горожан; определение первоочередных для реализации проектов и программ и мер государственной поддержки сферы культуры; выработка соответствующих рекомендаций органам власти города.

Состав участников Слушаний: в Слушаниях примут участие: представители городской администрации, отдел культуры, работники различных учреждений культуры, образования, лидеры общественных объединений, инициативных групп и члены творческих союзов, заинтересованные предприниматели, меценаты и спонсоры, представители средств массовой информации.

Задачи проекта: обеспечить все заинтересованные социальные силы информацией о приоритетах и перспективах развития культуры; подвести итоги культурной деятельности за прошлый год; уточнить перспективы, приоритеты и первоочередные проекты развития культуры; обсудить вместе с общественностью приоритеты развития сферы культуры города, выявить и отобрать перспективные творческие иди горожан; найти пути сотрудничества в реализации программ и проектов между различными учреждениями культуры, образования, искусства вне их ведомственной или отраслевой принадлежности, деловыми кругами; выработать итоговые документы по результатам работы Слушаний.

Мероприятия и порядок реализации проекта во времени: формирование рабочей группы по подготовке Слушаний; разработка сценария проведения Слушаний (в т.ч. подготовка выступающих, художественно-концертное обеспечение и т.д.); разработка текста приглашений, анкет обратной связи, методики сбора и обработки информации; подготовка справки об итогах деятельности учреждений культуры и досуга на прошлый год; издание информационно-организационных материалов.

Проблемы организационно-управленческого и финансового характера могут быть частично разрешены в рамках проекта “Информационный Центр”.

Актуальность создания Информационного центра по проблемам культуры и искусства обусловлена прежде всего недостатком оперативной информации о социокультурной ситуации, необходимой для корректировки приоритетных направлений развития культурной жизни города; отсутствием у работников культуры навыков работы с источниками информации; слабой информированности населения о мероприятиях и программах текущей и перспективной культурной жизни города; недостаточной представленностью в средствах массовой информации проблематики культурной политики, культурной жизни города; несформированностью информационной базы о культурном потенциале города, региона, страны; дефицитом бюджетного финансирования сферы культуры и отсутствием информации о возможных источниках внебюджетного финансирования проектов и программ (фонды, фирмы, банки и т.д.), а также способах и технологии привлечение спонсоров, методах стимулирования патронажа и благотворительности.

Решение этих проблем предполагает:

– во-первых, соответствующее информационное обеспечение культурной политики с использованием современных информационных технологий (предварительное маркетинговое исследование, оценку платежеспособного спроса, конкурентов и партнеров, в т.ч. в рамках бизнес-плана КДУ);

– во-вторых, создание Банка данных и разработку механизмов получения оперативной информации о специальных благотворительных фондах, в т.ч. и зарубежных, субсидирующих культурные проекты и программы;

– в-третьих, наличие специалиста, умеющего грамотно оформить заявку на получение средств из внебюджетных источников, способного поддерживать эффективную связь с Фондами и владеть методикой разработки и продвижения заявок на субсидирование различных проектов с учетом профильной специфики и приоритетов соответствующего Фонда.

Форма реализации проекта – Информационный центр по проблемам культуры и искусства.

Направления деятельности Центра:

– Развитие сотрудничества сферы культуры и средств массовой информации (проблемные встречи работников сферы культуры и журналистов, специальная программа по КТ, организация серии городских семинаров по использованию информационных и иных социальных возможностей сферы культуры и др.);

– Установление тесных рабочих контактов с региональным центром информации в области культуры и искусства и взаимообмен информацией с ним;

– Сбор, накопление, обработка и распространение информации о культуре, искусстве, науке, образовании, туризме и деловой жизни в регионе и стране:

– Поиск, изучение, обобщение, освоение и внедрение новых информационных и социально-культурных технологий;

– Информационное сопровождение реализации культурной политики в городе;

– Формирование машиночитаемых баз данных фактографической информации по тематике культуры города;

– Информационное обслуживание и услуги в справочном и интерактивном режимах, с использованием как собственных баз данных, так и уже имеющихся в регионе;

– Организация издательской деятельности, обеспечивающей распространение научно-методической информации, рекламу, publiс relations;

– Выпуск регулярных информационных бюллетеней о предстоящих событиях культурной жизни;

– Оказание услуг населению, предприятиям, организациям в области информатизации, издательской деятельности, рекламы;

– Организация консультаций и оказание методической помощи различным учреждениям, организациям (т.ч. и политическим партиям, инициативным группам) по разработке, оформлению и продвижению заявок на участие в конкурсах программ и проектов, формированию бизнес-плана и т.д.

Следует подчеркнуть особую важность проектов, ориентированных на решение первой группы проблем, т.е. создаваемых с целью совершенствования содержания деятельности учреждений социально-культурной сферы, оптимизации их функциональных моделей. Место такого рода проектов в общей картине проектирования можно представить следующим образом:


 
 

 


Как правило, проекты такого рода носят комплексный характер и ориентированы на решение максимального количества социально-культурных и личностных проблем, создание условий, оптимизирующих среду обитания человека, его образ жизни.

Рассмотрим проектные замыслы создания различных моделей учреждений, необходимость которых была обусловлена реальными проблемами и противоречиями социально-культурной жизни города[66].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социально-культурные технологии

Социально культурные технологии.. Марков А П Бирженюк Г М Основы социокультурного проектирования Учебное пособие Санкт Петербург Проектная..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социально-культурная программа как средство решения “отраслевых” проблем

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  Учебное пособие   Санкт-Петербург 1997 СОДЕРЖАНИЕ Проектная сущность социально-культурных технологий________________ 3

Проектная сущность социально-культурных технологий
(Вместо введения)   Одной из основополагающих характеристик “человека культурного” является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творче

Теоретические основания социокультурного проектирования
Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, х

Социально-культурная деятельность как объект проектирования
В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», к

Социально-культурная сфера как область проектирования
Отраслевой и территориальный срезы культурного бытия составляют социально-культурную сферу, которая выступает важнейшей и непосредственной областью проектной деятельности. Инфраструктур

Принципы социально-культурного проектирования
Социокультурное проектирование – это технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений. Поэтому чрезвычайно важны некие исходные положен

Сущность проблемно-целевого анализа
В основе технологии социально-культурного проектирования лежит проблемно ориентированный анализ ситуации. Учитывая, что и территориальные, и целевые проекты и программа представляют собой относител

Понятие и структура ситуации
Технологической основой и первым этапом разработки социально-культурных проектов и программ всех уровней является характеристика социокультурной ситуации. Ситуация – это совокупност

Социокультурная ситуация и ее составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)
Социокультурная ситуация – это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

Образ жизни как элемент анализа ситуации
Образ жизни – это категория, обозначающая совокупность типичных для индивида или социальной группы форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая содержание поведения, общения и деятельност

Типы проблем и технология ИХ анализа
В самом общем смысле проблемы – это, с одной стороны, объективные трудности, преграды, факты неблагополучия, с другой – это результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенно

Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования
В процессе проектирования в качестве единицы анализа может выступать ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом (общесоциальная), локальная сит

Проект “Муниципальный культурный центр “Полярные Зори”.
Актуальность проекта: Целесообразность преобразования ныне существующего городского дома культуры в муниципальный культурный центр обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, потреб

Проект “Многопрофильный культурно-досуговый центр “Клуб-музей”.
Цели деятельности клуба-музея были сформулированы в результате обобщения материалов опроса экспертов, изучения социокультурной ситуации в городе, учета пожеланий, высказанных участниками акт

Проект «Молодежный Центр досуга и творчества».
Необходимость в таком проекте вызвана: отсутствием условий для полноценного проведения досуга, творческого самовыражения и самореализации молодежи; низкой культурой общения, падением у молод

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации. Первое задание: Осуществить контент-анализ 5-7 публикаций (самостоятельно). Второе задание: По результатам кон

Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики
В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития

Этапы разработки региональных социально-культурных программ
Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, мо

СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Социально-педагогические задачи, а также функции специалиста, работающего в этой сфере, технология его деятельности определяются теми специфическими проблемами, которые возникают в системе «человек

Характеристика аудитории как основа разработки социально-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ программ
Если основу проработки целевого и содержательного разделов проектов первого типа составляет анализ социально-культурных проблем, то первый шаг социально-педагогического проектирования – характерист

Типология и характеристика методов игрового проектирования
Социально-культурное проектирование с полным основанием можно отнести к категории сложных наукоемких технологий, интегрирующих в себе методы целого ряда наук и одновременно располагающее собственны

Проективные возможности инновационных игр
В той или иной мере все указанные виды игр берут свое начало от организационно-деятельностных (ОДИ) и инновационных игр (ИНИ). Организационно-деятельностные (ОДИ) и инновационные игры (ИНИ) имеют с

Принципы игрового проектирования
Реализуются указанные преимущества инновационных игр за счет реализации системы принципов игрового проектирования, которые делятся на две группы. Содержание первой из них совпадает с принципами сам

Условия реализации проективного потенциала инновационных игр
Проектный характер и эффективность игры обеспечиваются за счет: специальной организации игрового процесса, выстраивания позиционно-ролевой структуры игры, организации игры в соответствии с определе

Опыт организации инновационной игры по разработке городской программы поддержки и развития культуры
Попытаемся проследить на примере реально состоявшейся инновационной игры как реализуются возможности данной технологии, потенциал игротехнических средств, принципы социокультурного проектирования и

БЮДЖЕТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ
Как известно, в последние годы доля бюджетных средств в общем объеме финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство культуры России рекомендует два направления совершенств

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Одним из ресурсов развития культурно-досуговой сферы является поиск внебюджетных источников финансирования. Актуальность данного направления совершенствования системы финансирования вызвана, во-пер

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги