СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ - раздел Образование, ИСКУССТВО ОРАТОРА Невольно Начинаешь Думать О Культуре Человека, Если Он Допускает Ошибки В Сло...
Невольно начинаешь думать о культуре человека, если он допускает ошибки в словесных ударениях, говоря: «ПодАл повод», «В этом квАртале», «Не дАл результата», «Думать о дОсуге людей», «Если отклЮчится внимание», «ПрИнялся за дело» и так далее.
Словесное ударение оформляет слово. Оно цементирует его, стягивает звуки и слоги в единое целое — слово, не давая ему «рассыпаться», «развалиться». Существует определенная сложность словесного ударения в русской речи. Если в английском, чешском, венгерском языках ударение всегда на первом слоге, во французском — на последнем, в польском — на предпоследнем, то в русском языке оно разноместно и является фонетическим различием слов: пАрить — парИть, прОпасть — пропАсть, мУка — мукА, хлОпок — хлопОк...
Поэт Яков Козловский в разделе, названном им «Одинаково нас пишут, но... по-разному нас слышат» предлагает целый цикл коротких стихов, показывающих, как ударение в слове меняет его смысл.
Вот несколько из них:
УДАРЕНИЕ
Мне слово «чудно»
Изменить нетрудно;
Поставил ударение на «О» —
Исчезло «чудно»,
Родилось «чудно».
КТО ЧТО ДЕЛАЕТ
Косит косец,
а зайчишка косит,
Трусит трусишка,
а ослик трусит.
МУКА И МУКА
Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
Не мука, а мука —
Поварам наука.
КУМУШКИ
Серая ворона
Черного ворона
Утром ругала,
присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки —
Сорок сорок.
В ЛЕСНОМ ЗАМКЕ
На двери замка
Нет замка.
Живет щегол здесь —
первый щеголь.
И утром белка
Из белка
Ему сбивает гоголь-моголь.
БАСНЯ
Косой купил ружье.
И через час-другой
Был серый волк объят тревогой.
Сказал ему Косой:
— Послушай, дорогой,
Ты стерегись ходить моей дорогой.
И в словах, несущих единое содержание, наблюдается историческое перемещение ударения. Зафиксированы три тенденции перемещения: регрессивная, прогрессивная и центростремительная. Регрессивное направление ударений чаше наблюдается у двухсложных слов: токАрь - тОкарь, паспОрт - пАспорт, курИт — кУрит, грузИт — грУзит...
Но в большем количестве слов происходит прогрессивная акцентуация. Ударение перемещается с начального (или второго от начала) к концу слова: Удить — удИть, вЕрны — вернЫ, блИзки — близкИ, учИтели — учителЯ, профЕссоры — профес-сорА, трАкторы — тракторА...
У многочисленных слов наблюдается тенденция к переходу ударений в центр слова. Это позволяет сохранять ритмическую упорядоченность звучащей речи, которая не терпит скопления более трех безударных слогов: рецензировАть — рецеизИровать, абонировАть — абонировать, баллотировАть — баллотировать...
В современном русском языке преобладает центральное ударение с тенденцией к смещению во вторую половину слова. Меньше всего слов с начальным ударением. Вот почему режет слух начальное ударение в словах: нАчать, Агент, цЕмент, квАртал...
Оратору надо иметь под рукой словарь, чтобы сверять с ним правильность ударений в современной речи.
Трудность русского словесного ударения состоит еще и в его подвижности. В одном и том же слове оно перемещается с одного слога на другой. Это происходит при изменении его формы по падежам, родам, числам, временам...
БОйкий — бойкА — бОек — бОйко — бОйки; тОикий — тонкА — тОнок — тОнко — тОнки; брАл — бралА — брАло — брАли; дАл — далА — дАло — дАли; нАчал — началА — нАча-ло — нАчали; Отдал — отдалА — Отдало — Отдали; рОздал — роздалА — рОздало — рОздали...
Однако такому изменению подчиняются не все слова нашей речи. Например, существительные: досУг — досУгу — досУ-гом — о досУге; квартАл — квартАлу — квартАлам — о квартАле; Очерк — Очерка — Очерку — Очеркам — об Очерке...
Не все глаголы имеют перемещенное ударение в женском роде; бИл — бИла — бИли; знАл — знАла — знАло — знАли...
Необходимо запоминать верное ударение слов в русской речи, пользуясь специальными справочниками, пособиями, вырабатывать в себе «чувство слова», чувство ритмической организации русской речи. Именно ритмической упорядоченностью звучащего слова, не терпящего скопления более трех безударных слогов, мы можем объяснить, почему надо говорить «Московские ворОта», но «морские воротА»; «кубанские казАки», но «донские казакИ»; «дЕвица-красавица», но «шла девИца за водой»; «ветер пО морю гуляет», но «как по мОрю, мОрю синему» и т. д. В зависимости от контекста всей фразы мы можем сказать: пО мосту — по мостУ — по мОсту; пО столу — по столУ; пО небу — по нЕбу; далекО — далЕко; высокО — высОко...
В бытовой современной речи, к сожалению, наметилась тенденция убирать подвижность ударения, а ведь это — неповторимое богатство нашего языка. Прислушайтесь: гОрод — городОк — прИгород; стОй — стоИшь — вЫстоишь; дАл — далА — пЕредал; далекО — далЕче...
Одно слово может передать тончайшие нюансы чувств, действий, настроений:
И сердцем далек О носилась
Татьяна, смОтря на луну...
Вдруг мысль в уме ее родИлась...
— Поди, оставь меня одну. —
говорит Татьяна няне.
И пишет любовное письмо Онегину. А вот она в Москве, в «Собранье».
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой...
И в сумрак липовых аллей,
Туда, где Он являлся ей.
Так мысль ее д а л Е ч е бродит:
Забыт и свет и шумный бал...
Это простонародное слово далече точно характеризует образ мыслей пушкинской героини.
А вот еще строки из другого произведения А. С. Пушкина:
Все грустную тоску на душу мне наводит.
ДалЁко, там луна в сиянии восходит...
Попробуйте сказать: «Там, далекО луна в сиянии восходит» и сразу теряется не только красота метро-ритмического порядка слов во фразе, но и глубина смысла: обреченность изгнанника на вечную разлуку с любимой женщиной, для которого слова «далЁко», «там» приобретают особую значимость, они объемны, они выделяются при звучании стихов, они дороги Пушкину.
«ДалекО, далЕче, далЁко». Сколько разнообразия смыслов в подвижности ударения в русской речи! Подвижность ударения выделяет пол действующего лица: Он пОдал руку, она подалА.
Разве не видится за первой фразой волевое, мужское начало, а за второй — женственность, мягкость движения? А ведь приходится слышать, как говорят: «Он подАл, она подАла». Как будто действуют какие-то бесполые существа.
Вслушайтесь еще раз в то, как передает разный характер действия мужчины и женщины переходящее ударение:
Вдруг понялА, что не правА была,
И другу тихо руку подалА.
Он пОнял — тяжела разлука.
И пОдал руку.
А как определенно звучат слова, когда ударение в слове переносится на частицу отрицания в мужском роде:
Дал ответ? НЕ дал. Нет.
Когда же говорят «не дАл», да еще произносят это нечетко, то не понимаешь, что же все-таки: дал или нЕ дал? И приходится переспрашивать.
Частица отрицания образует новые слова, беря на себя ударения: «Ты не друг мне, а нЕдруг», «Быль иль нЕбыль», «пЕви-даль», «нЕуч», «нЕхристь», «в нЕпогодь»...
У поэта Якова Козловского есть стихи, которые гак и называются:
БЕГЛОЕ УДАРЕНИЕ
Поклонившийся погосту,
От селенья за версту
Шел я пО мосту,
по мОсту,
По скрипучему мостУ...
Много ль надо человеку?
Отдышаться б на веку,
Глядя нА реку,
на рЕку,
На спокойную рекУ.
Дым печной тянулся к дыму,
И клонилось потому
Солнце нА зиму,
на зИму,
На морозную зимУ.
В разноритмичности, подвижности ударений проявляется фонетическое разнообразие, гибкость нашего языка, тончайшая его выразительность. Как же надо внимательно, «с почтением» относиться к словесному ударению, чтобы не допускать ошибок в произнесении, чувствовать музыкальную организованность речи.
Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой частью литературного языка. Задача орфоэпии состоит в том, чтобы каждый человек, познав индивидуальные особенности своей ре-
чи, а также особенности говоров и акцентов, мог сделать собственную речь совершенной.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ
(Оратор и его голос)
Звук — это плацдарм нашего искус-
ства. Звуком рисуешь видимое слово,
звуком чувствуешь, страдаешь, восхи-
ЧТО НИ ЗВУК, ТО И ПОДАРОК
(Дикция оратора)
...Каждый должен обладать превос-
ходной дикцией, произношением... дол-
жен чувствовать не только фразы, сло-
ва, но и каждый с
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Изучив методические приемы тренинга, построенные на опосредствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата, ежедневно тренироваться, хорошо понимая целевые установки каж
ПО-РУССКИ ЛИ МЫ ГОВОРИМ?
(Литературное произношение)
Ораторская речь с трибуны, лекция преподавателя с кафедры, выступление чтеца с эстрады, речь актера со сцены, звуковое кино, радиовещание, теле
РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ
В русской речи ударный слог удлинен, выделен в слове. Безударные же слоги произносятся по-разному (короче) в зависимости от позиции: чем дальше они стоят от ударного, тем больше р
ЗВУЧАНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ЧАСТИЦ СЬ, СЯ
Идут споры о том, как правильно произносить: горжуС или горжуСЬ, прощал С А или прощалСЯ, совещаетеС или совещае-теСЬ. Спор этот возник естественным путем — народ не воспринимает утрированное «акт
ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГИЙ, КИЙ, ХИЙ
Споры идут и по поводу этих окончаний. В отдельном слове звучание ближе к написанию. В потоке речи мягкое произнесение ИИ приближается к ЫЙ или АИ. Попробуйте убедиться в этом, слитно произнося, на
ПРОИЗНОШЕНИЕ СТАРОРУССКИХ СЛОВ
В современной речи очень редко встречаются старорусские слова и союзы — мол, дескать, стало быть, кабы, коли, хоть. Но они имеют место в поэзии, в речах персонажей драматических произведений. Эти с
ЗАКОН ОГЛУШЕНИЯ И ОЗВОНЧЕНИЯ
Звонкие согласные перед глухими оглушаются: подружка — подруШка, развязка — развяСка, сказка — скаСка, соседка — сосеТка, беседка — бесеТка...
Перед звонкими согласными глухие озвончаются:
ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
Отвлекает от содержания неверное, но очень сейчас распространенное, звучание фрикативного украинского ГХ вместо взрывного Г: ГХосплан, мноГХообразный опыт, ГХодовое задание, бриГХада, проГХресс, ра
СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
Не все придерживаются такого правила, как смягчение согласных перед мягкими согласными. На этом правиле мы несколько больше задержим внимание.
Некоторым кажется, что мягкое произнесение
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подробно ознакомившись с настоящей главой и ответив на контрольные вопросы, приступить к следующим заданиям.
Совершенствуя свой фонематический слух, составлять «Антисловарь» отклонений от
КОСН0ЯЗЫЧНА РИТОРИКА БЕЗ ГРАММАТИКИ
(Языковая культура)
Свой язык, слова, фразы, законы
речи надо однажды и навсегда почув-
ствовать, и, когда они станут нашей
второй натурой, тогд
МОЕ БОГАТСТВО - МОЙ ЯЗЫК
(Языковые средства выразительности)
Пред вами громада — русский
язык! Наслажденье глубокое ждет вас,
наслажденье погрузиться во всю неиз-
меримо
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Риторика и пиитика шли и идут все годы рука об руку. В риторике много поэзии, в поэзии много риторики. Возьмите стихи и отмечайте: какие приемы риторики использует поэт.
Читайте художестве
ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ НИТИ ПРОЛОЖИТЬ
(Интонационная выразительность)
Для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми интонациями.
К. С. Станиславский
Монот
ДИАПАЗОН ГОЛОСА
Понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять качество звучания голоса
СИЛА ГОЛОСА
Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда — сильнее звук. Сила звука определяется и величиной давления, которое оказывает звуковая волна на единицу поверхности.
ТЕМПО-РИТМ РЕЧИ
Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сменой темпо-ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритме. Когда же оратор го
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЛОДИКИ
Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, доб
ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ
В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизируем, и каким резким, разд
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Составить карточки с текстами и графическими изображениями их мелодического звучания. Тренироваться в их воспроизведении.
Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона г
ЯЗЫК ЧУВСТВ
(Жесты и мимика как средство общения)
Жест — есть не движение тела, а движение души.
Ф. И. Шаляпин
Лицо говорит вместе с языком.
А. Ф. Кони
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Рекомендуется помимо чтения специальной литературы заняться наблюдением за тем, как пользуются жестово-мимическими средствами общения те или иные ораторы.
Полезно заняться самоконтролем.
С ПЕРОМ В РУКЕ
(Как создать текст выступления)
Всякая речь должна быть составле-
на, словно живое существо, — у нее
должно быть тело с головой и ногами, причем туловище
ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ
(Юмор в публичном выступлении)
Юмор — это трезвый и самокритичный взгляд на жизнь, это обладание
бодростью человеческого духа, подлин-
ным гуманизмом; а
ПРОНЗЕН СТРАСТЬЮ
(Творческое самочувствие оратора)
Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет ее родить у слушателей.
М. М. Сперанский
Оратор —
СЛОВО ЕСТЬ ПОСТУПОК
(Монолог — по форме, диалог — по сути)
Мы не хотим великолепно... только говорить... монолог.
Мы хотим им действовать, жить им во всеобъемлющем понятии этого сло
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Упражнение «Глаголы». Возьмите любую фразу, например, «глаголом жги сердца людей» и произносите ее, меняя глаголы действия: увлекаете, упрекаете, недоумеваете, сожалеете, угрожаете, сомневаетесь...
СКОЛЬКО ГОЛОВ, СТОЛЬКО УМОВ
(Искусство спора)
Меж ими все рождало споры И к размышлению вело: Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло...
А.С. Пушкин.
«Евгений Оне
Проникать внутрь
Попытайтесь угадывать внутренний мир людей, с которыми общаетесь. Для этого составляйте «словесные портреты». Опишите глаза, губы, волосы, уши... Постарайтесь описать выражение лица в различные з
И чувства добрые должны мы пробуждать
Составьте список друзей, сослуживцев, сокурсников, которые положительно или отрицательно влияют на ваше душевное самочувствие. Определите, чем (словом, действием) и почему?
Вспомните, кто
Не расплывайтесь по древу
Как часто оратор не укладывается в отведенное ему время, выступая на конференциях, советах, симпозиумах, дискуссиях, совещаниях... Как трудно бывает в короткой статье, реферате изложить суть иссле
Ты вот так, а я вот этак
Учитесь доказывать правоту своего взгляда на факты, явления, личности...
Первый: Ранняя весна! Ранняя весна - это прекрасно. Чаще появляется солнце. Легче дышится на весеннем ветерке. Вме
Быть или не быть?
«Быть или не быть» сопровождает нас всю жизнь. Мы этого даже не замечаем. «Вставать или еще поваляться в постели?» «Сказать или не сказать, что слышала о нем?» «Пойти или не пойти в гости?» «Выполн
Пословица ясно молвится
Чтобы яснее понимать, чувствовать идею и сверхзадачу своего выступления на ту или иную тему, полезно сочинять короткие речи с выводом, выраженным пословицей или поговоркой: «Не в свои сани не сади
ПОЧУВСТВОВАТЬ И СДЕЛАТЬ
(Виды учебных речей)
Познай, почувствуй, и свершится чудо:
Желанной ты достигнешь цели,
О коей и не ведаешь покуда.
Мало знать т
РЕЧЬ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Это самый простой вид речи. Занимающийся впервые выходит выступать перед незнакомой аудиторией. Он знакомит слушателей с собою - представляет себя. Называет свое имя, фами-
лию, сообщ
ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Море
Море... Это что-то неожиданное. Большущее поле без границ. Это могучая сила, не подвластная нам.
Если вы поедете отдыхать на море, то не пожалеете. Оно красиво в любую погод
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Надо доказать правильность своей точки зрения на тот или иной предмет, явление, событие. А значит, речь должна быть логически хорошо выстроена, должна содержать убедительные доказательства, факты
ХВАЛЕБНАЯ РЕЧЬ
Хвалить можно все: человека, искусство, дело, природу, предметы, спорт... Хвалебная речь более поэтична, образно-эмоциональна, насыщена словами превосходной степени оценки, наполнена восклицател
ПРОБЛЕМНАЯ РЕЧЬ
В проблемной речи, как в монологической, много вопросов, ответов, решений, отказов от этих решений, рассуждений, выводов. Главное речевое действие в проблемной речи - активное думание, поиск ответ
ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРСТВЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ
Оратору часто приходится отвечать на вопросы слушателей. Появление вопросов - это хороший сигнал. Он говорит о том, что выступление вызвало интерес, взволновало аудиторию.
Мудрец хоть з
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов