рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРОБЛЕМНАЯ РЕЧЬ

ПРОБЛЕМНАЯ РЕЧЬ - раздел Образование, ИСКУССТВО ОРАТОРА В Проблемной Речи, Как В Монологической, Много Вопросов, Ответов, Решений, От...

В проблемной речи, как в монологической, много вопросов, ответов, решений, отказов от этих решений, рассуждений, выво­дов. Главное речевое действие в проблемной речи - активное думание, поиск ответа на поставленную проблему. Речь нетороп­ливая. Голос звучит в основном на нижнем регистре. Напряжен­ная внутренняя жизнь.

Темы проблемных речей многообразны и бесконечны. Вся жизнь состоит из больших и малых проблем. В учебных речах не рекомендуется брать политические темы и темы, которые слож­ны для глубинного решения. Все это - в будущем. А обучаясь ора­торскому искусству, надо брать более доступные темы: эго­изм, равнодушие, счастье, радость жизни, наш город, культура общения...

В качестве проблемной речи приведем отрывок из статьи «Раз­мышление» народной артистки, профессора М.О. Кнебель1.

«Личность художника - что это такое? Из чего она состоит?... Можно ли формировать самого себя как личность?... Мне кажет­ся, что из нашего театра постепенно уходит понятие «посвяще­ние себя искусству», понятие высочайших эстетических норм, которые были законом для великих деятелей русской сцены.

Понятие «самоусовершенствование» мы сдали в архив... В то время как стоит оглянуться на судьбы крупных художников - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы уви­дим титанический труд над самим собой.

Разве в нашем деле уровень искусства поднимается сам собой?

Разве наше тело, наш голос податливее глины?

Разве наше воображение так уж подвижно от природы?

Разве процесс рождения замысла в нашем искусстве проще, примитивнее, чем в живописи или в музыке?

Разве театр требует меньше культуры, знаний, эмоциональ­ной взволнованности?

Разве дилетантизм в нашей профессии не безнравственен?

Сейчас слишком охотно молодые объявляют себя Моцарта­ми. А потом мы с горечью наблюдаем, как вместе с молодостью уходит обаяние, глядишь, вместо Моцарта пред тобой скучная посредственность, убогий диапазон чувств и мыслей...

Все это вопросы бескомпромиссного отношения к себе, к сво­ему творчеству. Именно нарушение высоких этических норм ле­жит в основе того, что художник может скатиться к ремесленни­честву. И тогда уже трудно говорить о личности художника».

Дружба

«И ты, Брут?» - воскликнул Цезарь, умирая. Предательство друзей! Что может быть страшнее? Даже самый беспощадный враг не идет ни в какое сравнение с фальшивым другом. Ведь врагов встречаешь с открытым забралом и мечом в руке. К друзьям же не боишься повернуться спиной. Беда, которую не ждешь, ранит намного сильнее ожидаемого удара.

1 Кнебель М.О. Размышление. Журнал «Театральная жизнь». 1984, № 13.

 

Многие скажут: «Не может быть! Мои друзья никогда меня не предадут. И вообще: каждый получает то, что заслуживает». Однако в жизни, к сожалению, не всегда так. И свидетельства тому можно найти в пословицах, крылатых выражениях: «Пригрел змею на груди», «Предают только друзья», «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным», в сказках («Снегурочка»), драмати­ческих произведениях («Король Лир», «Горе от ума», «Отелло»), и этот список можно продолжать и продолжать.

Так как же быть? Не иметь друзей? Никому не доверять? Быть одному? Нет! От этого можно сойти с ума!

Жить трудно целый век без ближних, без друзей!

Пойми, что человек ты лишь среди людей.

Низами

 

Надо жить по принципу: «Лучше поверить и ошибиться, чем ошибиться, не поверив».

Нужно любить и верить, понимать и прощать. Ценить насто­ящих друзей и не бросать их ради новых, на первый взгляд, более интересных знакомых. Ведь «старый друг лучше новых двух».

Нужно прощать зло. Прощать не ради других - ради себя. Обида сжигает душу, а месть разрушает ее окончательно. Конеч­но, предательство - это страшно, но оно не стоит того, чтобы по­мнить о нем всю жизнь.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло;

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

А.С. Пушкин

И все же: «Дружба да братство дороже всякого богатства», Берегите дружбу и друзей!

Когда обучающиеся познакомились друг с другом и сдружи­лись, объединенные единой целью овладения речевым мастер­ством, можно предложить им такой вид речи, как «Портрет».

Об этом задании надо предупредить заранее, чтобы можно было понаблюдать за объектами, отметить особенности характе­ра, поведения, речи, голоса, привычек... «Портрет» - это речь-за­гадка, ибо не называется имя человека - о ком идет речь, угады­вают сами слушатели.

Хорошо, чтобы обучающиеся прочли внимательно «Мертвые души» и обратили внимание на то, как гениально рисует портре-ты своих героев Н.В. Гоголь.

В процессе занятий идет работа и над многообразными видами речей, с которыми мы чаще всего встречаемся в жизни.

Поздравление: «С днем рождения», «...юбилеем», «...праздни­ком», «...победой в спорте, искусстве, работе», «Со свадьбой» и т.д.

Напутствие (окончившим школу, вуз, призывникам и т.д.).

Приветствие, сенсация, открытие выставки.

Презентация, прощальная речь с умершим...

Каждый из этих видов имеет свои особенности. Так, поздрав­ления рождают определенный тон речи, восторженные слова, мягкий теплый тембр... Ведь надо возбудить у слушателей теп­лые чувства радости, счастья.

В напутствии речь звучит уверенно, достаточно звучно. Надо внушить веру в хорошее будущее. В речи часто слышны восклицательно-побудительные интонации.

Действие в сенсации - удивить, изумить, потрясти. Речь не­торопливая, с вопросами, восклицаниями, в которых звучит удив­ление, радостное открытие чего-то небывалого или, наоборот, потрясающий гнев по поводу какого-либо преступления.

Если вы открываете выставку карикатуристов, надо людей настроить на веселый лад, сделать их «легкими», если же ведете на выставку, посвященную Великой Отечественной войне, надо сделать людей «тяжелее», серьезнее, остановить от ненужных разговоров, шума и т.д.

И если в первом случае голос звучит на более высоких тонах, со светлым тембром, то во втором - голос низкий, речь медлен­ная, тембр мягкий, но темный.

Прощальная речь с умершим кратка, строга, сдержанна в эмо­циях; речь звучит в нижнем регистре; медленно, тяжело произно­сятся слова. Надо всех сделать «тяжелее»: идет осознание того, что происходит. Конечно, говорится обо всем хорошем, что сде­лал человек в жизни. Если говорящий «подпускает чувства», то создается впечатление, что он лжет, играет горе.

Свадебные речи часто произносятся в стихотворной форме. Это создает особый эмоциональный настрой всех присутствующих на то, что происходит великое событие в жизни двух людей, связавших себя узами брака.

Выступая с той или иной речью, надо позаботиться о тоне ее звучания. Сейчас мы чаще слышим минор вместо мажора. Или фальшивый, крикливый, не изнутри идущий «бодрячок», или «озлобленный рык», готовый, как говорят некоторые режиссеры,

«вздрючить» слушателей. Чтобы избавиться от этих ошибок, надо знать разнообразие тонов, существующих в действительности: лирический, романтический, юмористический, героический, буф­фонный, драматический, трагический. Возможно и их сочета­ние: лирико-романтическое, лирико-драматическое и т.д.

Говорящий и слушающие связаны нитями творческого пони­мания. Это понимание рассчитано на сотворчество, сомыслие, сопереживание. Восприятие - это комплексный сгусток мыслей, чувств, всех психофизиологических процессов человека.

Можно выделить главенствующее действие слушателей при восприятии различных видов речи. Определим (разумеется, весь­ма условно) действенно-чувственные нити, связывающие гово­рящего со слушателями.

  Оратор   Слушатель
1. Речь - представление - знакомится
2. Речь - описательная видит
3. Речь - от предмета - улыбается
  Речь - доказательная - соглашается
5. Речь - хвалебная - чувствует
6. Речь - проблемная - понимает
7. Речь - портрет - угадывает
8. Речь - информация - запоминает
9. Речь - презентация - решает
10. Речь - свадебная - радуется
11. Речь сенсация - удивляется
12. Речь - открытие - настраивается
13. Речь - прощание - задумывается

Ораторы - это неповторимая индивидуальность во всем: в умении словами излагать содержание, в проявлении чувств (от­крытых или сдержанных), в логике доказательств и т.д. У кого-то превалирует мысль, логика, у кого-то на первом месте чувство, открытый темперамент.

С помощью действенного слова, различных видов речи мы организуем не только наше общение со слушателями, но и свой внутренний мир, управляем своими мыслями, желаниями, памя­тью, чувствами, поведением, творческим самочувствием. Совер­шенствуем себя как личность.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВО ОРАТОРА

На сайте allrefs.net читайте: "ИСКУССТВО ОРАТОРА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРОБЛЕМНАЯ РЕЧЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ
(Оратор и его голос)   Звук — это плацдарм нашего искус- ства. Звуком рисуешь видимое слово, звуком чувствуешь, страдаешь, восхи-

ЧТО НИ ЗВУК, ТО И ПОДАРОК
(Дикция оратора) ...Каждый должен обладать превос- ходной дикцией, произношением... дол- жен чувствовать не только фразы, сло- ва, но и каждый с

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  Изучив методические приемы тренинга, построенные на опосредство­ванном воздействии на работу голосо-речевого аппарата, ежедневно трени­роваться, хорошо понимая целевые установки каж

ПО-РУССКИ ЛИ МЫ ГОВОРИМ?
(Литературное произношение) Ораторская речь с трибуны, лекция преподавателя с кафедры, выступление чтеца с эстрады, речь актера со сцены, звуковое кино, радиовещание, теле

РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ
  В русской речи ударный слог удлинен, выделен в слове. Без­ударные же слоги произносятся по-разному (короче) в зависи­мости от позиции: чем дальше они стоят от ударного, тем больше р

ЗВУЧАНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ЧАСТИЦ СЬ, СЯ
Идут споры о том, как правильно произносить: горжуС или горжуСЬ, прощал С А или прощалСЯ, совещаетеС или совещае-теСЬ. Спор этот возник естественным путем — народ не вос­принимает утрированное «акт

ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГИЙ, КИЙ, ХИЙ
Споры идут и по поводу этих окончаний. В отдельном слове звучание ближе к написанию. В потоке речи мягкое произнесение ИИ приближается к ЫЙ или АИ. Попробуйте убедиться в этом, слитно произнося, на

ПРОИЗНОШЕНИЕ СТАРОРУССКИХ СЛОВ
В современной речи очень редко встречаются старорусские слова и союзы — мол, дескать, стало быть, кабы, коли, хоть. Но они имеют место в поэзии, в речах персонажей драматических произведений. Эти с

ЗАКОН ОГЛУШЕНИЯ И ОЗВОНЧЕНИЯ
Звонкие согласные перед глухими оглушаются: подружка — подруШка, развязка — развяСка, сказка — скаСка, соседка — сосеТка, беседка — бесеТка... Перед звонкими согласными глухие озвончаются:

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
Отвлекает от содержания неверное, но очень сейчас распространенное, звучание фрикативного украинского ГХ вместо взрывного Г: ГХосплан, мноГХообразный опыт, ГХодовое задание, бриГХада, проГХресс, ра

СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
Не все придерживаются такого правила, как смягчение со­гласных перед мягкими согласными. На этом правиле мы не­сколько больше задержим внимание. Некоторым кажется, что мягкое произнесение

СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ
Невольно начинаешь думать о культуре человека, если он допускает ошибки в словесных ударениях, говоря: «ПодАл по­вод», «В этом квАртале», «Не дАл результата», «Думать о дОсуге людей», «Если отклЮчи

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подробно ознакомившись с настоящей главой и ответив на контрольные вопросы, приступить к следующим заданиям. Совершенствуя свой фонематический слух, составлять «Антисловарь» отклонений от

КОСН0ЯЗЫЧНА РИТОРИКА БЕЗ ГРАММАТИКИ
(Языковая культура) Свой язык, слова, фразы, законы речи надо однажды и навсегда почув- ствовать, и, когда они станут нашей второй натурой, тогд

МОЕ БОГАТСТВО - МОЙ ЯЗЫК
(Языковые средства выразительности) Пред вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое ждет вас, наслажденье погрузиться во всю неиз- меримо

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Риторика и пиитика шли и идут все годы рука об руку. В риторике много поэзии, в поэзии много риторики. Возьмите стихи и отмечайте: какие приемы риторики использует поэт. Читайте художестве

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ НИТИ ПРОЛОЖИТЬ
(Интонационная выразительность) Для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми интонациями. К. С. Станиславский   Монот

ДИАПАЗОН ГОЛОСА
Понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокуп­ность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять каче­ство звучания голоса

СИЛА ГОЛОСА
Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых свя­зок: больше амплитуда — сильнее звук. Сила звука определяется и величиной давления, которое оказывает звуковая волна на единицу поверхности.

ТЕМПО-РИТМ РЕЧИ
Живая разговорная речь отличается бесконечным многообра­зием и сменой темпо-ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритме. Когда же оратор го

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЛОДИКИ
Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, доб

ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ
В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизи­руем, и каким резким, разд

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Составить карточки с текстами и графическими изображениями их мелодического звучания. Тренироваться в их воспроизведении. Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона г

ЯЗЫК ЧУВСТВ
(Жесты и мимика как средство общения) Жест — есть не движение тела, а движение души. Ф. И. Шаляпин Лицо говорит вместе с языком. А. Ф. Кони

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Рекомендуется помимо чтения специальной литературы заняться на­блюдением за тем, как пользуются жестово-мимическими средствами об­щения те или иные ораторы. Полезно заняться самоконтролем.

С ПЕРОМ В РУКЕ
(Как создать текст выступления) Всякая речь должна быть составле- на, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище

ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ
(Юмор в публичном выступлении) Юмор — это трезвый и самокри­тичный взгляд на жизнь, это обладание бодростью человеческого духа, подлин- ным гуманизмом; а

ПРОНЗЕН СТРАСТЬЮ
(Творческое самочувствие оратора) Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет ее родить у слу­шателей. М. М. Сперанский   Оратор —

СЛОВО ЕСТЬ ПОСТУПОК
(Монолог — по форме, диалог — по сути) Мы не хотим великолепно... только говорить... монолог. Мы хотим им дей­ствовать, жить им во всеобъемлющем понятии этого сло

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Упражнение «Глаголы». Возьмите любую фразу, например, «глаголом жги сердца людей» и произносите ее, меняя глаголы действия: увлекаете, упрекаете, недоумеваете, сожалеете, угрожаете, сомневаетесь...

СКОЛЬКО ГОЛОВ, СТОЛЬКО УМОВ
(Искусство спора) Меж ими все рождало споры И к размышлению вело: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло... А.С. Пушкин. «Евгений Оне

Проникать внутрь
Попытайтесь угадывать внутренний мир людей, с которыми общаетесь. Для этого составляйте «словесные портреты». Опи­шите глаза, губы, волосы, уши... Постарайтесь описать выраже­ние лица в различные з

И чувства добрые должны мы пробуждать
Составьте список друзей, сослуживцев, сокурсников, которые положительно или отрицательно влияют на ваше душевное само­чувствие. Определите, чем (словом, действием) и почему? Вспомните, кто

Не расплывайтесь по древу
Как часто оратор не укладывается в отведенное ему время, выступая на конференциях, советах, симпозиумах, дискуссиях, совещаниях... Как трудно бывает в короткой статье, реферате из­ложить суть иссле

Ты вот так, а я вот этак
Учитесь доказывать правоту своего взгляда на факты, явле­ния, личности... Первый: Ранняя весна! Ранняя весна - это прекрасно. Чаще появляется солнце. Легче дышится на весеннем ветерке. Вме

Быть или не быть?
«Быть или не быть» сопровождает нас всю жизнь. Мы этого даже не замечаем. «Вставать или еще поваляться в постели?» «Сказать или не сказать, что слышала о нем?» «Пойти или не пойти в гости?» «Выполн

Пословица ясно молвится
Чтобы яснее понимать, чувствовать идею и сверхзадачу свое­го выступления на ту или иную тему, полезно сочинять короткие речи с выводом, выраженным пословицей или поговоркой: «Не в свои сани не сади

ПОЧУВСТВОВАТЬ И СДЕЛАТЬ
(Виды учебных речей) Познай, почувствуй, и свершится чудо: Желанной ты достигнешь цели, О коей и не ведаешь покуда.   Мало знать т

РЕЧЬ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Это самый простой вид речи. Занимающийся впервые выхо­дит выступать перед незнакомой аудиторией. Он знакомит слу­шателей с собою - представляет себя. Называет свое имя, фами- лию, сообщ

ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Море Море... Это что-то неожиданное. Большущее поле без границ. Это могучая сила, не подвластная нам. Если вы поедете отдыхать на море, то не пожалеете. Оно кра­сиво в любую погод

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Надо доказать правильность своей точки зрения на тот или иной предмет, явление, событие. А значит, речь должна быть ло­гически хорошо выстроена, должна содержать убедительные до­казательства, факты

ХВАЛЕБНАЯ РЕЧЬ
Хвалить можно все: человека, искусство, дело, природу, пред­меты, спорт... Хвалебная речь более поэтична, образно-эмоцио­нальна, насыщена словами превосходной степени оценки, на­полнена восклицател

ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРСТВЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ
Оратору часто приходится отвечать на вопросы слушателей. Появление вопросов - это хороший сигнал. Он говорит о том, что выступление вызвало интерес, взволновало аудиторию. Мудрец хоть з

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги