рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ НИТИ ПРОЛОЖИТЬ

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ НИТИ ПРОЛОЖИТЬ - раздел Образование, ИСКУССТВО ОРАТОРА (Интонационная Выразительность) Для Передачи Своих ...

(Интонационная выразительность)

Для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми интонациями.

К. С. Станиславский

 

Монотонное произнесение, убивающее красоту и отчасти смысл, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слушателей, но и вредно для оратора.

А. Говоров

 

«От сердца к сердцу нити проложить. И как живой с живыми говорить» — таково требование к ораторскому искусству. Ведь «источник красноречия — в сердце» (Дж. Милль). «Чтоб собеседник нашу мысль постиг - Нужней нам сердце, нежели язык» — гласит народная мудрость. Речевая интонация и есть та живая, пульсирующая нить передачи сложных человеческих чувств, которую нельзя обрывать. Нужно постоянно обогащать речевую выразительность. Именно голос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психологические паузы, различный характер произнесения звуков — все, что входит в понятие «интонирование речи», играет первостепенную роль в речевом действии. Из всех перечисленных составных интонации самого пристального внимания требует мелодика речи. Если языковое выражение мысли должно быть понятным, то голо­совое - ярким и точным. Значит, необходимо развивать при­родную способность голоса к модуляции, звуковысотным изме­нениям тона.

Изменение основного тона — настолько естественное явление нормальной человеческой речи, что отсутствие звуковысотных изменений воспринимается как резкое нарушение речи и может даже свидетельствовать о психической ненормальности человека.

Звуковысотные сигналы несут различную информацию: пе­редают интонацию предложения (повествовательного, вопроси­тельного, побудительного, восклицательного), выделяют ударное слово в предложении, указывают на смысловое значение раз­личных компонентов речи (например, движение топа вниз вы-

деляет вводное предложение), выражают эмоциональное отно­шение к предмету разговора.

Мелодические рисунки являются готовыми формами, кото­рые хранятся в человеческой памяти как определенный запас интонаций родного языка, родной речи. Они — основа общест­венного воздействия в речевом общении. За них «цепляется» наш слух. По ним верно воспринимаем и осмысливаем речь говорящего и даем оценку ему.

Речь человека индивидуальна и неповторима. Интонации рождаются в процессе выполнения конкретной задачи, в кон­кретных условиях общения, конкретным человеком (кто, кому, где, зачем, с каким отношением и т. д.). Однако неповторимый строй интонаций отдельного человека проявляется на основе общих закономерностей звучащего слова. Поэтому и надо тре­нировать существующие определенные модели, схемы предло­жений русской речи.

Передавая содержание, оратор чаще всего пользуется конст­рукцией повествовательного предложения. Для нее характерна восходяще-нисходящая линия звучания Л. Она позволяет спо­койно, убедительно «вкладывать» в сознание слушателей свои мысли:

 

добро

Центр голоса Сделав

Не хвались

 

Чтобы научиться легко понижать тон голоса в конце фразы, надо начинать говорить на среднем тоне («центре» своего голоса), обязательно несколько повышая тон в середине фразы, «чтоб мысль развить, не оборвать, не уронить», а затем опуская его к точке. Тогда фраза будет иметь начало, вершину и конец. Оказывается, не так просто опустить тон голоса в конце фразы. Обратите внимание на распространившуюся сейчас манеру гово­рить с интонацией, не свойственной русской речи, как бы «зади­рая» концы фраз:

не хвались.

добро,

Сделав

 
 

 


Фраза с «задранными» концами приближается к вопроси­тельной, создает впечатление неуверенности, звучит с интонацией удивления, сомнения.

Очень важно обратить внимание на характерное для русской речи выделение ударного слова путем понижения тона голоса. Это вносит в речь говорящего покой, убедительность, усиливает впечатление уверенности говорящего в своих суждениях, вносит дополнительный оттенок значения. Но не всегда так получается, потому что существует определенная трудность. Дело в том, что при выделении главного слова, которое содержит наиболь­шую информацию, мы его не только несколько растягиваем, выделяем мелодически, но и усиливаем звучание. А при усилении голос стремится к повышению (если им не владеть). И тогда вместо утверждения слышится неуверенный вопрос, снижается значимость сказанного.

Тренируйте же навык понижения топа голоса на ударном слове в упражнении на снятие ударений! Понижение голоса начинается с ударного слова, где бы оно ни стояло — в конце, середине или начале фразы.

 

 

Проследите за тем, чтобы все безударные слова «бежали» под ударное слово — не повышайте на них тон голоса.

Напоминаем еще раз: голос наш способен на уровне одного слога воспроизводить пять способов его мелодического выделе­ния. При слове «Нет!» тон голоса может быть ровным (—), восходящим (/), нисходящим (), восходяще-нисходящим (/|), нисходяще-восходящим (V). Такое владение голосовой гибкос­тью не только в пределах фразы, слова, но даже одного гласного

 

звука в слове обеспечивает усиление психологической действен­ности звучащего слова

е

Не| [ет!_

 

Упражнение «Кончил дело — гуляй смело». В этом уп­ражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи.

Для того, чтобы легче ощутить это движение голоса в звуча­нии одного лишь слога, мы заменим слово «мама» одним сло­гом — «ма». Будем обращаться к маме с просьбой отпустить погулять.

Фантазируйте, чем занимаетесь, почему мама упорно стоит на своем и не пускает гулять. Чтобы оправдать различное инто­национное звучание фраз, продумайте, какими глаголами будете действовать, пытаясь добиться своей цели: уйти к товарищам на улицу. Допустим, используете такие глаголы: сообщаю, напо­минаю, упрекаю, умоляю, проверяю, поражаюсь.

— Ма, охота погулять. (Тон голоса ровный. Это простое сооб­щение о желании пойти погулять.)

— Сядь!

— Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминание маме с инто­нацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повыша­ется к концу слога.)

— Подождут.

— Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон го­лоса.)

— Помолчишь?

— Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, прогибая голос па гласной А, сначала поднимая, затем опуская тон.)

— Не канючь и не фусти.

— Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяете, окончательное ли это решение мамы. В интонации наивысшая степень удивления - голос опускается и тут же поднимается в слоге ма.)

-Да.

Кончишь дело — гуляй смело.

Надо обратить внимание на то, что в русской речи и мелодика вопросительных предложений носит восходяще-нисходящий характер звучания. Только в трех случаях восходящая линия звучания вопроса:

1) когда центр вопроса заключен в последнем слове:

лекцию?

на|

пошли |

Вы '

2) в неполных предложениях (без сказуемого) с союзом А:

о будущем?

он? лекция?

А А

3) в предложениях, начинающихся со слова «разве»:

ресно?

не инте |

Разве это|

 

Однако, если во фразе есть какое-либо обстоятельство, то

она принимает восходяще-нисходящий характер звучания:

ресно

это не инте

Разве для молодежи?

 

Ко второму типу вопросительных интонаций (с восходяще-нисходящим рисунком) относятся:

1. Фразы с вопросительными словами, стоящими в начале:

 

«Как вы себя чувствуете?», «Какая сегодня погода?»;

 

2. Фразы с вопросительными частицами ли, неужели:

 

«Придут ли они?», «Неужели не придут?»,

 

«Неужели это их не интересует?», «Думают ли они о деле?»;

 

3. Фразы с соединительным союзом или:

 

«Поймут или нет?», «Ждать или уйти?»,

«Верит или сомневается?»

В вопросительной фразе после повышения тона не все умеют опустить его и тем самым снижают выразительность, действен­ность речи.

Прислушайтесь к тому, как убедительно звучит фраза, когда в конце тон голоса понижается в вопросительной интонации:

да

Ког| | человек

|счастлив?

К. С. Станиславский образно и точно по рисунку сравню? вопросительную интонацию с «кваканием»:

квА- квА-

квА? квА?

 

Если текст состоит из нескольких вопросов, то они должны звучать обязательно по-разному: каждый последующий вопрос окрашивается более ярким мелодическим рисунком, звучит все более интенсивно.

В речи мы прибегаем к форме полного вопроса (или, как назвал К. С. Станиславский, «многоколенному кваканию»), когда вопросительной интонацией окрашивается каждое слово фразы. Такую форму вопроса рождает высшая степень удивления, изум­ления, недоумения, возмущения и т. п.

Одной из распространенных мелодических конструкций, ис­пользуемых в живой речи, является конструкция перечисле­ния. Приводя ряд фактов, аргументов, доводов, примеров, мы помогаем слушателям следить за логикой развития мысли. При перечислении создастся восходящая линия звучания слов, фраз. Надо научиться ступенчато двигаться вверх, при этом уметь опускать тон голоса на перечисляемых словах. Это понижение подчеркивает эмоциональное отношение говорящего, фиксирует внимание на значении мысли. Часто перечисление играет роль усилителя речи:

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга...

(А. Н. Некрасов)

Перечисления бывают неограниченные и ограниченные. При неограниченном перечислении рисунок звучания мысли восхо­дящий ( / ). Можно именно так прочесть эти строки Некрасова, слегка повышая каждое слово (но выделяя его понижением) и, не закончив перечислять многозначность оттенков чувств, отра­зившихся на лице несчастного, поставить после последнего слова многоточие. При ограниченном же перечислении конструкция фразы — восходяще-нисходящая: предпоследнее слово перечис­ления звучит на самом высоком тоне, а на последнем слове топ голоса понижается

моленья

и испуга.

Оратор часто использует такую стилистическую фигуру, как антитеза — противопоставление. При мелодике противопос­тавления повышается тон голоса в первой части фразы и пони­жается во второй. И чем ярче этот рисунок повышения и пониже­ния тона голоса, тем сильнее противопоставляется одно другому:

в уме

 

 

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

(Н. А. Некрасов)

 

Пой лучше хорошо щегленком,

Чем дурно соловьем.

(И. Л. Крылов)

 

Мелодические схемы противопоставления и сопоставления хорошо тренируются на пословицах, поговорках, афоризмах, крылатых выражениях:

 

Не всегда говори |то, что знаешь|, но всегда знай то, | что говоришь.

Часто красиво говорят, I а слушать нечего.

Что не складно, I то и не ладно.

Ничего не может быть в уме, | чего не было в чувстве,

Коротко и ясно, I оттого и прекрасно.

Не гордись званием, I а гордись знанием.

 

Пользуется оратор и побудительными предложениями в своей речи. Мелодическая схема их похожа на повествователь­ное предложение (восходяще-нисходящая линия звучания), но имеет свои особенности, которые надо знать. При побудительном предложении: 1) несколько выше произносится начало фразы; 2) значительно ниже высота тона последнего ударного слога во фразе; 3) больше интервал в высоте тона между самым высоким и следующим за ним низким тоном.

Бесконечно разнообразны мелодические конструкции вос­клицательных предложений, как бесконечны эмоции, чувства, волевые импульсы, желания, которыми сопровождается речь

говорящего. Любое повествовательное, вопросительное предло­жение можно сказать с восклицанием. При этом в более высоком тоне звучит все предложение; меньше падение тона на последнем ударном слоге; более интенсивно звучит фраза. Есть восклица­ния, которые выражаются каким-либо местоимением (какой, какая, такой, такая), наречием (как), междометием (ах, ох, о, аи...), словами, перешедшими в междометие (батюшки, господи).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВО ОРАТОРА

На сайте allrefs.net читайте: "ИСКУССТВО ОРАТОРА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ НИТИ ПРОЛОЖИТЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ
(Оратор и его голос)   Звук — это плацдарм нашего искус- ства. Звуком рисуешь видимое слово, звуком чувствуешь, страдаешь, восхи-

ЧТО НИ ЗВУК, ТО И ПОДАРОК
(Дикция оратора) ...Каждый должен обладать превос- ходной дикцией, произношением... дол- жен чувствовать не только фразы, сло- ва, но и каждый с

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  Изучив методические приемы тренинга, построенные на опосредство­ванном воздействии на работу голосо-речевого аппарата, ежедневно трени­роваться, хорошо понимая целевые установки каж

ПО-РУССКИ ЛИ МЫ ГОВОРИМ?
(Литературное произношение) Ораторская речь с трибуны, лекция преподавателя с кафедры, выступление чтеца с эстрады, речь актера со сцены, звуковое кино, радиовещание, теле

РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ
  В русской речи ударный слог удлинен, выделен в слове. Без­ударные же слоги произносятся по-разному (короче) в зависи­мости от позиции: чем дальше они стоят от ударного, тем больше р

ЗВУЧАНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ЧАСТИЦ СЬ, СЯ
Идут споры о том, как правильно произносить: горжуС или горжуСЬ, прощал С А или прощалСЯ, совещаетеС или совещае-теСЬ. Спор этот возник естественным путем — народ не вос­принимает утрированное «акт

ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГИЙ, КИЙ, ХИЙ
Споры идут и по поводу этих окончаний. В отдельном слове звучание ближе к написанию. В потоке речи мягкое произнесение ИИ приближается к ЫЙ или АИ. Попробуйте убедиться в этом, слитно произнося, на

ПРОИЗНОШЕНИЕ СТАРОРУССКИХ СЛОВ
В современной речи очень редко встречаются старорусские слова и союзы — мол, дескать, стало быть, кабы, коли, хоть. Но они имеют место в поэзии, в речах персонажей драматических произведений. Эти с

ЗАКОН ОГЛУШЕНИЯ И ОЗВОНЧЕНИЯ
Звонкие согласные перед глухими оглушаются: подружка — подруШка, развязка — развяСка, сказка — скаСка, соседка — сосеТка, беседка — бесеТка... Перед звонкими согласными глухие озвончаются:

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
Отвлекает от содержания неверное, но очень сейчас распространенное, звучание фрикативного украинского ГХ вместо взрывного Г: ГХосплан, мноГХообразный опыт, ГХодовое задание, бриГХада, проГХресс, ра

СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
Не все придерживаются такого правила, как смягчение со­гласных перед мягкими согласными. На этом правиле мы не­сколько больше задержим внимание. Некоторым кажется, что мягкое произнесение

СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ
Невольно начинаешь думать о культуре человека, если он допускает ошибки в словесных ударениях, говоря: «ПодАл по­вод», «В этом квАртале», «Не дАл результата», «Думать о дОсуге людей», «Если отклЮчи

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подробно ознакомившись с настоящей главой и ответив на контрольные вопросы, приступить к следующим заданиям. Совершенствуя свой фонематический слух, составлять «Антисловарь» отклонений от

КОСН0ЯЗЫЧНА РИТОРИКА БЕЗ ГРАММАТИКИ
(Языковая культура) Свой язык, слова, фразы, законы речи надо однажды и навсегда почув- ствовать, и, когда они станут нашей второй натурой, тогд

МОЕ БОГАТСТВО - МОЙ ЯЗЫК
(Языковые средства выразительности) Пред вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое ждет вас, наслажденье погрузиться во всю неиз- меримо

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Риторика и пиитика шли и идут все годы рука об руку. В риторике много поэзии, в поэзии много риторики. Возьмите стихи и отмечайте: какие приемы риторики использует поэт. Читайте художестве

ДИАПАЗОН ГОЛОСА
Понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокуп­ность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять каче­ство звучания голоса

СИЛА ГОЛОСА
Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых свя­зок: больше амплитуда — сильнее звук. Сила звука определяется и величиной давления, которое оказывает звуковая волна на единицу поверхности.

ТЕМПО-РИТМ РЕЧИ
Живая разговорная речь отличается бесконечным многообра­зием и сменой темпо-ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритме. Когда же оратор го

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЛОДИКИ
Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, доб

ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ
В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизи­руем, и каким резким, разд

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Составить карточки с текстами и графическими изображениями их мелодического звучания. Тренироваться в их воспроизведении. Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона г

ЯЗЫК ЧУВСТВ
(Жесты и мимика как средство общения) Жест — есть не движение тела, а движение души. Ф. И. Шаляпин Лицо говорит вместе с языком. А. Ф. Кони

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Рекомендуется помимо чтения специальной литературы заняться на­блюдением за тем, как пользуются жестово-мимическими средствами об­щения те или иные ораторы. Полезно заняться самоконтролем.

С ПЕРОМ В РУКЕ
(Как создать текст выступления) Всякая речь должна быть составле- на, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище

ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ
(Юмор в публичном выступлении) Юмор — это трезвый и самокри­тичный взгляд на жизнь, это обладание бодростью человеческого духа, подлин- ным гуманизмом; а

ПРОНЗЕН СТРАСТЬЮ
(Творческое самочувствие оратора) Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет ее родить у слу­шателей. М. М. Сперанский   Оратор —

СЛОВО ЕСТЬ ПОСТУПОК
(Монолог — по форме, диалог — по сути) Мы не хотим великолепно... только говорить... монолог. Мы хотим им дей­ствовать, жить им во всеобъемлющем понятии этого сло

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Упражнение «Глаголы». Возьмите любую фразу, например, «глаголом жги сердца людей» и произносите ее, меняя глаголы действия: увлекаете, упрекаете, недоумеваете, сожалеете, угрожаете, сомневаетесь...

СКОЛЬКО ГОЛОВ, СТОЛЬКО УМОВ
(Искусство спора) Меж ими все рождало споры И к размышлению вело: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло... А.С. Пушкин. «Евгений Оне

Проникать внутрь
Попытайтесь угадывать внутренний мир людей, с которыми общаетесь. Для этого составляйте «словесные портреты». Опи­шите глаза, губы, волосы, уши... Постарайтесь описать выраже­ние лица в различные з

И чувства добрые должны мы пробуждать
Составьте список друзей, сослуживцев, сокурсников, которые положительно или отрицательно влияют на ваше душевное само­чувствие. Определите, чем (словом, действием) и почему? Вспомните, кто

Не расплывайтесь по древу
Как часто оратор не укладывается в отведенное ему время, выступая на конференциях, советах, симпозиумах, дискуссиях, совещаниях... Как трудно бывает в короткой статье, реферате из­ложить суть иссле

Ты вот так, а я вот этак
Учитесь доказывать правоту своего взгляда на факты, явле­ния, личности... Первый: Ранняя весна! Ранняя весна - это прекрасно. Чаще появляется солнце. Легче дышится на весеннем ветерке. Вме

Быть или не быть?
«Быть или не быть» сопровождает нас всю жизнь. Мы этого даже не замечаем. «Вставать или еще поваляться в постели?» «Сказать или не сказать, что слышала о нем?» «Пойти или не пойти в гости?» «Выполн

Пословица ясно молвится
Чтобы яснее понимать, чувствовать идею и сверхзадачу свое­го выступления на ту или иную тему, полезно сочинять короткие речи с выводом, выраженным пословицей или поговоркой: «Не в свои сани не сади

ПОЧУВСТВОВАТЬ И СДЕЛАТЬ
(Виды учебных речей) Познай, почувствуй, и свершится чудо: Желанной ты достигнешь цели, О коей и не ведаешь покуда.   Мало знать т

РЕЧЬ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Это самый простой вид речи. Занимающийся впервые выхо­дит выступать перед незнакомой аудиторией. Он знакомит слу­шателей с собою - представляет себя. Называет свое имя, фами- лию, сообщ

ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Море Море... Это что-то неожиданное. Большущее поле без границ. Это могучая сила, не подвластная нам. Если вы поедете отдыхать на море, то не пожалеете. Оно кра­сиво в любую погод

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Надо доказать правильность своей точки зрения на тот или иной предмет, явление, событие. А значит, речь должна быть ло­гически хорошо выстроена, должна содержать убедительные до­казательства, факты

ХВАЛЕБНАЯ РЕЧЬ
Хвалить можно все: человека, искусство, дело, природу, пред­меты, спорт... Хвалебная речь более поэтична, образно-эмоцио­нальна, насыщена словами превосходной степени оценки, на­полнена восклицател

ПРОБЛЕМНАЯ РЕЧЬ
В проблемной речи, как в монологической, много вопросов, ответов, решений, отказов от этих решений, рассуждений, выво­дов. Главное речевое действие в проблемной речи - активное думание, поиск ответ

ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРСТВЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ
Оратору часто приходится отвечать на вопросы слушателей. Появление вопросов - это хороший сигнал. Он говорит о том, что выступление вызвало интерес, взволновало аудиторию. Мудрец хоть з

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги