ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ - раздел Образование, ИСКУССТВО ОРАТОРА Море
Море... Это Что-То Неожиданное. Большущее Поле Без Границ. Это ...
Море
Море... Это что-то неожиданное. Большущее поле без границ. Это могучая сила, не подвластная нам.
Если вы поедете отдыхать на море, то не пожалеете. Оно красиво в любую погоду. Когда светит солнце и голубеет небо, то само море тоже превращается в небо, а вода переливается и играет «зайчиками». А когда нет ветра и волн, то можно увидеть, как рыбы радуются такой погоде; они то и дело выпрыгивают из воды, ловят мошек и плюхаются обратно.
А что творится с морем, когда сильный ветер и дождь?! Тогда, «бушуя в бурной мгле, играет море с берегами». Оно превращается в серое чудовище, готовое проглотить вас. Но по-своему оно тоже красиво. Красиво своей могучей силой, своей дерзостью.
Ты днем красиво, море.
Ночью тоже.
В твоей красе
величие царит.
Как много тайн в тебе.
Быть может, Их знает только дно
да скал гранит.
Собирайте вещи! Поезжайте на море! Наслаждайтесь величием природы!
В описательной речи оратор не торопится произнести все слова. Он сосредоточен на внутренних видениях того, о чем рассказывает. Это его несколько успокаивает, убирает излишнее волнение.
РЕЧЬ «ОТ ПРЕДМЕТА»
В такой речи оратор также борется с волнением. Теперь он выступает не от себя. Теперь Я - уже не Я. Я - старинная вешалка, чернильница, глобус, диван... И это обстоятельство делает оратора более смелым. Кроме того: речь «от предмета» развивает фантазию, воображение, юмор...
Старинные часы
Я - старинные часы с кукушкой.
Много лет назад меня принесли в этот добрый дом мои еще молодые хозяева и поместили в комнате на стене, напротив большого окна. Тогда мои стрелки, поблескивая золотом, отсчитывали секунды, и кукушечка, распахнув лакированные дверцы своего домика, оповещала хозяев о каждом прожитом часе в этом доме: «Ку-ку, ку-ку...». Мы были свидетелями их счастливой молодой жизни. Весело будили ребятишек, когда им пришла пора идти в школу. А в часы грусти и печали кукушечка тихо открывала свои дверцы и грустное «ку-ку, ку-ку...» нарушало тишину комнаты. Так мы и жили: секунда за секундой, час за часом, год за годом.
Но однажды главный механизм пришел в негодность и меня сняли со стены, упаковали в коробку и отнесли на пыльный чердак.
Неизвестно, сколько прошло времени. Но вдруг неожиданно в коробку с солнечным светом заглянули чьи-то любопытные глаза, моих стрелок коснулись чьи-то добрые руки. И вот я вновь на той же стене.
Из окна видны уже большие деревья, у камина сидят мои постаревшие хозяева, а рядом с ними резвятся уже их маленькие внуки. Мой новый механизм отсчитывает секунды, кукушечка распахивает свои, вновь покрытые лаком, дверцы и весело приветствует подросшую ребятню: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!».
Мягкая игрушка
Я - тигренок. Нет, не живой. Я мягкая игрушка.
Сначала меня долго выбирали в магазине. Потом с трепетом дарили. Затем долго восхищались, хвастались перед друзьями и подругами.
Самое счастливое время для меня - когда меня повсюду берут с собой. И хотя путешествовать мне приходится зачастую в чемодане, я все равно счастлив. Я обожаю, когда, прижавшись ко мне, моя хозяйка засыпает и просыпается. Я готов сделать для нее все, что в моих силах. Согреть, когда ей холодно. Выслушать, когда ей не с кем поговорить. Составить компанию, когда ей одиноко.
Но проходит время, и я чувствую, что я ей уже не так необходим, как прежде. Меня все реже берут с собой в путешествие. Я все чаще лежу на окне.
Возможно, я уже сыграл свою роль? Возможно, это все, что я мог сделать?..
Но я-то знаю, что был очень нужной, самой лучшей мягкой игрушкой.
Диван
Я новый диван. Меня недавно купили. Купили вместе с креслами. Все мы называемся гарнитур «Моника». О, мебельная фабрика! Я - мужчина, а меня назвали женским именем! Да еще каким! «Моника»!
Утешает только одно: мне дали почетный титул: «мягкая мебель». Вы понимаете, стол для компьютера (очень полезная вещь), шкаф с тремя дверками и антресолью - просто мебель. А я - «мягкая мебель»!
Да и что удивляться. Я весь такой гобеленовый, весь такой мягкий и раздвижной, с ящичками для белья и даже с молнией на подушке.
Но обращаются со мной несколько неуважительно. Вот сейчас придет хозяин и непременно сядет на подушки. Так и есть!
Эй, эй! Ты чего это в обуви на меня лезешь?! Ведь не один раз сидишь. Сейчас запачкаешь, а потом на эту грязь сядешь. Как говорил мой столяр-плотник: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться!».
Как бы мне хотелось подольше быть новеньким. Ведь я дорожу своим почетным титулом «Мягкая мебель».
Все темы данного раздела:
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ
(Оратор и его голос)
Звук — это плацдарм нашего искус-
ства. Звуком рисуешь видимое слово,
звуком чувствуешь, страдаешь, восхи-
ЧТО НИ ЗВУК, ТО И ПОДАРОК
(Дикция оратора)
...Каждый должен обладать превос-
ходной дикцией, произношением... дол-
жен чувствовать не только фразы, сло-
ва, но и каждый с
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Изучив методические приемы тренинга, построенные на опосредствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата, ежедневно тренироваться, хорошо понимая целевые установки каж
ПО-РУССКИ ЛИ МЫ ГОВОРИМ?
(Литературное произношение)
Ораторская речь с трибуны, лекция преподавателя с кафедры, выступление чтеца с эстрады, речь актера со сцены, звуковое кино, радиовещание, теле
РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ
В русской речи ударный слог удлинен, выделен в слове. Безударные же слоги произносятся по-разному (короче) в зависимости от позиции: чем дальше они стоят от ударного, тем больше р
ЗВУЧАНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ЧАСТИЦ СЬ, СЯ
Идут споры о том, как правильно произносить: горжуС или горжуСЬ, прощал С А или прощалСЯ, совещаетеС или совещае-теСЬ. Спор этот возник естественным путем — народ не воспринимает утрированное «акт
ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГИЙ, КИЙ, ХИЙ
Споры идут и по поводу этих окончаний. В отдельном слове звучание ближе к написанию. В потоке речи мягкое произнесение ИИ приближается к ЫЙ или АИ. Попробуйте убедиться в этом, слитно произнося, на
ПРОИЗНОШЕНИЕ СТАРОРУССКИХ СЛОВ
В современной речи очень редко встречаются старорусские слова и союзы — мол, дескать, стало быть, кабы, коли, хоть. Но они имеют место в поэзии, в речах персонажей драматических произведений. Эти с
ЗАКОН ОГЛУШЕНИЯ И ОЗВОНЧЕНИЯ
Звонкие согласные перед глухими оглушаются: подружка — подруШка, развязка — развяСка, сказка — скаСка, соседка — сосеТка, беседка — бесеТка...
Перед звонкими согласными глухие озвончаются:
ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
Отвлекает от содержания неверное, но очень сейчас распространенное, звучание фрикативного украинского ГХ вместо взрывного Г: ГХосплан, мноГХообразный опыт, ГХодовое задание, бриГХада, проГХресс, ра
СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
Не все придерживаются такого правила, как смягчение согласных перед мягкими согласными. На этом правиле мы несколько больше задержим внимание.
Некоторым кажется, что мягкое произнесение
СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ
Невольно начинаешь думать о культуре человека, если он допускает ошибки в словесных ударениях, говоря: «ПодАл повод», «В этом квАртале», «Не дАл результата», «Думать о дОсуге людей», «Если отклЮчи
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подробно ознакомившись с настоящей главой и ответив на контрольные вопросы, приступить к следующим заданиям.
Совершенствуя свой фонематический слух, составлять «Антисловарь» отклонений от
КОСН0ЯЗЫЧНА РИТОРИКА БЕЗ ГРАММАТИКИ
(Языковая культура)
Свой язык, слова, фразы, законы
речи надо однажды и навсегда почув-
ствовать, и, когда они станут нашей
второй натурой, тогд
МОЕ БОГАТСТВО - МОЙ ЯЗЫК
(Языковые средства выразительности)
Пред вами громада — русский
язык! Наслажденье глубокое ждет вас,
наслажденье погрузиться во всю неиз-
меримо
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Риторика и пиитика шли и идут все годы рука об руку. В риторике много поэзии, в поэзии много риторики. Возьмите стихи и отмечайте: какие приемы риторики использует поэт.
Читайте художестве
ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ НИТИ ПРОЛОЖИТЬ
(Интонационная выразительность)
Для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми интонациями.
К. С. Станиславский
Монот
ДИАПАЗОН ГОЛОСА
Понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять качество звучания голоса
СИЛА ГОЛОСА
Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда — сильнее звук. Сила звука определяется и величиной давления, которое оказывает звуковая волна на единицу поверхности.
ТЕМПО-РИТМ РЕЧИ
Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сменой темпо-ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритме. Когда же оратор го
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЛОДИКИ
Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, доб
ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ
В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизируем, и каким резким, разд
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Составить карточки с текстами и графическими изображениями их мелодического звучания. Тренироваться в их воспроизведении.
Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона г
ЯЗЫК ЧУВСТВ
(Жесты и мимика как средство общения)
Жест — есть не движение тела, а движение души.
Ф. И. Шаляпин
Лицо говорит вместе с языком.
А. Ф. Кони
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Рекомендуется помимо чтения специальной литературы заняться наблюдением за тем, как пользуются жестово-мимическими средствами общения те или иные ораторы.
Полезно заняться самоконтролем.
С ПЕРОМ В РУКЕ
(Как создать текст выступления)
Всякая речь должна быть составле-
на, словно живое существо, — у нее
должно быть тело с головой и ногами, причем туловище
ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ
(Юмор в публичном выступлении)
Юмор — это трезвый и самокритичный взгляд на жизнь, это обладание
бодростью человеческого духа, подлин-
ным гуманизмом; а
ПРОНЗЕН СТРАСТЬЮ
(Творческое самочувствие оратора)
Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет ее родить у слушателей.
М. М. Сперанский
Оратор —
СЛОВО ЕСТЬ ПОСТУПОК
(Монолог — по форме, диалог — по сути)
Мы не хотим великолепно... только говорить... монолог.
Мы хотим им действовать, жить им во всеобъемлющем понятии этого сло
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Упражнение «Глаголы». Возьмите любую фразу, например, «глаголом жги сердца людей» и произносите ее, меняя глаголы действия: увлекаете, упрекаете, недоумеваете, сожалеете, угрожаете, сомневаетесь...
СКОЛЬКО ГОЛОВ, СТОЛЬКО УМОВ
(Искусство спора)
Меж ими все рождало споры И к размышлению вело: Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло...
А.С. Пушкин.
«Евгений Оне
Проникать внутрь
Попытайтесь угадывать внутренний мир людей, с которыми общаетесь. Для этого составляйте «словесные портреты». Опишите глаза, губы, волосы, уши... Постарайтесь описать выражение лица в различные з
И чувства добрые должны мы пробуждать
Составьте список друзей, сослуживцев, сокурсников, которые положительно или отрицательно влияют на ваше душевное самочувствие. Определите, чем (словом, действием) и почему?
Вспомните, кто
Не расплывайтесь по древу
Как часто оратор не укладывается в отведенное ему время, выступая на конференциях, советах, симпозиумах, дискуссиях, совещаниях... Как трудно бывает в короткой статье, реферате изложить суть иссле
Ты вот так, а я вот этак
Учитесь доказывать правоту своего взгляда на факты, явления, личности...
Первый: Ранняя весна! Ранняя весна - это прекрасно. Чаще появляется солнце. Легче дышится на весеннем ветерке. Вме
Быть или не быть?
«Быть или не быть» сопровождает нас всю жизнь. Мы этого даже не замечаем. «Вставать или еще поваляться в постели?» «Сказать или не сказать, что слышала о нем?» «Пойти или не пойти в гости?» «Выполн
Пословица ясно молвится
Чтобы яснее понимать, чувствовать идею и сверхзадачу своего выступления на ту или иную тему, полезно сочинять короткие речи с выводом, выраженным пословицей или поговоркой: «Не в свои сани не сади
ПОЧУВСТВОВАТЬ И СДЕЛАТЬ
(Виды учебных речей)
Познай, почувствуй, и свершится чудо:
Желанной ты достигнешь цели,
О коей и не ведаешь покуда.
Мало знать т
РЕЧЬ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Это самый простой вид речи. Занимающийся впервые выходит выступать перед незнакомой аудиторией. Он знакомит слушателей с собою - представляет себя. Называет свое имя, фами-
лию, сообщ
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Надо доказать правильность своей точки зрения на тот или иной предмет, явление, событие. А значит, речь должна быть логически хорошо выстроена, должна содержать убедительные доказательства, факты
ХВАЛЕБНАЯ РЕЧЬ
Хвалить можно все: человека, искусство, дело, природу, предметы, спорт... Хвалебная речь более поэтична, образно-эмоциональна, насыщена словами превосходной степени оценки, наполнена восклицател
ПРОБЛЕМНАЯ РЕЧЬ
В проблемной речи, как в монологической, много вопросов, ответов, решений, отказов от этих решений, рассуждений, выводов. Главное речевое действие в проблемной речи - активное думание, поиск ответ
ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРСТВЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ
Оратору часто приходится отвечать на вопросы слушателей. Появление вопросов - это хороший сигнал. Он говорит о том, что выступление вызвало интерес, взволновало аудиторию.
Мудрец хоть з
Новости и инфо для студентов