рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ - раздел Образование, ИСКУССТВО ОРАТОРА Подробно Ознакомившись С Настоящей Главой И Ответив На Контрольные Вопросы, П...

Подробно ознакомившись с настоящей главой и ответив на контрольные вопросы, приступить к следующим заданиям.

Совершенствуя свой фонематический слух, составлять «Антисловарь» отклонений от орфоэпических норм звучания речи.

Составить карточки со словами на различные правила произношения (не раскрывая нормы звучания) и на занятиях с группой, встав на место педагога, проверять по этим карточкам степень усвоения правил произно­шения товарищами. Это задание на практике закрепляет знание правил и, кроме того, активно тренирует слух.

Составить карточки из слов, вызывающих затруднение в постановке ударений (красивее, мизерный, баловать, иначе, приговор, петля, квартал, на двери, передали, ходатайство...).

Если у самого есть отклонения от норм произношения, то создать лич­ную таблицу тренинга и заниматься по ней. Создавать упражнения типа:

Упражнение «Упреждение». Для тренировки смягчения согласных произносите мягкий гласный (с ясно звучащими Й), и тут же, не отрывая языка от верхних боковых зубов, говорите слова, в которых перед йотирован-

ным гласным есть два согласных: Йа—сьпят, Йэ-сьнесть, Йу-сьплю, Йо— тьвёрд...

Затем составляйте тексты из слов с мягкими согласными и тренируйтесь в их правильном произношении.

Если «После» после «Если», Значит «Если» перед «После». Если «После» перед «Если», Значит «Если» после «После».

В этой чистоговорке язык все время сохраняет установку органов речи на произнесение мягких Е, И.

Упражнение «Под покров». Цель его — убрать полногласие в речи (когда все слоги произносятся в той же скорости, объеме, а иногда и качестве: мАгАзИн, бАрАбАн), избавиться от манеры особенно растягивать предудар­ную гласную (пАдем пАсмотрим кинокАртину), надо пытаться произносить слово так, чтобы все неударные слоги как бы собирались «под покров» ударяемого, бежали под него, «как цыплята под наседку» (С. Волконский).

Включите в работу кисть руки и, произнося слова, сжимайте пальцы в кулак, как бы собирая все звуки, не давая ни одному из них «выскочить»: РепертуАр. АбитуриЕт. ГармонИческий. ВЫспался. НагулЯлся. РазворАчи-вайтесь!.. ВодоворОт. ОгородИть. КОлокол...

Упражнение «Слова—стрелы»-.

Представьте, что в руках у вас лук. Натягивайте тетиву и пускайте слова—стрелы. Наконечник стрелы - ударный слог. За ним летят, собранные воедино, все звуки слова. Ударный собирает и несет их за собой, где бы они ни стояли: в начале, середине или конце слова:

Слово, собранное, звонкое, с четкими согласными, с острым наконеч­ником — ударным слогом летит вперед. Все спаяно с центром слова — сосредоточием его жизни.

На все недостатки в произносительных нормах надо самому придумы­вать упражнения и, весело играя, совершенствовать культуру звучащего слова.

Отыскивайте в художественной литературе тексты, в которых авторы борются за чистоту русской речи.

Где свой обогатить язык,

Запасы слов, оттенки речи?..

О! Мной давно уже замечен

Живой языковой «родник»!..

Он может все переиначить —

Оттенки, фразы и слова.

Как скажет: «Разрешите нАчать»

Потом: «людЯм нужны средствА».

Еще добавит: «совремЁнный»

И «надо указать о том...» —

Летят все правила, законы,

Разрушенные «родником».

Б. Котляров. «Родник»

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВО ОРАТОРА

На сайте allrefs.net читайте: "ИСКУССТВО ОРАТОРА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ
(Оратор и его голос)   Звук — это плацдарм нашего искус- ства. Звуком рисуешь видимое слово, звуком чувствуешь, страдаешь, восхи-

ЧТО НИ ЗВУК, ТО И ПОДАРОК
(Дикция оратора) ...Каждый должен обладать превос- ходной дикцией, произношением... дол- жен чувствовать не только фразы, сло- ва, но и каждый с

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  Изучив методические приемы тренинга, построенные на опосредство­ванном воздействии на работу голосо-речевого аппарата, ежедневно трени­роваться, хорошо понимая целевые установки каж

ПО-РУССКИ ЛИ МЫ ГОВОРИМ?
(Литературное произношение) Ораторская речь с трибуны, лекция преподавателя с кафедры, выступление чтеца с эстрады, речь актера со сцены, звуковое кино, радиовещание, теле

РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ
  В русской речи ударный слог удлинен, выделен в слове. Без­ударные же слоги произносятся по-разному (короче) в зависи­мости от позиции: чем дальше они стоят от ударного, тем больше р

ЗВУЧАНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ЧАСТИЦ СЬ, СЯ
Идут споры о том, как правильно произносить: горжуС или горжуСЬ, прощал С А или прощалСЯ, совещаетеС или совещае-теСЬ. Спор этот возник естественным путем — народ не вос­принимает утрированное «акт

ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГИЙ, КИЙ, ХИЙ
Споры идут и по поводу этих окончаний. В отдельном слове звучание ближе к написанию. В потоке речи мягкое произнесение ИИ приближается к ЫЙ или АИ. Попробуйте убедиться в этом, слитно произнося, на

ПРОИЗНОШЕНИЕ СТАРОРУССКИХ СЛОВ
В современной речи очень редко встречаются старорусские слова и союзы — мол, дескать, стало быть, кабы, коли, хоть. Но они имеют место в поэзии, в речах персонажей драматических произведений. Эти с

ЗАКОН ОГЛУШЕНИЯ И ОЗВОНЧЕНИЯ
Звонкие согласные перед глухими оглушаются: подружка — подруШка, развязка — развяСка, сказка — скаСка, соседка — сосеТка, беседка — бесеТка... Перед звонкими согласными глухие озвончаются:

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
Отвлекает от содержания неверное, но очень сейчас распространенное, звучание фрикативного украинского ГХ вместо взрывного Г: ГХосплан, мноГХообразный опыт, ГХодовое задание, бриГХада, проГХресс, ра

СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
Не все придерживаются такого правила, как смягчение со­гласных перед мягкими согласными. На этом правиле мы не­сколько больше задержим внимание. Некоторым кажется, что мягкое произнесение

СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ
Невольно начинаешь думать о культуре человека, если он допускает ошибки в словесных ударениях, говоря: «ПодАл по­вод», «В этом квАртале», «Не дАл результата», «Думать о дОсуге людей», «Если отклЮчи

КОСН0ЯЗЫЧНА РИТОРИКА БЕЗ ГРАММАТИКИ
(Языковая культура) Свой язык, слова, фразы, законы речи надо однажды и навсегда почув- ствовать, и, когда они станут нашей второй натурой, тогд

МОЕ БОГАТСТВО - МОЙ ЯЗЫК
(Языковые средства выразительности) Пред вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое ждет вас, наслажденье погрузиться во всю неиз- меримо

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Риторика и пиитика шли и идут все годы рука об руку. В риторике много поэзии, в поэзии много риторики. Возьмите стихи и отмечайте: какие приемы риторики использует поэт. Читайте художестве

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ НИТИ ПРОЛОЖИТЬ
(Интонационная выразительность) Для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми интонациями. К. С. Станиславский   Монот

ДИАПАЗОН ГОЛОСА
Понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокуп­ность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять каче­ство звучания голоса

СИЛА ГОЛОСА
Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых свя­зок: больше амплитуда — сильнее звук. Сила звука определяется и величиной давления, которое оказывает звуковая волна на единицу поверхности.

ТЕМПО-РИТМ РЕЧИ
Живая разговорная речь отличается бесконечным многообра­зием и сменой темпо-ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритме. Когда же оратор го

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЛОДИКИ
Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, доб

ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ
В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизи­руем, и каким резким, разд

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Составить карточки с текстами и графическими изображениями их мелодического звучания. Тренироваться в их воспроизведении. Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона г

ЯЗЫК ЧУВСТВ
(Жесты и мимика как средство общения) Жест — есть не движение тела, а движение души. Ф. И. Шаляпин Лицо говорит вместе с языком. А. Ф. Кони

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Рекомендуется помимо чтения специальной литературы заняться на­блюдением за тем, как пользуются жестово-мимическими средствами об­щения те или иные ораторы. Полезно заняться самоконтролем.

С ПЕРОМ В РУКЕ
(Как создать текст выступления) Всякая речь должна быть составле- на, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище

ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ
(Юмор в публичном выступлении) Юмор — это трезвый и самокри­тичный взгляд на жизнь, это обладание бодростью человеческого духа, подлин- ным гуманизмом; а

ПРОНЗЕН СТРАСТЬЮ
(Творческое самочувствие оратора) Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет ее родить у слу­шателей. М. М. Сперанский   Оратор —

СЛОВО ЕСТЬ ПОСТУПОК
(Монолог — по форме, диалог — по сути) Мы не хотим великолепно... только говорить... монолог. Мы хотим им дей­ствовать, жить им во всеобъемлющем понятии этого сло

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Упражнение «Глаголы». Возьмите любую фразу, например, «глаголом жги сердца людей» и произносите ее, меняя глаголы действия: увлекаете, упрекаете, недоумеваете, сожалеете, угрожаете, сомневаетесь...

СКОЛЬКО ГОЛОВ, СТОЛЬКО УМОВ
(Искусство спора) Меж ими все рождало споры И к размышлению вело: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло... А.С. Пушкин. «Евгений Оне

Проникать внутрь
Попытайтесь угадывать внутренний мир людей, с которыми общаетесь. Для этого составляйте «словесные портреты». Опи­шите глаза, губы, волосы, уши... Постарайтесь описать выраже­ние лица в различные з

И чувства добрые должны мы пробуждать
Составьте список друзей, сослуживцев, сокурсников, которые положительно или отрицательно влияют на ваше душевное само­чувствие. Определите, чем (словом, действием) и почему? Вспомните, кто

Не расплывайтесь по древу
Как часто оратор не укладывается в отведенное ему время, выступая на конференциях, советах, симпозиумах, дискуссиях, совещаниях... Как трудно бывает в короткой статье, реферате из­ложить суть иссле

Ты вот так, а я вот этак
Учитесь доказывать правоту своего взгляда на факты, явле­ния, личности... Первый: Ранняя весна! Ранняя весна - это прекрасно. Чаще появляется солнце. Легче дышится на весеннем ветерке. Вме

Быть или не быть?
«Быть или не быть» сопровождает нас всю жизнь. Мы этого даже не замечаем. «Вставать или еще поваляться в постели?» «Сказать или не сказать, что слышала о нем?» «Пойти или не пойти в гости?» «Выполн

Пословица ясно молвится
Чтобы яснее понимать, чувствовать идею и сверхзадачу свое­го выступления на ту или иную тему, полезно сочинять короткие речи с выводом, выраженным пословицей или поговоркой: «Не в свои сани не сади

ПОЧУВСТВОВАТЬ И СДЕЛАТЬ
(Виды учебных речей) Познай, почувствуй, и свершится чудо: Желанной ты достигнешь цели, О коей и не ведаешь покуда.   Мало знать т

РЕЧЬ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Это самый простой вид речи. Занимающийся впервые выхо­дит выступать перед незнакомой аудиторией. Он знакомит слу­шателей с собою - представляет себя. Называет свое имя, фами- лию, сообщ

ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Море Море... Это что-то неожиданное. Большущее поле без границ. Это могучая сила, не подвластная нам. Если вы поедете отдыхать на море, то не пожалеете. Оно кра­сиво в любую погод

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Надо доказать правильность своей точки зрения на тот или иной предмет, явление, событие. А значит, речь должна быть ло­гически хорошо выстроена, должна содержать убедительные до­казательства, факты

ХВАЛЕБНАЯ РЕЧЬ
Хвалить можно все: человека, искусство, дело, природу, пред­меты, спорт... Хвалебная речь более поэтична, образно-эмоцио­нальна, насыщена словами превосходной степени оценки, на­полнена восклицател

ПРОБЛЕМНАЯ РЕЧЬ
В проблемной речи, как в монологической, много вопросов, ответов, решений, отказов от этих решений, рассуждений, выво­дов. Главное речевое действие в проблемной речи - активное думание, поиск ответ

ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРСТВЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ
Оратору часто приходится отвечать на вопросы слушателей. Появление вопросов - это хороший сигнал. Он говорит о том, что выступление вызвало интерес, взволновало аудиторию. Мудрец хоть з

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги