рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Техника человека-техника

Техника человека-техника - раздел Образование, Размышления о технике   Перейдем Ко Второй Стадии Технической Эволю­ции — Ремесленной...

 

Перейдем ко второй стадии технической эволю­ции — ремесленной технике. Это техника Древней Греции, доимператорского Рима и Средневековья. Вот беглый пере­чень некоторых ее признаков.

1. Набор технических актов необыкновенно расширил­ся. Однако — и это очень важно — он еще не настолько богат, чтобы в случае внезапного исчезновения, кризиса или застоя основных технических видов жизнь общества оказалась бы под угрозой. Да и различие между жизнью, которую ведет человек на данной стадии благодаря имею­щейся у него технике, и жизнью, которую он вел бы без нее, далеко не столь радикально, чтобы в случае краха всех технических типов он бы уже не смог вернуться к первобытному или практически первобытному строю. Само соотношение между техническим и нетехническим далеко не позволяет считать именно технику основным условием поддержания жизни. Нет, как таковое оно все еще сохра­няется за природным, по крайней мере — и это важно — так считает сам человек. Вот почему с началом техниче­ских кризисов люди еще не понимают, что последние угро­жают их жизни, и по этой причине не реагируют на эти кризисы энергично и своевременно.

С этой оговоркой, а также учитывая, что сложилась но­вая техническая ситуация в мире, мы обязаны отметить другой, прямо противоположный факт: стремительный рост технических актов. Их число настолько умножилось, что отныне не всякий на них способен. Стало необходимо, что­бы какие-то люди специально освоили эти действия, посвя­тив им жизнь. И это ремесленники. Данное обстоятельство подразумевает, что человек уже сознает технику как нечто особое, специальное. Так, наблюдая работу ремесленни­ка — сапожника, кузнеца, каменщика, шорника, — чело­век приходит к пониманию техники через труд тех масте­ров, которыми и выступают для него ремесленники. Он еще не подозревает о существовании техники как таковой, но уже знает: есть люди-техники, отлично владеющие своеобразным набором действий, которые при этом не являются общими и естественными для каждого. Столь актуальная по духу борьба Сократа с современниками на­чалась со смелой попытки убедить их, что техника — это не человек-техник, а некая абстрактная способность sui generis, которую ни в коем случае нельзя путать с тем или иным человеком. Для противников Сократа сапожное ре­месло, наоборот, было всего-навсего природным навыком, ловкостью, которой обладали известные люди, называемые сапожниками. Подобная ловкость рук могла быть более или менее развитой, а могла также претерпевать какие-ни­будь изменения, как бывает, к примеру, с природными данными: человеческим умением бегать, плавать и т. д. — или со свойством птицы летать, а быка бодаться — что еще нагляднее. Разумеется, люди уже понимают, что сапожничество не природное качество; иначе говоря, оно не свойство животных, а нечто, присущее исключительно человеку. Тем не менее считается, что это дар, которым кто-нибудь наделен раз и навсегда. Собственно человече­ское в подобном таланте — это сверхъестественное, а то, что в нем постоянно и ограниченно, относится к при­родным задаткам. Следовательно, техника содержится в человеческой природе как строго отмеренное богатство, которое вовсе не предполагает возможных и сколько-ни­будь существенных добавок. И подобно тому, как человек, живя, вписан в жесткую схему своих телесных движений, он же, помимо этого, жестко прикреплен к постоянной сис­теме искусств, ибо именно так и народы, и эпохи данной стадии технической эволюции называли разные техники. Да и само слово tеhпе по-древнегречески означает «искус­ство».

2. Метод усвоения весьма мало способствует ясному по­ниманию техники как общей и не ограниченной в своем росте функции. На данной стадии (еще в большей степени, чем на первобытной, хотя, казалось, все должно было бы обстоять как раз наоборот) открытия не способствуют сколько-нибудь ясному и отчетливому пониманию техники как таковой. Так или иначе, все скудные изобретения пер­вобытной поры, имеющие, безусловно, фундаментальное значение, должны были неизбежно патетически возвы­шаться над повседневностью биологических навыков. Но ремесло исключает само понятие об открытии. Ремеслен­ник вынужден пройти долгую выучку — это эпоха масте­ров и подмастерьев, — и лишь тогда он сможет овладеть разными типами техник, разработанными задолго до него и имеющими за собой едва ли не бесконечную традицию. Ре­месленником правит норма, подразумевающая продолже­ние традиций. Вот почему ремесло целиком обращено к прошлому и замкнуто для всевозможных новшеств. Мастер следует сложившемуся обычаю. Бесспорно, какие-то изме­нения, исправления все же вносятся в силу непрерывного и потому почти незаметного развития, но они не носят ха­рактера радикальных нововведений, являясь вариациями в рамках одного стиля. И поскольку стили того или иного мастера передаются в виде школ, они всецело отвечают строгому характеру традиции.

3. Назову еще одну, главную причину, в силу которой идея техники не обособляется от идеи о человеке-исполни­теле. Дело в том, что изобретение достигло лишь уровня производства орудий, а не машин. А в этом вся суть. Уже здесь скажу (несколько опережая события и заглядывая в третью стадию), что первой машиной в собственном смыс­ле слова был ткацкий станок Роберта, построенный в 1825 году. Это была действительно первая машина, поскольку она уже могла действовать сама по себе и к тому же про­изводить новые предметы. Вот почему подобное устройство называлось sе1f-асtоr то есть «автомат». Техника переста­ет быть тем, чем она до сих пор была: манипуляцией, уп­равлением, орудием, — и превращается в изготовление sense stricto.

В ремесле орудие или инструмент — придаток человека, и последний, даже будучи ограничен в своих «естественных» актах, продолжает оставаться главным дей­ствующим лицом. В машине, наоборот, орудие выходит на первый план, а сам человек — просто ее придаток. Вот почему машина, работающая сама по себе, отдельно, под­водит к интуитивному пониманию, что техника — это обо­собленная от естественного человека функция, которая от него самого не зависит и вообще никак не принимает в расчет предельные человеческие способности. Известно заранее, на что человек способен с его неизменным набо­ром естественных, биологических действий. Его горизонт ограничен. А вот способности машины, которые может изо­бретать человек, в принципе безграничны.

4. И все же у ремесла есть еще один признак, который служит огромным препятствием для адекватного понима­ния техники и который наряду с уже перечисленным заслоняет собой технический факт в чистом виде. Дело в том, что любая техника содержит два момента: пер­вый — создание проекта деятельности, метода, приема или того, что древние греки называли словом тесhапё, а вто­рой — это реализация данного проекта. Так вот, техникой в собственном смысле слова является лишь первый момент, второй — это простая операция, труд. Словом, есть чело­век-техник и есть рабочий, и в единстве технической за­дачи они выполняют две совершенно разные функции. Ремесленник объединяет в себе неразрывно и техника, и рабочего. И разумеется, в нем больше всего проглядывает именно работа, манипуляция и в гораздо меньшей степе­ни — «техника» как таковая. Распад ремесленника на свои две составные части, радикальное отделение техника от рабочего и есть один из главных симптомов наступления третьей стадии.

Чуть выше мы уже перечислили некоторые ее призна­ки, а также дали ей название «техника человека-техника». На этой стадии человек получает достаточно четкое пред­ставление, что он наделен известной способностью, абсо­лютно отличной от тех жестких и неизменных задатков, которые составляют его природную, или зоологическую, сущность. Теперь он видит, что техника — это не случай (как то было на первобытной стадии), но также и не опре­деленный, ограниченный выполнением каких-то конкрет­ных действий (то есть ремесленных) тип человека. Мало того, техника — это отнюдь не тот или иной ее вид, из­вестный и потому постоянный. Техника — живой, неисся­каемый источник человеческой деятельности, которая в принципе не ведает пределов. Подобное новое понимание техники как таковой впервые ставит человека в коренным образом отличное — по сравнению со всеми предыдущими стадиями — положение и в какой-то степени даже противо­положное. Ибо до сих пор в представлении человека о соб­ственной жизни господствовало сознание того, чего он сделать не мог, на что он не был способен; словом, преоб­ладало сознание слабости, ограниченности. Но наше пред­ставление о нынешней технике — пусть каждый сейчас об этом хорошенько подумает — ставит нас в положение трагикомическое (то есть и комическое, и трагическое). Су­дите сами: любая, самая экстравагантная мысль рождает в нас какое-то странное, двойственное ощущение, поскольку никогда нельзя твердо знать, что подобная экстравагант­ность (к примеру, путешествие к звездам) абсолютно не­осуществима. В самом деле, у нас всегда есть сомнение, что едва лишь мы вынесем свой окончательный приговор, как нам принесут газету, где черным по белому будет написано, что некий снаряд, развивший скорость, позво­лившую преодолеть силу тяготения, доставил на Луну из­готовленный на Земле предмет. Другими словами, наш современник глубоко встревожен сознанием своей принципиальной технической безграничности. Возможно, как раз этим и объясняется, что человек сегодня вообще не знает, кто он. Едва вообразив, что он способен быть всем, чело­век тут же перестал сознавать, кто он на самом деле. И хо­тя то, что я сейчас скажу, относится к следующей теме, мне все же хотелось бы обратить ваше внимание (ибо по моей забывчивости или из-за нехватки времени мы можем упустить это из виду) на следующее: сама техника, яв­ляясь человеку, с одной стороны, в качестве некой, в прин­ципе безграничной, способности, с другой — приводит к небывалому опустошению человеческой жизни, заставляя каждого жить исключительно верой в технику, и только в нее. Ведь быть техником, и только техником, — значит иметь возможность быть всем и, следовательно, ничем. Будучи безграничной в своих возможностях, техника представляет пустую, чистую форму (подобно самой фор­мальной логике) и, стало быть, не способна определить со­держание жизни. Вот почему наше время — как никогда техническое — оказалось на редкость бессодержательным и пустым.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Размышления о технике

На сайте allrefs.net читайте: "Размышления о технике"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Техника человека-техника

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. Первый подход к теме
Значение, преимущества и недостатки техники — вот один из главных вопросов, вокруг которых в самое ближай­шее время развернутся горячие споры. Я был всегда убеж­ден: писатель призван как можно забл

Относительный характер техники
Продолжим рассуждения. Как уже было сказано, технические действия вовсе не предполагают целью непосредственное удовлетворению потребностей, которые природа или обстоятельства заставляют ис

Изобретенная жизнь
  Моя книга «Восстание масс» отчасти была вызвана к жизни глубокими искренним подозрением, возникшим у меня где-то в 1927—1928 годах (то были времена prosperity), мыслью, будто наша з

IV. К первоосновам
  Все прежние ответы на вопрос: «Что такое техни­ка?» — исполнены поистине волшебного легкомыслия. И хуже всего — не случайно. Подобная необыкновенная лег­кость мыслей наблюдается едв

Техника и желания
В предложенной формулировке человеческая жизнь, су­ществование и формально, и по смыслу — нелегкая задача. Для всего остального мира собственное бытие не составляет проблемы, означая действительнос

Происхождение тибетского государства
  На предыдущих лекциях я попытался выделить предпо­сылки, которые должны сложиться в окружающем мире, чтобы в нем возникло то, что зовется «техникой». Говоря по-другому, техника подр

Джентльмен и идальго
  Но что значит «быть джентльменом»? Если не тратить лишних слов — а нам никак нельзя этого делать, — лучше всего сказать, что в джентльмене мы наблюдаем тип пове­дения, который обыкн

Эволюция техники
  Небольшое количество времени, которое было мне отведено, я уделил хотя бы краткому разбору вышеприведен­ных примеров. Дело в том, что упомянутая программа, сверхъестественное бытие

IX. Стадии техники
Данный вопрос столь серьезен и труден, что я сильно колебался, выбирая тот или иной принцип, согласно кото­рому можно было бы различать интересующие стадии. Несомненно, однако, что следует прежде в

XI. Современное отношение между человеком и техникой.
Человек-техник древности.   Мы убедились, что современная стадия технической эволюции отличается следующими признаками. 1. Сказочным ростом техничес

Наука и цех. Нынешнее чудо
Техницизм современной техники в корне отличен от того, что вызывал к жизни ее предыдущие виды. Он возни­кает одновременно с физической наукой как отросток того же исторического древа. Мы уже говори

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги