рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Джентльмен и идальго

Джентльмен и идальго - раздел Образование, Размышления о технике   Но Что Значит «Быть Джентльменом»? Если Не Тратить Лишних Сло...

 

Но что значит «быть джентльменом»? Если не тратить лишних слов — а нам никак нельзя этого делать, — лучше всего сказать, что в джентльмене мы наблюдаем тип пове­дения, который обыкновенно вырабатывается человеком в краткие моменты существования, когда его не гнетут тяже­сти и скорби жизни, и, чтобы как-то отвлечься, он преда­ется игре, воспринимая в ее ключе все остальное, иначе го­воря, все трудное и серьезное. И здесь мы вновь в острей­шей — в силу ее парадоксальности — форме видим, почему жизненная программа сверхъестественна. Ведь игры и те правила поведения, которым они подчиняются, являются чистым изобретением в противоположность типу жизни, который предоставляет природа сама по себе. Здесь же, в самом понятии жизни, происходит инверсия терминов, и перед человеком ставится задача, чтобы и в условиях вы­нужденного существования, в борьбе со средой вести себя так же, как себя должно вести в нереальном, вымышлен­ном мире спорта и игр.

Итак, если человек играет, значит, он чувствует себя абсолютно уверенным и обеспеченным по отношению к элементарным жизненным требованиям. Игра — роскошь жизни и предполагает заранее обретенную власть над низшими уровнями существования, то есть такое положение, когда нужда не гнетет человека, когда дух, наслаждаясь полным достатком средств, развивается в просторных рам­ках покоя, не ощущая волнения, тревог и дурной суеты, которые неизбежно связаны с убогой жизнью, когда все кругом — сплошная проблема. Такого рода душа наслажда­ется свойственной ей гибкостью и позволяет себе роскошь играть по правилам, честно, то есть вести fair р1ау, иначе; говоря — быть справедливой, защищая свои права и одновременно признавая права ближнего, никогда не прибегая к обману. Обман — это фальсификация, отрицание самой игры. И точно так же игра — рвение, которое, однако, вов­се не обусловлено примитивным утилитаризмом, порожда­ющим лишь напряжение, навязанное обстоятельствами труда. Нет, игровое усилие всецело зиждется на самом себе и не связано с заботой, отчуждением, которые вызваны в трудовой деятельности необходимостью достичь поставлен­ных целей любой ценой.

Отсюда берут начало правила поведения джентльмена, его чувство справедливости, честность, самообладание, ос­нованное на предварительном господстве над окружающим, а также ясное понимание своих прав по отношению к дру­гим и прав других по отношению к себе; иными словами, понимание собственных обязанностей. Для джентльмена любая уловка лишена какого 'бы то ни было смысла. Все, что джентльмен делает, он делает хорошо — остальное не­важно. Так, продукцию английских промышленников от­личают следующие признаки: все добротно, надежно, со­лидно как с точки зрения использованного сырья, так и с точки зрения приложенной рабочей силы. Английские то­вары— это не то, что следует сбыть с рук любой ценой; они — полная противоположность халтуре. Известно: анг­лийские фабриканты никогда не приспосабливались (как это сделали впоследствии немцы) к дурным вкусам и кап­ризам покупателей. Наоборот, они преспокойно ждали, по­ка клиенты приспособятся к их продукции. Англичане практически никогда не прибегали к рекламе, в которой всегда есть что-то от обмана, бесчестной игры, демагогии. Добрый товар берут не глядя. Все сказанное — справедливо и в отношении английской политики, где почти нет места фарсу, лжи, грязной провокации. Больше того, в такой по­литике нет и тени нетерпимости, как, впрочем, нет и зна­чительного числа законов, поскольку закон — с момента его возникновения — вырождается в голую фразу, в господство бессмысленных слов, которые просто в силу своей неосуществимости оборачиваются разного рода правитель­ственными махинациями, дешевыми подделками тех же законов. Народу, состоящему из джентльменов, не нужна конституция; Англия прекрасно обошлась без нее.

Как мы уже убедились, в противоположность бодисатве джентльмен стремится жить в подлинном мире максималь­но насыщенной жизнью. Его задача — стать в высшей сте­пени индивидуальным, сосредоточиться на себе и поддер­живать собственные силы ощущением полной независимо­сти. В посмертном существовании нет смысла быть джент­льменом, поскольку там существование и так должно быть высшим наслаждением от игры, а, как известно, джентль­мен стремится стать хорошим игроком здесь, то есть в суровых земных условиях, при всей невыносимой тяжести невыносимой действительности. Поэтому главная стихия, так сказать, сама атмосфера джентльменства пронизана чувством жизненной свободы, основана на преизбытке власти над обстоятельствами. И наоборот, как только подо­бная радость жизни сходит на нет, с ней исчезает послед­ний шанс стать истинным джентльменом. Вот почему человек, желающий претворить существование в спорт и игру, являет собой полную противоположность мечтателю. Он лучше других понимает, как сурова, тяжела и жестока сама жизнь, именно потому, что желает себе исключитель­но спорта и игры. Поэтому такой человек серьезнейшим образом старается утвердить свое господство и над обстоя­тельствами, то есть материей, и над другими. Все это позволило джентльмену стать и великим техником, и вели­ким политиком. Подобная пламенная страсть быть лично­стью, придать земной участи очарование игры сформирова­ла у джентльмена потребность даже физически отделиться от остальных, а также от всех вещей и заставила его по­святить себя культу собственного тела, который подразу­мевает вместе с тем облагораживание самых низменных функций.

Потребность ежедневно менять рубашки, соблюдать чи­стоту, принимать ванну (со времен древних римлян такой причуды на Западе не было ни у кого) — этим обычаям джентльмен следует неукоснительно. Прошу меня изви­нить, но я вынужден здесь напомнить, что даже wаtеr-closet пришел к нам из Англии. Человек интеллектуального скла­да никогда бы не изобрел клозета — он слишком презирает свое тело. Напомню еще раз: джентльмен не интеллигент. Во всей своей жизни он ищет dесоrит (внешнего прили­чия), стремится к здоровью духа и тела.

Разумеется, все это предполагает богатство. Идеал джентльменства породил колоссальное богатство и в то же время сам основывался на нем. Все достоинства джентльмена свободно развиваются и процветают исключительно в рамках мощной экономики. Действительно, тип джентль­мена обрел свою полноту, когда в середине прошлого века англичане стали обладателями огромного богатства. Английский рабочий может позволить себе стать джентльме­ном в известной мере, поскольку зарабатывает больше (среднего буржуа в иных странах.

Было бы крайне интересно, если бы какой-нибудь умный и талантливый человек, давно и близко знакомый со всем, что связано с Англией, взялся определить стадию, переживаемую ныне системой жизненных норм, которую мы называем словом «джентльмен» Ведь за последние двадцать лет экономическое положение англичан сущест­венно изменилось. Сейчас они гораздо беднее, чем их соотечественники начала XX века. Можно ли быть бедняком и вместе с тем англичанином? Уцелеют ли основные досто­инства англичанина в условиях нищеты?

Я слышал, что именно среди представителей высших классов английского общества наблюдается упадок джентль­менства, и этот процесс совпал как со снижением уровня особенной, присущей британцам техники, так и с небывалым уменьшением аристократических состояний. И все же не могу гарантировать моим читателям точности сведений. Ведь зачастую мы не в силах и вообразить, до чего трудно, но всей видимости, даже тонким, умным людям адекватно оценивать общественные явления.

Однако в любом случае нельзя забывать о некоем об­разцовом типе жизни, который сохранял бы в себе лучшие черты джентльмена и в то же время был бы сопоставим с бедностью, неминуемо угрожающей нашей планете. И в тех умственных усилиях, которые приложит читатель, ста­раясь создать такую новую фигуру, обязательно родится в качестве термина для сравнения другой значительный исторический образ, в известном смысле всего ближе сто­ящий к джентльмену и тем не менее берущий начало в условиях бедности. Я имею в виду идальго. Самое главное его отличие от джентльмена в том, что идальго не работа­ет; он сводит материальные потребности к минимуму и в результате не создает каких-либо видов техники. Идальго живет в нищете, словно те пустынные растения, которые цветут и произрастают даже в засушливой, безводной местности. И все же идальго, несомненно, находит в этих чудовищных условиях решение, достойное человека. И по признаку благородства, и по чувству собственного достоин­ства идальго, бесспорно, схож с джентльменом, своим более удачливым собратом.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Размышления о технике

На сайте allrefs.net читайте: "Размышления о технике"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Джентльмен и идальго

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. Первый подход к теме
Значение, преимущества и недостатки техники — вот один из главных вопросов, вокруг которых в самое ближай­шее время развернутся горячие споры. Я был всегда убеж­ден: писатель призван как можно забл

Относительный характер техники
Продолжим рассуждения. Как уже было сказано, технические действия вовсе не предполагают целью непосредственное удовлетворению потребностей, которые природа или обстоятельства заставляют ис

Изобретенная жизнь
  Моя книга «Восстание масс» отчасти была вызвана к жизни глубокими искренним подозрением, возникшим у меня где-то в 1927—1928 годах (то были времена prosperity), мыслью, будто наша з

IV. К первоосновам
  Все прежние ответы на вопрос: «Что такое техни­ка?» — исполнены поистине волшебного легкомыслия. И хуже всего — не случайно. Подобная необыкновенная лег­кость мыслей наблюдается едв

Техника и желания
В предложенной формулировке человеческая жизнь, су­ществование и формально, и по смыслу — нелегкая задача. Для всего остального мира собственное бытие не составляет проблемы, означая действительнос

Происхождение тибетского государства
  На предыдущих лекциях я попытался выделить предпо­сылки, которые должны сложиться в окружающем мире, чтобы в нем возникло то, что зовется «техникой». Говоря по-другому, техника подр

Эволюция техники
  Небольшое количество времени, которое было мне отведено, я уделил хотя бы краткому разбору вышеприведен­ных примеров. Дело в том, что упомянутая программа, сверхъестественное бытие

IX. Стадии техники
Данный вопрос столь серьезен и труден, что я сильно колебался, выбирая тот или иной принцип, согласно кото­рому можно было бы различать интересующие стадии. Несомненно, однако, что следует прежде в

Техника человека-техника
  Перейдем ко второй стадии технической эволю­ции — ремесленной технике. Это техника Древней Греции, доимператорского Рима и Средневековья. Вот беглый пере­чень некоторых ее признаков

XI. Современное отношение между человеком и техникой.
Человек-техник древности.   Мы убедились, что современная стадия технической эволюции отличается следующими признаками. 1. Сказочным ростом техничес

Наука и цех. Нынешнее чудо
Техницизм современной техники в корне отличен от того, что вызывал к жизни ее предыдущие виды. Он возни­кает одновременно с физической наукой как отросток того же исторического древа. Мы уже говори

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги