рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Наука и цех. Нынешнее чудо

Наука и цех. Нынешнее чудо - раздел Образование, Размышления о технике Техницизм Современной Техники В Корне Отличен От Того, Что Вызывал К Жизни Ее...

Техницизм современной техники в корне отличен от того, что вызывал к жизни ее предыдущие виды. Он возни­кает одновременно с физической наукой как отросток того же исторического древа. Мы уже говорили о том, что чело­век-техник, обуреваемый желанием достичь конечного результата, ощущал свою абсолютную зависимость от него и всячески искал средств, с помощью которых можно было бы добиться в одночасье и окончательно поставленной це­ли. И как я сказал, средство здесь подражало последней.

В XVI веке в полную силу заявил о себе новый способ рассуждения, который реализует себя и в технике, и в самой что ни на есть чистой теории. Больше того, отличи­тельным признаком этого нового способа была как раз не­возможность определить, где именно его источник: то ли в решении практических задач, то ли в создании чистых идей. Предшественником и в том и в другом случае ока­зался Леонардо да Винчи. Это был подлинный мастер — и преимущественно не столько живописного, сколько меха­нического цеха. Всю жизнь он посвятил изобретению раз­личных «устройств».

В письме к Лодовико Моро Леонардо просит предоста­вить ему при дворе какое-нибудь место, предваряя прось­бу длинным перечнем военных и гидравлических машин. И точно так же, как в эллинистическую эпоху великие полиоркеты[3] подвигли механику на замечательные дости­жения, которые увенчались творчеством легендарного Ар­химеда, войны конца XV — начала XVI века предопреде­лили бурный рост нового техницизма. Nota bene: все эти войны были, собственно, псевдовойнами, а не кровавыми, яростными схватками народов, в которых кипят неукроти­мые страсти. Нет! Это были войны между военными, вой­ны рассудочные и холодные, войны голов и кулаков, а не душ и сердец. И именно поэтому войны... технические.

В том-то и дело, что к 1540 году в моду входят разные «механики». Тогда это слово отнюдь не имело в виду нау­ку, которая взяла его на вооружение позднее. До того оно как термин и не употреблялось. «Механиками» назывались машины и искусство их изготовления. Даже в 1600 году это слово значило нечто подобное для Галилея, отца меха­ники как науки. Все хотят обзавестись разного рода устройствами, большими и малыми, полезными или, нао­борот, служащими исключительно для развлечения. Когда наш великий Карл, Карл V из Мюльберга, уединился в Юсте, в том величайшем из отливов, которые когда-либо знала история, на гигантской обратной волне, убегающей в никуда, он унес с собой всего две частицы мира, который покидал: часы и уроженца Фландрии Хуанело Турриано. Последний был подлинным магом, чародеем механики, с равным успехом смастерившим и водопровод в Толе­до — его руины сохранились и по сей день, — и заводную птицу, которая порхала на металлических крыльях по ог­ромной пустынной зале монастыря, в которой уединился, устав от мира, наш великий император Карл.

Здесь важно подчеркнуть один первостепенный факт: величайшее чудо человеческого ума — физическая нау­ка — берет свое начало в технике. Юный Галилей не посе­щает университет, он днюет и ночует на венецианских верфях, среди подъемных кранов и кабестанов. Там скла­дывается его ум.

Новый техницизм действительно поступает так же, как будет поступать nuova scienza.Он вовсе не переходит от простого представления о желаемом результате к поиску необходимых для его достижения средств. Нет и нет! Он задерживается на замысле и воздействует на него, то есть анализирует. Иными словами, новый техницизм разлагает цельный результат — единственно изначально желан­ный — на частичные, из которых он рождается в процессе генезиса, и, следовательно, на его «причины», или состав­ляющие.

Именно этим и занимался в науке Галилей, который, как известно, был также величайшим «изобретателем». Последователю Аристотеля никогда бы не пришло в голову разлагать природное явление на его составные — для сложного он предпочел бы столь же сложную причину: так, для объяснения причин глубокого и тяжелого сна, вызванного
маковым настоем, он ссылается на некую virtus dormitiva. Галилей же, наблюдая за перемещением тел, поступает наоборот; он задает вопрос: из каких элементарных и, следовательно, общих движений состоит данное конкретное движение? Таков новый способ умственной деятельности — «анализ природы».

Это и есть исходный — определяющий — союз нового техницизма и науки. Причем союз отнюдь не внешний, а основанный на одном и том же методе рассуждения. Он-то и придает новой технике самостоятельность и глубокую уверенность в своих силах. Это уже не некое волшебное вдохновение и не чистый случай; это «метод», надежный, заранее избранный путь, сознающий свои основы.

Великий урок! Отныне мыслитель должен уметь опери­ровать вещами, проникать в их суть: если он физик, то это вещи материальные, если историк — то это вещи человече­ские. И если бы немецкие историки XIX века лучше раз­бирались в политике или хотя бы в «светской жизни», вполне вероятно, что сегодня мы бы уже располагали исто­рической наукой, а также подлинно эффективной техникой обращения с важнейшими общественными феноменами, перед лицом которых, стыдно сказать, наш современник чувствует себя так же, как дикарь эпохи палеолита перед громом и молнией.

Так называемый «дух» — стихия слишком воздушная, теряющаяся в собственном лабиринте, в своих бесконечных возможностях. Думать слишком легко! Мысль, совершая свой полет, практически не встречает сопротивления. Тот же, кто занимается умственной деятельностью, обязатель­но должен соприкасаться с материальными предметами, учась в обращении с ними дисциплине и выдержке. Тела были учителями духа, как кентавр Хирон — наставником греков. Не будь вещей, которые можно было бы увидеть, потрогать, сей надменный дух представлял бы собой чис­тейшее безумие. Тело — жандарм и учитель духа.

Отсюда — образцовость физического мышления по сравнению со всей остальной интеллектуальной практикой. Физика, отмечает Николай Гартман, всеми своими неоце­нимыми достоинствами обязана тому, что она до сих пор является единственной дисциплиной, где истина устанавли­вается посредством согласования двух независимых инстан­ций, каждая из которых не позволяет себя подкупить другой. Таковыми являются чистое априорное мышление рациональной механики и чистое созерцание предметов своими глазами — анализ и эксперимент.

Все творцы новой науки сознавали ее единосущность с техникой. И это в равной мере относится к Бэкону и Гали­лею, к Гильберту и Декарту, к Гюйгенсу, Туку, а также Ньютону.

С тех пор и поныне — всего лишь за три века — мы на­блюдали поистине сказочное развитие и теории, и самой техники. Пусть читатель обратится к тоненькой книжке Алена Раймонда «Что такое технократия?» и познакомится с некоторыми данными, иллюстрирующими, на что сегодня способен человек-техник. Сошлемся на нее и мы.

«Расходуемая в течение восьмичасового рабочего дня физическая сила человека способна выполнять такой объем работы, на которую потребовалось бы приблизительно 0,1 лошадиной силы. Ныне в нашем распоряжении находятся машины, мощность которых достигает 300 000 лошадиных сил и которые могут работать все 24 часа в сутки на протя­жении длительного периода времени.

Первой машиной, в которой не использовалась физиче­ская сила человека, был весьма далекий от совершенства паровой двигатель Ньюкомена, построенный в 1712 году. Самая первая машина этой марки имела мощность 5,5 ло­шадиной силы (расчет определялся по количеству воды, поднимаемой за определенный промежуток времени). Наи­больших габаритов этот двигатель достиг в 1780 году; в его гигантских цилиндрах поршни совершали от 16 до 20 дви­жений в минуту. К тому времени мощность машины исчис­лялась в 50 лошадиных сил, то есть превышала человече­скую силу в 500 раз. Однако коэффициент полезного действия машины Ньюкомена составлял всего 0,1 к. п. д. человеческой силы; расход угля равнялся 15,8 фунта на каждую лошадиную силу. Кроме того, у двигателя были и другие дефекты, как с точки зрения потребляемой энергии, так и механики, что и воспрепятствовало его всеобщему распространению.

Применение турбин было вызвано новым типом пре­вращения энергии. Если первые турбины обладали мощно­стью до 700 лошадиных сил, а первая турбина, установ­ленная на тепловой станции, имела мощность 5000 лоша­диных сил, то мощность современной турбины достигает 300 000 лошадиных сил, что в 3 000 000 раз превышает производительность одного человека за восьмичасовой рабочий день. Если же принять за основу суточную работу турбины, то ее производительность превысит человеческую в 9 000 000 раз.

Первая турбина, установленная на теплоэлектростан­ции в 1903 году, потребляла 6,88 фунта угля на киловатт-час.

За тридцатилетний период произошло снижение расхо­да угля с 6,88 до 0,84 фунта, что свидетельствовало об из­менении производительности за счет замены ручного труда машинным.

Максимальная производительность труда древнеегипет­ской цивилизации никогда не превышала 150 000 лошади­ных сил за восьмичасовой рабочий день, если исчислять население в пределах 3 000 000 человек. Греция, Рим, ма­лые государства и империи Средневековья, так же, впро­чем, как и новые нации, имели тот же самый уровень производительности вплоть до эпохи Джеймса Уатта. Стре­мительные перемены стали происходить именно с той по­ры. Доселе невиданный общественный прогресс поначалу взял робкий старт и, постепенно наверстывая упущенное, наконец помчался вперед со скоростью ракеты. Начиная с 1800 года новые достижения последовательно сметали с лица Земли промышленные процессы каждого предыдущего десятилетия, превращая их в конечном итоге в устаревшие технологии.

Первая машина, построенная Ньюкоменом, не смогла пережить свой век. Второе изменение в превращении энергии ознаменовалось машиной Уатта. Последняя не просуществовала и одного века и была заменена на новый, более производительный двигатель. На современных энер­гетических станциях, мощность которых в 9 000 000 раз превышает силу человеческого тела, прирост в 8 766 000 раз был достигнут именно за последние 25 лет.

Что касается сокращения продолжительности рабочего времени, то в сталелитейном производстве мера данного сокращения начиная с 1840 года была обратно пропорцио­нальна количеству времени, возведенному в четвертую степень. Еще более значительным оно оказалось в автомо­бильной промышленности; что касается проката чугуна, то здесь за один рабочий день производится ныне столько же продукции, сколько сто лет назад производилось за 600 ча­сов. В земледелии по сравнению с 1840 годом на каждую единицу продукции сегодня требуется лишь 1/зооо прежних затрат времени. В производстве ламп накаливания один час человеческого труда приносит столько же единиц про­дукции, сколько девять тысяч часов в 1914 году.

Итак, в целом степень сокращения рабочего времени на единицу продукции составила приблизительно 1/зооо.

Более пяти тысячелетий сохранялся общий уровень производства кирпичей — в среднем 450 штук за человеко-день, если принять за основу десятичасовой рабочий день.

Продукция современного кирпичного завода с непре­рывным производственным циклом — 400 000 кирпичей за человеко-день»1.

Не ручаюсь за точность приведенных цифр. Поставля­ющие их «технократы» — демагоги чистой воды, а следова­тельно, люди неточные и ненадежные. Но даже те крупицы, что в преувеличенном, отчасти карикатурном виде содержатся в этих сведениях, лишний раз подчерки­вают несомненную и глубокую истину: практически неог­раниченные возможности современной материальной техники.

Однако человеческая жизнь — это не только борьба с материей, но и борьба человека со своим духом. Что может противопоставить Евроамерика этому своеобразному набо­ру техники духа? И разве непостижимая Азия не превзош­ла ее в этом? Вот уже многие годы меня не покидает мечта прочесть курс лекций, где бы я попытался сопоставить технику Запада с техникой Востока.

 


[1] По своей природе, с рождения (иск).

 

[2]Подобное подобным (лат.).

[3] Те, кто осаждал города (грен.).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Размышления о технике

На сайте allrefs.net читайте: "Размышления о технике"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Наука и цех. Нынешнее чудо

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. Первый подход к теме
Значение, преимущества и недостатки техники — вот один из главных вопросов, вокруг которых в самое ближай­шее время развернутся горячие споры. Я был всегда убеж­ден: писатель призван как можно забл

Относительный характер техники
Продолжим рассуждения. Как уже было сказано, технические действия вовсе не предполагают целью непосредственное удовлетворению потребностей, которые природа или обстоятельства заставляют ис

Изобретенная жизнь
  Моя книга «Восстание масс» отчасти была вызвана к жизни глубокими искренним подозрением, возникшим у меня где-то в 1927—1928 годах (то были времена prosperity), мыслью, будто наша з

IV. К первоосновам
  Все прежние ответы на вопрос: «Что такое техни­ка?» — исполнены поистине волшебного легкомыслия. И хуже всего — не случайно. Подобная необыкновенная лег­кость мыслей наблюдается едв

Техника и желания
В предложенной формулировке человеческая жизнь, су­ществование и формально, и по смыслу — нелегкая задача. Для всего остального мира собственное бытие не составляет проблемы, означая действительнос

Происхождение тибетского государства
  На предыдущих лекциях я попытался выделить предпо­сылки, которые должны сложиться в окружающем мире, чтобы в нем возникло то, что зовется «техникой». Говоря по-другому, техника подр

Джентльмен и идальго
  Но что значит «быть джентльменом»? Если не тратить лишних слов — а нам никак нельзя этого делать, — лучше всего сказать, что в джентльмене мы наблюдаем тип пове­дения, который обыкн

Эволюция техники
  Небольшое количество времени, которое было мне отведено, я уделил хотя бы краткому разбору вышеприведен­ных примеров. Дело в том, что упомянутая программа, сверхъестественное бытие

IX. Стадии техники
Данный вопрос столь серьезен и труден, что я сильно колебался, выбирая тот или иной принцип, согласно кото­рому можно было бы различать интересующие стадии. Несомненно, однако, что следует прежде в

Техника человека-техника
  Перейдем ко второй стадии технической эволю­ции — ремесленной технике. Это техника Древней Греции, доимператорского Рима и Средневековья. Вот беглый пере­чень некоторых ее признаков

XI. Современное отношение между человеком и техникой.
Человек-техник древности.   Мы убедились, что современная стадия технической эволюции отличается следующими признаками. 1. Сказочным ростом техничес

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги