рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. C. 16-17.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. C. 16-17. - раздел Образование, Ставрополь, 2013 2. Проанализируйте Рассуждение Г. Гегеля О Диалектике. Какие Этапы Прош...

2. Проанализируйте рассуждение Г. Гегеля о диалектике. Какие этапы прошла диалектика как учение, что понималось в разные эпохи под категорией «диалектика». В чем специфика Гегелевского понимания диалектики? Какие законы диалектики упомянуты в рассуждении Гегеля?

«Этот столь же синтетический, сколь и аналитический момент суждения, в силу которого первоначальное всеобщее определяет себя из самого себя как иное по отношению к себе, должен быть назван диалектическим. Диалектика — это одна из тех древних наук, которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени, а затем вообще в популярной философии как античного, так и нового времени. О Платоне Диоген Лаэрций говорит, что подобно тому как Фалес был творцом философии природы, Сократ — моральной философии, так Платон был творцом третьей науки, относящейся к философии, — диалектики; древние считали это величайшей его заслугой, которую, однако, часто оставляют совершенно без внимания те, кто больше всего говорит о Платоне. Диалектику часто рассматривали как некоторое искусство, как будто она основывается на каком-то субъективном таланте, а не принадлежит к объективности понятия. Какой вид она приобрела в философии Канта и какой вывод он сделал из нее — это было показано выше на определенных примерах его взглядов. Следует рассматривать как бесконечно важный шаг то, что диалектика вновь была признана необходимой для разума, хотя надо сделать вывод, противоположный тому, который был сделан отсюда [Кантом].

Помимо того, что диалектика обычно представляется чем-то случайным, она, как правило, имеет ту более точную форму, что относительно какого-нибудь предмета, например относительно мира, движения, точки и т.д., указывают, что ему присуще какое-нибудь определение, например (в порядке названных предметов) конечность в пространстве или времени, нахождение в этом месте, абсолютное отрицание пространства; но что, далее, ему столь же необходимо присуще и противоположное определение, например бесконечность в пространстве и времени, ненахождение в этом месте, отношение к пространству и тем самым пространственность. Древнейшая элеатская школа применяла свою диалектику главным образом против движения; Платон же часто применяет диалектику против представлений и понятий своего времени, в особенности софистов, но также против чистых категорий и определений рефлексии; позднейший развитый скептицизм распространил ее не только на непосредственные так называемые факты сознания и максимы обыденной жизни, но и на все научные понятия. А вывод, который делают из такой диалектики, — это вообще противоречивость и ничтожность выдвинутых утверждений. Но такой вывод может иметь двоякий смысл: либо тот объективный смысл, что предмет, который таким образом сам себе противоречит, снимает и уничтожает себя (таков, например, был вывод элеатов, согласно которому отрицалась истинность, например, мира, движения, точки); либо же тот субъективный смысл, что неудовлетворительно само познание. Этот последний вывод понимается или так, что лишь сама эта диалектика проделывает фокус, создающий такого рода ложную видимость. Таков обычный взгляд так называемого здравого человеческого рассудка, придерживающегося чувственной очевидности и привычных представлений и высказываний; иногда он проявляется более спокойно (как, например, у Диогена-собаки, который показывал несостоятельность диалектики движения посредством молчаливого хождения взад и вперед), иногда же начинает гневаться по поводу этой диалектики, считая ее либо просто глупостью, либо, если дело идет о важных для нравственности предметах, — святотатством, которое стремится поколебать самые устои и поставляет доводы пороку (таков взгляд сократовской диалектики, направленной против диалектики софистов, таков тот гнев, который, в свою очередь, стоил жизни самому Сократу). Вульгарное опровержение, которое противопоставляет, как это сделал Диоген, мышлению чувственное сознание, и полагает, что в этом чувственном сознании оно обретает истину, должно быть предоставлено самому себе; что касается утверждения, что диалектика упраздняет нравственные определения, то нужно питать доверие к разуму — он сумеет восстановить их, однако в их истине и в сознании их права, но также и их границы. — Или же вывод о субъективной ничтожности касается не самой диалектики, а скорее того познания, против которого она направлена, и — в скептицизме, а равным образом в кантовской философии — познания вообще.

Главный предрассудок состоит здесь в том, будто диалектика имеет лишь отрицательный результат; это сейчас будет определено более подробно. Но прежде всего следует заметить относительно упомянутой формы, в которой обычно выступает диалектика, что по этой форме диалектика и ее результат касаются исследуемого предмета или же субъективного познания, и объявляют ничтожным или это познание, или предмет; определения же, которые указываются в предмете как в чем-то третьем, не рассматриваются и предполагаются как значимые сами по себе. Одна из бесконечных заслуг кантовской философии состоит в том, что она обратила внимание на этот некритический образ действия и этим дала толчок к восстановлению логики и диалектики в смысле рассмотрения определений мышления в себе и для себя. Предмет, каков он без мышления и без понятия, есть некоторое представление или даже только название; лишь в определениях мышления и понятия он есть то, что он есть. Поэтому в действительности дело в них одних; они истинный предмет и содержание разума, и все то, что обычно понимают под предметом и содержанием в отличие от них, имеет значение только через них и в них. Поэтому нельзя считать виной какого-нибудь предмета или познания, если они по своему характеру и в силу некоторой внешней связи выказывают себя диалектическими. В этом случае представляют и то и другое как субъект, в который определения в форме предикатов, свойств, самостоятельных всеобщностей привнесены так, что в диалектические отношения и в противоречие их полагают как прочные и сами по себе правильные только путем чуждого им и случайного соединения их в чем-то третьем и через него. Такого рода внешний и неподвижный субъект представления и рассудка, равно как и абстрактные определения, вместо того чтобы считать их последними, прочно остающимися лежать в основании, должны скорее сами рассматриваться как нечто непосредственное, а именно как такое предположенное и начало полагающее, которое, как показано выше, само по себе должно быть подчинено диалектике, потому что его следует принимать за понятие в себе. Так все противоположности, принимаемые за нечто прочное, например конечное и бесконечное, единичное и всеобщее, суть противоречие не через какое-то внешнее соединение, а, как показало рассмотрение их природы, сами по себе суть некоторый переход; синтез и субъект, в котором они являют себя, есть продукт собственной рефлексии их понятия. Если чуждое понятия рассмотрение не идет дальше их внешнего отношения, изолирует их и оставляет их как прочные предпосылки, то, напротив, понятие, рассматривающее их самих, движет ими как их душа и выявляет их диалектику».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ставрополь, 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. C. 16-17.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ставрополь, 2013
    ББК 66.0я73-5 C. 782 Рецензенты: Доктор философских наук, профессор Грузков В.Н., кандидат философских наук, доцент Гвоздиков Р.Н.,

Рейтинг занятия-5 баллов
Найдите определения следующих ключевых понятий, которыми необходимо овладеть, чтобы раскрыть содержание данной темы: Философия, мудрость, софия, мировоззрение, миропонимание, мироотн

Диодор Сицилийский
1. Объясните, в чём Пифагор видел различие между собой и «семью мудрецами». Назовите «семь мудрецов», о которых говорил Пифагор, и укажите на отличия между их взглядами и видами интеллектуаль

Аристотель
Прокомментируйте. 1. Объясните, что и на каком основании, по мнению Аристотеля, является началом философствования. 2. Почему Аристотель настаивает на непрактичнос

Платон. Федон // Сочинения: в 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 48-51.
  2. Познакомьтесь с выдержкой из трактата Аристотеля, сделайте заключение – о каких гносеологических проблемах рассуждает автор? Каковы критерии истины по Аристотелю?

Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 827-828.
2. Во время средневековой дискуссии в зал была внесена корзина с яблоками. Определите, кто из дискутирующих реалист, а кто номиналист. «– Возьмите это единичное, определенный предм

Монтень М. Опыты. Кн. II. М., Л., 1958. C. 27, 30, 146, 151, 219.
2. Какие принципы философии Д. Бруно нашли отражение в этом отрывке из его работы «Диалоги». Какие идеи античных философов он одобряет? В чем специфика его пантеизма? «Теофил

Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 235-240, 247.
3. Проанализируйте рассуждения Н. Кузанского. Сравните его пантеизм с пантеизмом Д. Бруно. «Оставаясь человечески конкретным, единство человечности явно свертывает в себе сообразно

Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т 2. С. 18-20.
2. Проанализировав текст, скажите: Какую позицию в гносеологии занимает Локк, против какого подхода выступает и какие аргументы использует. «Указать путь, каким мы приходим ко вс

Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 1. С. 96-97.
3. Какие принципы и понятия философии либерализма сформулированы Гоббсом, и как они повлияли на его понимание человека, какие установки философии Нового времени определили его философию?

Гоббс Т. Человеческая природа // Избр. произв.: в 2 т. М., 1964. Т. I. C. 441 – 442.
4. Сформулируйте принципы Бентамовой этики. Сопоставьте их с основополагающими принципами этики Сократа и христианства. Решите задачу в духе каждой из этических систем: как оценить действия п

Фейербах Л. О «начале философии» // Избр. философские произведения. М., 1955. Т. 1. С. 98-99.
2. Проанализируйте рассуждения К. Маркса и выявите принципы философии марксизма, определившие их. «Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский –

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произведения: в 3-х т. Т. 1. М., 1986. С. 1-3.
3. Проанализируйте перечень мероприятий необходимых, с точки зрения К. Маркса и Ф. Энгельса, для установления социалистического общества. Почему их следует провести по К. Марксу и Ф. Энгельсу?

Лавров П.Л. Исторические письма // Избр. произведения: в 2 т. М., 1965. Т. 2. C. 92 - 96.
  2. Проанализируйте рассуждение М.А. Бакунина. Какие сложности он видит в организации народного восстания? Почему он не считает пролетариат преобразовательной силой?

Бакунин М.А. Государственность и анархия // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 520 – 524.
3. Познакомьтесь с работой К.Н. Леонтьева «Византизм и славянство» и в духе его концепции постройте прогноз развития российской цивилизации на следующее столетие. В заключение представьте сво

Леонтьев К.Н. Византизм и славянство// http://knleontiev.narod.ru/articles.htm
Задание 7. Решите упражнение 1. Почему Н.К. Михайловский скептически относится к идее коллективного, а не личностного прогресса? В чем, по его мнению, антиномия м

Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность // Полн. соб. соч. СПб., 1906-1909. Т. 1. С. 477-478
2. В чем смысл жизни по Л. Толстому? В чем состоит личное и общественное благо? «Живет всякий человек для того, чтобы ему было хорошо, – для своего блага. Когда человек не желает се

Толстой Л Н. Об истинной жизни // Полн. собр. соч. М., 1936. Т. 26. С.885-887.
3. В чем особенность понимания человека в философии Н.А. Бердяева? Можно ли его взгляд назвать гуманистическим? Что «экзистенциального» в его позиции? «Проблема человека есть осн

Бердяев Н. О назначении человека. Париж, 1931. C. 58-60.
4. В чем смысл жизни, с точки зрения В.С. Соловьева? Проанализируйте его аргументацию, согласны ли вы с ним? Есть ли изначально заданный смысл жизни, по вашему мнению? «Нравственный

Николай Кузанский
Прокомментируйте. 1. Укажите, к какой исторической онтологической традиции принадлежит Николай Кузанский. Аргументируйте, опираясь на приведенный текст.

А. Бергсон
Выполните задания. 1. Прокомментируйте, каковы аргументы Бергсона против признания существования материи независимо от нашего сознания? 2. Объяс

Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Итлии. М., 1996. С. 214-215.
  3. О каких особенностях функционирования социальных групп пишет К. Юнг? Приведите примеры из истории ХХ века, когда действовал этот механизм. «Любая большая компания

Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994. С. 233-234.
Задание 4.Решите упражнение 1. В 1989 году появилась работа Ф. Фукуямы «Конец истории?», в которой были проанализированы тенденции мировой истории

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134-155).
2. Познакомьтесь с рассуждениями Тоффлера о том, что современная цивилизация изменяется под воздействием «третьей волны». Проиллюстрируйте примерами из истории Российской цивилизации действие пр

Пять ключевых направлений нажима.
Первая из этих принуждающих причин связана с биосферой. В середине 50-х годов, когда Вторая волна достигла стадии созревания в США, население Земли составляло 2,75 млрд. человек. С

Письмо Людвигу Кугельману
  Выполните задания. 1. Прокомментируйте на основании приведённых текстов, каким образом Маркс понимает связь в историческом процессе случайности и необходимости.

Корлисс У. Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218-219.
  5. Проанализируйте определение разума и рассудка данные В.С. Соловьевым. В каком соотношении находятся эти понятия: подчинения, соподчинения, равнозначности, скрещивания? Изобраз

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
К. Маркс так описывал процесс самосознания: «…Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к себе самому как к человеку». Ø Прокомментиру

Три требования к росту знания
Обратимся теперь вновь к понятию приближения к истине, то есть к проблеме поиска теорий, все лучше согласующихся с фактами (как было показано в списке из шести сравнительных случаев, приведенном в

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 364 –366.
Выполните задания: Дайте ответы на вопросы: Возможен ли прогресс в науке, с точки зрения К. Поппера? Почему К. Поппер настаивает на утверж

Тоффлер А. Футурошок.М., 1997. С. 10-17.
Выполните задания. Дайте ответы на вопросы: -В чем состоит смысл идеи А. Тоффлера о возникновении новой болезни человечества – страхе перед будущим? -В чем

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 072500 ДИЗАЙН
.№ раздела (темы)       Наименование раздела (темы) дисциплины Лекции Практические занятия СРС В

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ.
Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php; h

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Классическая философская литература: 1. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат.– Минск: Харвест, 1900.– С.679-717, 718-742; кн.10; кн.11; полный те

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 2. Гл. V. Европейская философия XVIII века. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/

ТЕМА: НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 18-19 ВЕКОВ.
1. Классическая немецкая философия. Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 2. Глава VI. Немецкая клас

ТЕМА: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php; h

ТЕМА: ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ.
Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php; h

ТЕМА: БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php; h

ТЕМА: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ.
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php; http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10.
ТЕМА: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/P

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
- Аршинов В.И. Синергетика и методология постнеклассической науки// Философия науки. Вып. 8. Синергетика человекомерной реальности. – М., 2002 (http://iph.ras.ru/elib/Ph_sc8.html).

Журналы on-line
1. Вопросы Философии –http://logic.ru/ru/node/275 Ежемесячный научно-теоретический журнал Вопросыфилософии. Издается под руководством Президиума Российской академии наук.

Библиотеки on-line
1. Библиотека сайта philosophy.ru – http://www.philosophy.ru 2. Библиотека философского факультета МГУ – http://philos.msu.ru 3. Электронная библиотека по философии – http://filos

Семестр 2
Тема практического занятия Занятие 1. Философия, ее предмет и место в культуре. Занятие 2.Философия античности. Занятие3.Философия средневековь

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги