рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134-155).

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134-155). - раздел Образование, Ставрополь, 2013 2. Познакомьтесь С Рассуждениями Тоффлера О Том, Что Современная Цивилизац...

2. Познакомьтесь с рассуждениями Тоффлера о том, что современная цивилизация изменяется под воздействием «третьей волны». Проиллюстрируйте примерами из истории Российской цивилизации действие принципов Второй и Третьей волны.

«У каждой цивилизации есть свой скрытый код-система правил или принципов, отражающихся во всех сферах ее деятельности, подобно некоему единому плану. С распространением индустриализма по всей планете становится зримым присущий ему уникальный внутренний план. Он состоит из системы шести взаимосвязанных принципов, программирующей поведение миллионов. Естественным образом вырастая из разрыва между производством и потреблением, эти принципы влияют на все аспекты человеческой жизни – от секса и спорта до работы и войны.

Сегодня большинство яростных конфликтов в наших школах, в бизнесе и в правительствах в действительности сконцентрированы именно на этой полудюжине принципов, поскольку люди Второй волны ин­стинктивно используют и защищают их, тогда как люди Третьей волны бросают им вызов и нападают на них.

Наиболее знакомым из этих принципов Второй волны является стандартизация…

В обществах Второй волны процедуры найма и труда стандартизировались с всевозрастающей скоростью. Стандартные тесты использовались для определения и удаления предположительно непригодных людей, особенно на государственной службе. Во всех областях промышленности были стандартизованы нормы оплаты, так же как и дополнительные льготы, перерывы на ланч, праздники и порядки подачи жалоб. Для того чтобы подготовить молодежь к вступлению на рынок труда, специалисты по образованию создали специаль­ные программы…Масс-медиа тем временем распространяли стандартизованные системы образов, и миллионы людей читали одни и те же рекламы, одни и те же новости, одни и те же рассказы. Подавление языков меньшинств центральным правительством в сочетании с влиянием средств массовой коммуникации привело к практичес­ки полному исчезновению локальных и региональных диалектов и даже языков, таких как валлийский и эльзасский. «Стандартный» американский, английский, французский или русский вытесняли и заменяли «нестандартные» языки. Разные части страны начали выглядеть совершенно одинаково, подобно рассеянным повсюду типовым газовым станциям, афишам и домам. Принцип стандартизации наложил отпечаток на все аспекты повседневной жизни…

Второй великий принцип, распространенный во всех обществах Второй волны, – специализация. Ибо чем больше сглаживала Вторая волна различия в языке, сфере досуга и стилях жизни, тем более она нуждалась в различиях в сфере труда. Усиливая их. Вторая волна заменяла крестьянина, временного и непрофессионального «мастера на все руки», узким специалистом и работником, выполняющим лишь одну-единственную задачу,..

К XIX в., когда производство все более и более сдвигалось в сторону фабрик, история с булавками повторялась снова и снова во все большем масштабе. Соответственно возрастала и цена специализации. Критики ин­дустриализма выдвигали обвинения в том, что высокоспециализированный повторяющийся труд постепенно дегуманизирует трудящегося…

И в капиталистических, и в социалистических индустриальных государствах специализация сопровождалась возрастающим усилением профессионализации. Всегда, когда для некой группы специалистов появлялась возможность монополизировать эзотерическое знание и не допускать новичков в свою область, возникали особые профессии. С распространени­ем Второй волны рынок вклинился между хранителем знания и клиентом, резко разделив их на производите­ля и потребителя. Таким образом, здоровье в обществах Второй волны стали рассматривать скорее как продукт, предлагаемый врачом и чиновниками здравоохранения, чем как результат разумной заботы о себе самом пациента (т.е. как продукт для самого себя). Предполагалось, что образование «производится» учителем в школе и «потребляется» учащимся.

Группы людей, объединенных деятельностью самого разного рода, от библиотекарей до продавцов, начали шумно требовать права называть себя профессионалами, а также устанавливать стандарты, цены и условия приема на данную специальность...

Расширяющийся разрыв между производством и потреблением внес изменение и в отношение людей Второй волны ко времени. В зависящей от рынка системе, будь то планируемый рынок или свободный, время приравнивается к деньгам. Нельзя позволить простаивать дорогостоящим машинам, и потому они работают в соответствии со своими собственными ритмами. Это порождает третий принцип индустриальной цивилизации – синхронизацию

Распространение фабричного производства, высокая стоимость машин и механизмов и тесная взаимозависимость элементов трудового процесса требовали более четкой и точной синхронизации. Если одна группа работников завода запаздывает в выполнении своей задачи, следующие за ней другие группы отстают еще больше. Таким образом, пунктуальность, никогда не игравшая большой роли в сельскохозяйственных общинах, стала социальной необходимостью, и повсеместно начали распространяться различного рода часы....

Синхронизации подвергалась не только рабочая жизнь. Во всех обществах Второй волны, вне зависимости от выгоды или политических-соображений, социальная жизнь также стала зависеть от времени и приспосабливаться к требованиям машин. Определенные часы были отведены для досуга. Отпуска стандартной продолжительности, праздники или перерывы на кофе были включены в трудовые графики.

Рост рынка дал начало еще одному закону цивилизации Второй волны – принципу концентрации.

Общества Первой волны существовали за счет широко рассеянных источников энергии. Общества Второй волны практически тотально зависят от в высокой степени сконцентрированных запасов природного топ­лива.

Однако Вторая волна концентрировала не только энергию, но и население, переселяя людей из сельской местности и помещая их в гигантские урбанизирован­ные центры. Она концентрировала и трудовую деятель­ность. Если в обществах Первой волны люди работали повсеместно – дома, в деревне, в полях, то большая часть трудовой деятельности в обществах Второй волны связана с фабриками, где под одной крышей собирались тысячи работников.

Концентрация происходила также и в сфере движе­ния капиталов, так что цивилизация Второй волны произвела на свет гигантские корпорации, а кроме того, и тресты или монополии. …

Разрыв между производством и потреблением породил также во всех обществах Второй волны болезнь навязчивой «макрофилии» – разновидность техасской страсти к огромным размерам и постоянному росту. Если бы было верно, что длительные производственные процессы на фабрике приводят к понижению цен на единицу продукции, то, по аналогии, увеличение масштаба должно было бы вызвать экономию и в других сферах деятельности. Слово «большой» становится синонимом слова «эффективный», а максимизация становится пятым ключевым принципом.

Города и народы гордились тем, что обладают самыми высокими небоскребами, крупнейшими плотинами или самыми обширными в мире площадками для игры в гольф. Кроме того, поскольку большие размеры явля­ются результатом роста, наиболее индустриальные правительства, корпорации и другие организации стали фанатичными проводниками идеи непрерывного возрастания.

Макрофилия индустриализма далеко выходила за рамки одних лишь заводов. Она нашла отражение в соединении множества данных самого разного рода в одном статистическом показателе, называемом валовым национальным продуктом (ВНП), который измеряет «размер» экономики путем сложения стоимости создаваемых ею товаров и услуг. У этого инструмента экономистов Второй волны много недостатков. С точки зрения ВНП не имеет значения, какова форма продукции – продовольствие, образование и здравоохранение или военное снаряжение. К ВНП добавляется наем бригады как для постройки дома, так и для его сноса, хотя в первом случае деятельность направлена на увеличение жилого фонда, а во втором – на его уменьшение. Кроме того, поскольку ВНП измеряет лишь деятельность рынка или обмена, он совершенно не принимает во внимание весь бы­товой сектор экономики, основанный на бесплатном производстве, к примеру – воспитание детей и домашнее хозяйство.

Наконец, все индустриальные нации довели до наивысшей степени совершенства централизацию. Хотя Церковь и правители Первой волны прекрасно знали, что такое централизация власти, они имели дело с менее сложными обществами и были лишь жалкими дилетантами по сравнению с мужчинами и женщинами, централизовавшими индустриальные общества с самого нижнего их этажа.

Все общества с усложненной организацией требовали одновременных действий по централизации и децентрализации. Однако сдвиг от в основном децентрализованной экономики Первой волны, в которой каждая территория отвечала за производство продукции, необходимой ей самой, к интегрированным национальным экономикам Второй волны привел к совершенно новым методам централизации власти. Они начали действовать на уровне отдельных компаний, отраслей производства и в экономике в целом.

Поскольку индустриализация подталкивала политическую систему к большей централизации, правительство в Вашингтоне принимало на себя все больше властных полномочий и обязанностей и все в большей степени монополизировало принятие решений в цент­ре. Тем временем внутри федерального правительства власть сместилась от Конгресса и судов к наиболее Нейтралистской из трех ветвей — к исполнительной власти. В годы правления Никсона историк Артур Шлезингер (сам один из рьяных централизаторов) нападал на «имперское президентство».

За пределами Соединенных Штатов стремление к политической централизации было еще сильнее. Достаточно беглого взгляда на Швецию, Японию, Великоб­ританию или Францию, чтобы увидеть, что американ­ская система по сравнению с ними децентрализована…

Таким образом, мы видим систему из шести ведущих принципов, некую «программу», которая в той или иной степени действует во всех странах Второй волны. Эта полудюжина принципов – стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация и централизация – приложима как к капиталистическому, так и к социалистическому крылу индустриального общества, поскольку они неизбежно выросли из одного и того же базового разрыва между производителем и потребителем, а также благодаря всевозрастающей роли рынка.

В свою очередь, эти принципы, усиливая друг друга, неумолимо привели к росту бюрократии. Они создали самые крупные, жесткие и могущественные бюрократические организации, которые когда-либо существовали на земле..

Шесть принципов, образующих этот код, налагают отчетливый отпечаток на цивилизацию Второй волны. Сегодня, как мы вскоре увидим, каждый из этих фундаментальных принципов подвергается нападению со стороны сил Третьей волны.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ставрополь, 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134-155).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ставрополь, 2013
    ББК 66.0я73-5 C. 782 Рецензенты: Доктор философских наук, профессор Грузков В.Н., кандидат философских наук, доцент Гвоздиков Р.Н.,

Рейтинг занятия-5 баллов
Найдите определения следующих ключевых понятий, которыми необходимо овладеть, чтобы раскрыть содержание данной темы: Философия, мудрость, софия, мировоззрение, миропонимание, мироотн

Диодор Сицилийский
1. Объясните, в чём Пифагор видел различие между собой и «семью мудрецами». Назовите «семь мудрецов», о которых говорил Пифагор, и укажите на отличия между их взглядами и видами интеллектуаль

Аристотель
Прокомментируйте. 1. Объясните, что и на каком основании, по мнению Аристотеля, является началом философствования. 2. Почему Аристотель настаивает на непрактичнос

Платон. Федон // Сочинения: в 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 48-51.
  2. Познакомьтесь с выдержкой из трактата Аристотеля, сделайте заключение – о каких гносеологических проблемах рассуждает автор? Каковы критерии истины по Аристотелю?

Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 827-828.
2. Во время средневековой дискуссии в зал была внесена корзина с яблоками. Определите, кто из дискутирующих реалист, а кто номиналист. «– Возьмите это единичное, определенный предм

Монтень М. Опыты. Кн. II. М., Л., 1958. C. 27, 30, 146, 151, 219.
2. Какие принципы философии Д. Бруно нашли отражение в этом отрывке из его работы «Диалоги». Какие идеи античных философов он одобряет? В чем специфика его пантеизма? «Теофил

Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 235-240, 247.
3. Проанализируйте рассуждения Н. Кузанского. Сравните его пантеизм с пантеизмом Д. Бруно. «Оставаясь человечески конкретным, единство человечности явно свертывает в себе сообразно

Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т 2. С. 18-20.
2. Проанализировав текст, скажите: Какую позицию в гносеологии занимает Локк, против какого подхода выступает и какие аргументы использует. «Указать путь, каким мы приходим ко вс

Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 1. С. 96-97.
3. Какие принципы и понятия философии либерализма сформулированы Гоббсом, и как они повлияли на его понимание человека, какие установки философии Нового времени определили его философию?

Гоббс Т. Человеческая природа // Избр. произв.: в 2 т. М., 1964. Т. I. C. 441 – 442.
4. Сформулируйте принципы Бентамовой этики. Сопоставьте их с основополагающими принципами этики Сократа и христианства. Решите задачу в духе каждой из этических систем: как оценить действия п

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. C. 16-17.
2. Проанализируйте рассуждение Г. Гегеля о диалектике. Какие этапы прошла диалектика как учение, что понималось в разные эпохи под категорией «диалектика». В чем специфика Гегелевского понима

Фейербах Л. О «начале философии» // Избр. философские произведения. М., 1955. Т. 1. С. 98-99.
2. Проанализируйте рассуждения К. Маркса и выявите принципы философии марксизма, определившие их. «Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский –

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произведения: в 3-х т. Т. 1. М., 1986. С. 1-3.
3. Проанализируйте перечень мероприятий необходимых, с точки зрения К. Маркса и Ф. Энгельса, для установления социалистического общества. Почему их следует провести по К. Марксу и Ф. Энгельсу?

Лавров П.Л. Исторические письма // Избр. произведения: в 2 т. М., 1965. Т. 2. C. 92 - 96.
  2. Проанализируйте рассуждение М.А. Бакунина. Какие сложности он видит в организации народного восстания? Почему он не считает пролетариат преобразовательной силой?

Бакунин М.А. Государственность и анархия // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 520 – 524.
3. Познакомьтесь с работой К.Н. Леонтьева «Византизм и славянство» и в духе его концепции постройте прогноз развития российской цивилизации на следующее столетие. В заключение представьте сво

Леонтьев К.Н. Византизм и славянство// http://knleontiev.narod.ru/articles.htm
Задание 7. Решите упражнение 1. Почему Н.К. Михайловский скептически относится к идее коллективного, а не личностного прогресса? В чем, по его мнению, антиномия м

Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность // Полн. соб. соч. СПб., 1906-1909. Т. 1. С. 477-478
2. В чем смысл жизни по Л. Толстому? В чем состоит личное и общественное благо? «Живет всякий человек для того, чтобы ему было хорошо, – для своего блага. Когда человек не желает се

Толстой Л Н. Об истинной жизни // Полн. собр. соч. М., 1936. Т. 26. С.885-887.
3. В чем особенность понимания человека в философии Н.А. Бердяева? Можно ли его взгляд назвать гуманистическим? Что «экзистенциального» в его позиции? «Проблема человека есть осн

Бердяев Н. О назначении человека. Париж, 1931. C. 58-60.
4. В чем смысл жизни, с точки зрения В.С. Соловьева? Проанализируйте его аргументацию, согласны ли вы с ним? Есть ли изначально заданный смысл жизни, по вашему мнению? «Нравственный

Николай Кузанский
Прокомментируйте. 1. Укажите, к какой исторической онтологической традиции принадлежит Николай Кузанский. Аргументируйте, опираясь на приведенный текст.

А. Бергсон
Выполните задания. 1. Прокомментируйте, каковы аргументы Бергсона против признания существования материи независимо от нашего сознания? 2. Объяс

Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Итлии. М., 1996. С. 214-215.
  3. О каких особенностях функционирования социальных групп пишет К. Юнг? Приведите примеры из истории ХХ века, когда действовал этот механизм. «Любая большая компания

Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994. С. 233-234.
Задание 4.Решите упражнение 1. В 1989 году появилась работа Ф. Фукуямы «Конец истории?», в которой были проанализированы тенденции мировой истории

Пять ключевых направлений нажима.
Первая из этих принуждающих причин связана с биосферой. В середине 50-х годов, когда Вторая волна достигла стадии созревания в США, население Земли составляло 2,75 млрд. человек. С

Письмо Людвигу Кугельману
  Выполните задания. 1. Прокомментируйте на основании приведённых текстов, каким образом Маркс понимает связь в историческом процессе случайности и необходимости.

Корлисс У. Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218-219.
  5. Проанализируйте определение разума и рассудка данные В.С. Соловьевым. В каком соотношении находятся эти понятия: подчинения, соподчинения, равнозначности, скрещивания? Изобраз

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
К. Маркс так описывал процесс самосознания: «…Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к себе самому как к человеку». Ø Прокомментиру

Три требования к росту знания
Обратимся теперь вновь к понятию приближения к истине, то есть к проблеме поиска теорий, все лучше согласующихся с фактами (как было показано в списке из шести сравнительных случаев, приведенном в

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 364 –366.
Выполните задания: Дайте ответы на вопросы: Возможен ли прогресс в науке, с точки зрения К. Поппера? Почему К. Поппер настаивает на утверж

Тоффлер А. Футурошок.М., 1997. С. 10-17.
Выполните задания. Дайте ответы на вопросы: -В чем состоит смысл идеи А. Тоффлера о возникновении новой болезни человечества – страхе перед будущим? -В чем

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 072500 ДИЗАЙН
.№ раздела (темы)       Наименование раздела (темы) дисциплины Лекции Практические занятия СРС В

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ.
Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php; h

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Классическая философская литература: 1. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат.– Минск: Харвест, 1900.– С.679-717, 718-742; кн.10; кн.11; полный те

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 2. Гл. V. Европейская философия XVIII века. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/

ТЕМА: НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 18-19 ВЕКОВ.
1. Классическая немецкая философия. Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 2. Глава VI. Немецкая клас

ТЕМА: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php; h

ТЕМА: ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ.
Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php; h

ТЕМА: БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php; h

ТЕМА: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ.
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php; http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10.
ТЕМА: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Литература: - Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/P

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
- Аршинов В.И. Синергетика и методология постнеклассической науки// Философия науки. Вып. 8. Синергетика человекомерной реальности. – М., 2002 (http://iph.ras.ru/elib/Ph_sc8.html).

Журналы on-line
1. Вопросы Философии –http://logic.ru/ru/node/275 Ежемесячный научно-теоретический журнал Вопросыфилософии. Издается под руководством Президиума Российской академии наук.

Библиотеки on-line
1. Библиотека сайта philosophy.ru – http://www.philosophy.ru 2. Библиотека философского факультета МГУ – http://philos.msu.ru 3. Электронная библиотека по философии – http://filos

Семестр 2
Тема практического занятия Занятие 1. Философия, ее предмет и место в культуре. Занятие 2.Философия античности. Занятие3.Философия средневековь

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги