Лавров П.Л. Исторические письма // Избр. произведения: в 2 т. М., 1965. Т. 2. C. 92 - 96.
Лавров П.Л. Исторические письма // Избр. произведения: в 2 т. М., 1965. Т. 2. C. 92 - 96. - раздел Образование, Ставрополь, 2013
2. Проанализируйте Рассуждение М.а. Бакунина. Какие Сложно...
2. Проанализируйте рассуждение М.А. Бакунина. Какие сложности он видит в организации народного восстания? Почему он не считает пролетариат преобразовательной силой?
Главный недостаток, паразитирующий и делающий до сих пор невозможным всеобщее народное восстание в России, - это замкнутость общин, уединение и разъединение крестьянских местных миров. Надо во что бы то ни стало разбить эту замкнутость и провести между этими отдельными мирами живой ток революционной мысли, воли и дела. Надо связать лучших крестьян всех деревень, волостей и по возможности областей, передовых людей, естественных революционеров из русского крестьянского мира между собою и там, где оно возможно, провести такую же живую связь между фабричными работниками и крестьянством. Эта связь не может быть другою как личною. Нужно, соблюдая, разумеется, притом, самую педантическую осторожность, чтобы лучшие, или передовые крестьяне каждой деревни, каждой волости и каждой области знали таких же крестьян всех других деревень, волостей, областей.
Надо убедить прежде всего этих передовых людей из крестьянства, а через них если не весь народ, то по крайней мере значительную и наиболее энергичную часть его, что для целого народа, для всех деревень, волостей и областей в целой России, да также и вне России, существует одна общая беда, а потому и одно общее дело. Надо их убедить в том, что в народе живет несокрушимая сила, против которой ничто и никто устоять не может; и что если она до сих пор не освободила народа, так это только потому, что она могуча только, когда она собрана и действует одновременно, везде, сообща, заодно, и что до сих пор она не была собрана. Для того же, чтобы собрать ее, необходимо, чтобы села, волости, области связались и организовались по одному общему плану и с единою целью всенародного освобождения. Для того же чтобы создалось в нашем народе чувство и сознание действительного единства, надо устроить род народной печатной, литографированной, писаной или даже изустной, газеты, которая бы немедленно извещала повсюду, во всех концах, областях, волостях и селах России о всяком частном народном, крестьянском или фабричном бунте, вспыхивающем то в одном, то в другом месте, а также и о крупных революционных движениях, производимых пролетариатом Западной Европы, для того чтобы наш крестьянин и наш фабричный работник не чувствовал себя одиноким, а знал бы, напротив, что за ним, под тем же гнетом, но зато и с тою же страстью и волею освободиться, стоит огромный, бесчисленный мир к всеобщему взрыву готовящихся чернорабочих масс.
Такова задача и, скажем прямо, таково единственное дело революционной пропаганды. Каким образом это дело должно быть совершено нашею молодежью, печатным образом рассказывать неудобно.
Скажем только одно: русский народ только тогда признает нашу образованную молодежь своею молодежью, когда он встретится с нею в своей жизни, в своей беде, в своем деле, в своем отчаянном бунте. Надо, чтобы она присутствовала отныне не как свидетельница, но как деятельная и передовая, себя на гибель обрекшая соучастница, повсюду и всегда, во всех народных волнениях и бунтах, как крупных, так и самых мелких. Надо, чтобы, действуя сама по строго обдуманному и положительному плану и подвергая в этом отношении все свои действия самой строгой дисциплине, для того чтобы создать то единодушие, без которого не может быть победы, она сама воспиталась и воспитала народ не только к отчаянному сопротивлению, но также и к смелому нападению.
В заключение прибавим еще одно слово. Класс, который мы называем нашим умственным пролетариатом и который у нас уже в положении социально-революционном, т. е. просто-напросто отчаянном и невозможном, должен теперь проникнуться сознательною страстью социально-революционного дела, если он не хочет погибнуть постыдно и втуне, этот класс призван ныне быть приуготовителем, т. е. организатором народной революции. Для него нет другого выхода. Он мог бы, правда, благодаря полученному им образованию, стремиться достать какое-нибудь более или менее выгодное местечко в рядах уже чересчур переполненных и чрезвычайно негостеприимных грабителей, эксплуататоров и притеснителей народа. Но, во-первых, таких мест все остается меньше и меньше, так что они достижимы только для самого малого количества. Большинство останется только со срамом измены и погибнет в нужде, в пошлости и подлости. Мы же обращаемся только к тем, для которых измена немыслима, невозможна.
Порвавши безвозвратно все связи с миром эксплуататоров, губителей и врагов русского народа, они должны смотреть на себя как на капитал драгоценный, принадлежащий исключительно делу народного освобождения, как на такой капитал, который должен тратить себя лишь на пропаганду народную, на постепенное возбуждение и на организацию всенародного бунта.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...
Ставрополь, 2013
ББК 66.0я73-5
C. 782
Рецензенты: Доктор философских наук, профессор Грузков В.Н.,
кандидат философских наук, доцент Гвоздиков Р.Н.,
Рейтинг занятия-5 баллов
Найдите определения следующих ключевых понятий, которыми необходимо овладеть, чтобы раскрыть содержание данной темы: Философия, мудрость, софия, мировоззрение, миропонимание, мироотн
Диодор Сицилийский
1. Объясните, в чём Пифагор видел различие между собой и «семью мудрецами». Назовите «семь мудрецов», о которых говорил Пифагор, и укажите на отличия между их взглядами и видами интеллектуаль
Аристотель
Прокомментируйте.
1. Объясните, что и на каком основании, по мнению Аристотеля, является началом философствования.
2. Почему Аристотель настаивает на непрактичнос
Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 235-240, 247.
3. Проанализируйте рассуждения Н. Кузанского. Сравните его пантеизм с пантеизмом Д. Бруно.
«Оставаясь человечески конкретным, единство человечности явно свертывает в себе сообразно
Бердяев Н. О назначении человека. Париж, 1931. C. 58-60.
4. В чем смысл жизни, с точки зрения В.С. Соловьева? Проанализируйте его аргументацию, согласны ли вы с ним? Есть ли изначально заданный смысл жизни, по вашему мнению?
«Нравственный
Николай Кузанский
Прокомментируйте.
1. Укажите, к какой исторической онтологической традиции принадлежит Николай Кузанский. Аргументируйте, опираясь на приведенный текст.
А. Бергсон
Выполните задания.
1. Прокомментируйте, каковы аргументы Бергсона против признания существования материи независимо от нашего сознания?
2. Объяс
Пять ключевых направлений нажима.
Первая из этих принуждающих причин связана с биосферой.
В середине 50-х годов, когда Вторая волна достигла стадии созревания в США, население Земли составляло 2,75 млрд. человек. С
Письмо Людвигу Кугельману
Выполните задания.
1. Прокомментируйте на основании приведённых текстов, каким образом Маркс понимает связь в историческом процессе случайности и необходимости.
Корлисс У. Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218-219.
5. Проанализируйте определение разума и рассудка данные В.С. Соловьевым. В каком соотношении находятся эти понятия: подчинения, соподчинения, равнозначности, скрещивания? Изобраз
З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
К. Маркс так описывал процесс самосознания: «…Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к себе самому как к человеку».
Ø Прокомментиру
Три требования к росту знания
Обратимся теперь вновь к понятию приближения к истине, то есть к проблеме поиска теорий, все лучше согласующихся с фактами (как было показано в списке из шести сравнительных случаев, приведенном в
Тоффлер А. Футурошок.М., 1997. С. 10-17.
Выполните задания.
Дайте ответы на вопросы:
-В чем состоит смысл идеи А. Тоффлера о возникновении новой болезни человечества – страхе перед будущим?
-В чем
ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ.
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
h
ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Классическая философская литература:
1. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат.– Минск: Харвест, 1900.– С.679-717, 718-742; кн.10; кн.11; полный те
ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 2. Гл. V. Европейская
философия XVIII века. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/
ТЕМА: НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 18-19 ВЕКОВ.
1. Классическая немецкая философия.
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 2. Глава VI. Немецкая
клас
ТЕМА: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
h
ТЕМА: ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ.
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
h
ТЕМА: БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
h
ТЕМА: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ.
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10.
ТЕМА: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/P
ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
- Аршинов В.И. Синергетика и методология постнеклассической науки// Философия науки. Вып. 8. Синергетика человекомерной реальности. – М., 2002 (http://iph.ras.ru/elib/Ph_sc8.html).
Журналы on-line
1. Вопросы Философии –http://logic.ru/ru/node/275 Ежемесячный научно-теоретический журнал Вопросыфилософии. Издается под руководством Президиума Российской
академии наук.
Библиотеки on-line
1. Библиотека сайта philosophy.ru – http://www.philosophy.ru
2. Библиотека философского факультета МГУ – http://philos.msu.ru
3. Электронная библиотека по философии – http://filos
Семестр 2
Тема практического занятия
Занятие 1. Философия, ее предмет и место в культуре.
Занятие 2.Философия античности.
Занятие3.Философия средневековь
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов