Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность // Полн. соб. соч. СПб., 1906-1909. Т. 1. С. 477-478
Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность // Полн. соб. соч. СПб., 1906-1909. Т. 1. С. 477-478 - раздел Образование, Ставрополь, 2013 2. В Чем Смысл Жизни По Л. Толстому? В Чем Состоит Личное И Общественное Б...
2. В чем смысл жизни по Л. Толстому? В чем состоит личное и общественное благо?
«Живет всякий человек для того, чтобы ему было хорошо, – для своего блага. Когда человек не желает себе блага, то он не чувствует даже, что живет. Человек и понять не может, чтобы можно было жить и не желать себе блага. Жить для каждого человека – все равно что желать блага и добиваться его; и, наоборот, желать и добиваться блага – все равно что жить.
Человек чувствует жизнь в себе самом, и – только в себе одном. Сначала, пока он не понял истинного смысла жизни, человек думает, что благо есть только то, что благо для него одного. Ему сначала кажется, что живет, истинно живет, только он один.
Жизнь других людей кажется ему не такою, как своя, она кажется ему только подобием жизни. Свою жизнь человек чувствует; а чужую жизнь он только видит со стороны. Он не чувствует ее и только потому, что видит чужую жизнь, узнает, что и другие люди как будто живут. Что он сам живет, это каждый человек знает и не может ни на минуту перестать знать это. Про жизнь других людей человек знает только тогда, когда он хочет думать о них. Вот почему и кажется человеку, что по-настоящему живет только он один. Такой человек, если и не желает зла другим, то только потому, что ему самому неприятны страдания других. Если он и желает людям добра, то совсем не так, как себе: себе он желает добра для того, чтобы ему самому было хорошо, другим же он желает добра не для того, чтобы им было хорошо, а только для того, чтобы ему, глядя на их радость, самому было приятнее. Такой человек дорожит благом только своей жизни; ему важно и нужно только, чтобы ему самому было хорошо.
И вот когда человек этот начинает добиваться своего блага, то он сейчас же видит, что сам по себе он не может его достичь, потому что благо это находится во власти других людей. Он всматривается в жизнь других людей и видит, что все они, как и он сам, и как все животные, – имеют такое же точно понятие о жизни. Точно так же, как и он, они чувствуют только свою жизнь и свое благо, считают только свою жизнь важною и настоящею, и точно так же их благо находится во власти других людей. Человек видит, что каждое живое существо ищет своего собственного маленького блага и для этого готово отнимать благо у других существ, даже лишая их жизни, – готово лишить блага и жизни его самого. И когда человек сообразит это и станет присматриваться к жизни, то он видит, что так оно и есть на самом деле: не только одно какое-нибудь существо или десяток существ, а все бесчисленные существа мира, для достижения своего блага, всякую минуту готовы уничтожить его самого, – того, для которого одного, как ему кажется, и существует жизнь. И когда человек ясно поймет это, то он видит, что трудно ему добыть себе то собственное благо, без которого, ему кажется, он и жить не может.
И чем дольше человек живет, тем больше он на деле убеждается в том, что это так. Он участвует в жизни человечества. Жизнь эта составлена из отдельных людей, которые волей-неволею связаны между собой. А между тем люди эти желают каждый своего собственного блага и для этого готовы истребить и съесть один другого. Видя это, человек убеждается в том, что такая жизнь не может быть для него благом, но будет, наверное, великим злом.
Но мало этого: «Ты тянешь, и он тянет: кто ни перетянет, а обоим падать». Если даже человек окажется сильнее других и может взять над ними верх, то и тогда разум и опыт его очень скоро показывают ему, что те удовольствия, которые он урывает для себя у других, – не настоящее благо, а только подобие блага, потому что чем больше он пользуется ими, тем больнее он чувствует те страдания, которые всегда наступают после них. Чем больше живет такой человек, тем яснее он видит, что удовольствий становится все меньше и меньше, а скуки, пресыщения, трудов, страданий – все больше и больше.
Но мало и этого: когда он начинает болеть и ослабевать и видит болезни, старость и смерть других людей, то он c ужасом начинает понимать, что он сам, – то, что для него дороже всего, – c каждым часом приближается к ослаблению, старости и смерти. Кроме того, что другие люди готовы его погубить; кроме того, что страдания его неминуемо усиливаются; кроме всего этого, такой человек начинает понимать, что жизнь его есть не что иное, как только постоянное приближение к смерти, которая непременно уничтожит столь дорогого ему самого себя со всем его благом. Человек видит, что он только и делает, что борется со всем миром, и что борьба эта ему не по силам. Он видит, что он ищет удовольствий, которые только подобия блага и всегда кончаются страданиями; видит, что он хочет сделать невозможное: удержать жизнь, которую нельзя удержать. Он видит, что когда желает блага и жизни только самому себе, то добиться этого блага и этой жизни и удержать их он никак не может.
То, что для такого человека важнее и нужнее всего, – он сам, то, в чем одном он полагает свою жизнь, – то гибнет, то будет кости, черви; а то, что для него не нужно, не важно и не понятно – весь мир Божий, то останется и будет жить вечно. Оказывается, что та единственная жизнь, которую такой человек чувствует и бережет, – обманчива и невозможна; а жизнь вне его, та, которую он не любит, не чувствует и не знает, – она-то и есть единая настоящая жизнь. Он видит, что-то, чего он не чувствует, то только и имеет ту жизнь, которую он один желал бы иметь, но это не то, что так кажется человеку, когда он унывает или падает духом. Это не такая мысль, которая находит от тоски и может пройти, когда человек повеселеет. Нет, – это самая очевидная и несомненная истина, и если мысль эта хоть раз придет человеку или другие хоть раз растолкуют ее ему, то он никогда не отделается от нее, ничем ее из себя не выжжет.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...
Ставрополь, 2013
ББК 66.0я73-5
C. 782
Рецензенты: Доктор философских наук, профессор Грузков В.Н.,
кандидат философских наук, доцент Гвоздиков Р.Н.,
Рейтинг занятия-5 баллов
Найдите определения следующих ключевых понятий, которыми необходимо овладеть, чтобы раскрыть содержание данной темы: Философия, мудрость, софия, мировоззрение, миропонимание, мироотн
Диодор Сицилийский
1. Объясните, в чём Пифагор видел различие между собой и «семью мудрецами». Назовите «семь мудрецов», о которых говорил Пифагор, и укажите на отличия между их взглядами и видами интеллектуаль
Аристотель
Прокомментируйте.
1. Объясните, что и на каком основании, по мнению Аристотеля, является началом философствования.
2. Почему Аристотель настаивает на непрактичнос
Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 235-240, 247.
3. Проанализируйте рассуждения Н. Кузанского. Сравните его пантеизм с пантеизмом Д. Бруно.
«Оставаясь человечески конкретным, единство человечности явно свертывает в себе сообразно
Бердяев Н. О назначении человека. Париж, 1931. C. 58-60.
4. В чем смысл жизни, с точки зрения В.С. Соловьева? Проанализируйте его аргументацию, согласны ли вы с ним? Есть ли изначально заданный смысл жизни, по вашему мнению?
«Нравственный
Николай Кузанский
Прокомментируйте.
1. Укажите, к какой исторической онтологической традиции принадлежит Николай Кузанский. Аргументируйте, опираясь на приведенный текст.
А. Бергсон
Выполните задания.
1. Прокомментируйте, каковы аргументы Бергсона против признания существования материи независимо от нашего сознания?
2. Объяс
Пять ключевых направлений нажима.
Первая из этих принуждающих причин связана с биосферой.
В середине 50-х годов, когда Вторая волна достигла стадии созревания в США, население Земли составляло 2,75 млрд. человек. С
Письмо Людвигу Кугельману
Выполните задания.
1. Прокомментируйте на основании приведённых текстов, каким образом Маркс понимает связь в историческом процессе случайности и необходимости.
Корлисс У. Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218-219.
5. Проанализируйте определение разума и рассудка данные В.С. Соловьевым. В каком соотношении находятся эти понятия: подчинения, соподчинения, равнозначности, скрещивания? Изобраз
З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
К. Маркс так описывал процесс самосознания: «…Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к себе самому как к человеку».
Ø Прокомментиру
Три требования к росту знания
Обратимся теперь вновь к понятию приближения к истине, то есть к проблеме поиска теорий, все лучше согласующихся с фактами (как было показано в списке из шести сравнительных случаев, приведенном в
Тоффлер А. Футурошок.М., 1997. С. 10-17.
Выполните задания.
Дайте ответы на вопросы:
-В чем состоит смысл идеи А. Тоффлера о возникновении новой болезни человечества – страхе перед будущим?
-В чем
ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ.
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
h
ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Классическая философская литература:
1. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат.– Минск: Харвест, 1900.– С.679-717, 718-742; кн.10; кн.11; полный те
ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 2. Гл. V. Европейская
философия XVIII века. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/
ТЕМА: НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 18-19 ВЕКОВ.
1. Классическая немецкая философия.
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 2. Глава VI. Немецкая
клас
ТЕМА: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
h
ТЕМА: ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ.
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
h
ТЕМА: БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
h
ТЕМА: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ.
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10.
ТЕМА: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.
Литература:
- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/P
ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
- Аршинов В.И. Синергетика и методология постнеклассической науки// Философия науки. Вып. 8. Синергетика человекомерной реальности. – М., 2002 (http://iph.ras.ru/elib/Ph_sc8.html).
Журналы on-line
1. Вопросы Философии –http://logic.ru/ru/node/275 Ежемесячный научно-теоретический журнал Вопросыфилософии. Издается под руководством Президиума Российской
академии наук.
Библиотеки on-line
1. Библиотека сайта philosophy.ru – http://www.philosophy.ru
2. Библиотека философского факультета МГУ – http://philos.msu.ru
3. Электронная библиотека по философии – http://filos
Семестр 2
Тема практического занятия
Занятие 1. Философия, ее предмет и место в культуре.
Занятие 2.Философия античности.
Занятие3.Философия средневековь
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов