рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОД ЗНАКОМ ДЕ СОССЮРА

ПОД ЗНАКОМ ДЕ СОССЮРА - раздел Образование, Виктор Аронович Мазин Введение в Лакана   ...

 

Удивительно, но Зигмунд Фрейд, прекрасно понимая значение языка в психоанализе, проявляя устойчивый интерес к наукам о языке, занимаясь проблемами расстройств речи еще в допсихоаналитический период, не обратился к «Курсу общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра, вышедшему в свет в 1916 году. Это еще более странно потому, что сын Фердинанда де Соссюра, Раймон де Соссюр – психоаналитик, который прошел аналитическую подготовку на знаменитой кушетке Зигмунда Фрейда. Более того, сам Фрейд написал введение к его книге 1922 года «Психоаналитический метод». Лакан, можно сказать, восполняет этот пробел. 9 мая 1957 году он выступает в амфитеатре Декарта в Сорбонне с докладом «Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда». Этот программный текст являет собой итог очередного прочтения де Соссюра и общения с Якобсоном. В «Инстанции буквы» Лакан формулирует следующие тезисы: бессознательное структурировано как язык; бессознательное – дискурс Другого; симптом организован структурой языка; симптом – метафора, желание – метонимия. Таким образом, Лакан обращается к де Соссюру, Якобсону и Фрейду, чтобы в очередной раз подчеркнуть: никогда в психоанализе речь не шла о бессознательном как о резервуаре влечений, или хуже того инстинктов. Открытие Фрейда состояло как раз в том, что бессознательное – неосознаваемые представления, что бессознательное высказывает субъекта в свободных ассоциациях. Субъект выговаривается, проговаривается. И, тем самым, он оказывается производным языка, лингвистического знака, буквы. О букве, букве дискурса, – говорит Лакан, – речь идет на каждой странице «Толкования сновидений» Фрейда. Буква это иероглиф, идеограмма. Буква, по Лакану, – тот материальный носитель, который каждый говорящий заимствует в языке. Своим телом ребенок на определенной стадии своего развития входит в предсуществующий ему язык, в систему знаков.

В докладе «Инстанция буквы» Лакан по‑новому осмысляет понятие знак из «Курса общей лингвистики». Языковый знак де Соссюра – двусторонний психический феномен, оба элемента которого теснейшим образом связаны между собой и предполагают друг друга. Одна сторона знака – понятие, другая – акустический образ. Фердинанд де Соссюр называет их означаемое (понятие) и означающее (акустический образ). Эти два элемента связаны между собой теснейшим образом. Как две стороны одного листа. Однако, отмечает де Соссюр, связь эта – произвольна, означающее немотивировано по отношению к означаемому.

Лакан производит дальнейшую автономизацию означающего. Если де Соссюр, утверждая произвольность соединения означающего с означаемым, все же настаивает на их связи, на значении, возникающем в этой связи, то в толковании знака Лаканом означающее не обладает открытым доступом к означаемому. Главное в знаке, по Лакану, – не означающее и не означаемое, а черта между ними. Эта разделительная черта – цензура, оказывающая сопротивление доступу означающего к означаемому. Видна лишь одна сторона листа. Формула Лакана – формула не отношений двух составляющих знака, а их разделенности. Доступно лишь означающее. Причем, означающее это не только акустический, но и визуальный образ. Означающее указывает не на означаемое, а на другие означающие, обнаруживаемые в последовательности, в цепи. Из этих соображений вытекает еще одна знаменитая лака‑новская формула: означающее представляет не что‑то чему‑то, не означаемое кому‑то, а субъекта другому означающему. Логика означающего ‑скольжение от означающему к означающему, от слова к слову. Логика означающего это логика желания, и риторический троп желания – метонимия. Метафора же – замещение одного означающего другим. Эта логика объясняет несовпадение субъекта с самим собой, то есть совпадение означающего с означаемым.

Поскольку субъект входит в бытие благодаря языку, то есть в качестве представленного в языке, он в момент своего рождения незамедлительно исчезает под означающими. В качестве говорящего, субъект не может совпасть с самим собой. Он говорит о себе, он делает себя объектом своей речи. Субъект говорит о себе, не будучи собой. Лакан говорит: я не есть там, где я игрушка моей мысли. Меня означаемого нет. Это расхождение, эта пропасть и становится основанием субъекта. Фундамент субъекта – пробел в цепи означающих.

Лакан переворачивает все общепринятые, в том числе и структуралистские представления о знаке, которые заключаются в следующем: означаемое предшествует означающему; слово открывает доступ к значению; язык‑средство коммуникации; человек пользуется словами, чтобы передать смысл и намерения. Психоанализ показывает Лакану: означающее возникает вместе с означаемым, точнее, вместе с исчезновением доступа к означаемому; буква производит в человеке истину; значение возникает не в пределах знака, а между означающими; язык используется для того, чтобы скрыть смысл и намерения.

Такого рода диспозиция позволяет Лакану по‑новому толковать клинический материал. В частности, по‑новому расставить акценты в толковании сновидений. Лакан уделяет еще более пристальное внимание деталям проявленного содержания. Он не занимается поиском некоего скрытого содержания, некоего таинственного означаемого. Тайна лежит на поверхности. Истина – в самом тексте, в словах, между ними, в букве, в инстанции буквы. Истина между языком и речью.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Виктор Аронович Мазин Введение в Лакана

Введение в Лакана...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОД ЗНАКОМ ДЕ СОССЮРА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕХАНИЗМЫ РОЖДЕНИЯ
  Жак Мари Эмиль Лакан родился 13 апреля 1901 года в Париже в семье весьма

КЛЕРАМБО
  С 1919 по 1927 год Жак Лакан изучает медицину. С 1926 года он специализируется

ВОЗЛЮБЛЕННОЙ
  18 июня 1931 года в больницу Святой Анны поступает Маргерит Пантэн‑Анзьё.

НЕПОДДАЮЩИЙСЯ ПАЦИЕНТ
  Специализируясь на психиатрии, занимаясь философией, увлекаясь современной ему

ВЛЕЧЕНИЯ ПО ЛАКАНУ
  Желание связано с влечением. Влечения, по Лакану, – частичные проявления желани

ЗЕРКАЛА
  3 августа 1936 года Лакан выступает на 14‑м Международном психоаналитичес

ОТ СЕБЯ
  Так я никогда не обретает прав на свое собственное я: свое я – не своя собствен

ПО ТУ СТОРОНУ РЕАЛЬНОСТИ
  После посещения скандальной Олимпиады в Берлине Лакан возвращается в Париж и пи

И ФИЛОСОФЫ
  У Фрейда, как известно, с философией складывались весьма непростые амбивалентны

НЕВРОЗ, ПСИХОЗ, ПЕРВЕРСИЯ
  Нозология Лакана выглядит просто: невроз, психоз, перверсия. Причем в каждом из

РОДСТВА
  В 1949 году Лакан знакомится в доме Александра Койре, философа науки и ученика

ЯКОБСОНА
  Когда в Париж из Нью‑Йорка приезжает знаменитый лингвист Роман Якобсон, о

ПЕРЕД СТЕНОЙ ЯЗЫКА
  Я всегда говорю истинную правду, – начинает свою речь для телевидения Лакан в 1

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФАЛЛОСА
  Если в теориях Фрейда фаллос предельно значим, но появляется только под видом п

ДРУГОГО
    Фрейд называет бессознательное другой сценой. С этой отчужденно

ПО НАЗНАЧЕНИЮ
  12 мая 1955 г. Лакан проводит семинар по мотивам рассказа Эдгара Алана По «Похи

ТРЕТЬЯ ТОПИКА
  Топика – модель психического аппарата. В 1899 году в 7 главе «Толкования сновид

ИДЕАЛЫ ЛАКАНА
  С символическим и воображаемым порядками структуры субъекта связаны еще две инс

ПЕРЕНОС ЛАКАНА
  Перенос предполагает смещение бессознательных представлений с одного объекта на

СЕМИНАРЫ И ДИСКУРСЫ
  Фрейд писал, Лакан говорил. В ноябре 1966 года выходит в свет сборник его стате

ЕЩЕ: ЧЕГО ХОЧЕТ ЖЕНЩИНА?
  Лакан замолчал окончательно? Лакан все сказал? – На семинарских занятиях 1969/7

СИМПТОМ/СИНТОМ
  Вслед за Фрейдом Лакан говорит: невротический симптом – след бессознательного,

ЭТИКА ЖЕЛАНИЯ
  Лакан убежден: этические вопросы занимают центральное место в психоаналитическо

РАБОТА В ГРУППАХ
  Какую этическую позицию занял Лакан в годы второй мировой войны? Он просто не н

ИНСТИТУТЫ И РЕФОРМЫ
  Институты, их учреждение и роспуск, реформы и расколы сопутствуют Лакану. Он не

ПРОГРАММА: ВОЗВРАТ К ФРЕЙДУ!
  2 мая 1951 года Лакан выступает перед Психоаналитическим обществом города Лондо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги