рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФАЛЛОСА

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФАЛЛОСА - раздел Образование, Виктор Аронович Мазин Введение в Лакана   ...

 

Если в теориях Фрейда фаллос предельно значим, но появляется только под видом прилагательного ‑фаллическая стадия, то у Лакана он обретает статус верховного означающего, означающего всех означающих. Уже у Фрейда, – говорит Лакан, – фаллос это ни фантазм, ни частичный объект, ни реальный орган, типа пениса или клитора. В статье 1932 года «О добывании огня» Фрейд выдвигает гипотезу, согласно которой человек сумел овладеть огнем, отказавшись от необходимости гасить его струей мочи. Отказ от этой биологической потребности привел его к культуре и к собственному желанию. Биологический орган, пенис, превратился в означающий фаллос. Фаллос выступает как означающее желания человека вообще. Фаллос появляется, указывая на кастрацию, последствия которой не устраняются никаким анализом.

Именно с разговора о бессознательном комплексе кастрации начинает Лакан свое выступление «Значение фаллоса» 9 мая 1958 года в Институте Макса Планка в Мюнхене. Этот комплекс структурирует симптомы в неврозах, психозах, перверсиях. Этот комплекс регулирует развитие, устанавливает в субъекте бессознательную позицию, благодаря которой он идентифицирует свой пол. Лакан, вслед за Фрейдом подчеркивает: клинический опыт показывает, ‑отношение субъекта к фаллосу устанавливается независимо от анатомических различий между полами.

Одним своим концом (метафорическим, замещающим) фаллос все же указывает на анатомический орган – пенис, другим (метонимическим, смещающим) – на желание, которое находится в постоянном движении и никогда не может быть удовлетворено. При этом тестирование желания Другого имеет решающее значение не потому, что субъект узнает в нем, имеет ли он сам или нет «реальный» фаллос, но потому что он обнаруживает его отсутствие у матери. Так идея кастрации, предполагающая возможное лишение фаллоса, привносит отрицание, идею отсутствия. Отсутствие всегда присутствует в фаллосе. В виде формулы фаллос представляется таким образом:

фаллос = пенис + идея нехватки.

Как же орган становится символическим? Как он входит в символическое пространство? Как он вводит себя в систему означающих?

Органы, как и все физические объекты, обретаются только будучи символизированными. Показательны в этом отношении внутренние органы, которые известны нам только символически: мы не видим ни нашего сердца, ни нашей печени, ни наших почек. Знание о них обретается исключительно в их зримом отсутствии, в их присутствии в дискурсе.

Символические органы подчиняются систематическому закону, который заключается в том, что означающее может существовать только в цепи других означающих. Чтобы стабильность органа сохранялась, в символическом должно существовать означающее, наделенное привилегированным статусом. Таким означающим и становится у Лакана фаллос. С этой точки зрения фаллос поднимается от анатомии до универсальной семантики:

фаллос = пенис + логос.

Почему именно фаллос становится господствующим означающим?

Фаллос начинает функционировать в системе означающих тогда, когда субъекту необходимо найти в противоположность означающему символ для означаемого, символ для значения. Символ как таковой сочетает и присутствие, и отсутствие. Угроза кастрации превращает фаллос в знак знака. Означающим означаемого вообще и становится фаллос. Чтобы узаконить систему означающих, действует Имя‑Отца. Оно делает систему законом. Свое выступление в Мюнхене Лакан заканчивает напоминанием: уже в древности функция фаллического означающего была связана с разумом, с логосом.

Когда ребенок инкорпорирует понимание символического фаллоса, он готов занять в полоролевой системе «свою» сексуальную позицию. Вслед за Фрейдом, для Лакана отношения между полами асимметричны именно потому, что фаллос остается единственным означающим. Ему нет пары. Он центрирует все, что связано с полом. Эдипов комплекс с такой точки зрения подразумевает диалектику выбора: быть или не быть фаллосом, иметь или не иметь фаллос, причем три основных момента этого выбора зависят от роли фаллоса в желаниях трех участников эдиповой сцены.

Фаллос как привилегированное означающее – то, что удовлетворяет желание Другого. Первый такой Другой – мать. Отсутствие матери в какой‑то момент указывает на то, что ребенка ей недостаточно, что у нее есть еще желание, уводящее ее от него. Лакан на семинарах, посвященных психозам, подчеркивает, фаллос оказывается в центре разворачивающейся драмы сразу же, как только субъект сталкивается с желанием матери. Причем фаллос навсегда остается завуалированным, поскольку в отношениях между означающим и означаемым это означающее выступает последним.

Присваивая желание матери, ребенок хочет быть ее фаллосом или идентифицироваться с фаллической матерью. В Эдипов период отец‑кастратор появляется как четвертый член в воображаемом треугольнике мать‑дитя‑фаллос. Лакан полагает, что кастрацию переживают и девочки, и мальчики ‑любой ребенок должен отказаться от роли материнского фаллоса. Отказ от идентификации с воображаемым фаллосом прокладывает путь к отношениям с символическим фаллосом, которые и предписывают пол. Мальчик будет иметь фаллос, девочка будет фаллосом.

На семинарских занятиях 1972/73 годов Лакан подходит к фаллосу с другой стороны. Он ставит дополнительный акцент на асимметрии фаллос/его отсутствие. Фаллосу нет пары. Лакан теперь говорит не столько о фаллосе, сколько о фаллической функции. Фаллическая функция как функция закона связана не только со структурированием бессознательного, но и с узакониванием дискурса Другого.

 

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ‑

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Виктор Аронович Мазин Введение в Лакана

Введение в Лакана...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФАЛЛОСА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕХАНИЗМЫ РОЖДЕНИЯ
  Жак Мари Эмиль Лакан родился 13 апреля 1901 года в Париже в семье весьма

КЛЕРАМБО
  С 1919 по 1927 год Жак Лакан изучает медицину. С 1926 года он специализируется

ВОЗЛЮБЛЕННОЙ
  18 июня 1931 года в больницу Святой Анны поступает Маргерит Пантэн‑Анзьё.

НЕПОДДАЮЩИЙСЯ ПАЦИЕНТ
  Специализируясь на психиатрии, занимаясь философией, увлекаясь современной ему

ВЛЕЧЕНИЯ ПО ЛАКАНУ
  Желание связано с влечением. Влечения, по Лакану, – частичные проявления желани

ЗЕРКАЛА
  3 августа 1936 года Лакан выступает на 14‑м Международном психоаналитичес

ОТ СЕБЯ
  Так я никогда не обретает прав на свое собственное я: свое я – не своя собствен

ПО ТУ СТОРОНУ РЕАЛЬНОСТИ
  После посещения скандальной Олимпиады в Берлине Лакан возвращается в Париж и пи

И ФИЛОСОФЫ
  У Фрейда, как известно, с философией складывались весьма непростые амбивалентны

НЕВРОЗ, ПСИХОЗ, ПЕРВЕРСИЯ
  Нозология Лакана выглядит просто: невроз, психоз, перверсия. Причем в каждом из

РОДСТВА
  В 1949 году Лакан знакомится в доме Александра Койре, философа науки и ученика

ЯКОБСОНА
  Когда в Париж из Нью‑Йорка приезжает знаменитый лингвист Роман Якобсон, о

ПОД ЗНАКОМ ДЕ СОССЮРА
  Удивительно, но Зигмунд Фрейд, прекрасно понимая значение языка в психоанализе,

ПЕРЕД СТЕНОЙ ЯЗЫКА
  Я всегда говорю истинную правду, – начинает свою речь для телевидения Лакан в 1

ДРУГОГО
    Фрейд называет бессознательное другой сценой. С этой отчужденно

ПО НАЗНАЧЕНИЮ
  12 мая 1955 г. Лакан проводит семинар по мотивам рассказа Эдгара Алана По «Похи

ТРЕТЬЯ ТОПИКА
  Топика – модель психического аппарата. В 1899 году в 7 главе «Толкования сновид

ИДЕАЛЫ ЛАКАНА
  С символическим и воображаемым порядками структуры субъекта связаны еще две инс

ПЕРЕНОС ЛАКАНА
  Перенос предполагает смещение бессознательных представлений с одного объекта на

СЕМИНАРЫ И ДИСКУРСЫ
  Фрейд писал, Лакан говорил. В ноябре 1966 года выходит в свет сборник его стате

ЕЩЕ: ЧЕГО ХОЧЕТ ЖЕНЩИНА?
  Лакан замолчал окончательно? Лакан все сказал? – На семинарских занятиях 1969/7

СИМПТОМ/СИНТОМ
  Вслед за Фрейдом Лакан говорит: невротический симптом – след бессознательного,

ЭТИКА ЖЕЛАНИЯ
  Лакан убежден: этические вопросы занимают центральное место в психоаналитическо

РАБОТА В ГРУППАХ
  Какую этическую позицию занял Лакан в годы второй мировой войны? Он просто не н

ИНСТИТУТЫ И РЕФОРМЫ
  Институты, их учреждение и роспуск, реформы и расколы сопутствуют Лакану. Он не

ПРОГРАММА: ВОЗВРАТ К ФРЕЙДУ!
  2 мая 1951 года Лакан выступает перед Психоаналитическим обществом города Лондо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги