рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТРЕТЬЯ ТОПИКА

ТРЕТЬЯ ТОПИКА - раздел Образование, Виктор Аронович Мазин Введение в Лакана   ...

 

Топика – модель психического аппарата. В 1899 году в 7 главе «Толкования сновидений» Зигмунд Фрейд описывает свою первую топику, которая включает три системы

– бессознательное, предсознательное, сознательное. В 1923 году в книге «Я и оно» он конструирует вторую топику, дополняющую первую: я, оно, сверх‑я. 8 июля 1953 года Жак Лакан говорит о трех порядках психического

– символическом, воображаемом и реальном. Так он вводит в психоанализ третью топику. Эта модель психического аппарата человека дополняет топики Фрейда. Как обычно, Лакан утверждает, что свою модель он находит у Фрейда.

Было бы неправильно говорить о хронологической последовательности развития трех инстанций у субъекта. Появление одной инстанции возможно только вместе с появлением другой и за ее счет. И все же, обсуждение топики обычно начинается с воображаемого, поскольку оно связано со стадией зеркала. Воображаемое как производное этой стадии оказывается местом собственного я, заблуждения, очарования, соблазнения, иллюзии. Однако воображаемое не сводится к иллюзорному. Если воображаемое необходимо, то иллюзорное воспринимается как нечто излишнее. В то же время воображаемое создает фундаментальные иллюзии целостности, синтеза, автономии.

Парадокс состоит в том, что воображаемое не возникает вне символического. Стадия зеркала предполагает приписывание воображаемого собственного образа символическому порядку дискурса. Этот процесс происходит, например, следующим образом: мать с ребенком говорит перед зеркалом: «Какой ты красавец, Федя! Глазки у тебя дедушкины, ушки – папины, а носик – мамин». Ребенок привязывается к собственному образу именем собственным, а части тела заимствуются в языке у других.

В течение многих лет, с начала 1950‑х до середины 1960‑х годов Лакан описывает на своих семинарах взаимоотношения символического и воображаемого. Он показывает: воображаемое всегда уже структурировано символическим; поэтому Лакан иногда говорит о «воображаемой матрице». Если воображаемое характеризуется дуальными отношениями, основанными на связях собственного я с образом, отражением, другим, то символическое описывается тройственными отношениями: я – другой – Другой. Кроме того, если воображаемое в этих отношениях отмечено зримым отчуждением, символическое вводит отчуждение от себя в означающем.

Говоря о символическом, следует подчеркнуть противоположность «символа» у Юнга и Лакана. Символ Лакана – означающее, не связанное постоянными узами с означаемым, в то время как в традиции Юнга символ ‑трансцендентный устойчивый знак. Символическое Лакана не совпадает с языком вообще. Символическое соотносится с пространством означающих, в то время как область означаемых и означения принадлежит, по крайней мере отчасти, порядку воображаемого. Лакан приходит к символическому, исходя из «символической функции», структурирующей отношения родства, Клода Леви‑Строса и теории обмена даров Марселя Мосса. Поскольку основная форма обмена в человеческом сообществе – обмен словами, использование дара речи, поскольку закон и структура немыслимы вне языка, то символическое обладает лингвистическим измерением.

Символическое предшествует появлению на свет субъекта. Субъект рождается в символическое. Несмотря на то, что символическое как порядок языка предшествует появлению воображаемого, несмотря на то, что оно появляется на стадии зеркала вместе с воображаемым, в строгом смысле слова субъект входит в символическое в эдипову стадию. Вхождение в собственно человеческий регистр связано с Эдипом, Законом, Другим, Кастрацией, Отцом, Именем Отца. Открытие символического порядка, по Лакану, как раз и составляет главное открытие Фрейда.

Функция отца, как показал Фрейд в книге «Человек Моисей и монотеистическая религия», заключается в том, чтобы разорвать симбиотические, биологические, аффективные узы и ввести ребенка в область социального, законного, в царство представлений, суждений, памяти. Чтобы подчеркнуть абстрактный характер происходящего, чтобы исключить путаницу между функцией отца и биологическим отцом, Лакан говорит об Имени‑Отца. Имя не реально.

В 1930‑е годы Жорж Батай открывает Лакану новые перспективы прочтения Ницше и де Сада. По сути дела

Лакан выводит понятие «реальное» из гетерологии Батая, в которой речь идет неассимилируемом, отбросах, остатках, о том, что всегда оказывается за пределом человеческого знания. Лакан осмысляет реальное как остаток, а потом и как невозможное. Реальное – своего рода несимволизируемый остаток, то, что остается невысказываемым. Реальное невозможно. Его невозможно вообразить. Его невозможно символизировать. Реальное травматично.

Реальное отнюдь не предшествует символическому, а появляется вместе с ним. Процесс символизации предполагает и появление, и исчезновение реального. Символ создает объект и затмевает его. Символическое это царство отсутствия, нехватки, смерти. Лакан говорит: влечение смерти – лишь маска символического порядка. Реальное не описывается каким‑либо оппозициями. В реальном нет отсутствия, – говорит Лакан. Реальное всегда на своем месте. Реальное – по ту сторону символического. Реальное упорно возвращается на то‑же‑самое место, то место, в которое субъекта ведут его мысли, но при этом встречи с чем‑то не происходит.

Если символическое – цепочки дифференцированных, дискретных означающих, то реальное недифференци‑ровано. Реальное – не реальность. Реальность конструируется за счет воображаемых иллюзией и структур символического. И все же встреча с реальным возможна: нечто, не включенное в символическую структуру, при психозах может вернуться в галлюцинации.

Помимо реального, символического, воображаемого, Лакан различает в психическом аппарате идеалы. Две идеальные инстанции. Два идеала.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Виктор Аронович Мазин Введение в Лакана

Введение в Лакана...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТРЕТЬЯ ТОПИКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕХАНИЗМЫ РОЖДЕНИЯ
  Жак Мари Эмиль Лакан родился 13 апреля 1901 года в Париже в семье весьма

КЛЕРАМБО
  С 1919 по 1927 год Жак Лакан изучает медицину. С 1926 года он специализируется

ВОЗЛЮБЛЕННОЙ
  18 июня 1931 года в больницу Святой Анны поступает Маргерит Пантэн‑Анзьё.

НЕПОДДАЮЩИЙСЯ ПАЦИЕНТ
  Специализируясь на психиатрии, занимаясь философией, увлекаясь современной ему

ВЛЕЧЕНИЯ ПО ЛАКАНУ
  Желание связано с влечением. Влечения, по Лакану, – частичные проявления желани

ЗЕРКАЛА
  3 августа 1936 года Лакан выступает на 14‑м Международном психоаналитичес

ОТ СЕБЯ
  Так я никогда не обретает прав на свое собственное я: свое я – не своя собствен

ПО ТУ СТОРОНУ РЕАЛЬНОСТИ
  После посещения скандальной Олимпиады в Берлине Лакан возвращается в Париж и пи

И ФИЛОСОФЫ
  У Фрейда, как известно, с философией складывались весьма непростые амбивалентны

НЕВРОЗ, ПСИХОЗ, ПЕРВЕРСИЯ
  Нозология Лакана выглядит просто: невроз, психоз, перверсия. Причем в каждом из

РОДСТВА
  В 1949 году Лакан знакомится в доме Александра Койре, философа науки и ученика

ЯКОБСОНА
  Когда в Париж из Нью‑Йорка приезжает знаменитый лингвист Роман Якобсон, о

ПОД ЗНАКОМ ДЕ СОССЮРА
  Удивительно, но Зигмунд Фрейд, прекрасно понимая значение языка в психоанализе,

ПЕРЕД СТЕНОЙ ЯЗЫКА
  Я всегда говорю истинную правду, – начинает свою речь для телевидения Лакан в 1

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФАЛЛОСА
  Если в теориях Фрейда фаллос предельно значим, но появляется только под видом п

ДРУГОГО
    Фрейд называет бессознательное другой сценой. С этой отчужденно

ПО НАЗНАЧЕНИЮ
  12 мая 1955 г. Лакан проводит семинар по мотивам рассказа Эдгара Алана По «Похи

ИДЕАЛЫ ЛАКАНА
  С символическим и воображаемым порядками структуры субъекта связаны еще две инс

ПЕРЕНОС ЛАКАНА
  Перенос предполагает смещение бессознательных представлений с одного объекта на

СЕМИНАРЫ И ДИСКУРСЫ
  Фрейд писал, Лакан говорил. В ноябре 1966 года выходит в свет сборник его стате

ЕЩЕ: ЧЕГО ХОЧЕТ ЖЕНЩИНА?
  Лакан замолчал окончательно? Лакан все сказал? – На семинарских занятиях 1969/7

СИМПТОМ/СИНТОМ
  Вслед за Фрейдом Лакан говорит: невротический симптом – след бессознательного,

ЭТИКА ЖЕЛАНИЯ
  Лакан убежден: этические вопросы занимают центральное место в психоаналитическо

РАБОТА В ГРУППАХ
  Какую этическую позицию занял Лакан в годы второй мировой войны? Он просто не н

ИНСТИТУТЫ И РЕФОРМЫ
  Институты, их учреждение и роспуск, реформы и расколы сопутствуют Лакану. Он не

ПРОГРАММА: ВОЗВРАТ К ФРЕЙДУ!
  2 мая 1951 года Лакан выступает перед Психоаналитическим обществом города Лондо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги