рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОТ СЕБЯ

ОТ СЕБЯ - раздел Образование, Виктор Аронович Мазин Введение в Лакана   ...

 

Так я никогда не обретает прав на свое собственное я: свое я – не своя собственность. Свой собственный образ сконструирован вне себя. Собственный образ присвоен. Я отчуждено от себя. Так Нарцисс влюбился в свой собственный образ, приняв себя за другого.

Нарциссизм парадоксально хранит в себе образ другого и оказывается непреложным условием социализации. Лакан говорит: нарциссизм стадии зеркала – уже шаг к социализации. Фрейд объясняет нарциссический выбор объекта превращением агрессивности в любовь. Это превращение позволяет вытеснить агрессивность и вступить в социальные отношения. Спрятанные зубы агрессивности обусловливают связь с другим, предписывают возможность социальных уз.

Стадия зеркала сочетает в себе нарциссическую любовь и агрессивность. Между мной и другим всегда уже существуют трения: другой всегда притягивает и отталкивает меня своим образом. Более того, мое собственное я – не что иное, как другой; но оно же и чужое я, отчужденное от меня. Жак Лакан повторяет знаменитые слова Артюра Рембо: «Я – это другой». Отчуждение от себя есть результат включения в собственную психическую структуру внешнего. Так, в конечном итоге, внешними человеку и представляются социальные узы и культура.

Это двойственное отношение с образом другого, который оказывается своим собственным образом; это двойственное отношение со своим образом, который обретается в образе другого наводит Лакана на мысль, что агрессивность содержится и в любви, и в ненависти. Агрессивность движет и филантропом, и хирургом, и идеалистом, и миротворцем, и педагогом.

Лакан подчеркивает зрительный, спекулярный аспект стадии зеркала. Зрение обретает первостепенное значение в субъективации, в отношениях с собой и другим. Даже теория, умозрение, спекуляция основывается на зрении. Захваченность, плененность образом другого, благодаря которой удается овладеть собственным телом, предполагает определенную цену: если мое собственное я занимает место другого, находится вместо другого, тогда понятно, почему я плачу, когда бьют другого; понятно, почему я хочу именно того, что хочет другой. Этот феномен совершенно очевиден у ребенка, нарциссизм которого неприкрыт.

Нарциссизм этой стадии состоит и в том, что форму этого образа Лакан предлагает называть идеальным я, идеал‑я. Другой/я достоин любви, ведь в нем есть то, чего не хватает мне. Во мне – нехватка. В другом – единство, владение собой, свобода движения. Мой идеал – вне меня. Мой идеал смотрит на меня. И видит мою острую психическую недостаточность.

Так еще одно следствие стадии зеркала – явление взгляда другого, надзирающего за мной, всевидящего ока. Собственное я выставлено напоказ. Оно под постоянным надзором. Этот взгляд мой вне меня. Взгляд незримо взирает извне.

Годы спустя, во время семинарских занятий февраля‑марта 1964 года Лакан будет развивать оппозицию взгляда и глаза. Расщепление взгляда и глаза приводит к эффекту неудавшейся встречи, эффекту ускользающей реальности. Лакан скажет: то, на что направлен мой взгляд никогда не является тем, что я хочу видеть в Другом, из Другого; и, с другой стороны: ты никогда не глядишь на меня оттуда, откуда я на тебя смотрю.

История разделения акта смотрения в психоанализе на взгляд и глаз восходит к рыбалке, на которой Лакан оказался в студенческие годы. В одной лодке с ним среди рыбаков был некто Малыш Жан, который, указав на блестящую в воде на солнце пустую банку из‑под сардин, сказал: «Видишь эту жестянку? Видишь? А вот она тебя не видит!» Лакан тогда подумал: если в том, что говорит Малыш Жан и есть какой‑то смысл, то лишь потому, что каким‑то образом банка все же смотрит. Как же она смотрит?

Лакан видит консервную банку потому, что она отражает свет. Банка, как и любой предмет, светит отраженным светом. Не Лакан каким‑то образом высвечивает банку, но «сама» банка «светит» ему в глаз. Банка – источник света. Причем, банка посылает световые сигналы, независимо от того, смотрит на нее Лакан, или нет. Взгляд банки предшествует смотрящему на нее глазу Лакана. Взгляд банки скрыт от глаза.

Так взгляд картины оказывается тем слепым пятном, которое нарушает ее прозрачность и привносит непреодолимый разрыв в отношения с ней. Невозможно увидеть картину из той точки, из которой она глядит на меня. Смотрящий глаз и взгляд роковым образом асимметричны.

Мы никогда себя не видим, и представление о себе зависит от взгляда другого. Взгляд оказывается не на стороне субъекта, а на стороне объекта. Взгляд ‑объект акта смотрения. Взгляд – объект зрительного, скопического влечения. Не проекция ли взгляд? Не становится ли внешний мир спроецированным взглядом? Взглядом постороннего? Взглядом потустороннего? Не смотрим ли мы по ту сторону реального?

17 июля 1949 года Лакан выступает на 16‑м конгрессе в Цюрихе. Доклад его – новая версия «Стадии зеркала», которую он пытался изложить 13 лет назад. Именно эта версия и будет опубликована в собрании «Сочинений». Полное название статьи отражает ее содержание: «Стадия зеркала как формообразующая функция я, какой она раскрылась нам в психоаналитическом опыте». После того, как в 1936 году первая попытка представить стадию зеркала оказывается неудачной, Лакан, не дожидаясь завершения конгресса, не отдав свою статью для публикации, отправляется в столицу германского фашизма, Берлин, на XI Олимпийские игры.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Виктор Аронович Мазин Введение в Лакана

Введение в Лакана...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОТ СЕБЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕХАНИЗМЫ РОЖДЕНИЯ
  Жак Мари Эмиль Лакан родился 13 апреля 1901 года в Париже в семье весьма

КЛЕРАМБО
  С 1919 по 1927 год Жак Лакан изучает медицину. С 1926 года он специализируется

ВОЗЛЮБЛЕННОЙ
  18 июня 1931 года в больницу Святой Анны поступает Маргерит Пантэн‑Анзьё.

НЕПОДДАЮЩИЙСЯ ПАЦИЕНТ
  Специализируясь на психиатрии, занимаясь философией, увлекаясь современной ему

ВЛЕЧЕНИЯ ПО ЛАКАНУ
  Желание связано с влечением. Влечения, по Лакану, – частичные проявления желани

ЗЕРКАЛА
  3 августа 1936 года Лакан выступает на 14‑м Международном психоаналитичес

ПО ТУ СТОРОНУ РЕАЛЬНОСТИ
  После посещения скандальной Олимпиады в Берлине Лакан возвращается в Париж и пи

И ФИЛОСОФЫ
  У Фрейда, как известно, с философией складывались весьма непростые амбивалентны

НЕВРОЗ, ПСИХОЗ, ПЕРВЕРСИЯ
  Нозология Лакана выглядит просто: невроз, психоз, перверсия. Причем в каждом из

РОДСТВА
  В 1949 году Лакан знакомится в доме Александра Койре, философа науки и ученика

ЯКОБСОНА
  Когда в Париж из Нью‑Йорка приезжает знаменитый лингвист Роман Якобсон, о

ПОД ЗНАКОМ ДЕ СОССЮРА
  Удивительно, но Зигмунд Фрейд, прекрасно понимая значение языка в психоанализе,

ПЕРЕД СТЕНОЙ ЯЗЫКА
  Я всегда говорю истинную правду, – начинает свою речь для телевидения Лакан в 1

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФАЛЛОСА
  Если в теориях Фрейда фаллос предельно значим, но появляется только под видом п

ДРУГОГО
    Фрейд называет бессознательное другой сценой. С этой отчужденно

ПО НАЗНАЧЕНИЮ
  12 мая 1955 г. Лакан проводит семинар по мотивам рассказа Эдгара Алана По «Похи

ТРЕТЬЯ ТОПИКА
  Топика – модель психического аппарата. В 1899 году в 7 главе «Толкования сновид

ИДЕАЛЫ ЛАКАНА
  С символическим и воображаемым порядками структуры субъекта связаны еще две инс

ПЕРЕНОС ЛАКАНА
  Перенос предполагает смещение бессознательных представлений с одного объекта на

СЕМИНАРЫ И ДИСКУРСЫ
  Фрейд писал, Лакан говорил. В ноябре 1966 года выходит в свет сборник его стате

ЕЩЕ: ЧЕГО ХОЧЕТ ЖЕНЩИНА?
  Лакан замолчал окончательно? Лакан все сказал? – На семинарских занятиях 1969/7

СИМПТОМ/СИНТОМ
  Вслед за Фрейдом Лакан говорит: невротический симптом – след бессознательного,

ЭТИКА ЖЕЛАНИЯ
  Лакан убежден: этические вопросы занимают центральное место в психоаналитическо

РАБОТА В ГРУППАХ
  Какую этическую позицию занял Лакан в годы второй мировой войны? Он просто не н

ИНСТИТУТЫ И РЕФОРМЫ
  Институты, их учреждение и роспуск, реформы и расколы сопутствуют Лакану. Он не

ПРОГРАММА: ВОЗВРАТ К ФРЕЙДУ!
  2 мая 1951 года Лакан выступает перед Психоаналитическим обществом города Лондо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги