Языки» арктического пространства - раздел Образование, Имени М.В. Ломоносова Одной Из Актуальных Задач Современной Арктической Культурологии Является Срав...
Одной из актуальных задач современной арктической культурологии является сравнительно-типологическое изучение механизмов освоения пространства Арктики. Конечная цель подобного исследования заключалась бы в выделении этнически своеобразных типов доместикации Арктики, характерных для тех или иных традиционных культур народов высоких широт. Другими словами, речь идет о построении сравнительной типологии арктических языков пространства, выражавших пространственный менталитет того или иного народа.
Каждый этнос обладает известным специфическим набором неосознаваемых (бессознательных) привычек, стереотипов пространственного поведения и мирочув-ствования, которые и определяются понятием пространственного менталитета. «Мы отчетливо сознаем, что обращение с пространством — определенным образом нормированный аспект человеческого поведения, когда замечаем, что люди, воспитанные в разных национальных культурах, обращаются по существу с ним по-разному, в соответствии с принятыми в их стране моделями»2'. Пространственный менталитет этноса как устойчивое, целостное образование, входящее в самое душу народа как система («язык»), обладает активностью, избирательностью, первичностью по отношению к внешней, объективной пространственной реальности жизни этноса. Иначе говоря, не конкретная география (природа) определяет пространственный менталитет народа-этноса, а национальный язык пространства сам определяет свою природу, точнее, выбирает ее из наличного множества «экологических ниш», подгоняет природную среду под свой масштаб, соизмеряет внешние пространства с внутренним пространством души народа. «Селекционные» свойства этнического языка пространства объясняются тем, что он является одной из подсистем языка культуры, которая «предполагает, прежде всего, отбор, взращивание — обработку, установление ("тетическая" функция культуры), совершенствование — украшение и почитание — культ...»22. О первичной и избирательной функции пространственного менталитета по отношению к осваиваемому пространству писал русский философ Н.А. Бердяев, когда он говорил о том, что беспредельный российский простор был «не внешней, а внутренней судьбой русского народа, ибо все внешнее есть лишь символ внутреннего»23.
Построение сравнительной типологии языков пространства народов Арктики предполагает вычленение того единого признака, который составит основание для сравнения. Таким признаком-основанием может быть образ национального героя — харизматического лидера, воплощающего в себе квинтэссенцию этнических характеристик народа, его вечной души. Харизматический лидер — это духовный вождь народа, его пророк, своего рода «культурный герой» — первопроходец, который прокладывает путь в земли незнаемые и указывает дорогу ведомым.
Министерство образования и науки Российской Федерации... Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Языки» арктического пространства
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
От автора
Предлагаемая вниманию читателей книга может рассматриваться как в известной мере итог моих многолетних исследований, посвященных изучению сакральной географии народов Севера России, выявлению и и
Этноцентрическая модель мира
В традиционной картине мира география «характеризуется не чисто географическими координатами, — она насыщена эмоциональным и религиозным смыслом, и географическое пространство вместе с тем предста
Мифология моря и корабля
В традиционной картине мира поморов хтонической семантикой иного мира наделялись не только земли, населенные колдунами-инородцами, но и пространство моря. В мифологическом универсуме восточных слав
Архангельск — Град Земной и Град Небесный
К числу объектов сакральной географии, наделенных «иномирной» семантикой, относился и «Город». Северно-русские крестьяне воспринимали город как уникальный и единственный Город на всем белом свете.
Теософия культуры
Становление теософии как особого направления философской мысли связано с евразийством, один из родоначальников которого — П.Н. Савицкий, исходя из категории «месторазвития», стремился обосновать «
Сакральная география и культурный ландшафт
В русском умозрении, сохранившем изначальную чистоту и полноту архаического мировидения, Север распознается как запредельное инобытийное островное пространство, постижение которого возможно лишь н
Зак. 519
В глубинных основах русской строительной идеологии просвечивается некое негативное отношение к «ми
Пространство и время
Особая роль пространственности в построении космоса русской культуры позволяет уточнить понятие «русского хронотопа», в котором отношения между временем и пространством имеют «обращенный», «вывер
Зак. 519
освящает эту хоть и первоначальную, но косную материю, небесные воды по праву своего «пре-восходства» изливаются на землю, управляют земными водами.
Тайна и судьба земного мор
САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РУССКОГО СЕВЕРА
ЛУКОМОРСКИИ МИФ И БЬЯРМИЙСКАЯ САГА
Мой духовный путь восхождения к морю и к Северу начинался в той прекрасной и сказочной стране детства, святая чистота и зачарованная география которого
Зак. 519
и она дивуется, как это Концырь не знать. "Я хорошо помню, — убеждала она, — что Концырь где-
ЮЗак. 519
это живет и пребывает по Божественной Воле — под осенением крестным. Можешь еще созерцать божестве
Часовня
Топография часовен совпадает с топографией крестов, что объясняется отмечавшейся выше взаимовыводимостью, семантической и функциональной слиянно-стью креста и часовни. Одним из примеров подобного
Зак. 519
ского разорения по обещанию, что был в той волости скотиной падеж»76. «...Было на том м
Зак. 519
Неизвестный создатель Кольского собора на несколько дней уединяется на горе и § проводит дни и ночи в слезах и созерцании воздвигнутого им храма: «Глядят: сидит I мастер на горе против
Зак. 519
В этом этиологическом мифе о происхождении предметного мира культуры под явно позднейшими (скорее
Зак. 519
74 Колпакова Н.П. У золотых родников. Записки фольклориста. — Л., 1975. — С. 74.
Русский простор и норвежские фиорды
Раскрыть глубинные типологические различия норвежского и русского языков пространства помогает идейное наследие Н.А. Бердяева — проникновенного исследователя географии русской души: «Русской душе
Сакральное пространство ненецких тундр
Архаическая модель мира ненцев, как и других шаманистских народов, порождала линейное (динамическое) восприятие пространства, которое, однако, существенно отличалась от линейности хронотопа христ
География и космография саамской культуры
Шаманский тип освоения пространства был характерен и для другого кочевого народа Арктики — саамов, харизматическим лидером которых являлся шаман — нойда, обладавший способностью свободно ориентиров
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов