рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Зак. 519

Зак. 519 - раздел Образование, Имени М.В. Ломоносова ...



Особая выделенность Архангельска как города закреплена его священным име­нем, происхождение которого связано с тем, что город рассматривается как модель пространства Вселенной. Сакральный топоним раскрывает не только универсаль­ную священную природу города как такового, но, вместе с тем, выявляет его уни­кальность, определяемую местоположением данного города в микро- и макрокосме. Для раскрытия глубинной культурно-исторической семантики имени города боль­шой интерес представляет свидетельство СВ. Максимова о том, что древнейшим соборным храмом Архангельска являлась церковь Спаса-Преображения и что по­добная номинация обусловлена «обычаем» новгородских поселенцев, «не имею­щим нигде исключения»121. Связь городской символики Архангельска с Новгородом прослеживается и в благословенной грамоте новгородского архиепископа Иоанна (не ранее 1398 года) на строительство Михайловского Архангельского монастыря: «И буди милость божия и святыя Софии и святаго Михаила на посадниках двин­ских, и на двинских боярах...»122. Образ новгородской Софии роднит «спасопреоб-раженский» Архангельск с Вологдой, главным храмом которой был Софийский собор, «ее Спас (Спас потому, что храмы, называвшиеся Софийскими, посвящались Ипо-стасной Премудрости, то есть Второму Лицу Святой Троицы)...»123. Софийская (нов­городская) семантика топонима Архангельск объясняет и его первоначальное назва­ние — «Новогородок», «Новый город». В номинации Архангельска «новым горо­дом» раскрывается один из глубинных механизмов освоения новых территорий, лежащий в основе новгородской колонизации. Суть его заключается в сакрализации «новой земли», перенесении на нее благодатных свойств, ценностей, имен, установ­лений «старой земли», ее священного центра.

В этом смысле любой новый город — это «старый» Новгород (Вологда — в образе Софии, Архангельск — в образе Спаса-Преображения). Религиозно-семанти­ческая связь новых городов, возникших в процессе новгородской колонизации, с образом «Первого города» (Новгорода) выявлена СВ. Максимовым на примере Тобольска, где «сохраняется храм Святой Софии в наглядное доказательство пря­мой связи и зависимости колонизации по отдаленному преемству от византийской через киевскую и полоцкую и по ближайшему и родному через Софию вологод­скую и Соликамскую от Новгорода, который по древней пророческой народной по­словице — только "там, где Святая София"»124. Эта пословица ярко раскрывает идею уникальности, единичности города, который в архитектурно-религиозном образе своей главной святыни воспроизводит себя во времени и пространстве. С этой точки зрения все «новгородские» города — это один и тот же Город (Новго­род). Все они сводятся к нему как к своему первообразу — градостроительной, порождающей модели, которая однозначно определяет посвящение главного храма любого нового «новгородского» города во имя Святой Софии Премудрости Божией или, в другой номинации, Спаса. Восприятие Архангельска как «нового» Новгорода основывалось не только на религиозно-топонимической традиции, но и на реальной исторической передаче Архангельску столичных функций Новгорода как центра международной торговли на севере Руси. Подобным же образом после основания Петербурга и «передачи» ему функций Архангельска в архитектурно-символичес­ком облике новой столицы претворилась символика «первого» Новгорода125.

Приведенные сопоставления свидетельствуют о многосмысленности городской топонимии, наличии в ней по крайней мере двух планов — исторического и мифо-


логического. Первый соотносит имя города с его внешней, событийной, земной историей. Второй выявляет его вневременную сущность и связь с мифологемами священной истории. Оба плана прослеживаются в двойничестве образа города как Града Земного и Града Небесного. Поэтому Архангельск может одновременно име­новаться и Новым Колмогорским городом и городом Святого Михаила. Если первое название отражает определенные историко-географические реалии (перенесение столицы Поморья из Холмогор в Архангельск), то второе воспроизводит апокалип­тический сюжет «архангелогородского» мифа, выводимого из имени Архангела Михаила — предводителя небесного воинства, низвергающего мирового Змея с не­бес: «И произошла в небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диа-волом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним»126.

В русской народной духовной поэзии апокалиптический образ Михаила Архан­гела связан с мотивами Страшного суда и огненной реки. В духовных стихах он выступает как «грозных сил воевода», как «судья правденый», разделяющий души мертвых на праведные и грешные. Связь образа Михаила с мотивом Страшного суда объясняет его медиативные, водительские функции. Будучи водителем душ мертвых, Михаил вместе с Архангелом Гавриилом является перевозчиком через огненную реку: «Через огненну реку да перевоз ведь есть // Перевозчиком Михайло Архангел со Гавриилом»127. Воинские («змееборческие») и водительские функции Михаила Архангела обусловили восприятие его как вождя русского народа и его культурного героя — культуртрегера, осваивающего инородческие и иноверческие пространства Севера. Выдвижение образа Михаила Архангела на крайние пределы Русской земли отражено в исторической топографии «архангельских» храмов и мо­настырей. В начале XIII века в Устюге, стоявшем на самом северо-восточном рубе­же Руси, был основан Михайло-Архангельский монастырь. Уроженец Устюга пре­подобный Стефан Пермский обращает зырян в христианскую веру и строит в Перм­ской земле первый храм во имя Михаила Архангела. Примерно в это же время (вторая половина XIV века) на берегах Белого моря в устье Двины возникает Ми­хайло-Архангельский монастырь, давший свое священное имя городу.

Миссионерские функции Михаила Архангела — крестителя инородцев зада­ны самим сюжетом апокалиптической «брани» предводителя небесного воинства с сонмом дьявольских сил, так как «под образом этой брани видят также победу христианства над язычеством, поскольку диавол и демоны его всеми силами воз­буждали и вооружали язычников на борьбу с Христовой Церковью»128. Образ Ми­хаила Архангела близок образу святого Георгия Победоносца (Егория Храброго), который в русском религиозном сознании наделяется характеристиками воина-змееборца, культуртрегера-землеустроителя, борца за утверждение святой веры. Георгий Храбрый подобно архаическим культурным героям времен творения рас­членяет первозданный хаос «земли Светлорусской», «распределяет по земле леса и горы, реки и моря, расселяет зверей и определяет им пропитание»129. Победив «змеиное стадо», «принимает он, Георгий Храбрый, // Ту Землю Светлорусскую под свой велик покров, // Утверждает веру крещеную по всей земле Светлорус­ской»130.


Исходной в образах Михаила Архангела и Егория Храброго является их змее-борческая функция, которая позволяет объяснить их «заместительную» связь с пер­сонажами «основного мифа». Поэтому совершенно не случайным в топографичес­ком плане оказывается соседство Михайло-Архангельского монастыря в устье Дви­ны с Николо-Корельским монастырем. Если Георгий и Михаил выступают христианскими заместителями Громовержца, то Никола связывается с образом его Противника (Змея). Топографическая соотнесенность культа Михаила, Георгия и Николы, их выдвинутость на последние пределы-рубежи русской земли позволяют говорить о том, что религиозно-духовную основу славяно-русского освоения про­странства Севера составляла логика змееборческого мифа, восходящая как к язы­ческим истокам, так и к заместившим их образам Апокалипсиса. Покорение Севера осмыслялось и переживалось русским народом в образах и символах Откровения Иоанна Богослова как апокалиптическая брань, происходящая на краю времени и постранства. Вслед за низвержением «древнего змия» и падением великой блудни­цы — Вавилона, во время Второго Пришествия Христова покорителям Севера, выдвинувшимся в самый эпицентр битвы с царством Антихриста, должен открыть­ся преображенный мир «нового неба и новой земли». Именно эта духовная жажда открытия нового Иерусалима, а вовсе не земные богатства Севера, подвигала рус­ский народ на поиски обетованной земли, лежащей где-то на «встоке» — там, где восходит Солнце.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М, 1984. — С. 62.

2 Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губер­
нии. — М., 1878. — С. 186.

3 Ефименко П.С. Икота и икотницы // Памятная книжка Архангельской губернии на
1864 год. — Архангельск, 1864. — С. 77.

4 Засодимский П.В. Лесное царство // В дебрях Севера. — Сыктывкар, 1983. — С. 119.

5 Максимов СВ. Год на Севере. — Архангельск, 1984. — С. 176.

6 То же. — С. 177.

7 Харузин Н.Н. Русские лопари. — М., 1890.

8 Макашов СВ. Год на Севере... — С. 187.

9 Там же.

10 Шергин Б.В. Запечатленная слава. — М, 1967. — С. 255—256.

11 Иванов Вяч. Вс, Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. —
М., 1974. — С. 230.

12 Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М.,
1982. — С. 56.

13 Шергин Б.В. Запечатленная слава... — С. 238.

14 Фрейденберг О.М. Миф и литература в древности. — М., 1978. — С. 157—158.

15 Гемп К.П. Сказ о Беломорье. — Архангельск, 1983.

16 Шергин Б.В. Запечатленная слава... — С. 247.

17 Гемп К.П. Сказ о Беломорье... — С. 143—148.

18 Шергин Б.В. Запечатленная слава... — С. 244.

19 То же. С. 123.

20 Подвысоцкий А. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этно­
графическом применении. — СПб., 1885. — С. 24.


21 Там же.

22 Топоров В.Н. Об одном архаичном индоевропейском элементе в древнерусской духов­
ной культуре — svHt // Языки культуры и проблемы переводимости. — М, 1987. — С. 245.

23 Подвысоцкий А. Словарь... — С. 102.

24 Кошечкин Б.Н. Имена на скале. — Архангельск, 1991. — С. 60.

25 Шергин Б.В. Изящные мастера. — М, 1990. — С. 418.

26 То же. — С. 67.

27 Успенский Б.А. Филологические разыскания... — С. 6—14.

28 Верещагин В.В. На Северной Двине. — М, 1896. — С. 98.

29 То же. — С. 67.

30 Успенский Б.А. Филологические разыскания... С. 151.

31 Там же.

32 Криничная Н.А. Предания Русского Севера. — СПб., 1991. — С. 163.

33 Максимов СВ. Год на Севере. — С. 381.

34 То же. — С. 23.

35 Озаровская О.Э. Из дневника фольклориста // На Северной Двине. — Архангельск,
1924. — С. 15.

36 Михайлов А. Очерки природы и быта Беломорского края России. СПб., 1868. — С. 145.

37 Львов Е. По студеному морю. — М., 1895. — С. 55—56.

38 Там же.

39 Шергин Б.В. Запечатленная слава... — С. 230.

40 То же. — С. 232.

41 Максимов СВ. Год на Севере... — С. 32.

42 Брызгалов В.В. Типы судов прибрежного плавания на Белом море в середине
XVIII столетия // Архангельское Поморье. История и культура. — Архангельск, 1983. —
С. 96—101.

43 Флоренский П.А. Имена // Опыты: Историко-философский ежегодник. — М, 1990. —
С. 362.

44 То же. — С. 367—368.

45 Быховский И.А. Архангельские корабелы. — Архангельск, 1988. — С. 146—162.

46 Давыдов А.К, Ружников А.В. Ономастика поморских судов XIX — начала XX вв. //
Народная культура Севера. — Архангельск, 1991. — С. 48-51.

47 Топоров В.Н. Об одном способе сохранения традиции во времени: имя собственное
в мифопоэтическом аспекте // Проблемы славянской этнографии. — Л., 1979. — С. 144.

48 Попов Г. Гордость Соломбальского адмиралтейства // Следопыт Севера. — Архан­
гельск, 1986. — С. 158.

49 Морозов А.А. Родина Ломоносова. — Архангельск, 1975. — С. 233.

50 То же. — С. 159.

51 Шергин Б.В. Изящные мастера... — С. 54.

52 Морозов А.А. Родина Ломоносова... — С. 173.

53 Брагинский В. И. Суфийский символизм корабля и его ритуально-мифологическая
архетипика // Проблемы исторической поэтики литератур Востока. — М, 1988. — С. 218.

54 Селиванов Ф. Народно-христианская поэзия // Стихи духовные. — М.,' 1991. — С. 20.

55 Топоров В.Н. Об одном способе... — С. 143.

56 Шергин Б.В. Изящные мастера... — С. 350.

57 То же. — С. 53.

58 То же. — С. 29.

59 Максимов СВ. Год на Севере... — С. 373.

60 Лебедев Л. Богословие Русской Земли как образа обетованной Земли Царства Небес­
ного // Тысячелетие крещения Руси. — М., 1989. — С. 155.


61 Топоров В.Н. Поэт // Мифы народов мира. Т. 2 М., 1988. — С. 327.

62 Шергин Б.В. Изящные мастера... — С. 61—62.

63 То же. С. 141.

64 То же. С. 142.

65 Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел. — Л., 1985. — С. 89.

66 Stora N. Burial customs of the Scolt Lapps. FF Communications. — No. 210. — Helsinki,
1971. — p. 129.

67 Olsen B. Material metaphors and historical practice: a structural analysis of stone labirinth
in coastal Finnmark, Arctic Norway // Fennoscandia archaeologica. 1991. — VIII. — p. 52—53.

68 Харузин Н.Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонец­
кой губернии. — М., 1889. — С. 32.

69 Мулло И.М. Памятники древней культуры на Кузовых островах // Археология и ар­
хеография Беломорья. — Архангельск, 1984. — С. 53.

70 Кошечкин Б.Н. Имена на скале... — С. 8.

71 Там же.

72 Криничная Н.А. Предания... — С. 148.

73 То же. — С. 138.

74 Там же.

75 То же. — С. 126.

76 Олонецкий сборник. — Вып. IV. — Петрозаводск, 1902. — С. 63.

77 Там же.

78 Криничная Н.А. Предания... — С. 45.

79 Харузин Н.Н. Из материалов... — С. 33.

80 Там же.

81 Рыков В. Шаманы Лапландии // Наука и религия. — 1991. — № 8. — С. 59.

82 Неклюдов СЮ. О кривом оборотне (к исследованию мифологической семантики
фольклорного мотива) // Проблемы славянской этнографии. — Л., 1979. — С. 135.

83 Кошечкин Б.Н. Указ. соч. — С. 24—25.

84 Львов Е. По студеному морю... — С. 82.

85 Максимов СВ. Год на Севере... — С. 98—99.

86 То же. С. 44.

87 Настольная книга священнослужителя. — Т. 6. — М., 1988. — С. 535.

88 Афанасий (архимандрит). Старый Валаам // Русский паломник. — 1990. — № 2. —
С. 107.

89 Флоренский П.А. Отец Алексей Мечев // Москва. — 1990. — № 12. — С. 171.

90 Там же.

91 Максимов СВ. Островные монастыри // По Русской земле. — М., 1989. — С. 291—292.

92 То же. С. 294.

93 Сказание краткое о создании пречестной обители Боголепного Преображения Бога
Спаса нашего // Север. — 1991. — № 9. — С. 12.

94 Максимов СВ. Островные монастыри... — С. 300.

95 Доманский Я.В., Столяр А.Д. По бесовым следам. — Л., 1962. — С. 126.

96 Мартынов А.Я. Святилища Соловецких островов как семиотическая система // Се­
миотика культуры. — Архангельск, 1988. — С. 105.

97 Скворцов А.П. Сколько памятников на Соловках? // Проблемы изучения историко-
культурной среды Арктики. — М., 1990. — С. 285.

98 Фудель И. Культурный идеал К.Н. Леонтьева // Литературная учеба. — 1992. —
№ 1—3. — С. 166.

99 Там же.

100 Лебедев Л. Богословие Русской Земли... — С. 147.


101 Аверкий (архимандрит). Апокалипсис или откровение Святого Иоанна Богослова —
М., 1991. — С. 59.

102 Лебедев Л. Богословие... — С. 154.

103 Мень А. Откровение Иоанна Богослова // Знание — сила. — 1991. — № 9. — С. 79.

104 То же. — С. 85.

105 Максимов СВ. Островные монастыри... — С. 304.

106 Максимов СВ. Лесные города // По Русской земле. — М., 1989. — С. 279.

107 Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991. — С. 400—401.

108 Гуревич А.Я. Категории... — С. 86.

109 Карпов И.С. По волнам житейского моря // Новый мир. — 1992. — № 1. — С. 76.

110 Шергин Б.В. Изящные мастера... — С. 346.

111 То же. — С. 321.

112 Зайцев Б. Валаам // Литературная учеба. — 1991. — № 1. — С. 55.

113 Афанасий (архимандрит). Старый Валаам... — С. 113.

114 Ельчанинов А. Записи. — М., 1992. — С. 83.

115 Максимов СВ. Год на Севере. — С. 133—134.

116 Труды Вологодского общества изучения Северного края. — Вологда, 1926. — С. 20.

117 Максимов СВ. Год на Севере... — С. 92.

118 Шабунин Н.А. Северный край и его жизнь. Путевые заметки и впечатления по север­
ной части Архангельской губернии. — СПб., 1908. — С. 8.

"9 Озаровская О.Э. Пятиречие. — Архангельск, 1989. — С. 25.

120 Макашов СВ. Год на Севере... — С. 386.

121 Максимов СВ. Лесные города... — С. 279.

122 Андреев В.Ф. О дате основания Михайловского Архангельского монастыря // Куль­
тура Русского Севера. — Л., 1988. — С. 68.

123 Максимов СВ. Лесные города... — С. 286.

124 То же. С. 289.

125 Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в иде­
ологии Петра Первого // Художественный язык средневековья. — М., 1982. — С. 239.

126 Откр. 12, 7—9.

127 Духовные стихи... — С. 237—243.

128 Аверкий (архимандрит), Апокалипсис... — С. 47.

129 Селиванов Ф. Народно-христианская поэзия... — С. 9.

130 Духовные стихи... — С. 107.




РУССКИЙ ТОПОХРОН

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Имени М.В. Ломоносова

Министерство образования и науки Российской Федерации... Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зак. 519

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От автора
Предлагаемая вниманию читателей книга может рассматриваться как в извест­ной мере итог моих многолетних исследований, посвященных изучению сакраль­ной географии народов Севера России, выявлению и и

Этноцентрическая модель мира
В традиционной картине мира география «характеризуется не чисто географи­ческими координатами, — она насыщена эмоциональным и религиозным смыслом, и географическое пространство вместе с тем предста

Мифология моря и корабля
В традиционной картине мира поморов хтонической семантикой иного мира наделялись не только земли, населенные колдунами-инородцами, но и пространство моря. В мифологическом универсуме восточных слав

Архангельск — Град Земной и Град Небесный
К числу объектов сакральной географии, наделенных «иномирной» семанти­кой, относился и «Город». Северно-русские крестьяне воспринимали город как уникальный и единственный Город на всем белом свете.

Теософия культуры
Становление теософии как особого направления философской мысли связано с евразийством, один из родоначальников которого — П.Н. Савицкий, исходя из ка­тегории «месторазвития», стремился обосновать «

Сакральная география и культурный ландшафт
В русском умозрении, сохранившем изначальную чистоту и полноту архаичес­кого мировидения, Север распознается как запредельное инобытийное островное пространство, постижение которого возможно лишь н

Зак. 519
В глубинных основах русской строительной идеологии просвечивается некое негативное отношение к «ми

Пространство и время
Особая роль пространственности в построении космоса русской культуры по­зволяет уточнить понятие «русского хронотопа», в котором отношения между вре­менем и пространством имеют «обращенный», «вывер

Зак. 519
освящает эту хоть и первоначальную, но косную материю, небесные воды по праву своего «пре-восходства» изливаются на землю, управляют земными водами. Тайна и судьба земного мор

САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РУССКОГО СЕВЕРА
ЛУКОМОРСКИИ МИФ И БЬЯРМИЙСКАЯ САГА Мой духовный путь восхождения к морю и к Северу начинался в той прекрас­ной и сказочной стране детства, святая чистота и зачарованная география которого

Зак. 519
и она дивуется, как это Концырь не знать. "Я хорошо помню, — убеждала она, — что Концырь где-

ЮЗак. 519
это живет и пребывает по Божественной Воле — под осенением крестным. Можешь еще созерцать божестве

Часовня
Топография часовен совпадает с топографией крестов, что объясняется отме­чавшейся выше взаимовыводимостью, семантической и функциональной слиянно-стью креста и часовни. Одним из примеров подобного

Зак. 519
ского разорения по обещанию, что был в той волости скотиной падеж»76. «...Было на том м

Зак. 519
Неизвестный создатель Кольского собора на несколько дней уединяется на горе и § проводит дни и ночи в слезах и созерцании воздвигнутого им храма: «Глядят: сидит I мастер на горе против

Зак. 519
В этом этиологическом мифе о происхождении предметного мира культуры под явно позднейшими (скорее

Зак. 519
74 Колпакова Н.П. У золотых родников. Записки фольклориста. — Л., 1975. — С. 74.

Языки» арктического пространства
Одной из актуальных задач современной арктической культурологии является сравнительно-типологическое изучение механизмов освоения пространства Аркти­ки. Конечная цель подобного исследования заключа

Русский простор и норвежские фиорды
Раскрыть глубинные типологические различия норвежского и русского языков пространства помогает идейное наследие Н.А. Бердяева — проникновенного иссле­дователя географии русской души: «Русской душе

Сакральное пространство ненецких тундр
Архаическая модель мира ненцев, как и других шаманистских народов, порож­дала линейное (динамическое) восприятие пространства, которое, однако, суще­ственно отличалась от линейности хронотопа христ

География и космография саамской культуры
Шаманский тип освоения пространства был характерен и для другого кочевого народа Арктики — саамов, харизматическим лидером которых являлся шаман — нойда, обладавший способностью свободно ориентиров

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги