рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Или учение о зависимом происхождении

Или учение о зависимом происхождении - раздел Образование, Б.Д. ДАНДАРОН Мне Кажется, Я Уже Писал Тебе Об Этом, Но Сейчас Считаю Необходимым Еще Раз Б...

Мне кажется, я уже писал тебе об этом, но сейчас считаю необходимым еще раз более подробно говорить.

Мы разбирали вопрос о том, что такое индивидуальное Я, и выяснили, что, по учению Будды, существует трансцендентное Я, природа которого для нас скрыта. На наш взгляд, это трансцендентное Я есть атман, или эхо Абсолюта, которое отделилось от Абсолюта «первым толчком» и начало жить самостоятельной жизнью.

I. Так как оно обладает сознательной волей, ведущей к нирване (Абсолюту), то мир, созданный его деятельностью, имеет тенденцию саморазвития от низшего к высшему, от простого к сложному, т. е. этому миру имманентно присуще развитие по восходящей линии.

II. Так как оно также обладает несовершенством, это несовершенство проявляется как воля к бессознательной жизни — основе нашего существования. Это несовершенное проявление атмана (эхо) буддисты называют эмпирическим, или феноменальным Я Атман мы можем представить как медаль, которая имеет светлую и темную стороны. Светлая сторона отображает, как вещь в себе, трансцендентное Я; темная сторона — эмпирическое Я. Лаборатория, где происходит очищение атмана от его несовершенства — неведения (на санскрите — авидъя) называется сансарой. Сама лабораторная работа ведется с целью очистить его от несовершенства (неведения), поэтому эта работа целеустремленная; сам подопытный кролик (атман), благодаря своему неведению (авидье), не понимает этого целеустремленного движения и поэтому стремится больше задержаться в самом помещении лаборатории, т. е. не стремится выходить вон из сансары к нирване.

Для описания, или анализа, сансары нам нужно рассмотреть подробнее эмпирическое Я. Эмпирическое Я есть несовершенство, или авидья, атмана.

Теперь разберем учение раннего буддизма по этому вопросу.

Появление жизни, которая есть страдание, как и ее прекращение, объясняется учением пратитьясамутпады. Там [84] говорится: «Тогда Блаженный в течение первой стражи ночи остановил свой ум на цепи причинности в прямом и обратном порядке: „Из неведения возникают санскары (очертания), из санскар возникает сознание, из сознания возникают имя и форма, из имени и формы возникают шесть областей (области шести органов чувств — глаза, уха, носа, языка, тела, т. е. осязания, и ума), из шести областей возникает соприкосновение, из соприкосновения возникает ощущение, из ощущения возникает жажда (или желание), из жажды возникает привязанность, из привязанности возникает становление, из становления возникает рождение, из рождения возникают старость и смерть, скорбь, стенание, страдание, уныние и отчаяние. Таково происхождение всей этой бездны страдания. Опять-таки с уничтожением невежества посредством полного устранения вожделения уничтожаются санскары; с уничтожением санскар уничтожается сознание; с уничтожением сознания уничтожаются имя и форма; с уничтожением имени и формы уничтожаются шесть областей; с уничтожением шести областей уничтожается соприкосновение; с уничтожением соприкосновения уничтожается ощущение; с уничтожением ощущения уничтожается жажда; с уничтожением жажды уничтожается привязанность, с уничтожением привязанности уничтожается становление; с уничтожением становления уничтожается рождение, с уничтожением рождения уничтожаются старость и смерть, скорбь, стенание, страдание, уныние и отчаяние. Тогда исчезает вся эта бездна страдания"» (Mahavagga I. 1.1—3; Milinda, II. 3.1).[85]

Авидья, первый член ряда, представляет оскверняющий характер неведения. «Эта формула основана на той истине, что человек привязан к колесу жизни, и он имеет возможность освободиться от этих оков, остановив это колесо причинности. Намек на взгляд, подобный этой теории колеса причинности, содержится в упанишадах. Колесо причинности иногда подразделяется на элементы, происходящие от прошлой жизни, элементы, происхождение которых заложено в настоящей жизни, и элементы, происходящие от будущей жизни».[86]

Неведение (авидью) атмана порождает «воля к жизни — основа нашего существования. Ее отрицание — наше спасение. Этот простой факт разрабатывается в теорию о цепи причинности. Эта цепь воплощает в себе вторую великую истину, что страдание происходит от желания, и подытоживает условия существования (я тебе писал относительно Четырех Истин, правда, давно). Существуют ниданы, т. е. двенадцать последовательных причин, из которых одна обусловливает другую. Если исключить первую причину — авидью, или неведение, заблуждение, и последнюю — джарамарану, или старость, смерть, остающиеся ниданы будут называться десятью кармами, или действиями».[87]

Если учение о пратитьясамутпаде перевести (объяснить) на современный язык, то, по-моему, получится так.

Абсолют отделился от своего эха — атмана, атман обладает авидьей (неведением), но двинулся за Абсолютом и этим определил начало времени. На следующем этапе произошло самовозникновение предматерии от возмущения атмана, от этой предматерии появились первичные материальные частицы (так же, как возникает пара электрон—позитрон). Возникновение материального мира было необходимым условием совершенствования атмана — это краеугольный камень для постройки совершенствующейся «лаборатории». Это будет наглядно показано в дальнейших наших описаниях. Первое движение атмана установило также причинно-следственный ряд. Возникновение предматерии, ее существование с атманом Будда называл возникновением санскары (очертания).[88]

Существование атмана с предматерией или в области предматерии как первая ступень саморазвития атмана составляет первоначало всего бытия. Развитие все еще идет по восходящей линии. Таким образом, «второе звено в цепи — это санскары. Слово санскарапроисходит от корня, означающего готовить, устраивать. Само слово означает как результат, так и процесс создания. В слове содержится намек на то, что все созданные вещи существуют только в процессе создания, что все бытие есть становление».[89] Поскольку атман теряет свою авидью в материальном мире или проходя через материальный мир, то развитие, процесс движения материального мира, строго соответствует процессу совершенствования атмана. Поэтому сам материальный мир имеет упорядоченную динамическую структуру во времени, ибо это есть целесообразно устроенная лаборатория, предназначенная для совершенствования атмана.[90]

Третьим моментом причинной связи является сознание, из которого возникают имя и форма. Этот вопрос буддисты понимают так: сама предматерия в состоянии потенции не представляла ничего определенного и получила все свои определения от движения, а движение предматерии, мы знаем, произошло от возмущения атмана. С того момента, как двинулась материя, она получила вполне определенную специфическую природу — ее протяженность, в которой заложены геометрические свойства и закономерности пространства. Таким образом, движение (закономерное движение) определяет время, пространство и материю. Под сознанием Будда подразумевал закономерное движение, которое определило имя и форму. Так же рассуждает Платон, когда говорит, что материя сама по себе лишь восприемница идей, лишенная всякой определенности и получающая все свои определения от идей или родственного идеям мира чисел и пространственных отношений. Для того, чтобы выяснить протяженность материи, в которой заложены геометрические свойства и закономерности пространства, нам необходимо уточнить понятие структуры физического бытия.

Структурой можно называть лишь сложные образования, состоящие из множества частей и обладающие вместе с тем в отношении состава известным постоянством. Структуры бывают однородные, если их составные элементы однородны и одинаковым образом между собой соединены; в однородных структурах элементы, а также их взаимосвязи различны. Наибольший интерес для теоретической физики представляют неоднородные структуры, поскольку во взаимосвязях этих элементов проявляется определенная закономерность и поскольку именно такие закономерные неоднородные структуры являются в строе физического бытия самыми основными. Ведь именно такова структура атомов всех химических элементов, структура кристаллических тел и структура молекул, в основе которых лежит неоднородная структура атомов. Такие неоднородные закономерные структуры назовем организованными и будем иметь в виду, что такая неоднородная сложная структура существенно отличается от простого механического скопления (суммы, совокупности) частиц и отличается именно тем, что структура в целом обладает свойствами, которых нет у отдельных частиц, и что определенные частицы, входя в структуру, участвуют в образовании этих новых свойств; с другой стороны, сами через это участие претерпевают известные изменения. То, что имеет структуру, не может быть пространственно сплошным, непрерывным. В структуре всегда есть различные части или элементы, они во взаимоотношении дискретны. Но эта дискретность упорядоченная, закономерная. Такая структура обладает и определенной пространственной формой. Сложные тела, например камень, взятые как целое, могут иметь неорганизованную структуру, не связанную с определенной формой, но их микроскопическая структура, вплоть до молекул, организованна.

В процессе микроскопических явлений на первый взгляд может показаться, что преобладают неорганизованные структуры, исключая лишь сферу органической живой природы. В мире неорганическом господствуют как будто случайности, сочетающиеся с механической необходимостью. Во всяком случае так представляется дело с точки зрения механического атомизма. В пределах общих механических законов возможны любые комбинации элементарных частиц, а те физические величины, которые обусловлены движением вещества в пространстве и времени, как, например, скорость, энергия, могут принимать любые значения или изменяются непрерывно. Но чем глубже наука проникает в неорганический мир, чем подробнее она исследует, тем более выясняется упорядоченность и закономерность его структуры.

Явлениями природы управляют не только общие физические законы, как законы механики, тяготения, но каждая данная область чувственных явлений строго подчинена своим специфическим законам, в которых отражается их качественная особенность; они находят свое выражение не только в характеризующих данную структуру явлениях, отношениях между величинами, представляющими определенные свойства этих явлений, но и в тех коэффициентах, которые количественно конкретизируют эти закономерные взаимоотношения данных величин в математических формулах. Сюда относятся и константы — постоянные величины, характеризующие специфические особенности структуры целых физических областей (например, константы Больцмана, Ридберга, Планка и др.) Специфичны эти моменты в том смысле, что они выражают как бы индивидуальности именно нашего материального мира в настоящем его существовании. Они, хотя и связаны с общими физическими законами, но из них невыводимы и вносят в структуру материи нечто новое.

Любопытно отметить, что на это обстоятельство обратил внимание Кант и усмотрел в нем косвенное свидетельство целесообразного устройства природы, которое идет как бы навстречу стремлению человека создать всеобъемлющую и всепроникающую систему знания. Общая причинно-следственная связь становится специфичной и конкретизируется таким образом, что исследователь находит повсюду, к какой бы области физических явлений он ни обратился, все новые и новые особые формы каузальных связей. Вот эти упорядоченность и закономерность структуры материи, которые дают материальным вещам имя и форму, Будда называет сознанием.

Следующим моментом причинной связи является возникновение шести областей (области шести органов чувств — глаза, уха, носа, языка, тела, т. е. осязания, и ума). Этот момент причинной связи характеризует появление живой материи и процесс ее развития до человека.

Об этом напишу в следующих письмах.

Пока, целую и жду.

Твой Биди.

Что-то долго нет от тебя письма, беспокоюсь, не случилось ли что-нибудь?

Н.! В одном из писем ты спрашивала, как я отношусь ко второму пришествию Христа? Я отвечаю, что отношусь равнодушно. Во всяком случае не боюсь этого прихода, ибо если он — Бог (в этом я не сомневаюсь), то он не будет организовывать такую комедию, как Страшный суд, ибо это противоречит его предикату — Всеблагости. Зачем он будет посылать людей (несовершенных) на вечный огонь, тогда как человеческий суд и то имеет снисхождение.

Наташа! Попробуй сопоставить библейский миф о том, как Бог создал небо и землю в течение семи суток, а в последний день — Адама и Еву из его ребра, с этим учением. Они, видимо, были созданы в одну и ту же эпоху; если верить Спинозе, то эпические части Библии были созданы во II веке до нашей эры.

 

31 декабря 1956 г. Москва

Милая, дорогая Наташа!

Я получил твое письмо от 26 декабря. Очень благодарен тебе. С 20-го по 26-е ты не писала, это для меня было тяжелым периодом; я боялся за тебя, думал, может, заболела моя Наташенька. Сейчас, только сейчас я вздохнул облегченно.

Я надеялся, что мы исчерпали наши мирские разговоры о Л. М. и о наших дальнейших отношениях. Увы, опять они выплывают на поверхность. Видишь, как болезненно и мучительно иметь дело с сансарой. Могу ли я без тебя жить? Этот вопрос для меня открыт. Пока что мне кажется, я не могу жить без тебя. Во что все это выльется — я не знаю, все это меня очень пугает и тревожит. Я думаю, что М. А. рассказала Л. М. о том, что мы оживленно переписываемся. Конечно, М. А. знает, сколько писем я получаю от тебя, ибо она сама из ящика вынимает все твои письма. Но что ей за дело? Я тоже раньше думал, что Л. М. мне желает добра, а теперь думаю другое. Она, мне кажется, боится твоего увлечения мною; она, видимо, хочет, чтобы ты была безупречной женой Ванюшки.

Во всяком случае, меня это очень мало трогает. Может, в этом проявляется моя слишком болезненная мнительность. За свою жизнь, к сожалению, я привык обнаруживать за «добрыми» улыбками змеиное жало. О, Наташа, если бы ты знала, сколько зла я находил в людях... Осуждать ее я не хочу и не могу, ибо настоящих людей слишком мало в этом подлунном мире. За всю свою жизнь всего четыре раза я встречал настоящих людей, из них тебе известен только один Василий Эмильевич Сеземан.

Наташа! Я принимаю твои условия: 1) бросаю все и всякие сомнения и избавляюсь от них; 2) даю клятву впредь никогда не употреблять ни устно, ни в мыслях, ни в письмах фраз «я сомневаюсь», «я не уверен», «ты смеешься» и т. д. Разумеется, эта клятва будет в силе, если не будет повода с твоей стороны. Кроме того, бросая все и всякие сомнения и избавляясь от них, я уверяю себя в другом, в том, что ты любишь меня так же, как я тебя. Иначе нет во мне устойчивого равновесия, без которого не может быть уверенности и несомненности.

На этом, я думаю, нужно заканчивать все наши мирские (сансарные) дела, которые очень мешают нам говорить о наших философских вопросах.

Пратитьясамутпада,

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Б.Д. ДАНДАРОН

Этика... Продолжение... Насколько я помню в прошлом письме мы остановились на Восьмеричном Пути который является основой буддийской морали...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Или учение о зависимом происхождении

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПИСЬМА О БУДДИЙСКОЙ ЭТИКЕ
  Б. Дандарон, Н. Ковригина. Москва, октябрь 1956 г.  

Четвертая Благородная Истина — путь к освобождению.
(Это наиболее серьезный и важный отдел. К сожалению, в этом письме не смогу объяснить до конца, лишь только начну.) Путь к освобождению состоит из восьми ступеней. Руководств

Понятие о Боге
Все философские системы с древних времен до наших дней пытаются объяснить, что представляет собой мир как целое; есть ли он что-либо случайное, нечто бессмысленное, вроде вещи, существование которо

Или учение о зависимом происхождении
В предыдущем письме мы разобрали третий момент причинной связи, т. е. сознание, из которого возникает имя и форма. Нет природы или материального вещества, которые бы не состояли из микрочастиц (пер

Или учение о зависимом происхождении
(Продолжение) Насколько я помню, в прошлом письме мы разбирали вопрос о том, как из имени и формы возникают шесть областей (области шести органов чувств — глаза, уха, носа, языка, т

Этика буддизма
(Продолжение) «Эмоции для буддизма, как и для стоицизма, — это „недостатки, расстройства духовного здоровья, а если им потворствовать, то они становятся хроническими болезнями души&

Целый мир ты озарил.
Во вселенной, озаренной, Нужно ль что еще искать? Раз узнав источник скорби, Затопчи ее исток. И, идя дорогой верной,

Философия
(Самая краткая) Трансцендентное Я находится за пределом познаваемости обычного ума, абсолютно отличается от окружающего нас физического мира. А йоги ставят целью достичь посредством

Психология йоги
{Самая краткая) Философы санкхьи и йоги считают, что бессмертная душа, или трансцендентное Я, есть свободный дух, который связан с физическим телом и тончайшим образом связан с чувс

Этика йоги
Человеческое совершенство имеет пять ступеней. Все эти ступени зависят от элементов читты, которые на санскрите называются саттва, раджас и тамас. Тамас — чувст

ХАТХА-ЙОГА
Хатха-йога — учение йогов о физическом теле с многочисленными упражнениями для укрепления, развития и лечения тела. Разбираются такие вопросы. Что такое хатха-йога. Взгляд йогов на физическое те

Философия йогов
В этой книге имеются следующие главы. Высшие учения йогов относительно Абсолюта и его проявления. Отношение Единого и многих. Тайна единства жизни. Духовный закон причин и следствий. Гр

Что такое хатха-йога
«Наука йога разделяется на несколько отраслей. Из них главные и больше других известные: 1) хатха-йога, 2) раджа-йога, 3) карма-йога и 4) джняна-йога. Хатха-йога — та часть ф

Что такое хатха-йога
(Продолжение) В предыдущем письме разбирали проделки фокусников. Все фокусы этих мнимых представителей хатха-йоги в том же роде, и во всех их трюках нет ни пользы, ни интереса для т

Забота йогов о физическом теле
Случайному наблюдателю может показаться, что философия йогов страдает заметной аномалией; с одной стороны, она говорит, что физическое тело есть только материал и не имеет никакого значения в сравн

Работа Божественного Строителя
(Продолжение) Философия йогов учит, что каждый индивидуум получает от кармы приспособленную к его нуждам физическую машину, а также средства к тому, чтобы держать эту машину в поряд

Работа Божественного Строителя
Душа ищет органы, способные воспринимать и задерживать впечатление внешнего мира. Карма, или причинно-следственный закон, создает пять органов чувств (глаза, ухо, нос, вкусовые органы и чувствующие

Наш друг — Жизненная Сила
...В каждом физическом теле есть известная Жизненная Сила, которая постоянно действует нам на Благо, несмотря на то, что мы легкомысленно нарушаем основные принципы правильной жизни. Часто то, что

Лаборатория тела
...Первой частью нашей человеческой машины пищеварения являются зубы. Как известно, зубы разрывают и размельчают пищу, доведя ее до такого состояния, когда на нее легче всего может воздействовать с

Лаборатория тела
(.Продолжение) «Желудок представляет собою большую химическую лабораторию, где пища подвергается химической обработке и изменениям, после которых организм может впитывать ее в себя

Жизненный флюид
Здесь речь идет о крови. «Питательные частицы переваренной пищи поступают в кровь, двигаются по телу и становятся кровью. Кровь течет по артериям к каждой клеточке и ткани тела для того, чтобы испо

Крематорий тела
«Органы дыхания состоят из легких и дыхательных путей, ведущих к ним. Легких два; они занимают подреберную часть грудной клетки по обеим ее сторонам и отделяются друг от друга сердцем, большими кро

Крематорий тела
(Продолжение) «Грязный поток распределяется среди миллиона микроскопических клеточек легких. Приток свежего воздуха и кислорода приходит в соприкосновение с грязной кровью через тон

Питание
«Человеческое тело подвержено непрестанному изменению. Атомы костей, тканей, мяса, мускулов, жира и жидкостей постоянно изнашиваются в лаборатории тела и посылаются на смену износившемуся материалу

Голод и аппетит
Голод и аппетит — два совершенно различных проявления человеческого организма. Голод — это нормальное требование организма, аппетит же — противоестественное желание пищи. Для того, кто осв

Поглощение праны из пищи
«Теория йогов об усвоении праны из пищи утверждает, что в пище как человека, так и животных содержится известная форма праны, которая абсолютно необходима для поддержания в человеке силы и энергии,

Оживляющее нервы дыхание йогов
Это упражнение рассчитано на то, чтобы поднимать деятельность нервной системы, развивать нервную систему, энергию и жизненность организма. Оно порождает возбуждающее давление на важные нервные цент

Развивающее голос дыхание йогов
Йоги вырабатывают свой голос особой формы упражнениями дыхания, делающими голос мягким, прекрасным и гибким и сообщающих ему невыразимую звучность и силу. 1. Очень медленно, но с силой вбе

Задержанное дыхание
Это упражнение употребляется для укрепления и развития дыхательных мускулов и легких. Простое повторение его будет также способствовать и расширению груди. Йоги учат, что задерживание по временам д

Возбуждение деятельности легочных клеток
Это упражнение предназначено для возбуждения клеточек легких; начинающие должны стараться не переусердствовать, и вообще его никогда не следует проделывать со слишком большой энергией. На первых по

Растягивание ребер
При правильном дыхании ребра играют большую роль, и время от времени им бывает полезно дать маленькое специальное упражнение, чтобы сохранить в них эластичность. 1. Встаньте прямо.

Расширение груди
Грудь легко может стать впалой, если йог, проводя свое упражнение (созерцание), сидит согнувшись часами. Следующее упражнение очень полезно для восстановления естественных условий и развит

Дыхание в соединении с движением
1.Идите ровным шагом, держа голову вверх и слегка подняв подбородок, плечи назад. 2. Вдыхайте полным дыханием, считая (медленно) 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, — по одному на каж

Возбуждение кровообращения
1. Встаньте прямо. 2. Сделайте полное дыхание и задержите воздух. 3. Медленно нагнитесь вперед, твердо и спокойно возьмите в руку палку или трость; постепенно напрягая всю вашу си

Дыхание носом и ртом
Здесь Рамачарака на четырех страницах подробно описывает, как нужно дышать. Он говорит, что нужно дышать только носом. Глава XVIII « Маленькие жизни» тела

Приобретение власти над - «непроизвольными» мышцами и органами
Это очень интересный отдел, я решил написать тебе основное содержание этой главы. Тренированная в известном направлении воля способна оказывать временное воздействие на «непроизвольные» мы

Праническая энергия
Прана находится во всех формах материи, однако, она — не материя. Человек может получить прану из воздуха, из пищи, из воды и солнечного света и может обращать ее на пользу своему организму. В наиб

Пранические упражнения
Упражнение в ритмическом дыхании 1. Нужно садиться прямо, в удобной позе; грудь, шея и голова должны, насколько это возможно, составлять одну прямую линию. Плечи слегка откинуть назад, рук

Привлечение праны
Лежа на ровном полу или на кровати совершенно без всякого напряжения, положи (легко) руки на солнечное сплетение (на под-ложечку, где ребра начинают разделяться) и дыши ритмично. Когда ритм соверше

Возбуждение деятельности мозга
Нужно сесть прямо так, чтобы позвоночник был совершенно выпрямлен, а глаза смотрели точно перед собою; руки сложить на коленях. Дышать ритмично, но не через обе ноздри, как при других упражнениях,

Великое психическое дыхание йогов
Это дыхание требует большой практики со стороны ученика (ученицы) в области ритмического дыхания и умения сосредоточить внимание и мысли на ту картину, которую ты воображаешь. Общие принципы большо

Наталия Климанскене-Ковригина.
Вильнюс. 1991 г. Список опубликованных работ 1. Б. Д. Дандарон. Описание тибетских рукописей и ксилографов. Вып. I. M, 1960. 2.

Именной указатель
(Цифры обозначают номер писем) Авалокитешвара — бодхисаттва, проявление Будды Амитабхи, воплощение идеи сострадания и взаимопомощи. Воплощением Авалокитешвары считается да

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги