рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

УКАЗАТЕЛЬ

УКАЗАТЕЛЬ - раздел Образование, В.И. ГАРАДЖА. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Августин Аврелий (354-430) 8, 113 Авеста (Букв. «Основной Текст» — Священ...

Августин Аврелий (354-430) 8, 113
Авеста (букв. «основной текст» — священный текст зороастризма) 86, 88
Австралия/австралийский 16, 22, 46 и далее, 139
Азия 146
Александр Македонский (35 — 323 до н.э.) 105
Америка/американский 9, 36, 58, 70, 135, 139, 173, 179, 220, 222, 262, 272, 287, 290
Англиканство 119, 146
Англия/английский 220, 256-257, 287
Анимизм/анимистический 16, 17, 18, 37 и далее, 72 и далее, 208
Аномия 263
Апокалипсис (апокалиптический)
142 Арабы/арабский 8,
123 Аристотель (384 — 322 до н.э.)
234 Аскеза/аскетический 26, 98, 193 — 195, 275
Астрология 34, 83-84, 153, 169, 187
Атеизм/атеистический 11, 21, 63, 111, 123-124, 231, 232, 270-271, 288-289
Африка 146
Бадд Сьюзен (совр. англ. социолог) 220
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) 125, 128
Баптизм 119
Баур Фердинанд X. (1792-1860) 14, 32
Баховен Йоганн Я. (1815-1887) 13, 32, 51
Бейль Пьер (1647-1706) 257
Беккер Г. (1899-1960) 187
Белл Д. 273
Белла Роберт Н. (род.1927) 167, 173, 182, 188, 265, 267, 268, 273, 306
Бергер Питер Л. (род. 1929) 173, 228, 261, 263-264
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) 288
Бессмертие 84, 85, 114, 123, 207
Библия (греч. «книга» — священные тексты иудаизма и христианства, 8 в. до н.э. - 2 в.) 14, 81, 85, 102, 113, 118, 126, 141, 144, 220, 278
Ближний Восток 148, 149
Бог — древний бог войны, бог — гарант правого порядка 159, 200 — как безличное, имманентное миру начало 191, 278 — как источник религиозной) переживания 214, 240, 243 — как моральная, политическая, естественнонаучная, философская «рабочая гипотеза» 68, 244, 283 — как основа порядка и смысла 200, 242 — как персонализированная совесть 118, 230 — концепция надмирного бога-творца 119, 193 — появление в славянской религиозной терминологии слова «бог» 136 — трансцендентный 231 — умирающие и воскресающие боги 77, 99, 101, 148
Богословие (см. также «теология») 6, 120, 238
Богослужение 104, 122, 147
Божество/божественный 74, 77, 79 — 80, 148, 150, 152, 154, 156, 159, 161, 162
Бонхеффер Дитрих (1906-1945) 282, 285-286, 307
Брахма/брахманский 91
Брахманизм 36, 106
Будда 106-107,132, 134, 145
Буддизм 12, 29, 36, 63, 64, 92, 106-107, 109, 140, 146, 180
Булгаков Cеpгей Николаевич (1871 -1944) 288
Бхагавадгита 92, 93
Бэкон Френсис (1561-1626) 257
Вавилон 14, 83-84, 149, 276, 280
Ватикан 117
Вебер М. (1858-1920) 25-26, 33, 168, 171-172, 178, 180, 182, 186, 188, 191, 237, 263, 267, 275, 285 Веды/ведический (санскр. «знание», памятник древнеинд. литературы кон.
2-го — нач. 1-го тыс. до н. э.) 86, 91, 106, 156
Венеция 256
Вера 5, 16 и далее 112, 138, 154, 208, 240, 257
Верование 5, 21, 23, 117, 155, 159, 169, 211-212
Вероисповедание 187
Ветхий завет 14, 15, 102-103, 113, 120, 141, 155, 178, 276 344
Византия 116, 137
Вико Джамбаттиста (1668 — 1744) 66
Владимир Мономах (1053 — 1125) 135
Владимир Святославович — князь киевский с 980 г. (умер в 1015 г.) 116
Власть духовная и светская 22
Вольтер Франсуа Мари (Аруэ) (1694-1778) 260
Вундт Вильгельм (1832-1920) 29, 204
Галилео Галилей (1564-1642) 257
Ганди Махатма (1869 — 1948) 112
Гегель Георг В.Ф. (1770-1831) 217
Гейне Генрих (1797-1856) 125
Гельвеций Клод А. (1715-1771) 124
Генотеизм 103 Гераклит (ок. 544 — 483 до н.э.)
Германия/германский 14, 36, 59, 178, 287
Геродот (V в. до н.э.) 79, 100, 136
Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) 124
Гобсс Томас (1588-1679) 257
Гольбах Поль Генрих (1723 — 1789) 124
Гомер 35, 99-100, 124, 156
Гордон А.Д. 275
Государство и религия/церковь 20 — 21, 82, 100, 202, 257-258
Грех 87 Греция/греческий 9, 29, 63, 66, 100, 105-106, 123, 132, 138, 155-156, 160, 181, 280,
Гримм Якоб (1785 — 1863) и
Вильгельм (1786-1859) 13
Грин Грэм (1904-1991) 288
Гуманизм 24, 97, 118, 288
Гуру 94, 165
Даосизм 63, 96, 98
Дарвин Чарльз (1809-1882) 15, 126
Дворец 81-82, 85
Декарт Рене (1596-1650) 257
Демифологизация 264, 266, 286
Демон 72, 99, 161, 276
Деноминация 119 Д
есакрализация 285
Джайнизм 92, 106
Джемс Уильям (1842-1910) 29, 31, 33, 215, 220, 224, 228, 237
Дзэн 308 Дидро Дени (1713-1784) 124
Добро 86, 130
Дуализм 274
Дух/духи 16 и далее, 42, 71-72, 139, 208
Духовенство 51, 124, 178, 181
Духовный 181, 185
Душа 17, 29, 78, 90, 108, 150, 204, 242, 252
Дхарма 89, 95, 107
Дьявол/дьявольский 141
Дюркгейм Эмиль (1858-1917) 22-25, 28, 32, 165-166, 172-173, 188, 274
Евангелие 115
Европа/европейский 18, 21, 43, 84, 132, 164, 258, 269, 272, 289-290
Египет/египетский 12, 29, 42 — 43, 50, 55, 69, 76 и далее, 84, 102, 132, 143, 145, 151, 280
Екатерина II (1729-1796) 256
Ересь/еретический 116, 146, 177
Жертва 18, 80
Жертвоприношение 5, 41, 50, 67, 73, 83, 91, 147, 161, 237, 276
Жрец 43, 50, 74, 78, 96, 147, 149, 157, 161
Жречество 79, 151, 154, 181
Закон 77, 82, 85, 88-89, 91, 95, 100, 103-104, 174
Заповедь 110, 195, 198, 203-204
Заратустра 132
Зиммель Георг (1858-1918) 237
Зло 77, 79, 86, 130, 139
Знахарь 74
Зороастризм 36, 63, 86, 88, 140, 145
Идеология/идеологический 10 — 11, 20, 25, 27, 97, 129, 181, 210, 270, 274
Идолопоклонство/идолатрия 26, 117, 151, 168, 190, 250
Иерархия/иерархический 108, 160, 188
Иерусалим 102-103, 106, 115, 220
Израиль 14, 102, 105, 140
Икона 30 Иллюзия 32, 60, 125-126, 208, 244, 246-247
Имманентный 164
Инд 63, 76, 81, 85
Индивид/индивидуальный 70, 74, 76, 89, 105, 171, 188
Индия/индийский 12, 25-26, 42-43, 50, 55, 85, 87, 90, 94, 132, 134, 176, 180, 192, 200
Индуизм 12, 63, 86, 90, 92, 112, 140, 145, 151, 160, 180, 188, 280
Инициация 208
Интеграция 174 — 175, 209
Иоан Павел II — папа римский с 1978 г.
117 345
Иран 87, 132, 140, 290
Ирландия 177
Искусство 65, 129
Ислам 12, 63, 112, 119-120, 180, 188, 204
Исповедь 234
История религии 12 — 13, 15, 47, 64, 69, 143, 149, 196
Италия 257
Иудаизм 27, 36, 63, 102, 105, 145, 180
Иудея 102
Йога 90, 94, 108
Кальвин Жан (1509-1564) 26, 118
Кальвинизм 26 и далее, 119, 178, 204
Камю Альбер (1913-1960) 127, 297, 298
Кант Иммануил (1724-1804) 216, 275, 282
Карма 90, 94, 107
Каста/кастовая система 91, 106, 109, 140, 145, 176
Католицизм 112, 117
Киевская Русь 116, 136
Кинг Мартин Лютер (1929-1968) 179
Китай 25-26, 86, 95-96, 106, 111, 132, 192, 199, 280, 288
Клан 22 и далее, 51, 74
Класс/классовый 177
Клир 178
Колдовство/колдун 42, 94, 139, 185, 195, 239
Коллективное сознание 24, 166
Коллективные представления 189
Коллективный ритуал 170, 188
Коммунизм / коммунистический 25, 198
Константин I Великий (ок. 285 — 337) римск. император 116
Конт Огюст (1798-1857) 15, 18, 19, 66
Конфликтологическая теория 173, 176-177, 179
Конфуцианство 63 — 64, 96, 140, 145, 180
Конфуций/Кун-цзы (ок. 551 — 479 до н.э.) 86, 96, 132, 133
Коран 120, 122
Космогония/космос 78, 100, 131, 153
Критика религии 6, 21, 59 и далее, 63, 123
Критий (ок. 460-403 до н.э.) 124
Ксенофан (ок. 580-485 до н.э.) 124
Кьеркергор С. (1813-1855) 275
Кюнг Ганс (род. 1928) 286
Ламаизм 106, 111
Лао-цзы (кит. «старый учитель», VI в. до н.э.) 86, 96, 132-133, 194
Лаплас Пьер (1749-1827) 293
Леви-Брюль Люсьен (1857-1939) 32
Легитимация 174, 181
Ленин В.И. (1970-1924) 128
Леув Герардус ван дер (1890- -1950) 67
Локк Джон (1632-1704) 257
Лукреций Кар (90-55 до н.э.) 124
Лютер Мартин (1483-1546) 118
Лютеранство 119
Магия — ее функции 28, 67, 70, 72, 76, 154 — и наука 27 — 28 — и религия 17, 27 — 28, 40 и далее, 170 — магические действия / колдовство 16-17, 43 и далее, 66, 74, 150
Малиновский Бронислав (1884 — 1942) 27-28, 33, 188, 204
Маретт Роберт (1866-1943) 17-18, 165
Маркс Карл (1818-1883) 19-22, 33, 54, 125-126, 176, 180, 260, 296
Махабхарата 93
Махаяна 106, 109
Медитация 235
Мексика 55, 132
Меланезия 17, 27
Мень Александр (1935 — 1990) 68
Месопотамия/месопотамский 14, 63, 76, 81, 102, 132, 144, 146-147, 149, 152
Мессия 87, 104, 112, 114
Метод — социологический 14 — сравнительно-исторический 13, 48 — функциональный 20
Методизм 119, 187
Мечеть 122 Мирское призвание 118 Миряне 108-109, 146, 178
Миф 12, 14, 30, 66, 68, 71, 75, 78, 147-148, 160
Мифология/мифологический 12 — 13, 16, 52, 71-72, 78, 83, 294
Мистика/мистический 64, 98, 145, 193-194
Мистерия 100
Митраизм 87, 91
Модернизм теологический 178, 255, 276-277, 285 и далее
Моисей 86, 103, 120 346
Молитва 5, 41, 67, 120, 147, 149, 157, 161, 170, 234
Монастырь 106, 108, 200, 281
Монотеизм 7, 152, 233
Монах/монашеский 5, 50, 108 — 110, 146, 192, 200
Морган Леви Г. (1818-1881) 51
Моруа Андре (1885-1967) 288
Мусульманство/мусульманский 112
Мухаммед 119-120, 146
Мюллер Фридрих Макс (1823 — 1900) 13, 32-33, 66
Мюнцер Томас (ок. 1490-1525) 178
Национализм 169
Нибур Ричард (1894-1962) 187
Никольский Николай Михайлович (1887-1959) 188
Нирвана 95, 107-109
Новый завет 15, 113-114, 120, 141, 276
Нуминозный 75
Ньютон Исаак (1643-1727) 257
Община религиозная 88, 110, 115,156, 160, 185, 196-197, 198, 235, 274 Обряд 23, 41, 69, 92, 97, 109, 157, 237
О'Ди Томас — coвp. амер. социолог 264
Оллорт Гордон — совр. амер. социальный психолог 225
Орфизм 101
Откровение 5, 112, 152, 207
Отто Рудольф (1868-1937) 67 Палестина 102, 105, 132, 144
Пантеон 83, 90, 109, 137, 143, 141
Парсонс Толкотт (1902 — 1979) 174, 183-184, 228, 265, 268
Персия 105
Перу 132 Петр I Великий (1672-1725) 116, 256
Пий XII — папа римский в 1939 — 1958 гг.
Пиндар (ок. 518-438 до н.э.) 100
Пифагорейцы 101
Платон (427-347 до н.э.) 101, 124, 134, 295
Политеизм 74, 78, 90, 145, 152
Понтий Пилат (римский наместник Иудеи в 26 — 36 гг.) 114
Польша/польский 179
Право/правовой 66, 105, 129, 156
Православие 112, 179
Преанимизм 17 Просвещение 18, 21, 31, 100, 256, 258
Пророк 50, 104, 114, 123, 131, 133, 178, 185, 195
Пророчество 88, 195, 276 П
ротестантизм 25 и далее, 60, 62, 112, 118, 184
Профанный 23, 74, 76, 166
Психоанализ 29, 31, 233, 248, 250-251
Психология религии 29 и далее, 213 и далее
Пуританство/пуритане 200, 203, 275
Раввин 106 Раскол 118 — 119, 179
Рассел Бертран (1872-1970) 127
Рациональный 192
Религиоведение 6, 8, 10 — 12, 32 — 33, 63, 66, 69

Религиозный — авторитет 218 — антагонизм 212 — братство 197 — вера 6-7, 215, 253 — войны 202 — воспитание 226 — 227, 232, 305 — группы 51, 177, 184, 190, 210-211, 306 — движения 210, 236 — запрет 197 — идеи 51 — идеология 20 и далее, 179, 181 — конфликты 19 — 20, 25 — культ 5, 8, 16, 27, 47, 74, 79, 92, 95, 135, 143, 147-148, 161, 169, 187, 191, 207 — личность 223 — любовь 89, 93, 251 — мировоззрение, миропонимание, мироощущение 173, 193, 286 — мотивация 130, 235 — нравственность 130 — обращение 29 — обучение 218 — организация 251 — отношение к миру, действительности 129, 215 — опыт 28 и далее, 214-215, 220, 237, 239, 242 — отчуждение 21, 54 и далее, 125 — 126 — переживание 213 — 214, 219, 221 — плюрализм 173, 184, 268, 291 — поведение 208, 215, 221, 227 — практика 67, 94, 147, 150, 152 представления 14, 28, 51, 215, 244 — символ 13, 22, 30, 68, 152, 169 — 170, 173, 177, 240 — сознание 7, 23, 28, 51 и далее, 67 347 — убеждения 240, 243 — утешение 234 — чувства, переживания 30 и далее, 152 Религиозность — индивида 29, 215, 222, 235, 238 — общинная 151, 197 — современная 268

Религия — античная 8, 63, 101, 124, 140 — архаическая 47, 63, 101, 149, 157, 266 — будущее религии 289 — динамическая 74 — ее человеческая основа 238 — естественная 9 — «истинная» и «ложная» 8 — 9, 48 — историческая 63 — 64, 151, 266-267, 276 — и государство 20 и далее, 56 и далее, 102, 110, 116 — и культура 247, 274 — и магия 17 — и моральное поведение, мораль 18, 124, 158 — и семья 110, 182, 226 — и экономика 198 — как «встреча» с богом, священным 6 — как институт, созданный человеком 27, 59 — как предмет научного исследования 6, 9 — как предмет психологического анализа 18, 28 и далее — как предмет социологического анализа 18 и далее, 163 — как психологический феномен 28, 213, 218 — как социальный феномен 19 и далее, 165, 209 и далее — как фактор интеграции и сегрегации 142 — как феномен культуры 7, 33, 64 — 65 — народная 13 — определение религии 7, 23, 25, 163, 167 — примитивная, первобытная 17, 22, 47 и далее, 91, 156, 165, 250 — пророческая 86, 88 — происхождение р. 15, 18, 53 — ранее-современная 267 — современная 268 — универсальная 201 — функции религии 20, 23, 77, 167 — 168, 170, 172-173, 207 — элементы религии 240

Ренан Жозеф Эрнест (1823-1892) 14-15, 32
Реформатор религиозный 26, 185
Реформация 27, 178, 183, 267 Ригведа 85
Рим 101, 116-117, 145, 155, 160-161
Ритуал/ритуальное поведение, деятельность 14, 16, 23, 41, 71, 73, 147, 150, 156, 169
Робертсон Смит Уильям (1846 — 1894) 15, 32
Род/родовой, родств 69 — 70, 74, 77, 197
Россия/российский 135, 222, 256, 272, 288, 303
Сакральное 21, 24, 76, 81, 105, 166, 173
Сансара 107
Сартр Жан Поль (1905-1980) 126
Сверхъестественное 17 — 18, 20, 23, 41 и далее, 129, 164, 274
Светское 65, 81, 123, 125, 129, 177, 181, 185, 256, 269-270, 273, 277
Свобода совести 255, 260, 300
Святость 41, 81, 186, 196
Священное 15, 20, 22, 70, 74, 76, 85, 108, 122, 150, 166, 170, 273-274, 277
Священник 43, 114, 124, 185 Секта 5, 25, 116, 185-186, 276
Секуляризация/секулярный 24, 27, 128, 167, 184, 255, 261, 275
Семья 157 и далее, 226, 274, 278
Сенека Луций Анней (4 г. до н.э. — 65 г.
н.э.) 113
Сикхи 94
Синагога 106, 274
Синкретизм религиозный 73
Скиннер Беррес Фредерик (род. 1904) 227-228
Смерть 23, 71-72, 78-79, 83, 147, 156, 202, 204
Советский Союз 128, 300
Сократ (469-399 до н.э.) 101
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) 68
Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) 209, 277
Софокл (ок. 496-406 до и.о.) 100
Социальная интеграция и религия 77, 145
Социальная организация 65 — 66, 123
Социокультурная динамика и религия 277 и далее Социологические методы исследования религии 163
Социологический анализ религии 163
Социология религии 18 и далее
Стабильность 173 — 174
Сунниты 146 Табу 31, 70, 74, 95, 152-153
Тайлор Эдуард Бернетт (1832 — 1917) 16, 32, 37, 67, 164, 165, 207
Талейран Шарль Морис (1754 — 1838) 256
Тантризм 94, 111
Теизм 73, 232
Теогония 131
Теодицея 203
Теократия 80, 105, 117, 122
Теология 6, 52, 54, 60, 66, 126, 131, 150, 154, 163, 179, 220, 242, 244, 275- -276, 290
Типы религии 13
Токарев Сергей Александрович (1899-1972) 138
Толерантность/терпимость 112, 232, 260, 304
Толстой Лев Николаевич (1828-1910) 275
Тотемизм 18,22 и далее, 31, 46 и далее, 70-72 и далее, 143, 191
Традиция 81, 95, 111, 178, 209
Трансценденция/трансцендентный 133, 164, 175, 190
Трельч Эрнст (1865-1923) 186-187
Турция 272, 288
Упанишады 132
Фейербах Людвиг (1804-1872) 21, 125, 260, 283
Феноменология религии 67 — 68
Фетишизм 61, 71, 74 и далее, 239
Философия религии 69
Франк Семен Людвигович (1877 — 1950) 288
Франкл Виктор (род. 1905) 228, 229, 231, 233, 237
Франция/французский 14, 18, 36, 125, 191, 256, 260, 295
Фрейд Зигмунд (1886-1913) 21, 29, 31, 33, 126-127, 228-229, 237, 244
Фромм Эрих (1900-1960) 127, 233, 237, 248
Фрезер Джеймс Джордж (1854-1941) 17, 27-28, 40, 67, 239
Функции религии 19, 24, 50 и далее, 126, 142, 145
Функционализм 175
Фундаментализм 269, 290
Хаммонд Р. — совр. амер. социолог 222
Хаос 84 Харизма 185, 195
Хинаяна 106 — 108
Хомейни Рохулла (1898-1989) 290
Храм 80, 82, 85, 93, 149, 151, 158, 160, 200
Христианство 8, 13 — 14, 20, 29, 36, 63, 68, 78, 102, 112, 136, 183, 188, 239
Царь небесный 114
Царство божье (небесное) 114, 184
Цвингли Ульрих (1484-1531)
118 Ценность 229
Церемониал 209
Церковь/церковный 5, 14, 25, 112, 116, 125, 146, 162, 185, 237-238, 258, 267, 274, 281
Цицерон Марк Туллий (106 — 43 до н.э.) 288
Честерон Гилберт Кийт (1874-1936) 288
Чистое — нечистое 75, 86
Чудо 30 Шаман 72, 139, 141
Шамполион Жан Франсуа (1790 — 1832) 12
Шариат 120, 288
Швейцер Альберт (1875-1965) 15
Шелер Макс (1874-1928) 252
Шииты 146
Шлейермахер Фридрих (1768 — 1834) 275
Штраус Давид Фридрих (1808-1874) 15
Эврипид (ок. 480-406 до н.э.) 100
Эйнштейн Альберт (1879-1955) 128, 253
Экстаз 90, 96, 100, 234
Экуменизм 119, 291
Элиаде Мирча (1907-1986) 67-68 Эпикур (342 — 270 до н.э.) 62, 124
Эсхил (ок. 525-456 до н.э.) 100
Этика/этический 18, 41, 86, 98, 121, 133, 180, 182, 184, 191-192, 196, 200, 202-203, 226, 278
Этнография 10, 47, 52, 65, 139
Этос 175, 226, 265
Юнг Карл Густав (1875-1961) 32, 33
Язык 69, 254, 258
Язычество/языческий 8, 9, 135, 138, 146
Япония 106, 111, 162, 272, 307
Ясперс Карл (1883-1969) 96
Яхве 103

 


 


[1] Термин “религиеведение” вошел в употребление сравнительно недавно и встречается в двух написаниях: религиеведение и религиоведение. На наш взгляд, предпочтительнее первый вариант, образованный по традиционной модели от русского “религия”, а не от латинского “religio” — Авт.

 

[2] М. Мюллер (1823—1900) по праву считается основоположником научного религиеведения. Только сравнение разных религий народов мира, включая и христианство в этот ряд, дает возможность понять, что такое религия, “какое основание имеет она в человеческой душе и каким законам следует в своем историческом развитии”. Для этого и нужна, полагал М. Мюллер, “наука о религии”. Курс лекций, из которых взят данный фрагмент, был издан в 1873 г. в Лондоне в виде книги “Введение в науку о религии”.

 

[3] Т а й л о р Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. Первое издание книги вышло в Лондоне в 1871 г.

[4] Ф р э з е р Дж. Золотая ветвь. М., 1986. Первое издание вышло в Лондоне в 1890 г.

[5] Заклинание духов с целью заставить их служить человеку иногда обозначается термином “экзорцизм” (в отличие от собственно магии и умилостивительного культа).

[6] Д ю р к г е й м Э. Элементарные формы религиозной жизни //”Социология религии. Реферативный журнал”, 1991. № 4 (ИНИОН РАН). Первое издание вышло в Париже в 1912 г.

[7] Очевидно, мы придаем слову “истоки” (“engines”), так же как и слову “первобытный”, совершенно относительный смысл. Мы понимаем под ним не абсолютное начало, но наиболее простое общественное состояние, известное в Настоящий момент, такое, дальше которого углубиться сейчас невозможно. Когда мы говорим об истоках, о начале истории или религиозного мышления, то эти выражения надо понимать именно в отмеченном смысле.

 

[8] М а р к с К. Из ранних произведений. М., 1956.

[9] В качестве частных лиц.

[10] Война всех против всех – афоризм Т. Гоббса. (Здесь и далее – прим. автора)

[11] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1 2-е издание. Написано в конце 1843 – начале 1844 г.

[12] Самоапология (буквально: речь в защиту алтарей и очагов).

[13] Вопрос чести.

[14] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. 2-е издание.

[15] По оценкам археологов, число жителей царского города Ур составляло 25 тыс. человек. Считается маловероятным, чтобы какой-либо город III тысячелетия до н. э когда-либо насчитывал свыше 50 тыс. жителей.

 

[16] Сегодня в Индии насчитывается несколько десятков тысяч персов.

[17] 25 декабря – день солнцеворота, рождение Митры в этот день подтверждает его солнечную природу.

[18] Достаточно назвать дуалистические секты манихеев (Ш в.), павликиан (VII в.), богомилов (с Х в.), катаров, альбигойцев и др. в ХП-ХШ вв.

[19] В это примерно время в Индии возникли Упанишады и жил Будда; в Иране проповедовал Зороастр; в Палестине выступали ветхозаветные пророки — Илия, Исайя, Иеремия. В Греции — это время Гомера и философов Парменида, Гераклита, Платона.

 

[20] Вопрос о том, существовал ли Иисус, если отбросить связанную со многими привходящими обстоятельствами дискуссию, сам по себе достаточно прост. Хрис­тианские источники рисуют Иисуса как инициатора исторического движения, у истоков которого стояла палестинская первообщина его учеников. О жизни и личности Иисуса эти источники сообщают очень мало, они излагают его слово, учение. Носителем этого слова, этого учения предание называет Иисуса, и в высшей степени вероятно, что так оно и было в действительности. Можно согласиться с теми теологами, которые полагают, что если было по-другому, то это все равно ничего не меняет из сказанного в предании. Мы говорим об Иисусе как провозвестнике христианского учения, образ которого в таком именно качестве и рисуют христианские источники. Множество публикаций последних полутора столетий о жизни и личности Иисуса — не более чем вольные “фантазии на тему”.

[21] Ясперс К. Истоки истории и ее цель //Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

[22] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

[23] Токарев С.А. О религии как социальном явлении (мысли этнографа) // “Советская этнография”, 1977. № 3.

[24] Оппенхайм А. Древняя Месопотамия. М., 1990.

[25] Фюстель де Куланж Н. Гражданская община древнего мира. С-П., 1906. Первое издание вышло в Париже в 1864 г.

[26] Это были новые религиозные верования, связанные с “богами физической природы”. Главными лицами этой религии были Зевс, Гера, Афина, Юнона — боги эллинского Олимпа и римского Капитолия. Новая религия принесла с собой и другие нравственные понятия. Она не ограничивалась тем, что указывала человеку его семейные обязанности. Юпитер был богом гостеприимства, и во имя его приходили странники, просящие, “почтенные бедняки”, т.е. с которыми надлежало обходиться как с братьями. Все эти боги принимали часто человеческий облик и являлись смертными. Иногда они делали это, чтобы помочь им в борьбе, принять участие в их битвах, часто также, чтобы внушить им согласие и научить взаимопомощи... Мало-помалу бог приобретает все более власти над душой человека, он отказывается от покровительства, покидает домашний очаг; он получает собственное жилище, собственные жертвоприношения. Жилище это было построено по образцу древних святилищ; оно находилось, как и раньше, против очага, cella, расширенная, украшенная, стала храмом.

 

[27] Durkheim E. The Elementary Forms of the Religions Life /Glencoe, 1954, pp. 230-231 / Перевод В.И. Гараджа.

[28] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

[29] “Не может быть угодным Богу” (лат.)

[30] “Без гнева и пристрастия” (лат.)

[31] Malinowski В. Magic, Science and Religion. Glencoe, 1948; pp. 29—35/ Пе­ревод В. И. Гараджа.

 

[32] Сорокин П.А. Система социологии. Т. 2. Пг., 1920.

[33] Социологический аспект такого анализа мы смотрели в главе Ш на примере концепций Р. Бергера, Т. Парсонса.

[34] Речь здесь вовсе не идет о том, что своеобразие религии сводится к простой функции социального положения той группы, которая выступает в качестве ее носителя. Имеется в виду просто тот бесспорный факт, что в числе факторов, оказывающих воздействие на религию, должны быть приняты во внимание и социальные обстоятельства.

 

[35] Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. Первое издание книги вышло в 1902 г.

[36] Фрейд З. Будущее одной иллюзии //Сумерки богов. М., 1989.

[37] Фромм Э. психоанализ и религия //Сумерки богов. М., 1989.

[38] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

[39] Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976. /Перевод А.К. Оганесяна в кн.: Этическая мысль. М., 1990. С. 251—255.

[40] Сорокин П. Кризис нашего времени //Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

[41] Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность //Вопросы философии. 1981. № 10-11.

[42] Да и сами эти гарантии были весьма урезанными. Принятая в 1936 г. Конституция СССР в статье 124 провозглашала: “В целях обеспечения за граждана­ми свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви, Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами”. Эта Конституция ставила, таким образом, верующих и неверующих в неравное положение. Признавая свободу антирелигиоз­ной пропаганды, она ограничивала права верующих лишь “отправлением религи­озных культов”.

В Конституции СССР 1977 г. утверждалось, что граждане СССР равны перед Законом, независимо от их отношения к религии (ст. 34). Гарантировалась свобода совести как “право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, Отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду”. К этому добавлено также: “Возбуждение враждыили ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается” (ст. 52).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В.И. ГАРАДЖА. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ... Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: УКАЗАТЕЛЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гараджа В.И.
Г 20 Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с. - ISBN 5-7567-0007-2   Пос

Религия как предмет научного исследования[1].
  Слово “религия” встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике ив художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в

РЕЛИГИИ - ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ, ФИЛОСОФСКИЙ, НАУЧНЫЙ
В рамках религии такие попытки приводят к появлению (в наиболее развитых религиях) богословия, или теологии (от греч. teos — бог и logos — учение, буквально теология — учение о боге) В работах теол

ПОЧЕМУ РЕЛИГИЯ НАЗЫВАЕТСЯ РЕЛИГИЕЙ?
К числу вопросов, рассматриваемых религиеведением и раз­личающихся по своей значимости, относится также вопрос о том, почему религия называется религией, т. е. каково происхождение этого термина. Р

РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Религия становится предметом научного изучения, как уже было сказано, в XIX в., когда, основываясь на теологических концепциях и на философском анализе “сущности” религии — но и размежевываясь с эт

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Одно из направлений развития религиеведения было связано с тем, что открытие новых континентов и народов, не только живущих ныне, но и существовавших в прошлом, обнаружило многообразие форм и типов

ВКЛАД АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ
К историческим исследованиям религии близко примыкали работы в области антропологии и этнологии, интерес которых к религии в XIX в. сосредоточился преимущественно на проблеме ее происхождения. Счит

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  C середины прошлого века в религиеведении складывается и затем получает большое развитие еще одна научная дисциплина — социология религии. Своим возникновением она во многом

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Представление о религии будет неполным, если ограничиться лишь выяснением ее места в обществе. Она представляет собой не только социальный, но и психологический феномен, а потому должна быть рассмо

Религия как предмет научного изучения
Сегодня, начиная курс лекций по “науке о религии”, — или, точнее, рассмотрение тех предпосылок, которые делают возмож­ным действительно научное исследование религий, существующих в мире, — я испыты

Теория анимизма
Первое, что представляется необходимым при систематическом изучении религии примитивных обществ, — это определение самой религии. Если в этом определении требовать для религии верования в верховное

Золотая ветвь. Исследование магии и религии
Нет такого предмета, в отношении которого мнения расходи­лись бы так сильно, как в отношении природы религии. Невозмож­но дать определение религии, которое удовлетворило бы всех. Автор может лишь,

Тотемическая система в Австралии
В этой книге мы ставим перед собой цель исследовать наибо­лее простую и неразвитую из всех первобытных религий, известных в настоящее время, проанализировать ее и попытаться ее объяс­нить. Мы говор

Экономическо-философские рукописи 1844 года
...Теолог объясняет происхождение зла грехопадением, т.е. он предполагает как факт, в форме исторического события, то, что он должен объяснить. ...Чем больше рабочий выматывает се

К еврейскому вопросу
...Так как бытие религии есть бытие несовершенства, то источ­ник этого несовершенства надо искать лишь в сущности самого государства. Религия для нас уже не причина мирской ограничен­ности, а лишь

К критике гегелевской философии права.
Введение[11]   Для Германии критика религии по существу окончена, а критик” религии — предпосылка всякой другой критики. Земное сущ

ФЕНОМЕН
1. Проблема многообразия и единства исторических форм религии: феноменологический и исторический способы ее изучения. 2. Религии в истории общества: элементарные формы ре

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
Реально, в исторической действительности существует множес­тво конкретных религий. Этнографические и исторические иссле­дования обнаружили поразительное разнообразие верований и обрядов у разных на

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ
Длившийся около 1,5 млн. лет, на протяжении “каменного века” — палеолита, процесс социогенеза и становления человека современного типа, человека разумного, завершился примерно 35—40 тыс. лет назад.

МЕСОПОТАМИИ, ИНДА
Около шестидесяти веков назад, в IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Инда возникли первые великие цивилизации. Родоплеменные сообщества уступили место государ­ственному объеди

ЗОРОАСТРИЗМ, ИНДУИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ, РЕЛИГИИ ГРЕКОВ И РИМЛЯН, ИУДАИЗМ
Зороастризм заметно отличается по своему характеру от рели­гиозных систем Месопотамии и Египта. Он относится к более позднему типу пророческих религий. Его основатель — иран

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ - БУДДИЗМ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ
Буддизм — религия преодоления страдания. В истории буддизм существует в двух главных своих разновидностях — хинаяна и махаяна. К ним следует добавить, хотя бы в виде

КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Уже на ранних стадиях развития цивилизации мы встречаем критику религии, сомнение или прямое неверие в существование загробного мира и бессмертия души. Царящая в мире несправедли­вость заставляла у

Истоки истории и ее цель
По ширине и глубине перемен во всей человеческой жизни нашей эпохе принадлежит решающее значение. Лишь история человечества в целом может дать масштаб для осмысления того, что происходит в настояще

О религии как социальном явлении
Не пытаясь уже давно объяснить материальный мир, религия зато претендует на общее осмысление жизни... и в первую очередь — на решение вопроса: откуда зло в мире и как с ним надо бороться.

Религиозная жизнь Древней Месопотамии
Прежде чем обратиться к документальным данным, относя­щимся к религиозной жизни Месопотамии, текстам, которые по своему обилию обещают на первый взгляд массу информации, — поставим перед собой вопр

Божества Древней Греции и Рима
История Греции и Рима является свидетельством и примером той тесной связи, которая всегда существует между понятиями человеческого разума и социальным строем общества. Посмотрим на учреждения древн

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ
Социология рассматривает религию в ее отношении к общест­ву, анализирует ее связь с организацией общественной жизни. Эта связь двусторонняя. Как бы ни оценивалось и ни интерпретирова­лось воздейств

РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Религия существует в обществе не как чужеродное ему тело, но как одно из проявлений жизни социального организма. Связь между религией и обществом было бы неправильно рассматривать как взаимодействи

ТИПЫ “ЧЕЛОВЕКА РЕЛИГИОЗНОГО” И ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Чтобы существовать в “мире”, взаимодействуя со светскими институтами, религия должна воплотиться в какой-то социальной организационной форме. Конечно, сама эта проблема возникает на довольно высоко

Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира
...Колыбелью теоретически и практически наиболее враждеб­ных миру форм религиозной этики, когда-либо существовавших на земле, является область индийской религиозной жизни, в которую мы намерены вст

Смерть и реинтеграция групп
...Из всех источников религии высший и финальный кризис жизни — смерть — имеет наибольшее значение. Смерть есть ворота в другой мир в большем, чем просто буквальном смысле. Если судить по большей ч

Религия как социальный феномен
Религия человека — социальный костюм, который можно снять и переменить. Если бы этот костюм был чисто идеологическим, то такие верования менялись бы очень часто, ибо верования вообще изменчивы. Но

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ?
Человек в своем религиозном поведении, мышлении и чувствах является предметом психологии религии. Каким образом, на осно­ве каких критериев психология отличает религиозный акт от нерелигиозного? Со

ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЛИГИИ: РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА, РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ, РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  Религиозная вера, в отличие от суждений науки, не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ НА ПОВЕДЕНИЕ
На ранних этапах психологического анализа религии бытовали представления о “верующем”, религиозной личности как догмати­ческой, нетерпимой, ограниченной, социально пассивной, склон­ной к конформизм

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ИНДИВИДА В РЕЛИГИОЗНУЮ ОБЩИНУ
Психология религии рассматривает в качестве одного из важ­нейших факторов, формирующих религиозность индивида, рели­гиозную общину. Она представляет собой особую социальную группу, в рамках которой

Многообразие религиозного опыта
Область религии так широка, что у меня не может быть притязаний исследовать ее широко целиком, и я принужден буду ограничиться частью этой области. Не собираясь дать такого отвлеченного опре

Будущее одной иллюзии
Религиозные представления считаются драгоценнейшим досто­янием культуры, высшей ценностью, какую она может предложить своим участникам, гораздо большей, чем все искусства и умения, позволяющие откр

Психоанализ и религия
Под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения. Факти­чески не был

Психотерапия и религия
Цель психотерапии — исцеление души, цель же религии — спасение души. Если, однако, религию, согласно ее исходной направленности, мало заботят и волнуют такие вещи, как выздо­ровление или предупрежд

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. СВОБОДА СОВЕСТИ
Религия изменяется, она претерпевает большие или меньшие изменения на протяжении подчас небольших отрезков времени, так что эти изменения заметны в пределах жизни одного поколе­ния. Однако изменени

ТЕОРИЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
Сегодня существует согласие в том, что секуляризация имеет большое значение и является характерной чертой современного общества, что традиционные религиозные символы и ценности не могут выполнять,

ПРОЯВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Опросы общественного мнения, анализ статистических данных о показателях и динамике религиозности отражают долговремен­ную тенденцию к упадку религиозной веры, подтверждают умень­шение ее влияния на

От священного к светскому
Если естественным миром управляют рок и случай, а техничес­ким миром рациональность и энтропия, то социальный мир может быть охарактеризован как жизнь “в страхе и трепете”. Всякое общество

Социокультурная динамика и религия
...Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнооб­разных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которог

Сопротивление и покорность
...Бог все дальше и дальше вытесняется из ставшего совершен­нолетним мира, из сфер нашего познания и нашей жизни, и со времени Канта сохраняет позиции только что по ту сторону эмпирического мира.

УСИЛИВАЕТСЯ ИЛИ ПАДАЕТ ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ?
По статистическим данным середины 80-х годов, большую часть почти пятимиллиардного населения Земли составляли веру­ющие: христиане — 1 млрд. 400 млн., из них католики — около 800 млн., протестанты

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
В наш век религии вступили с грузом традиции сопротивления новым знаниями движениям за обновление общества. Господству­ющие церкви пользовались поддержкой государства и официальным признанием, реши

РЕЛИГИЯ И НАУКА
Наука и религия не исключают друг друга в том смысле, как это полагали просветители, которые думали, что рост научного знания автоматически вытесняет религиозную веру. Конечно, в истории пути науки

СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЯ
С чем можем мы связать сегодня наши надежды на лучшее будущее? Можем ли мы положиться на разум, научный метод мышления, чтобы найти нужную линию поведения и решить сложные проблемы, с которыми стол

СВОБОДА СОВЕСТИ
В России вплоть до начала ХХ в. закон обязывал всех подданных Российской империи исповедовать ту или иную религию, “внеисповедное состояние” не допускалось, а критика религии как бого­хульство кара

Социология религии
Религиозная ситуация в большинстве развитых обществ.—Их основное отличие от развивающихся стран заключается в том, что, хотя перед ними тоже стоят внешнеполитические проблемы, они

РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
(число последователей, 1990-е годы) Анимизм, шаманизм, трайбалистские африканские культы 112 млн. Иудаизм 18 млн. Буддизм 310 млн. Джайнизм 4 млн. Индуи

РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
По разнообразию исповедуемых религий Россия — страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских течений), исла

Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе.
ПринципыГосударства-участники подтверждают, что будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, п

Новая эра демократии, мира и единства.
Права человека, демократия и верховенство законаМы подтверждаем, что без какой-либо дискриминации каждый человек имеет право на: свободу мысли, совести, религии и убеждений...

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги