рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В.И. ГАРАДЖА. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

В.И. ГАРАДЖА. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ - раздел Образование, В.и. Гараджа ...

В.И. ГАРАДЖА

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы.

 

2-е издание,

дополненное

АСПЕКТ ПРЕСС

 

ББК 86.3

Г 20

Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число победителей в открытом конкурсе, который проводится Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным фондом “Культурная инициатива”.

 

Гараджа В.И.

  Пособие знакомит с основами религиоведения как самостоятельной научной…

040100000-010

ББК 86.3

О6З(И)03-95

ISBN- 5-7567-0007-2

 

© Гараджа В.И., 1994

© Гараджа В.И., 1995


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Религия и наука о религии..5

Основные подходы к объяснению религии — теологический, философский,научный..6

Почему религия называется религией?..8

Религия как предмет научного исследования.9

Глава I. Возникновение и развитие науки о религии 12

Сравнительно-исторические исследования ..12

Вклад антропологии и этнологии 15

Социологический подход ..18

Психологический анализ 28

Тексты: М. Мюллер, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Э. Дюркгейм, К.Маркс33

Глава II. Религия как историко-культурный феномен ..63

Проблема многообразия и единства исторических форм религии: феноменологический и исторический способы ее изучения ..63

Религии в истории общества Элементарные формы религиозной жизни 69

Религии первых цивилизаций — Египта,Месопотамии,Инда76

Религии «классических» цивилизаций древнего мира: зороастризм, индуизм, конфуцианство и даосизм, религии греков и римлян, иудаизм.86

Мировые религии — буддизм, христианство, ислам .106

Критика религии. Атеизм как исторический феномен..123

Тексты: К. Ясперс, Б. Рыбаков, С. Токарев, А. Оппенхайм, Н. Фюстель де Куланж

Глава III. Религия как социальный феномен .163

Определение религии 163

Религия и общество. Социальные функции религии.170

Типы «человека религиозного» и типология религиозных организаций ..184

Тексты: Э. Дюркгейм, М. Вебер, Б. Малиновский, П. Сорокин188

Глава IV. Психология религии.213

Что такое религия с точки зрения психологии?213

Личностно значимые компоненты религии: религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение215

Религиозная личность; влияние религиозности на поведение223

Психологические последствия вовлеченности индивида в религиозную общину235

Тексты: У. Джемс, 3. Фрейд, Э. Фромм, В. Франкл .237

Глава V. Секуляризация 255

Секуляризация как исторический феномен. Свобода совести 255

Теория секуляризации.261

Проявления и последствия секуляризации в современном обществе 269

Тексты: Д. Белл, П. Сорокин, Д. Бонхеффер273

Глава VI. Религия в современном мире ..284

Усиливается или падает влияние религии?284

Религия и политика ..287

Религия и наука.292

Современная мифология294

Свобода совести..300

Тексты: Р. Белла.306

Приложения

Религии в современном мире ..309

Религии и религиозные организации в современной России..310

Из законодательных актов Российского государства (Российская империя; СССР; Российская Федерация), регламентирующих права вероисповеданий и свободы совести .331

Международно-правовые акты, посвященные правам человека, свободе совести, религии и убеждений..339

Указатель 344

Введение. РЕЛИГИЯ И НАУКА О РЕЛИГИИ

Основные подходы к объяснению религия — теологический, философский, научный.

Почему религия называется религией?

Религия как предмет научного исследования[1].

Слово “религия” встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике ив художественной литературе. Может показаться, что,…

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ

РЕЛИГИИ - ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ, ФИЛОСОФСКИЙ, НАУЧНЫЙ

Подход к объяснению феномена религии “извне”, не предпо­лагающий заранее принятие ее истинности, возникает первона­чально тогда, когда начинает… Так возникает критический подход к религии; критический не в том смысле, что… Только в XIX в. складывается, наряду с теологическим и философским, еще один подход к объяснению религии — научный;…

ПОЧЕМУ РЕЛИГИЯ НАЗЫВАЕТСЯ РЕЛИГИЕЙ?

Когда возникло христианство, оно восприняло от римлян это слово “религия” и использовало его в своих целях, вложив в него содержание, отличающееся… Раннему христианству было чуждо, таким образом, представле­ние о других… Первое в истории христианства расширение понятия “ре­лигия” и распространение этого термина на язычество имело…

РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Право на существование научное религиеведение подтвердило значимостью и ценностью своих результатов: добытые с помощью научных методов знания о… Изучение религии, начавшееся в прошлом столетии, находи­лось в русле общего… Другое дело, что развитие религиеведения связано не только с открытием новых фактов, но и с изменением самих…

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

НАУКИ О РЕЛИГИИ

Сравнительно-исторические исследования.

Вклад антропологии и этнологии.

Социологический подход.

Психологический анализ.

 

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Были открыты древние тексты, сначала — египетские и индий­ские. Так, в 1830 г. Ж. Ф. Шампольон издал работу, в которой использовал расшифрованные им… История мифологии. На первых порах главное внимание уделя­лось сравнительному… Продолжая исследования в области мифологии и сравнитель­ной лингвистики, Ф. М. Мюллер (1823—1900) сыграл решающую роль…

ВКЛАД АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ

Анимистическая теория. Отправными в этой области были рабо­ты Э. Б. Тайлора (1832—1917). Он проследил эволюцию цивилиза­ции от первобытного человека… Тайлор не склонен отождествлять веру в действие сверхъестес­твенных сил с… Магия и религия. Историю эволюции религиозного сознания стремился нарисовать Дж. Дж. Фрэзер (1854—1941), собирая и…

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

C середины прошлого века в религиеведении складывается и затем получает большое развитие еще одна научная дисциплина — социология религии. Своим… Религиозная стадия истории. Одна из первых серьезных попы­ток решения этих… Впоследствии Конт убедился в шаткости надежд на осуществле­ние социального переустройства с помощью просвещения умов и…

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В традиционном понимании психология — знание о душе — имеет своей целью помочь человеку сделаться лучше. В таком понимании психология… Психологический подход к изучению религии оформляется в самостоятельную… В первой половине XX в. сложились три подхода к объяснению человеческого поведения: один из них сводил все к…

ТЕКСТЫ

Макс Мюллер[2]

Религия как предмет научного изучения

Я знаю заранее, что встречу противников, которые будут отри­цать саму возможность научного изучения религии, подобно тому как отрицали возможность… В наше время невозможно говорить о религии, не задевая при этом кого-то справа… В известном смысле, я понимаю и то и другое мнение. Религия действительно является священным предметом и как в своих…

Теория анимизма

Если приложить эту мерку к описанию примитивных обществ в отношении их религий, получатся следующие результаты. Нельзя положительно утверждать, что… Точное значение такого положения вещей может быть вкратце выражено в следующих… Я намерен проследить здесь под именем анимизма глубоко присущее человеку учение о духовных существах.

Золотая ветвь. Исследование магии и религии

Но если в религии заложена, во-первых, вера в существование сверхъестественных существ, во-вторых, стремление снискать их благосклонность, это… Радикальной противоположностью магии и религии объясняет­ся та Непреклонная… Но вот антагонизм, каким бы привычным он нам ни казался, по-видимому, появляется на сравнительно поздней стадии…

Элементарные формы религиозной жизни.

Тотемическая система в Австралии

...Мы стремимся исследовать отжившие формы цивилизации не только с целью познать и реконструировать их. Как и у всякой Позитивной науки, ее предмет… Но такой подход нередко вызывает резкие возражения. Находят странным, что для… У нас нет надобности выяснять здесь, существовали ли в действительности ученые, заслужившие этот упрек и сделавшие из…

Экономическо-философские рукописи 1844 года

должен объяснить. ...Чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущес­твеннее… ...Подобно тому, как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца…

К еврейскому вопросу

Политическая эмансипация иудея, христианина, религиозного человека вообще, есть эмансипация государства от иудейства, от Христианства, от религии… ...Государство, таким образом, может совершенно эмансипиро­ваться от религии… Но ведь отношение государства, особенно республики, к рели­гии есть не что иное, как отношение людей, образующих…

К критике гегелевской философии права.

  Для Германии критика религии по существу окончена, а критик” религии —… Земное существование заблуждения скомпрометировано, раз опровергнута его небесная oratio pro aris et focis[12].…

Глава II

РЕЛИГИЯ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ

ФЕНОМЕН

феноменологический и исторический способы ее изучения. 2. Религии в истории общества: элементарные формы религиозной жизни;

ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ И ЕДИНСТВА ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМ РЕЛИГИИ;

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ

Решение этой задачи сталкивается с трудностью, имеющей принципиальный характер. Нужно найти путеводную нить, кото­рая помогла бы разобраться в… Исторический способ рассмотрения религии — одно из прояв­лений исторического… Историк в силу этой исходной своей позиции рассматривает религию во всем многообразии ее исторических форм. Каждая из…

РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ

К этому рубежу пралюди— неандертальцы пришли, овладев уже I основными способами обработки камня и некоторых других мате­риалов, умея добывать огонь,… Тотемизм — представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом… Считалось, что соблюдение этих правил обеспечивает сохране­ние рода, добычу пищи. Делая полезное животное тотемом,…

МЕСОПОТАМИИ, ИНДА

Рождение цивилизации было шагом вперед в освобождении человека от тех первобытных способов организации его жизни, которые до поры до времени были… Возникновение цивилизации гигантски убыстрило ход ис­тории, введя в действие… В этой связи меняются содержание и функции религиозных верований. Если в первобытном обществе интересы и благополучие…

ЗОРОАСТРИЗМ, ИНДУИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ, РЕЛИГИИ ГРЕКОВ И РИМЛЯН, ИУДАИЗМ

В текстах времен ахеменидских правителей Дария, Кира, Ксеркса можно найти следы его идей, но нет упоминаний о нем самом. Сведений о нем крайне мало.… Зороастризм принадлежит уже к числу развитых религий, он философски… В мифологию зороастризм привнес идею о существовании помимо Земли и Неба особой светоносной сферы и рая. Первого…

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ - БУДДИЗМ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ

Буддизм возник в Индии в VI—V вв. до н. э. в противовес кастовому брахманизму, Индия, как Китай и Греция, была охваче­на в то время философскими… В Индии возникло немало буддийских центров, храмов и монастырей, но все же в… Учение самого Будды оказалось во многом отличным от того, что появилось в буддизме позднее. Наиболее адекватной…

КРИТИКА РЕЛИГИИ. АТЕИЗМ

КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

С появлением самостоятельной по отношению к религии фило­софии, которая уже не удовлетворяется мифологическим объясне­нием мира и ищет это… В Древней Греции с наибольшей полнотой атеизм был развит в учении Эпикура… Еще задолго до Эпикура Ксенофан писал о том, что боги у Гомера и Гесиода подобны людям — тщеславны, обманывают друг…

ТЕКСТЫ

К. Ясперс[21]

Истоки истории и ее цель

...Человек издавна создавал для себя картину универсума: сна­чала в виде мифов (в теогониях и космогониях, где человеку отведено определенное… Принципиально иным становится историческое сознание с того момента, как… В виде схемы историю можно представить себе следующим образом. Из темных глубин доистории, длящейся сотни тысячелетий…

О религии как социальном явлении

...Можно сказать, что главное в содержании религиозных пред­ставлений — не имена богов и не богословские учения об их свойствах и взаимоотношениях,… Можно даже рассматривать всю историю религии всех веков и всех народов с точки… На самой ранней ступени исторического развития (племена Австралии, папуасы Новой Гвинеи, индейцы Южной Америки) зло —…

Религиозная жизнь Древней Месопотамии

Для понимания этой и родственных проблем важны три типа клинописных текстов. Эти три группы — молитвы, мифы и тексты, связанные с ритуалом. Остановимся на первой группе текстов — молитвах. В месопо­тамской религиозной… Я не обнаружил в молитвах свидетельства о том, что молящиеся эмоционально отдавали предпочтение какой-либо особо…

Божества Древней Греции и Рима

Но поставьте только рядом с этими учреждениями и законами —верования, и факты сразу станут ясными. Если, восход я к первым векам существования… Сравнение верований и законов показывает, что первобытная религия установила… Итак, прежде всего, нужно изучать верования данных народов. Особенно важно для нас узнать наиболее древние, так как…

Глава III

РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Определение религии.

Религия и общество. Социальные функции религии.

Типы “человека религиозного” и типология религиозных организаций.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ

В результате социологического анализа религия предстает как социальный феномен. Образ религии, создаваемый социологией, определяется преследуемыми… Трудность определения религии как социального феномена заключается в том, что… Обычный и самый распространенный способ научного опреде­ления основывается на индуктивном методе: собирают по…

РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

Говорить о религии как о специфическом социальном феноме­не, различаемом в ряду других (мораль, искусство, философия, право, наука), можно лишь… Такой подход предполагает, во-первых, что функции религии должны быть… Понятие “общество” в строго социологическом смысле означа­ет переплетение многообразных социальных отношений между…

ТИПЫ “ЧЕЛОВЕКА РЕЛИГИОЗНОГО” И ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В обществах Древнего Востока религиозное устройство еще совпадало с государственным. Первым шагом на пути размежева­ния стало отделение закона,… Дальнейшее обособление духовной власти от светской, религи­озных обязанностей… Религиозная община первоначально — группа, объединяющая учителя, основателя религии, и его учеников. Это связь…

ТЕКСТЫ

Э. Дюркгейм[27]

Коллективный ритуал

... Если теория тотемизма способна дать мам объяснение самых характерных верований этой религии, то остается все же еще один факт, требующий объяснения. Если дана идея тотема как эмблемы клана, то остальное следует отсюда; но мы должны еще установить, как формируется сама эта идея. Для этого надо ответить на следующие два вопроса: что побуждает клан выбирать себе эмбле­му? и почему эта эмблема заимствуется из животного и раститель­ного мира, и в особенности — из первого?

То, что эмблема используется в качестве собирательного связу­ющего центра любого рода группами, доказывать излишне. Как выражение социального единства в материальной форме, она делает его более очевидным для всех, и в этом главная причина того, что использование эмблематических символов должно было быст­ро распространиться после того, как однажды они были придуманы. Но более того, эта идея спонтанно внедрилась в общественную жизнь как одно из ее условий; нет более удобного способа, чем эмблема, для осознания обществом себя самого; она служит также средством формирования этого сознания; это один из конституи­рующих общество элементов.

Действительно, если посмотреть на себя, мы обнаружим, что индивидуальное сознание остается закрытым для всех остальных, они могут общаться только с помощью знаков,которые выражают их внутренние состояния. Если между ними устанавливается обще­ние, которое становится реальной общностью, так что, можно сказать, все партикулярные сознания сливаются в одно общее сознание, то знаки, их выражающие, должны в результате как бы слиться в один-единственный и уникальный знак. Его появление дает индивидам знать, что они едины, и дает им сознание их морального единства. Испуская один и тот же возглас, произнося одно и то же слово или делая один и тот же жест по поводу одного и того же предмета, они чувствуют свое единство и становятся едиными. Это верно, что индивидуальные представления также вызывают в организме реакции, с которыми нельзя не считаться, однако эти представления можно помыслить и отдельно от тех физических процессов, которые они сопровождают или за которы­ми следуют, но которые они не конструируют. Но совсем другое дело — коллективные представления. Они предполагают воздейст­вие и реагирование на воздействие со стороны другого; они суть продукты таких взаимодействий, которые сами возможны лишь через посредство материального посредника. Роль этих последних не сводится к тому, чтобы выражать ментальные состояния, с которыми они связаны; они помогают создавать их. Индивидуаль­ное сознание не может вступать в контакт и общение с каким бы то ни было другим, если оно не выходит за пределы себя самого; но оно не может этого сделать помимо каких-то движений. Гомогенность этих движений есть то, что дает этой группе осознание себя и, следовательно, дает ей существование. Если однажды эта го­могенность установилась и эти движения приобрели однажды стереотипную форму, они служат символизации соответствующих представлений. Но они символизируют их лишь потому, что принимают участие в их формировании.

Однако, кроме того, без символов социальное сознание может иметь только непрочное, случайное существование. Мышление сильно, пока люди вместе и взаимно друг на друга влияют, оно существует только в форме воспоминаний после того, как собрание заканчивается, и предоставленное самому себе оно становится все слабее и слабее; после того как группа перестает существовать и действовать, индивидуальный темперамент снова берет верх. Неис­товые страсти, которые могут возникнуть под влиянием толпы, уходят прочь и гаснут, когда она рассыпается, и человек с удивле­нием спрашивает себя сам, как мог он столь сильно изменять своему нормальному характеру. Но если движения, в которых выражаются соответствующие представления, оказываются свя­занными с чем-то длительно продолжающимся, то эти представле­ния становятся более устойчивыми. Эти сопутствующие обстоя­тельства постоянно вызывают их в сознании и поддерживают их; это выглядит так, как если причина, их вызвавшая, продолжает свое действие. Таким образом, эти системы эмблем, которые необходи­мы для того, чтобы общество осознало себя, не менее необходимы для надежного продолжения и поддержания этого сознания.

Мы не должны, таким образом, рассматривать эти символы как просто условности, которые можно в любой момент поменять как этикетку, по каким-то деловым соображениям; в качестве обозна­чения какого-то образования они являются его составной частью. Даже тот факт, что коллективные представления связаны с вещами, совершенно им чуждыми, не является чисто конвенциональным: он показывает в конвенциональных формах реальные характерис­тики социальных фактов, т. е. их трансцендентность индивидуаль­ному сознанию. Действительно, известно, что социальный фено­мен рождается не в индивидах, а в группе. Какое бы участие мы ни принимали в его возникновении, каждый из нас получает его извне. Так, если мы представляем его себе как исходящий от материаль­ного объекта, мы не должны совершенно превратно представлять его природу. Конечно, они не приходят от той специфической вещи, с которой мы их связываем, но тем не менее верно то, что они возникают вне нас. Если моральная сила, ощущаемая верующим, не исходит от идола, которому он поклоняется, или эмблемы, перед которой он благоговеет, она все же приходит к нему извне, отчего-то ему внеположенного. Объективность этого символа объясняет только его экстернальность.

Тотемизм — это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, которая обитает в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъек­тов, в которых воплощается, что и предшествует их появлению, и живет после них. Умирают индивиды, одни поколения сменяются другими. Но эта сила по-прежнему остается живой, современной и неизменной. Она одушевляет сегодняшнее поколение, как одушев­ляла и вчерашнее, и как будет одушевлять завтрашнее. В самом широком смысле слова можно сказать, что эта сила — Бог, поклонение которому присуще каждому тотемическому культу. Только Бог — безличный, безымянный, внеисторический, имма­нентный миру, рассеянный среди бесчисленных вещей.

Способность общества выступать в качестве бога или порождать богов никогда так не проявлялась, как в первые годы революции (имеется в виду Французская революция XVIII в.). Действительно, в это время под влиянием всеобщего энтузиазма исключительно светские по своей природе вещи были обращены общественным мнением в священные: Родина, Свобода, Разум. Обозначилась тенденция к созданию религии со своим догматом, своей символи­кой, алтарями и празднествами. Именно этим спонтанным чаяни­ям пытался дать нечто вроде официального удовлетворения культ Разума и Высшего Существа. Правда, это религиозное обновление было лишь мимолетным. Дело в том, что патриотический энтузи­азм, бывший первопричиной движения масс, ослабел. Исчезла причина — и следствие не могло сохраниться. Но сам опыт в силу своей краткости представляет социологический интерес. Так или иначе можно было видеть, как при определенных обстоятельствах общество и его ведущие идеи непосредственно и без какого-либо преображения стали объектом подлинного культа.

М. Вебер[28]

Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира

Назначение конструируемой здесь схемы состоит, конечно, только в том, чтобы служить идеально-типическим средством ориентации, а отнюдь не в том,… Во вводных замечаниях, а также в ходе последующего изложе­ния мы уже говорили… И все-таки в иудейской религии существовала мистика, но почти не развился аскетизм западного типа, а древний ислам…

Смерть и реинтеграция групп

Даже среди наиболее примитивных народов отношение к смер­ти гораздо более сложное и, добавил бы я, более сродни нашему собственному, чем это обычно… Похоронные процедуры во всем мире выглядят весьма похоже. Когда кто-то… Как скоро наступила смерть, тело вымыто, смазано и украшено, некоторые телесные отверстия заполняются, руки и ноги…

Религия как социальный феномен

В последних — коренное ядро религии. Верования, догма — это только вуаль, “идеологическое оправдание” и выражение чувств — эмоций человека. Не… Обращаясь к данным религиозных перегруппировок, мы ви­дим, что, кроме эпох… Иной вывод получится, если взять столетия и тысячелетия. На протяжении их религиозные перегруппировки в виде колебания…

Глава IV

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Что такое религия с точки зрения психологии?

Личностно значимые компоненты религии: религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение.

Религиозная личность; влияние религиозности на поведение.

Психологические последствия вовлеченности индивида в религиозную общину.

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ?

Психология религии на нынешнем уровне ее развития не пришла к однозначному ответу на эти вопросы. Можно указать на два основных подхода направления… Психологии религии оказалось необходимым определить свои отношения не только с… Психология религии сегодня, как и всякая другая научная дисциплина, предполагает наличие теоретической гипотезы и ее…

ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЛИГИИ: РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА, РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ, РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Религиозная вера, в отличие от суждений науки, не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной… Вера в самом широком смысле слова, вне связи с религиоз­ностью, является… В русском языке существует одно слово “вера” для обозначения двух различающихся между собой “актов”. В одном случае…

РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИЧНОСТЬ;

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ НА ПОВЕДЕНИЕ

При такой постановке вопроса влияние религии на личность усматривают в том, что “религия прививает верующим систему ценностных ориентации”, которая… Существует немало работ, в которых определенные личностные характеристики… Другим вариантом той же самой постановки вопроса — “рели­гия прививает верующему систему ценностных ориентации” —…

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ИНДИВИДА В РЕЛИГИОЗНУЮ ОБЩИНУ

Религиозность как массовое явление нуждается в социальной опоре, без нее религиозные мотивы поведения ослабевают и затухают[34]. Это относится к… Жизнь в общине способствует соблюдению определенных норм пове­дения. Люди чаще… Один из вопросов, стоящих в центре социально-психологичес­ких исследований, — вопрос о том, как влияет религиозность…

ТЕКСТЫ

У. Джемс[35]

Многообразие религиозного опыта

Это легко сделать путем выделения тех областей, каких мы не будем касаться. С первого шага мы встречаем пограничную линию, проходящую через область… В этих лекциях я намерен совсем оставить в стороне тот вид религии, который… Но высказав это, вы только лишний раз докажете, как легко спор об определениях обращается в спор о словах. Чтобы не…

Будущее одной иллюзии

Самая, может быть, важная часть психического инвентаря культуры... это ее, в широчайшем смысле, религиозные представ­ления... ...Религиозные представления произошли из той же самой потребности, что и все… Первая форма, в которой человеку явилось божество, была животной. ...Существовал запрет на убийство и поедание…

Психоанализ и религия

Нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности — потребности в системе ориентации и объекте для служения, но это ничего не… Тезис о том, что потребность в системе ориентации и в объекте для служения… Психоаналитик, “лаборатория” которого — его пациент, а сам он — наблюдатель за мыслями и чувствами другой личности,…

Психотерапия и религия

Если мы хотим определить отношение человеческого к божес­твенному, то есть к сверхчеловеческому, измерению, то напраши­вается сравнение с золотым… Возьмем для примера обезьяну, которой делается болезненная инъекция с целью… Психотерапия не должна также вступать на почву веры в божественные откровения. Ведь признание вообще существования…

Г л а в а V

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Секуляризация как исторический феномен. Свобода совести.

Теория секуляризации.

Проявления и последствия секуляризации в современном обществе.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. СВОБОДА СОВЕСТИ

Уже в прошлом веке было отмечено, что изменения, происхо­дящие в религии на протяжении Новой истории, начиная с XV— XVI вв., выражают общую… Секуляризация означает обмирщение: то, что былопринадлежностью веры и церкви,… Решающий шаг в этом направлении был сделан в самом начале Великой французской революции, когда по предложению…

ТЕОРИЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ

Секуляризация как утрата “священного” и угроза социальному порядку и согласию. Так оценивает один из видных современных социологов П. Бергер… Происходит секуляризация не только общества, его институтов, но и сознания.… Секуляризация неразрывно связана с плюрализмом мировоз­зрений, в том числе и с плюрализмом религиозным. Религия…

ПРОЯВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Однако исследования, которыми были охвачены буквально все слои американского общества и все религиозные группы, показали не только общий… Анализ секуляризации не будет достаточно полным, если не рассмотреть более… Во-вторых, “религиозный вакуум”, образующийся в результате упадка христианства, ведет к появлению и такой…

ТЕКСТЫ

Д. Белл[39]

От священного к светскому

Всякое общество (мы здесь опираемся на Руссо) предполагает одновременно наличие как принуждения — армии, полиции, милиции, так и морального порядка,… Сила религии проистекает не из каких-то утилитарных досто­инств (она не… Постановка вопроса о различии между священным и светским, исследованного в новейшее время прежде всего Эмилем…

Социокультурная динамика и религия

Возьмем, например, культуру Запада средних веков. Ее главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог. Все важные разделы средневековья… Архитектура и скульптура средних веков были “Библией в камне”. Литература… Закат средневековой культуры заключался именно в разруше­нии этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце…

Сопротивление и покорность

Начавшееся примерно в XIII веке ... движение в сторону человеческой автономии (я подразумеваю под этим открытие законов, по которым мир живет и… Католические и протестантские историографы сходятся во мнении, что в этом… Человек действительно должен жить в безбожном мире и не имеет права пытаться посредством религии как-то прикрыть…

Глава VI

РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Усиливается или падает влияние религии?

Религия и политика.

3. Религия и наука.

4. Современная мифология.

5. Свобода совести.

УСИЛИВАЕТСЯ ИЛИ ПАДАЕТ ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ?

Если судить о состоянии религиозности сегодня по количеству верующих в Бога людей, то картина получается впечатляющая. Однако число верующих — хотя… Положение религии в современном обществе достаточно про­тиворечиво, и оценить… На положение религии в сегодняшнем обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности — наука и…

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

В то время, когда социальные волнения и стремление к демок­ратизации общества охватили весь мир, религия оставалась опло­том тех сил, которые… Первая мировая война, унесшая 10 млн. жизней, подорвала веру во всеблагого… После первой мировой войны религия понесла весьма ощути­мые потери. В Советской России большевики развернули активную…

РЕЛИГИЯ И НАУКА

Этот спор решается не только в теории, но и прежде всего в исторически развивающейся практике овладения человеком мира. В XX в. роль науки как… Развитие науки постепенно формирует новый тип отношения к миру, тип культуры и… В свое время в религиозной морали был сделан важный шаг на пути духовного высвобождения человека от внешних форм…

СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЯ

Мы привыкли думать, что человеческое познание развивается от фантастического к все более верному отражению действитель­ности, от “мифа” — такого… Миф не знает сомнения, неотделим от веры, которая не ищет проверки и… Уже Платон ратовал за изгнание поэтов из совершенного государства, что символизировало попытку освобождения…

СВОБОДА СОВЕСТИ

Среди первых декретов Советской республики был принят Декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет… На протяжении многих лет декларации о свободе совести оставались, однако, лишь… Идейный спор между атеизмом и религиозной верой государст­во, руководимое КПСС, пыталось решить с помощью…

ТЕКСТЫ

Р. Белла1

Социология религии

Частичное решение, во всяком случае в Соединенных Штатах, состоит в том, чтобы заняться проблемами борьбы с нищетой и несправедливостью, которые все… ...Пока слишком рано пытаться распознать, какую форму при­мет религия в… Но следует постоянно помнить о том, что даже в самых развитых обществах нижний слой примитивного и архаичного очень…

РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Анимизм, шаманизм, трайбалистские африканские культы 112 млн. Иудаизм 18 млн. Буддизм 310 млн.

РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ПРАВОСЛАВИЕПравославие имеет наибольшее количество последователей среди существующих в настоящее время в России религий. Оно представляет собой… РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬНа территории Древнерусского государства… В 1448 г . Русская церковь обрела автокефалию (самостоятельность), в 1589 г . стала возглавляться патриархом…

ИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, СССР, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ), РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПРАВА ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ И СВОБОДЫ СОВЕСТИ

Царствование Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича Уложение 1649 г . 29 января Г л а в а I . О богохульниках и о церковных мятежниках1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и Руской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на Святых Его угодников: и про то 331 сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма; и того богохульника обличив казнити, сжечь.

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ VII. О вере40. Первенствующая господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания.

41. Император, престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной.

42. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.

44. Все не принадлежащие к господствующей Церкви подданные Российского государства, природные (а) и в подданство принятые (б), так и иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие (в), пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной.

45. Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и евреям, Магометанам и язычникам (а): да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи (б).

Свод Законов Российской империи.

Издание 1857 г . Т. I, ч. I. СПб., 1957.

УСТАВЫ ДУХОВНЫХ ДЕЛ ИНОСТРАННЫХ ИСПОВЕДАНИЙ(Свод законов Российской империи.

Т. XI, ч. I. СПб., 1896) 4. В пределах государства одна господствующая Православная Церковь имеет право убеждать последователей иных Христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения о вере. Духовные же и светские лица прочих Христианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии; в противном случае они подвергаются взысканиям, в уголовных законах определенным.

332 5. Если исповедующие иную веру пожелают присоединиться к вере Православной, никто ни под каким видом не должен препятствовать им в исполнении сего желания.

6. Лица, принадлежащие к одному из иностранных Христианских исповеданий, могут по своему желанию переходить в другое такое же, терпимое исповедание, не иначе, как с разрешения Министра Внутренних Дел по формальным просьбам, принесенным ему от них без всякого участия духовенства того исповедания, в которое перейти они желают.

8. Прием в которое либо из терпимых иностранных христианских исповеданий Магометан и язычников, изъявивших к тому желание, а также наставление их духовными лицами сих исповеданий в правилах своей Церкви, допускается не иначе, как по особым каждый раз для сего испрашиваемым через Министра Внутренних Дел Высочайшим разрешениям...

17. Все Христиане Римско-Католического исповедания, духовные и светские из подданных государства, по делам своего исповедания сносятся с Римскою Куриею не иначе, как через Министра Внутренних Дел. Никакие буллы, послания и наставления и вообще никакие исходящие от Папского Управления акты не могут быть приводимы в действие в Империи и Великом Княжестве Финляндском без Высочайшего Его Императорского Величества разрешения, испрашиваемого Министром Внутренних Дел, по предварительном удостоверении, что сии акты не заключают в себе ничего противного государственным постановлениям и священным правам и преимуществам Верховной Самодержавной Власти.

81. К обязанности приходского священника принадлежит, между прочим, чтение в церкви, после окончания божественной службы, Высочайших манифестов и указов, издаваемых со словами: «объявляется всенародно», а равно и тех постановлений и предписаний светского начальства, которые признано будет нужным сделать наиболее известными в народе, и о чтении коих в церквах духовное начальство, по отношению губернского начальства, сделает распоряжение по всем приходским церквам.

98. Все Римско-Католического исповедания епархиальные управления и духовенство кафедральное, приходское, монастырское и служащее в разных частях гражданского, военного и морского управления, получают содержание из государственного казначейства, и из процентов особого, введении Министра Внутренних Дел состоящего, капитала, по штатам и другим положениям, сообразное с потребностями мест и лиц и приличное сану и степени 333 каждого (а). Монастырям, сверх того, даются особые суммы на наем служителей (б).

256. Члены Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи должны тщательно воздерживаться от всякого нарушения надлежащего уважения к другим свободно исповедуемым в Империи верам, на основании общих государственных узаконений, особенно же от строго воспрещаемого сими законами прозелитизма.

562. Президент и Вице-Президент Генеральной Консистории назначаются Его Императорским Величеством.

О управлении духовных дел Ламаитов и язычниковст. 1674. Высшее духовное лицо Калмыков есть Лама.

ст. 1675. Лама избирается из начальствующих в больших хурулах Бакшей и определяется в сие звание Высочайшим Указом, по представлению Министра Внутренних Дел.

О язычниках из инородцев Сибирских и Архангельскихст. 1697. Инородцы Сибирские и инородцы под именем Самоедов, обитающие в Мезенском и Печерском уездах Архангельской губернии, если не исповедуют Христианской веры, имеют свободу отправлять богослужение по их обрядам и обычаям.

ст. 1700. Православное духовенство в обращении Сибирских инородцев и Архангельских Самоедов к Христианству имеет поступать по правилам кротким, ограничиваясь одними убеждениями, без малейших принуждений.

О управлении духовных дел колонистов Шотландских в Карасе, колонистов базельских в городе Шуше, Меннонитов и Баптистов1105. Духовные учители Меннонитов, отправляя долг звания своего по правилам их исповедания, в светские и другие священническому сану неприличные дела отнюдь не вмешиваются.

1106. Баптисты беспрепятственно исповедуют свое вероучение и исполняют обряды веры по существующим у них обычаям.

Общественное богослужение они отправляют в устроенных или отведенных ими для сего, с разрешения губернатора, домах.

1107. Избираемые Баптистами духовные наставники (старшины, учителя, проповедники) могут совершать обряды и произносить проповеди не иначе, как по утверждении их в сем звании Губернатором. Духовные наставники из иностранцев обязаны принести присягу на верность службы во время пребывания их в России.

1108. Метрические записи браков, рождений и смерти Баптистов ведутся местными гражданскими властями.

УСТАВ О ЦЕНЗУРЕ И ПЕЧАТИ Гл. III. О цензуре книг иностранныхСт. 184. Из книг духовного содержания подвергаются запрещению все те, кои заключают в себе умствования и мнения противные главным началам Христианской веры, или опровергающие учение Православной церкви, или же ведущие к безбожию, материализму, неуважению Священного писания и т.п.

Свод законов Российской империи.

Т. ХIУ. СПб., 1890.

ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ МНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА(Собр. Узак. 1883 г . Мая 24, ст. 469) О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных требI. В изменение и дополнение действующих относительно последователей раскола узаконений, постановить следующие правила: 1) Паспорта на отлучки внутри Империи выдаются раскольникам всех сект, за исключением скопцов, на общем основании.

Действующие правила о паспортах скопцов остаются без изменения.

2) Всем вообще раскольникам дозволяется производить торговлю и промыслы, с соблюдением общедействующих по сему предмету постановлений.

3) Раскольники допускаются к вступлению в иконописные цехи, с разрешения Министра Внутренних Дел.

4) Раскольникам дозволяется занимать общественные должности с утверждения, в указанных законами случаях, подлежащих правительственных властей. В том случае, когда волости, состоящей из православных и раскольников, в должности волостного старшины 335 утвержден будет раскольник, помощник его должен быть из православных...

5) Раскольникам дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния и общественного порядка.

7) Распечатайте молитвенных зданий раскольников допускается с особого разрешения Министра Внутренних Дел и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжества, причем каждом случае этого рода Министр входит предварительно в сношение с Обер-Прокурором Святейшего Синода. Распечатание раскольничьих монастырей и скитов не допускается.

10) Уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духовные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях. За означенными лицами не признается духовного сана или звания, причем они считаются, в отношении к правам состояния, принадлежащими к тем сословиям, в которых состоят.

11) Последователям раскола воспрещается публичное оказательство оного, которым признаются; а) крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях; б) публичное ношение икон, за исключением случая, предусмотренного в пункте а) статьи 9 настоящего узаконения (предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику — сост.); в) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий церковного облачения или монашеского и священнослужительского одеяний; и г) раскольничье пение на улицах и площадях.

Полн. собр. Законов Росс. имп.

Собрание 3. Т. III. СПб., 1886.

О ПРЕДНАЧЕРТАНИЯХ К УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКАФевраля 26 Манифест (Собр. Узак. 1903 г . февраля 26, отд. I, от. 246) ...Мы с непреклонною решимостью незамедлительно удовлетворить назревшим нуждам государственным, признали за благо: 336 Укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости, начертанных в основных законах Империи Российской, которые, благоговейно почитая православную церковь первенствующей и господствующей, предоставляют всем подданным нашим инославных и иноверных исповеданий свободное отправление их веры и богослужения по обрядам оной.

... повелеваем Нашим Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, к ведомству коих сие относится, представить Нам соображения о порядке исполнения предначертаний Наших.

Полн. собр. Законов Росс. имп. Собрание 3-е.

Т. XXIII, отделение I. СПб., 1905.

ФОРМА ПРИСЯГИПостановление 7 марта 1917 г .

«Клянусь честью офицера (солдата) и гражданина и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Русского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею народа при посредстве Учредительного Собрания.

Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Государства и не щадя жизни ради блага Отечества.

В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписываюсь».

Примечание 1. Настоящая форма присяги спроектирована для лиц православного и римско-католического вероисповеданий.

Примечание 2. Для лиц лютеранского вероисповедания из заключительной фразы присяги должны быть выпущены слова: «Осеняю себя крестным знамением».

Примечание 3. Для лиц магометанского вероисповедания присяга заканчивается так: «Заключаю сию мою клятву целованием преславного корана и ниже подписуюсь».

Примечание 4. Для лиц иудейского вероисповедания из заключительной фразы присяги исключаются слова: «Осеняю себя крестным знамением».

Примечание 5. Для язычников и для лиц, не приемлющих присяги по их вероучению, начальную фразу присяги читать: «Честью офицера (солдата) и гражданина обещаюсь перед своею совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству».

Из заключительной фразы присяги исключаются слова: «Осеняю себя крестным знамением».

(Сборник указов и постановлений Временного Правительства. Вып. № 1. Пг., 1917. С. 269-270).

ОБ ОТМЕНЕ ВЕРОИСПОВЕДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙПостановление 20 марта 1917 г .

Исходя из незыблемого убеждения, что в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения, Временное правительство постановило: Все установленные действующими узаконениями ограничения в правах Российских граждан, обусловленные принадлежностью, отменяются.

В соответствии с этим: I. Отменяются все узаконения, действующие как на всем пространстве России, так и в отдельных ее местностях, и устанавливающие, в зависимости от принадлежности Российских граждан к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, какие либо ограничения в отношении; 1) водворения, жительства и передвижения; 2) приобретения права собственности...

3) всякого рода занятия ремеслами, торговлею и промышленностью...

6) поступления на государственную службу как гражданскую, так и военную, ... участия в выборах в учреждения местного самоуправления и иные всякого рода общественные учреждения, занятия всякого рода должностей по правительственным и общественным установлениям...

7) поступления в учебные заведения всякого рода как частные и общественные, так и правительственные, прохождения в них курса и пользования стипендиями, а равно занятия преподаванием и воспитанием; 8) исполнения обязанностей опекунов, попечителей и присяжных заседателей; 338 9) употребления иных, кроме русского языков и наречий в делопроизводстве частных обществ, при преподавании в частных учебных заведениях всякого рода и при ведении торговых книг.

(Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. № 1, 27 февр. — 5 мая 1917 г .

Пг. Гос. типография, 1917).

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, СВОБОДЕ СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ (Даны в извлечениях) ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКАУтверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1949 г .

Ст. 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Ст. 26. (2) Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми или религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

(3) Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

ДЕКЛАРАЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ НЕТЕРПИМОСТИ И ДИСКРИМИНАЦИИ НА ОСНОВЕ РЕЛИГИИ ИЛИ УБЕЖДЕНИЙ(Принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г .) Ст. 1 (2). Свобода исповедовать религию или выражать убежде 339 22* ния подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Ст. 2 (2). В целях настоящей Декларации выражение «нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод.

Ст. 4 (1). Все государства должны принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений в признании, осуществлении и реализации прав человека и основных свобод во всех областях гражданской, экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Ст. 5 (2). Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желаниями его родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниями его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка.

(3). Ребенок ограждается от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений. Он должен воспитываться в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, уважения к свободе религии или убеждений других людей, а также с полным осознанием того, что его энергия и способности должны быть посвящены служению на благо других людей.

(5). Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию, Ст. 6... Право на свободу мысли, совести, религии или убеждений включает, в частности, следующие свободы: а) отправлять культ и собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей; б) создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения; в) производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями; с) писать, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях; д) вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели; 340 е) испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольно финансовые и иные пожертвования; ж) готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений; з) соблюдать дни отдыха или отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями; и) устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.

Ст. 7. Права и свободы, провозглашенные в настоящей декларации, предоставляются в национальном законодательстве таким образом, чтобы каждый человек мог пользоваться такими правами и свободами на практике.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ ВЕНСКОЙ ВСТРЕЧИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОВЕЩАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ15 января 1989 г .

Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе.

С целью обеспечить свободу личности исповедовать религию или веру государства — участники будут среди прочего: — принимать эффективные меры по… ПАРИЖСКАЯ ХАРТИЯ ДЛЯ НОВОЙ ЕВРОПЫПодписана руководителями 32 государств…

Новая эра демократии, мира и единства.

Мы подтверждаем, что этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств будет защищена и что лица, принадлежащие к… Мы выражаем свою решимость бороться против всех форм расовой и этнической… «Известия», 22.11.1990 г., № 326 (26409).

УКАЗАТЕЛЬ

Религиозный — авторитет 218 — антагонизм 212 — братство 197 — вера 6-7, 215, 253 — войны 202 — воспитание 226 — 227, 232, 305 — группы 51, 177, 184,… Религия — античная 8, 63, 101, 124, 140 — архаическая 47, 63, 101, 149, 157,… Ренан Жозеф Эрнест (1823-1892) 14-15, 32 Реформатор религиозный 26, 185 Реформация 27, 178, 183, 267 Ригведа 85 Рим…

– Конец работы –

Используемые теги: гараджа, религиоведение0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В.И. ГАРАДЖА. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. ТЕСТЫ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ
Иркутский государственный технический университет... Институт изобразительных искусств и социально гуманитарных наук... Кафедра социологии и социальной работы...

Ответы к зачету по религиоведению
Распространение иудаизма в Казахстане... Распространение христианства в... Характерные особенности мусульманской...

Религиоведение
Структура религии и ее элементы Основными элементами действующими в... Новые религиозные движения в веке... Не нашел...

Религиоведение
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Ульяновский государственный педагогический университет...

Ответы на билеты по религиоведению
Иудеохристианством называется набор верований и этики развиваемых из иудаизма и христианства совокупное наименование для различных... Христианский взгляд... В среде христиан распространено мнение что христианство заменило собой иудаизм поэтому иудеохристианство является...

Религиоведение, репетиционный тест
Вопрос... Обнародованные в г тезисов против злоупотреблений католической церкви... М Лютера...

Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен
Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть Происхождение религии Ранние формы религиозных верований Происхождение и ранние... Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть... Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть Происхождение религии Ранние формы религиозных...

Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен
Религиоведение предмет и структура Понятие и сущность религии Особенности богословско теологического и религиоведческого подходов к анализу... Классификация религий... В религиоведении сложились разные классификации религий по тем или иным критериям признакам С учетом...

Религиоведение
ГОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет... им М Акмуллы кафедра культурологи и социально экономических дисциплин...

Предмет и структура религиоведения
Предмет и структура религиоведения... Проблема определения религии... Основы и предпосылки религии Структурные элементы религии религиозное сознание религиозная деятельность религиозные отношения религиозные организации...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам