рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

III. Специальные исследования

III. Специальные исследования - раздел Образование, Понятия и определения 1) Кант И. Критика Способности Суждения [1790]. [1] “...в Сем...

1) Кант И. Критика способности суждения [1790].

[1] “...в семействе высших познавательных способностей все-таки существует промежуточное звено между рассудком и разумом. Это — способность суждения...” “Ибо все силы или способности души могут быть сведены к трем <...>; это способность познания, чувство удовольствия и неудовольствия и способность желания”. “...между способностью познания и способностью желания находится чувство удовольствия, так же, как между рассудком и разумом способность суждения. Поэтому пока следует по крайней мере предположить, что способность суждения также содержит для себя априорный принцип” (с. 47-49).

[2] “Если со схватыванием (apprehensio) формы предмета созерцания, без отнесения его к понятию для определенного познания, связано удовольствие, то представление в этом случае соотносится не с объектом, а только с субъектом, и удовольствие может выразить не что иное, как соответствие объекта познавательным способностям <...>, то есть только субъективную формальную целесообразность объекта” (Выделено мной — Н.Т.) (с. 61).

[3] “...эстетическое суждение о некоторых предметах (природы или искусства) <...> есть по отношению к чувству удовольствия или неудовольствия конститутивный принцип. Спонтанность в игре познавательных способностей, согласованность которых составляет основу этого удовольствия, делает упомянутое понятие («способности суждения о целесообразности природы» — Н.Т.) пригодным для опосредования связи между областью понятия природы и областью понятия свободы...” (с. 68).

“...вкус есть способность судить о предмете в его отношении со свободной закономерностью воображения”. “...воображение <...> берется <...> как продуктивное и самодеятельное (как источник произвольных форм всевозможных созерцаний) <...> предмет может дать ему именно такую форму, которая содержит соединение многообразного, какое воображение, будь оно свободно предоставлено самому себе, создало бы в согласии с закономерностью рассудка вообще”. “[Суждение вкуса,] если оно чисто, непосредственно связывает предмет благорасположения или его отсутствия с созерцанием предмета, не руководствуясь возможностью использовать его или какой-либо целью” (с. 110-111).

[4] “На этом чувстве свободы в игре наших познавательных способностей, которая должна быть вместе с тем целесообразной, зиждется то удовольствие, которое только и может быть сообщаемо, не основываясь на понятиях. Природа прекрасна, когда она похожа на искусство, а искусство может быть лишь тогда названо прекрасным, когда мы сознаем, что это искусство, но вместе с тем видим, что оно выглядит как природа. <...> прекрасно то, что нравится только при оценке (не в чувственном ощущении и не посредством понятия)” (с. 179).

2) Бахтин М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве [1924].

[1] “...познавательный акт находит действительность <...> уже оцененною и упорядоченною этическим поступком <...> И познавательный акт повсюду должен занимать по отношению к этой действительности существенную позицию <...> “То же самое должно сказать и о художественном акте: и он живет и движется не в пустоте, а в напряженной ценностной атмосфере ответственного самоопределения” (с. 25-26). “Познание не принимает этической оцененности и эстетической оформленности бытия, отталкивается от них; в этом смысле познание как бы ничего не находит, начинает с начала...”(с. 27).

“Несколько иначе относится к преднаходимой действительности познания и эстетического видения этический поступок. Это отношение обычно выражают как отношение долженствования к действительности <...>и здесь отношение носит отрицательный характер, хотя и иной, чем в области познания” (с. 29). “Основная особенность эстетического, резко отличающая его от познания и поступка, — его рецептивный, положительно-приемлющий характер: преднаходимая эстетическим актом, опознанная и оцененная поступком действительность входит в произведение(точнее — в эстетический объект) и становится здесь необходимым конститутивным моментом <...> действительно, жизнь находится не только вне искусства, но и в нем, внутри его, во всей полноте своей ценностной весомости: социальной, политической, познавательной и иной <...>

Конечно, эстетически значимая форма переводит эту опознанную и оцененную действительность в иной ценностный план...” (с. 29). “Эстетическая деятельность <...> создает конкретное интуитивное единство этих двух миров — помещает человека в природу, понятую как его эстетическое окружение, — очеловечивает природу и натурализует человека”(с. 30).

[2] “Эстетически значимая форма есть выражение существенного отношения к миру познания и поступка, однако это отношение не познавательное и не этическое: художник <...> занимает существенную позицию вне события, как созерцатель, незаинтересованный, но понимающий ценностный смысл совершающегося; не переживающий, а сопереживающий его <...>. Эта вненаходимость(но не индифферентизм) позволяет художественной активности извнеобъединять, оформлять и завершать событие”. “Эстетическая интуитивно-объединяющая и завершающая форма извне исходит на содержание, в его возможной разорванности и постоянной заданности-неудовлетворенности <...>, переводя его в новый ценностный план отрешенного и завершенного, ценностно успокоенного в себе бытия — красоты” (с. 33).

[3] “...содержание и форма взаимно проникают друг друга, нераздельны, однако, для эстетического анализа и неслиянны, то есть являются значимостями разного порядка: для того чтобы форма имела чисто эстетическое значение, обнимаемое ею содержание должно иметь возможное познавательное и этическое значение, форме нужна внеэстетическая весомость содержания, без нее она не могла бы осуществить себя как форма”. “...эстетически значимая форма объемлет не пустоту, но упорствующую самозаконную смысловую направленность жизни” (с. 36).

[4] “...форма есть выражение активного ценностного отношения автора-творца и воспринимающего к содержанию...”. “Здесь мы принуждены вкратце коснуться первичной функции формы по отношению к содержанию — изоляции или отрешения. Изоляция или отрешение относится не к материалу, не к произведению как вещи. а к его значению, к содержанию, которое освобождается от некоторых необходимых связей с единством природы и единством этического события бытия”. “...изоляция есть выведение предмета, ценности и события из необходимого познавательного и этического ряда <...> Форма, пользуясь одним материалом, восполняет всякое событие и этическое напряжение до полноты свершения. <...> Изоляция, таким образом, делает слово, высказывание, вообще материал <...> формально-творческим” (с. 59-61).

3) Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.

[1] “... наше сознание никогда не скажет самому себе завершающего слова. Взглянув на себя глазами другого, мы в жизни всегда возвращаемся в себя самих, и последнее, как бы резюмирующее событие совершается в нас в категориях собственной жизни. <...> как бы ни было широко и глубоко это сознание, хотя бы весь мир оно осознавало и имманентизировало себе <...> автор должен найти точку опоры вне его, чтобы оно стало эстетически завершенным явлением — героем” (с. 17-18).

[2] “Память о законченной жизни другого <...> владеет золотым ключом эстетического завершения личности. <...> Память есть подход с точки зрения ценностной завершенности; в известном смысле память безнадежна; но зато она умеет ценить помимо цели и смысла уже законченную, сплошь наличную жизнь” (с. 95). “Эстетически творческое отношение к герою и его миру есть отношение к нему как к имеющему умереть (moriturus), противопоставление его смысловому напряжению спасительного завершения; для этого нужно ясно видеть в человеке и его мире именно то, чего он сам в себе принципиально не видит, оставаясь в себе самом и всерьез переживая свою жизнь. Художник и есть умеющий быть внежизненно активным, не только изнутри причастный жизни (практической, социальной, политической, нравственной, религиозной), но и любящий ее извне — там, где ее нет для себя самой, где она обращена вовне себя и нуждается во вненаходящейся и внесмысловой активности. Божественность художника — в его приобщенности вненаходимости высшей” (с. 165-166).

4) Ингарден Р. О различном познавании литературного произведения. Эстетическое переживание и эстетический предмет [Главы из книги 1936 г.] // Ингарден Р. Исследования по эстетике. С. 114-154.

[1] “...отдельные литературные произведения могут быть объектами, на фоне которых происходит формирование эстетических предметов <...> не в каждом акте эстетического восприятия следует с необходимостью в качестве исходного момента принимать некоторый реальный наблюдаемый предмет <...> и там, где в начале процесса эстетического восприятия — например, во время чувственного наблюдения — мы имеем дело с некоторым реальным предметом, реальность этого предмета не является необходимой для возникновения восприятия или общения с определенным эстетическим предметом” (с. 115-116). “«В мысли» или даже в конкретном представлении, вызванном наблюдением, мы досоздаем такие подробности предмета, которые играют позитивную роль при достижении optimum возможного в данном случае эстетического «впечатления» <...> Более того, этот предмет — это ведь не то же самое, что и данный кусок мрамора. Точнее — он дан нам не как кусок мрамора, а как «Венера» и, следовательно, как определенный образ женщины”. “...предмет эстетического чувствования не идентичен никакому реальному предмету, и лишь некоторые, особым образом сформированные реальные предметы служат в качестве исходного пункта и в качестве основы построения определенных эстетических предметов при соответствующей направленности воспринимающего субъекта” (с. 120-122).

[2] “Предварительная эмоция (и это наиболее важная функция) вызывает в нас изменение направленности — переход от точки зрения естественной практической жизни к специфически «эстетической» точке зрения <...> мы переходим к направленности на наглядно-данное общение с качественными образами” (с. 131). “Это требует внимательного и всестороннего восприятия произведения искусства <...> c намерением отыскать в нем такие качества, которые в сочетании с исходным качеством создадут качественный ансамбль <...> Если даже в первый момент (с некоторой точки зрения) мы и уловим целостность картины, однако потом начинаем заниматься ее различными подробностями и частями, с различных точек зрения дополняя «первое впечатление» целого качествами деталей и их отношениями” (с. 138-139). “Если, например, качество, вызывающее в нас предварительную эмоцию, — это стройность линий такой формы, какой может обладать человеческое тело, в таком случае после восприятия этой формы ее следует рассматривать именно как форму человеческого тела, хотя с чисто зрительной точки зрения мы имеем дело с куском камня. В соответствии с качеством данной формы мы создаем субъект свойств — человеческое тело, а следовательно, не тот субъект свойств, который данная форма в действительности характеризует (то есть кусок камня или лоскут холста, покрытого красками) <...> на данные нам качества мы как бы накладываем структуру категорий такого изображенного предмета, который может проявляться в данных качествах. Мы тем самым оставляем область реальных наблюдаемых предметов (данных произведений искусства — камня, здания, холста), подставляя вместо свойств оставленного реального предмета совершенно иной субъект свойств, причем подобранный таким образом, чтобы он мог быть субстратом именно данных нам качеств <...> он, следовательно, приобретает характер некоторого особого существа, которое становится для нас реальным” (с. 140).

[3] “Качественный ансамбль и в особенности его качество является <...> необходимым принципом создания и существования эстетического предмета”. “...в конечной фазе эстетического переживания наступает некоторое успокоение в том смысле, что, с одной стороны, дело скорее доходит до спокойного созерцания качественного ансамбля уже сформированного эстетического предмета и «поглощения» этих качеств, а с другой — одновременно происходит явление, которое я выше назвал второй формой эмоционального ответа на качественный ансамбль <...> именно это признание ценности эстетического предмета, идущее от восприятия, составляет «достойный», соответствующий ответ на ценность (Д. Гильдебранд говорит о «Wert-antwort»), которая дана нам в созерцании оформленного эстетического предмета” (с. 148).

5) Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность [1936] // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства.

[1] “Роль фактора общественного бытия эстетическая функция выполняет благодаря своим основополагающим свойствам. Главное из них <...> способность изолировать предмет, затронутый эстетической функцией. Весьма сходно с этим и определение, согласно которому эстетическая функция означает сосредоточение внимания на данном предмете <...> Другое существенное свойство эстетической функции — это наслаждение, которое она вызывает” (с. 55-56).

[2] “Художественное произведение и в том случае, когда оно не содержит открытых или скрытых оценочных суждений, насыщено ценностями. Все в нем, начиная с материала — даже самого материального (такого, например, как камень или бронза в скульптуре) и кончая сложнейшими тематическими образованиями, выступает в качестве их носителя” (с. 109).

[3] “Мы уже отметили, что непосредственный предмет актуальной эстетической оценки не “материальный” артефакт, а “эстетический объект”, который является его отражением и коррелятом в сознании воспринимающего. Тем не менее объективную (т.е. независимую и постоянную) эстетическую ценность, если она существует, нужно искать в материальном артефакте, который только один остается без изменений, тогда как эстетический объект изменчив, поскольку он определяется не только организацией и свойствами материального артефакта, но одновременно и соответствующей стадией развития нематериальной художественной структуры <...> Разумеется, обычно принято считать главным критерием эстетической ценности впечатление единства, которое оставляет произведение. Но это единство следует понимать не статически, не как совершенную гармонию, а как задачу, которую ставит произведение перед воспринимающим” (с. 115-116).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятия и определения

Российский государственный гуманитарный университет... Теоретическая поэтика... Понятия и определения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: III. Специальные исследования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятия и определения
    Хрестоматия   для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов   по дисциплинам

I. Словари
1) Sierotwieński S. Słownik terminów lierackich. П. — “прежде тождественная с теорией литературы, в настоящее время трактуется как ее часть, а имен

III. Специальные работы
1) Жирмунский В.М. Задачи поэтики [1919] // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. С. 15-55. [1] “Поэтика есть наука, изучающая поэзию как искусство <...&

Произведение
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Литературное произведение. Произведение, принадлежащее к художественной литературе, с признаками

III. Специальные исследования
Текст и художественный мир 1) Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [1924-1925]. “В сам

Системность текста и целостность произведения
1) Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа “Идиот” [1924] // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. “Компоненты художественного произведения по

ВОПРОСЫ
1. Сравните определения понятий “произведение” и “текст” в справочной и учебной, а также в специальной научной литературе. В какой степени в них объяснена эстетическая природа произведения? Приписы

I. Словари
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Образ литературный. Система мотивов, главным образом статичных, связанных в единое целое; предста

III. Специальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. С. 342-359 (начало гл. 3 “Поэзия”). [1] “...не само представление как таковое, но только художественная фантазия делает то или

ВОПРОСЫ
1. Сравните различные определения понятия “образ” в справочной и учебной литературе. Какие из них превращают эту категорию в обозначение универсальных свойств любого познавательного процесса и его

Семиотика и поэтика
1) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Cемиотика, также Семиология(греч. semeion = знак ), общая знаковая теория и учение о языково

III. Специальные исследования.
1) Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики [1907-1911] // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. “Язык есть система знаков, выражающих понятия, а следовательно, его можно сравниват

ВОПРОСЫ
1. Сравните определения в справочной и учебной литературе двух понятий: “образ” и “знак”. Чем объясняются различия между ними? Как определяются задачи семиотики и ее состав в разных источниках? Выд

I. Словари
1) Willems G. Form / Struktur / Gattung // Das Fischer Lexicon. Literatur. B.1. “«Материал каждый видит перед собой, содержание находит лишь тот, кто нечто к этому прибавил, а форма

III. Специальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике: В 4 т. Т. I. (Введение. Часть первая. Идея прекрасного в искусстве, или идеал). “...содержанием искусства является идея, а его формой — чувствен

ВОПРОСЫ
1. Сопоставьте различные определения содержания и формы в справочной и учебной литературе. Заметьте, что одни из них дуалистичны, другие включают еще и понятие “материал”, т. е. представляют собой

I. Словари.
1) Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. “Эстетическая дистанция. Термин имеет в виду психологические взаимоотношения ме

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных определений эстетического акцентируют определенные свойства или особенности а) субъекта восприятия (созерцания); б) самого объекта подобного в

I. Cловари
1) Дмитриева Н.А. Литература и другие виды искусства // КЛЭ. Т. 4. Стлб. 229-244. “Впервые и решительно законы поэзии были отмежеваны от законов изобразительного искусства в “Лаокоо

II. Специальные исследования
1) Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии [1766]. [1. Общая логика рассуждений. Ср. также с. 404]. “Я рассуждаю так: если справедливо, что живопись в своих

ВОПРОСЫ
1. Как Вы думаете, случайно ли то, что единственная специальная словарная (энциклопедическая) статья в КЛЭ на интересующую нас тему называется не “«Живописное» (или «пластика») и «музыкальное» в ли

I. Словари
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literaсkich. “Язык художественный.Разновидность языка, специально сформированного для художественных задач, с г

III. Специальные исследования.
1) Ларин Б.А. О разновидностях художественной речи (Семантические этюды) [1923] // Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. “Какие же можно указать общие признаки художеств

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных определений слова (речи) в художественном произведении исходят а) из идеи особого “поэтического языка”; б) из убеждения в том, что перед нами лишь особое использование

I. Словари
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literaсkich. S. 196, 210. “Поэзия. В широком значении: художественная литература, письменность; в значении узко

III. Специальные исследования.
1) Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. (4. Речь. Выбор имен (ХХII) 58а18). С. 149-151. “Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой. Самая ясная речь — та, к

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных определений приравнивают противопоставления «проза — поэзия» и «проза — стихи» и какие их разграничивают? Отметьте также те случаи, когда сочетаются оба подхода. 2.

Тропы и фигуры
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Фигура риторическая(вид речи). Одно из типовых средств языковой экспрессии, использующих звуковые

Топосы, топика, эмблемы
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. Wrocław, 1966. “Общие места(loci communes). Определение из нормативной риторики: постоянные,

Риторика и поэтика
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Риторика (ars oratoria — красноречие, искусство высказывания). Теория публичных выступлений, иску

III. Специальные исследования.
1) Античные теории языка и стиля / Под общ. ред. О.М. Фрейденберг. “Квинтилиан, VIII, 6, 1. Троп есть такое изменение собственного значения слова или словесного оборота в д

ВОПРОСЫ
1. В чем заключается различие между тропами и фигурами? Сравните аргументацию тех, кто склонен смешивать, а то и отождествлять эти явления и тех, кто стремится их разграничивать. 2. В чем

Метафора
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Метафора <...> Основная для поэтического языка фигура (троп), которая строится на том, что

Параллелизм
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Параллелизм. Явление параллельности, повторяемости, аналогии между частями конструкции, образующи

III. Специальные исследования
Метафора 1) Античные теории языка и стиля. “Цицерон. Об ораторе III. 39, 157. Метафора есть сравнение, сокращенное до одного слова, приче

Два вида метафоры
“Распространение и соединение, представляющие собою два главных элемента метафорической деятельности, наиболее действенны в сочетании; возможно, на самом деле они всегда в той или иной степени соед

Параллелизм
1) Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля [1898] // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. С. 101-154. [1] “Итак, параллелиз

Простое” (“нестилевое”) слово
1) Гинзбург Лидия. О лирике. “Преображение слова совершается в поэтическом контексте. <...> И целым литературным направлениям, и отдельным поэтическим системам присущи

ВОПРОСЫ
1. Подберите и сравните три типа определений метафоры: такие, в которых она рассматривается в качестве обычного тропа; тропа, хотя и не совсем обычного; и наконец, явления, хотя и похожего на троп,

Прямая речь
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Прямая речь (oracio recta). Языковая структура, служащая дословной передаче чьего-либо высказыван

Косвенная речь
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Косвенная речь (oracio obliqua). Языковая структура, остающаяся в четкой синтаксической зависимос

Смешанные формы
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Мнимо косвенная речь. Смешанная языковая структура, стирающая границы между речью прямой и косвен

Внутренний монолог
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Внутренний монолог. Отображение в языковой форме мыслей, переживаний и чувств героя произведения,

II. Специальные исследования
1) Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.). Марксизм и философия языка [1929]. (Ч. 3. К истории форм высказывания в конструкциях языка. Гл. II. Экспозиция проблемы “чужой речи”). С. 125-134.

ВОПРОСЫ
1. Какие ученые и на каких основаниях считают взаимосвязь в одном художественном тексте двух видов литературного слова — авторского и “чужого” — специфической особенностью прозы? 2. Как и

Читатель
1) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Читатель, 1. отдельный, реальный воспринимающий лит. произведение. В совокупности с другими образует публи

Время и пространство
1) Sierotwiński S. Słownik terminÓwliterackich. S. 55, 214. “Время в литературном произведении.Конструктивная категория в литературном произведении

Событие
1) Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw. “Происшествие — событие или случай; отрезок действия. Происшествие — это короткий повествовательный отрывок, описывающий одну

Читатель и мир героя
1) Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. С. 6-71. “Эстетический анализ непосредственно должен быть направлен не на произведение в

Пространство и время
1) Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [1924]. “Художественная суть предмета искусства есть строение его пространства,

Событие
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 томах. Т. 3. (I. Эпическая поэзия. 2. Особые определения эпоса в полном смысле слова. с. Эпос как единая целостность.) “В этом отношении нам нужно сна

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных определений понятия “читатель” смешивают возможного читателя — адресата художественного высказывания, на которого оно само всегда ориентировано, — с историческим,

Сюжет и фабула
1) Sierotwiński S. Słownik terminow literackich. S. 87, 131-132, 298. “Фабула. Система связанных между собой мотивов в произведении, охватывает все происш

Ситуация и конфликт
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. S. 131-132. “Конфликт. Соприкосновение противоположных стремлений, выявление противоречия, которое

III. Cпециальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. I. (Ч. 1. Идея прекрасного в искусстве, или идеал. Третья глава. <Раздел> II. Действие). С. 187-252. “...данное идеальное состояние мира м

ВОПРОСЫ
1. Какие известные Вам способы разграничения фабулы и сюжета используются в приведенных текстах? Отвечая на этот вопрос, Вы можете пренебречь тем обстоятельством, что один и тот же предмет иногда о

III. Cпециальные исследования
Мотив, тема и сюжет 1) Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов [1897-1903] // Веселовский А.Н. Историческая поэтика . [1] “Слово «с

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных определений понятия “тема” акцентируют в нем а) предметность, на которую направлены творческий замысел и оценки автора; б) субъектность, т. е. именно сами оценки и замысел;

I. Cловари
Точка зрения и перспектива 1) Wilpert G. von. SachwÖrterbuch der Literatur. “Перспектива(лат. perspicere — вúдение с

Композиция и компонент
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. S. 129. “Компонент.Элемент бóльшего целого (композиции). Фактор, содействующий в организаци

III. Специальные исследования
1) Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений (1921) // Жирмунский В.М. Теория стиха. “Композиция обозначает, как показывает само слово, построение (распре-деление, располо

ВОПРОСЫ
1. Определения какого из двух основных (в рамках этой темы) терминов — “точка зрения” и “композиция” — встречаются чаще? Значение какого из них обычно считается более ясным и очевидным? 2.

Повествование
1. Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Наррация.Форма, передающая изображенные происшествия в их причинно-следственных связях, мотивирую

Описание
1. Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Описание. Одна из передающих форм в литературном произведении. Структурное сочетание статичных мо

Характеристика
1. Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Характеристика персонажа. Сообщение о внешнем виде и чертах характера литературного персонажа.

III. Cпециальные исследования
1) Гарландский И. “Поэтика”. Избранные места / Пер. М.Л. Гаспарова // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. С. 178-190. “Далее — о

ВОПРОСЫ
1. Можно ли считать существующие определения понятия “повествование” однозначными или они двойственны и даже содержат в себе противоречие? 2. Что такое “композиционные формы речи”? Сравнит

Автор и образ автора
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Автор.Творец произведения” (S. 40). 2) Wielpert G. von. Sachwörterbuch der L

Повествователь и рассказчик
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Нарратор.Введенное автором лицо рассказчика в эпическом произведении, не идентичное с творцом соч

ВОПРОСЫ
1. Попытайтесь разделить определения, сгруппированные нами под заголовком «Автор и образ автора» на две категории: те, в которых понятие «автор» смешивается с понятиями «повествователь», «рассказчи

I. Cловари
Герой и персонаж (сюжетная функция) 1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Герой.Один из центральных персонаже

Характер и тип
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. I. “Мы исходили из всеобщих субстанциальных сил действия. Для своего активного осуществления они нуждаются в человеческой индивидуальн

Герой и эстетическая оценка
1) Фрай Н. Анатомия критики. Очерк первый / Пер. А.С. Козлова и В.Т. Олейника // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. Г.К. Косикова.

Герой и текст
1) Гинзбург Л. О литературном герое. (Гл. третья. Структура литературного героя). “Литературный персонаж — это, в сущности, серия последовательных появлений одного лица в пределах д

ВОПРОСЫ
1. Рассмотрите и сравните различные определения понятий “персонаж” и “герой” в справочной и учебной литературе. По каким критериям обычно отличают героя от других действующих лиц (персонажей) произ

I. Cловари
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Герой коллективный. Группа главных персонажей, которые трактуются в произведении равноценно и пре

III. Специальные исследования
1) Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. “Автор — носитель напряженно-активного единства завершенного целого, целого героя и целого произведения, трансгреди

ВОПРОСЫ
1. Какие трактовки понятия “система персонажей”, с Вашей точки зрения, акцентируют организованное автором распределение сюжетных функций и какие — разделение между изображенными лицам

I. Cловари
Жанр (конкретные виды и их инварианты) 1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Жанр (gatunek) литературный.Подв

Род и жанр
1) Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка: В 2-х т. Т. 1. / Пер. И.Е. Бабанова // История эстетики в памятниках и документах. 305.Шиллер — Гете. Иена, 25 апреля 1797 года. “Вообще

ВОПРОСЫ
1. Сравните определения понятий “жанр” (вид) и “род” литературного произведения. Выделите среди них те, которые: а) не разграничивают две группы произведений (иногда невозможность такого разграниче

I. Cловари
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Эпика. Одинизтрехглавныхлитературныхродов (наряду с драмой и лирикой), структуру которого характе

III. Специальные исследования
1) Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка: В 2-х т. Т. 1 / Пер. И.Е. Бабанова // История эстетики в памятниках и документах. 303. Шиллер — Гете. [Иена], 21 апреля 1797

ВОПРОСЫ
1. Выделите среди определений эпоса как литературного рода те, которые усматривают “родовую” специфику (или общность ряда жанров): а) в преобладании повествования над прямой речью героев; б) в прео

Автор, субъект изображения и мир героя
1) Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. “Эстетически творческое отношение к герою и его миру есть отношение к

Автор и субъект речи
1) Волошинов В.Я. (Бахтин М.М.). Марксизм и философия языка. “В каких направлениях может развиваться динамика взаимоотношений авторской и чужой речи? Мы наблюдаем два основных напра

ВОПРОСЫ
1. Подумайте над соотношением “линейного” и “живописного” способов изображения чужой речи, по Волошинову-Бахтину. Следует ли, основываясь на этих суждениях, считать исторически устойчивым (инвариан

Драма как “идеальный тип” художественного целого
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Драма (dramat). Один из трех главных литературных родов (наряду с эпикой и лирикой). Структуру др

Катастрофа и катарсис
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Катастрофа.Победа противодействия (kontrakcji) в произведении. Поражение, которое терпит герой тр

III. Специальные исследования
1) Аристотель и античная литература. <Поэтика> 1448а28: “Отсюда, говорят иные, и сама драма называется «действом», ибо подражает <лицам> действующим”. 49b9-20: “...трагедия обы

ВОПРОСЫ
1. Выберите среди характеристик драмы как литературного рода такие, в которых, во-первых, речь идет о типической структуре произведения и, во-вторых, акцентирован аспект “зоны построения образа”. Н

А) действие в целом
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Действие(Akcja). Система тех событий, представленных в произведении, которые определяют судьбу ге

Б) Завязка, экспозиция
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Завязка действия. Случай, разрушающий первоначальное равновесие исходной ситуации, выявляющий в н

В) Перипетия и кульминация
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Перипетия. Внезапный перелом, перемена судьбы, осложнение в действии (драмы, романа)” (S. 190).

Части текста, формы пространства-времени, композиция
1) Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. “Декупаж (деление на части). <...> Деление на части исходит из нарративной (повествовательной), сценической, игровой ст

Действие в драме
1) Гете И.-В. Годы учения Вильгельма Мейстера // Гете И.-В. Собр. cоч.: B 10 т. Т. 7. “Они долго и много толковали и наконец пришли к такому выводу: в романе, как и в драме,

Компонент и композиция
1) Хализев В.Я. Драма как род литературы. “Текст драмы членится на сценические эпизоды, называемые картинами или сценами. Это относительно самостоятельные части драматического дейст

ВОПРОСЫ
1. Сравните друг с другом различные характеристики драматического действия. Выделите повторяющиеся тезисы или положения. Какие из них указывают на специфические особенности сюжета в драме? Чем отли

Речь в драме
1) Пави П. Словарь театра. «Действие словесное. <...> Действие в театре не сводится к простому перемещению или ощутимому сценическому движению. Оно также

Диалог драматический
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Диалог. Ряд высказываний двух или более лиц, реплики которых следуют поочередно и связаны между с

Монолог драматический и реплика
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Монолог. Высказывание одного непрерывно говорящего субъекта, не входящее в состав диалога. На стр

Ремарка и вставной текст
1) Богуславский А. Ремарка // Словарь литературоведческих терминов. С. 320. “Р. (от франц. remarque — замечание, примечание) — пояснения, к-ми драматург предваряет

III. Специальные исследования
1) Якубинский Л.П. О диалогической речи [1923] // Якубинский Л.П. Избр. работы. Язык и его функционирование. С. 17-58. “В области непосредственного речевого общения мы имеем,

I. Cловари
1) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Роль <...> 2. Отдельная партия актера в пьесе, названная по тексту, который первоначально был написан н

III. Специальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. “Важнее, чем эта внешняя сторона, — жизненность характеров, которые не могут быть просто олицетворением каких-либо целей, как это слиш

ВОПРОСЫ
1. Сравните различные определения понятий “тип”, “роль” и “амплуа”. Что общего между ними и существуют ли какие-либо различия? Принято считать, что по крайней мере одно из названных понятий — “тип”

Лирический субъект
1) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Лирическое Я,Я, первое лицо единств. числа, в лир. стихотворении — переживающий, чувствующий и высказывающийс

III. Специальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. “...принципом лирики, в отличие от эпической широты, становятся стянутость, сжатость, и вообще лирика призвана воздействовать внутренн

ВОПРОСЫ
1. Сравните различные характеристики лирики как литературного рода в справочной литературе: какие при этом выделяются типические (инвариантные) признаки в области тематики, речевой структуры и взаи

II. Специальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. (Третья гл., II. Лирическая поэзия). “Содержанием лирического произведения не может быть развитие объективного действия в его взаимосвязях, р

ВОПРОСЫ
1. Какие варианты ответа на вопрос о существовании лирического события, о его природе и возможности его развертывания в сюжет Вы находите в предложенных здесь выписках из справочной и учебной литер

Эпопея и роман
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Эпопея (эпос). Эпическое произведение большого объема, обычно стихотворное, отмеченное пафосом и

Канон и неканонические структуры
1)Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Канон (греч. — руководящий принцип, масштаб), установленное правило, норма: <...> 3. в лит. некот. общеу

III. Реферативные обзоры
1) Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. <Гл> VI. “...если в предромантический период жанровая принадлежность литературного произведения была творческой предпосылк

IV. Специальные исследования
1) Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. “...никогда не удается дать сколько-нибудь охватывающей формулы для романа как жанра. Боле

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных определений эпопеи (эпоса, эпической поэзии) в справочной литературе, имея в виду вполне определенный жанр, характеризуют его преимущественно: а) по объему текста и признака

Новелла
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Новелла. Краткое эпическое произведение с компактной фабулярной конструкцией, сближенной с драмат

Повесть
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Повесть. Определение, трактуемое часто как синоним рассказа, новеллы, романа, — относится обычно

Рассказ
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Рассказ (narratio). <...> 2. Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается

III. Специальные исследования.
1) Берковский Н.Я. О “Повестях Белкина” // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. “Индивидуальная инициатива и ее победа — привычное содержание новеллы. «Повести Белкина” — пят

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных нами определений жанра новеллы в справочной литературе строятся на: а) сближении ее с рассказом и противопоставлении роману; б) сближении с драмой в) противопоставлен

Комедия
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Комедия. 1. Драматический жанр, который в древности был противоположностью трагедии, сопровождает

Трагедия
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Трагедия. Жанр драмы, возникший в древности; изображает конфликт исключительной личности, стремящ

Драма как жанр
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Драма. Наименование, которое в период развития театра в первой половине ХIХ века было присвоено с

II. Специальные исследования
1) Аристотель. Поэтика / Пер. М.Л. Гаспарова // Аристотель и античная литература. “49а32 <Сущность и совершенствование комедии.> V. Комедия ж

ВОПРОСЫ
1. Сравните различные определения жанра комедии в справочной литературе. В каких случаях они строятся преимущественно на характеристиках: а) основной эстетической тональности (оценки героев автором

Ода и сатира
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Ода. Лирическое произведение, разновидность, восходящая к греческой и римской поэзии (Пиндар, Гор

Элегия и послание
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Элегия. Лирическое произведение с печальным настроением, выражающее, напр., скорбь об утрате люби

Идиллия и баллада
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Баллада. <...> 2. Эпико-лирическое произведение, которое при всех различиях в происхождении

III. Специальные исследования
1) Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. [1] “Совершенно ясно, что отдельного произведения в литературе не существует

ВОПРОСЫ
1. Сравните определения оды в справочной литературе. Указываются ли структурные признаки канонического литературного жанра? Какие именно? Обратитесь с этой же точки зрения ко второму фрагменту стат

Стиль и форма произведения
1) Эльсберг Я. Стиль // Словарь литературоведческих терминов. С. 374-379. “С. <...>“По отношению к содержанию и форме произведения С. является объединяющим и

III. Специальные исследования
1) Гете И.В. Простое подражание природе, манера, стиль // Гете И.В. Собр. cоч.: B 10 т. Т. 10. С. 26-30. [1] “Если художник <...> взялся бы за изображение природы, стал

ВОПРОСЫ
1. Сходство приведенных нами определений понятия “стиль” в справочной литературе явно состоит в идее взаимосвязи и единства созерцаемых многообразных форм. Но в чем же заключается разница?

Подражание и стилизация
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Подражание <naśladownictwo>. Творческий метод, состоящий в копировани

Пародия и вариация
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Пародия. 1. В широком значении: всякое подражание, осмеивающее серьезные литературные произведени

II. Специальные исследования
1) Фрейденберг О.М. Происхождение пародии // Русская литература ХХ века в зеркале пародии. С. 392-404. “Она была заложена не на шутке или подражании, а на смежности с возвыш

ВОПРОСЫ
1. Сравните различные определения вначале подражания (имитации), а затем стилизации. Какие из них: а) не разграничивают эти два явления; б) противопоставляют их таким образом, что одно из них приоб

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
A Armentier L. 73; 139; 159; 189; 201; 205; 224; 234 Atsuhiko Y. 187 B Barnet S. 17; 23; 34; 63; 96; 103; 117; 152; 168; 187; 211; 214; 223; 234 Berman

Словари
A Dictionary of Modern Critical Terms / Ed. by R. Fowler. London, 1973. A Dictionary of Modern Critical Terms / By Roger Fowler. London – Henley – Boston. 1978. Barnet S., Berm

Специальные исследования
Lämmert E. Bauformen des Erzählens . 8., unveränderte Aufl. Stuttgart. 1991. Lukács G. Die Theorie des Romans. Ein geschichtsphilosophischer Versuch &u

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги