рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

III. Cпециальные исследования

III. Cпециальные исследования - раздел Образование, Понятия и определения Мотив, Тема И Сюжет 1) В...

Мотив, тема и сюжет

1) Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов [1897-1903] // Веселовский А.Н. Историческая поэтика .

[1] “Слово «сюжетность» требует ближайшего определения <...> надо наперед условиться, что разуметь под сюжетом, отличить мотив от сюжета как комплекса мотивов”.

[2] “Под мотивом я разумею формулу, отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся особенно важными или повторявшиеся впечатления действительности. Признак мотива — его образный одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее элементы низшей мифологии и сказки: солнце кто-то похищает <...> браки с зверями, превращения, злая старуха изводит красавицу, либо ее кто-то похищает и ее приходится добывать силой и ловкостью и т. п. ” (с. 301).

2) Пропп В.Я. Морфология сказки.

“Морозко действует иначе, чем баба-яга. Но функция, как таковая, есть величина постоянная. Для изучения сказки важен вопрос чтоделают сказочные персонажи, а вопрос ктоделает и какделает — это вопросы уже только привходящего изучения. Функции действующих лиц представляют собой те составные части, которыми могут быть заменены «мотивы» Веселовского...” (с. 29).

3) Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра [1936]. М., 1997.

“Сюжет — система развернутых в словесное действие метафор; вся суть в том, что эти метафоры являются системой иносказаний основного образа” (с. 223).

“Ведь точка зрения, выдвигаемая мною, уже не требует ни учета, ни сопоставления мотивов; она говорит заранее, исходя из природы сюжета, что под всеми мотивами данного сюжета всегда лежит единый образ, — следовательно они все тавтологичны в потенциальной форме своего существования; и что в оформлении один мотив всегда будет отличен от другого, сколько бы их ни сближали...” (224-225).

4) Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул [1976]. С. 34-64.

“Литературная формула представляет собой структуру повествовательных или драматургических конвенций, использованных в очень большом числе произведений. Этот термин употребляется в двух значениях, объединив которые мы получим адекватное определение литературной формулы. Во-первых, это традиционный способ описания неких конкретных предметов или людей. В этом смысле формулами можно считать некоторые гомеровские эпитеты: «Ахиллес быстроногий», «Зевс-громовержец», а также целый ряд свойственных ему сравнений и метафор (например, «говорящая голова падает на землю»), которые воспринимаются как традиционные формулы бродячих певцов, легко ложащиеся в дактилический гекзаметр. При расширительном подходе любой культурно обусловленный стереотип, часто встречающийся в литературе, — рыжие вспыльчивые ирландцы, эксцентричные детективы с недюжинными аналитическими способностями, целомудренные блондинки, страстные брюнетки — можно считать формулой. Важно лишь отметить, что в данном случае речь идет о традиционных конструктах, обусловленных конкретной культурой определенного времени, которые вне этого специфического контекста могут иметь другой смысл <...>.

Во-вторых, термин “формула” часто относят к типам сюжетов. Именно такое его толкование мы встретим в пособиях для начинающих писателей. где можно найти четкие указания, как обыграть двадцать один беспроигрышный сюжет: юноша встречает девушку, они не понимают друг друга, юноша получает девушку. Такие общие схемы не обязательно привязаны к конкретной культуре и определенному периоду времени <...> По существу, их можно рассматривать как пример того, что некоторые исследователи называют архетипами, или образцами (patterns), распространенными в различных культурах.

<...> Чтобы создать вестерн, требуется не только некоторое представление о том, как построить увлекательный приключенческий сюжет. но и умение использовать определенные образы и символы, свойственные ХIХ и ХХ вв., такие, как ковбои, пионеры, разбойники, пограничные форты и салуны, наряду с соответствующими культурными темами и мифологией: противопоставлением природы и цивилизации, нравственного кодекса американского Запада или закона — беззаконию и произволу и т. д. Все это позволяет оправдать или осмыслить действие. Таким образом, формулы — это способы. с помощью которых конкретные культурные темы и стереотипы воплощаются в более универсальных повествовательных архетипах” (с. 34-35).

5) Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. (Приложение. Основные понятия модели “Тема — ПВ — Текст”).

“1.2. Тема. Говоря формально, темой называется исходный элемент вывода. Содержательно, это некоторая ценностная установка, с помощью ПВ («приемов выразительности» — Н. Т.) «растворенная» в тексте, — семантический инвариант всей совокупности его уровней, фрагментов и иных составляющих. Примерами тем могут служить: тема древневавилонского «Диалога господина и раба о смысле жизни»: (1) тщета всяких земных желаний; тема «Войны и мира»: (2) несомненное в человеческой жизни, простые, настоящие, а не искусственные, надуманные, ценности, значение которых проясняется в кризисных ситуациях...

<...> Все эти темы представляют собой те или иные высказывания о (= ситуации из) жизни. Назовем их темами I рода. Но темами могут быть и ценностные установки не по поводу «жизни», а по поводу самих орудий художественного творчества, — своего рода высказывания о языке литературы, о жанрах, сюжетных конструкциях, стилях и т. п. Назовем их — темами II рода. <...> Обычно тема художественного текста складывается из той или иной комбинации тем I и II рода. В частности, это верно относительно произведений, не только отражающих «жизнь», но и перекликающихся с другими способами ее отражения. «Евгений Онегин» — это энциклопедия одновременно русской жизни, стилей русской речи и стилей художественного мышления. Итак, тема есть пронизывающая весь текст мысль о жизни и/или о языке искусства, формулировка которой служит исходным пунктом описания-вывода. В этой формулировке должны быть в явном виде зафиксированы все смысловые инварианты текста, т. е. все, что исследователь считает содержательными величинами, присутствующими в тексте и притом не выводимыми с помощью ПВ из других величин, уже входящих в тему” (с. 292).

6) Тамарченко Н.Д. Мотивы преступления и наказания в русской литературе (Введение в проблему).

“Термин «мотив» в исследовательской литературе соотносят с двумя различными аспектами словесно-художественного произведения. С одной стороны, с таким элементом сюжета (событием или положением), который повторяется в его составе и (или) известен из традиции. С другой стороны, — с избранным в данном случае словесным обозначением такого рода событий и положений, которое входит в качестве элемента уже не в состав сюжета, а в состав текста. Необходимость разграничить эти аспекты в изучении сюжета впервые, насколько известно, была показана В.Я. Проппом. Именно их несоответствие заставило ученого ввести понятие «функция». По его мнению, поступки персонажей волшебной сказки, одинаковые с точки зрения их роли для хода действия, могут иметь самые различные словесные обозначения <...>

Таким образом, под внешним слоем конкретного сюжета обнаруживается внутренний слой. Функции в своей необходимой и всегда одинаковой, по В.Я. Проппу, последовательности образуют не что иное, как единую сюжетную схему. Варьируются же словесные обозначения составляющих ее «узлов» (таких, как отправка, переправа, трудные задачи и т. п.); тот или иной вариант повествователь (рассказчик) избирает из общего арсенала традиционных формул”.

“Основная ситуация непосредственно выражается в типе сюжетной схемы. Как соотносятся с нею варьирующие эту схему комплексы важнейших мотивов, характерных для различных жанров: например, для волшебной сказки (недостача и отправка — переправа и основное испытание — возврат и ликвидация недостачи) или для эпопеи (исчезновение — поиск — нахождение)?

Эта проблема в нашей науке была в очень четкой форме поставлена и решена О.М. Фрейденберг. По ее мнению, «сюжет — система развернутых в действие метафор <...> Когда образ развернут или словесно выражен, он тем самым уже подвержен известной интерпретации; выражение есть облечение в форму, передача, транскрипция, следовательно, уже известная иносказательность». Интерпретацией какого же именно «основного образа» признается здесь сюжет? Несколько ниже сказано, что это — «образ круговорота жизни-смерти-жизни»: ясно, что речь идет о содержательности циклической сюжетной схемы. Но схема эта может иметь различные вариации, причем различия реализующих ее мотивов не отменяют того, что «все эти мотивы тавтологичны в потенциальной форме своего существования». Различие же — «результат различения метафорической терминологии», так что «композиция сюжета зависит всецело от языка метафор».

Сравнивая изложенные, видимо, взаимодополняющие идеи В.Я. Проппа и О.М. Фрейденберг, можно увидеть «трехслойную» или «трехуровневую» структуру: (1) «основной образ» (т. е. порождающая сюжет ситуация в ее содержательности); (2) интерпретация этого образа в том или ином варианте комплекса схемообразующих мотивов и, наконец, (3) интерпретация уже этого варианта сюжетной схемы в множественных словесных обозначениях, характерных для той или иной «системы метафор». Такой подход к проблеме мотива, сюжета и его основы (ситуации) можно сравнить с характерным для немецкой традиции разграничением понятий «Motiv», «Stoff» (фабула) и «Thema» по возрастающей степени абстракции” (с. 41-44).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятия и определения

Российский государственный гуманитарный университет... Теоретическая поэтика... Понятия и определения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: III. Cпециальные исследования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятия и определения
    Хрестоматия   для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов   по дисциплинам

I. Словари
1) Sierotwieński S. Słownik terminów lierackich. П. — “прежде тождественная с теорией литературы, в настоящее время трактуется как ее часть, а имен

III. Специальные работы
1) Жирмунский В.М. Задачи поэтики [1919] // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. С. 15-55. [1] “Поэтика есть наука, изучающая поэзию как искусство <...&

Произведение
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Литературное произведение. Произведение, принадлежащее к художественной литературе, с признаками

III. Специальные исследования
Текст и художественный мир 1) Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [1924-1925]. “В сам

Системность текста и целостность произведения
1) Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа “Идиот” [1924] // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. “Компоненты художественного произведения по

ВОПРОСЫ
1. Сравните определения понятий “произведение” и “текст” в справочной и учебной, а также в специальной научной литературе. В какой степени в них объяснена эстетическая природа произведения? Приписы

I. Словари
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Образ литературный. Система мотивов, главным образом статичных, связанных в единое целое; предста

III. Специальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. С. 342-359 (начало гл. 3 “Поэзия”). [1] “...не само представление как таковое, но только художественная фантазия делает то или

ВОПРОСЫ
1. Сравните различные определения понятия “образ” в справочной и учебной литературе. Какие из них превращают эту категорию в обозначение универсальных свойств любого познавательного процесса и его

Семиотика и поэтика
1) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Cемиотика, также Семиология(греч. semeion = знак ), общая знаковая теория и учение о языково

III. Специальные исследования.
1) Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики [1907-1911] // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. “Язык есть система знаков, выражающих понятия, а следовательно, его можно сравниват

ВОПРОСЫ
1. Сравните определения в справочной и учебной литературе двух понятий: “образ” и “знак”. Чем объясняются различия между ними? Как определяются задачи семиотики и ее состав в разных источниках? Выд

I. Словари
1) Willems G. Form / Struktur / Gattung // Das Fischer Lexicon. Literatur. B.1. “«Материал каждый видит перед собой, содержание находит лишь тот, кто нечто к этому прибавил, а форма

III. Специальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике: В 4 т. Т. I. (Введение. Часть первая. Идея прекрасного в искусстве, или идеал). “...содержанием искусства является идея, а его формой — чувствен

ВОПРОСЫ
1. Сопоставьте различные определения содержания и формы в справочной и учебной литературе. Заметьте, что одни из них дуалистичны, другие включают еще и понятие “материал”, т. е. представляют собой

I. Словари.
1) Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. “Эстетическая дистанция. Термин имеет в виду психологические взаимоотношения ме

III. Специальные исследования
1) Кант И. Критика способности суждения [1790]. [1] “...в семействе высших познавательных способностей все-таки существует промежуточное звено между рассудком и разумом. Это — сп

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных определений эстетического акцентируют определенные свойства или особенности а) субъекта восприятия (созерцания); б) самого объекта подобного в

I. Cловари
1) Дмитриева Н.А. Литература и другие виды искусства // КЛЭ. Т. 4. Стлб. 229-244. “Впервые и решительно законы поэзии были отмежеваны от законов изобразительного искусства в “Лаокоо

II. Специальные исследования
1) Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии [1766]. [1. Общая логика рассуждений. Ср. также с. 404]. “Я рассуждаю так: если справедливо, что живопись в своих

ВОПРОСЫ
1. Как Вы думаете, случайно ли то, что единственная специальная словарная (энциклопедическая) статья в КЛЭ на интересующую нас тему называется не “«Живописное» (или «пластика») и «музыкальное» в ли

I. Словари
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literaсkich. “Язык художественный.Разновидность языка, специально сформированного для художественных задач, с г

III. Специальные исследования.
1) Ларин Б.А. О разновидностях художественной речи (Семантические этюды) [1923] // Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. “Какие же можно указать общие признаки художеств

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных определений слова (речи) в художественном произведении исходят а) из идеи особого “поэтического языка”; б) из убеждения в том, что перед нами лишь особое использование

I. Словари
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literaсkich. S. 196, 210. “Поэзия. В широком значении: художественная литература, письменность; в значении узко

III. Специальные исследования.
1) Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. (4. Речь. Выбор имен (ХХII) 58а18). С. 149-151. “Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой. Самая ясная речь — та, к

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных определений приравнивают противопоставления «проза — поэзия» и «проза — стихи» и какие их разграничивают? Отметьте также те случаи, когда сочетаются оба подхода. 2.

Тропы и фигуры
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Фигура риторическая(вид речи). Одно из типовых средств языковой экспрессии, использующих звуковые

Топосы, топика, эмблемы
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. Wrocław, 1966. “Общие места(loci communes). Определение из нормативной риторики: постоянные,

Риторика и поэтика
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Риторика (ars oratoria — красноречие, искусство высказывания). Теория публичных выступлений, иску

III. Специальные исследования.
1) Античные теории языка и стиля / Под общ. ред. О.М. Фрейденберг. “Квинтилиан, VIII, 6, 1. Троп есть такое изменение собственного значения слова или словесного оборота в д

ВОПРОСЫ
1. В чем заключается различие между тропами и фигурами? Сравните аргументацию тех, кто склонен смешивать, а то и отождествлять эти явления и тех, кто стремится их разграничивать. 2. В чем

Метафора
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Метафора <...> Основная для поэтического языка фигура (троп), которая строится на том, что

Параллелизм
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Параллелизм. Явление параллельности, повторяемости, аналогии между частями конструкции, образующи

III. Специальные исследования
Метафора 1) Античные теории языка и стиля. “Цицерон. Об ораторе III. 39, 157. Метафора есть сравнение, сокращенное до одного слова, приче

Два вида метафоры
“Распространение и соединение, представляющие собою два главных элемента метафорической деятельности, наиболее действенны в сочетании; возможно, на самом деле они всегда в той или иной степени соед

Параллелизм
1) Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля [1898] // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. С. 101-154. [1] “Итак, параллелиз

Простое” (“нестилевое”) слово
1) Гинзбург Лидия. О лирике. “Преображение слова совершается в поэтическом контексте. <...> И целым литературным направлениям, и отдельным поэтическим системам присущи

ВОПРОСЫ
1. Подберите и сравните три типа определений метафоры: такие, в которых она рассматривается в качестве обычного тропа; тропа, хотя и не совсем обычного; и наконец, явления, хотя и похожего на троп,

Прямая речь
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Прямая речь (oracio recta). Языковая структура, служащая дословной передаче чьего-либо высказыван

Косвенная речь
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Косвенная речь (oracio obliqua). Языковая структура, остающаяся в четкой синтаксической зависимос

Смешанные формы
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Мнимо косвенная речь. Смешанная языковая структура, стирающая границы между речью прямой и косвен

Внутренний монолог
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Внутренний монолог. Отображение в языковой форме мыслей, переживаний и чувств героя произведения,

II. Специальные исследования
1) Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.). Марксизм и философия языка [1929]. (Ч. 3. К истории форм высказывания в конструкциях языка. Гл. II. Экспозиция проблемы “чужой речи”). С. 125-134.

ВОПРОСЫ
1. Какие ученые и на каких основаниях считают взаимосвязь в одном художественном тексте двух видов литературного слова — авторского и “чужого” — специфической особенностью прозы? 2. Как и

Читатель
1) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Читатель, 1. отдельный, реальный воспринимающий лит. произведение. В совокупности с другими образует публи

Время и пространство
1) Sierotwiński S. Słownik terminÓwliterackich. S. 55, 214. “Время в литературном произведении.Конструктивная категория в литературном произведении

Событие
1) Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw. “Происшествие — событие или случай; отрезок действия. Происшествие — это короткий повествовательный отрывок, описывающий одну

Читатель и мир героя
1) Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. С. 6-71. “Эстетический анализ непосредственно должен быть направлен не на произведение в

Пространство и время
1) Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [1924]. “Художественная суть предмета искусства есть строение его пространства,

Событие
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 томах. Т. 3. (I. Эпическая поэзия. 2. Особые определения эпоса в полном смысле слова. с. Эпос как единая целостность.) “В этом отношении нам нужно сна

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных определений понятия “читатель” смешивают возможного читателя — адресата художественного высказывания, на которого оно само всегда ориентировано, — с историческим,

Сюжет и фабула
1) Sierotwiński S. Słownik terminow literackich. S. 87, 131-132, 298. “Фабула. Система связанных между собой мотивов в произведении, охватывает все происш

Ситуация и конфликт
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. S. 131-132. “Конфликт. Соприкосновение противоположных стремлений, выявление противоречия, которое

III. Cпециальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. I. (Ч. 1. Идея прекрасного в искусстве, или идеал. Третья глава. <Раздел> II. Действие). С. 187-252. “...данное идеальное состояние мира м

ВОПРОСЫ
1. Какие известные Вам способы разграничения фабулы и сюжета используются в приведенных текстах? Отвечая на этот вопрос, Вы можете пренебречь тем обстоятельством, что один и тот же предмет иногда о

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных определений понятия “тема” акцентируют в нем а) предметность, на которую направлены творческий замысел и оценки автора; б) субъектность, т. е. именно сами оценки и замысел;

I. Cловари
Точка зрения и перспектива 1) Wilpert G. von. SachwÖrterbuch der Literatur. “Перспектива(лат. perspicere — вúдение с

Композиция и компонент
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. S. 129. “Компонент.Элемент бóльшего целого (композиции). Фактор, содействующий в организаци

III. Специальные исследования
1) Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений (1921) // Жирмунский В.М. Теория стиха. “Композиция обозначает, как показывает само слово, построение (распре-деление, располо

ВОПРОСЫ
1. Определения какого из двух основных (в рамках этой темы) терминов — “точка зрения” и “композиция” — встречаются чаще? Значение какого из них обычно считается более ясным и очевидным? 2.

Повествование
1. Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Наррация.Форма, передающая изображенные происшествия в их причинно-следственных связях, мотивирую

Описание
1. Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Описание. Одна из передающих форм в литературном произведении. Структурное сочетание статичных мо

Характеристика
1. Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Характеристика персонажа. Сообщение о внешнем виде и чертах характера литературного персонажа.

III. Cпециальные исследования
1) Гарландский И. “Поэтика”. Избранные места / Пер. М.Л. Гаспарова // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. С. 178-190. “Далее — о

ВОПРОСЫ
1. Можно ли считать существующие определения понятия “повествование” однозначными или они двойственны и даже содержат в себе противоречие? 2. Что такое “композиционные формы речи”? Сравнит

Автор и образ автора
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Автор.Творец произведения” (S. 40). 2) Wielpert G. von. Sachwörterbuch der L

Повествователь и рассказчик
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Нарратор.Введенное автором лицо рассказчика в эпическом произведении, не идентичное с творцом соч

ВОПРОСЫ
1. Попытайтесь разделить определения, сгруппированные нами под заголовком «Автор и образ автора» на две категории: те, в которых понятие «автор» смешивается с понятиями «повествователь», «рассказчи

I. Cловари
Герой и персонаж (сюжетная функция) 1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Герой.Один из центральных персонаже

Характер и тип
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. I. “Мы исходили из всеобщих субстанциальных сил действия. Для своего активного осуществления они нуждаются в человеческой индивидуальн

Герой и эстетическая оценка
1) Фрай Н. Анатомия критики. Очерк первый / Пер. А.С. Козлова и В.Т. Олейника // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. Г.К. Косикова.

Герой и текст
1) Гинзбург Л. О литературном герое. (Гл. третья. Структура литературного героя). “Литературный персонаж — это, в сущности, серия последовательных появлений одного лица в пределах д

ВОПРОСЫ
1. Рассмотрите и сравните различные определения понятий “персонаж” и “герой” в справочной и учебной литературе. По каким критериям обычно отличают героя от других действующих лиц (персонажей) произ

I. Cловари
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Герой коллективный. Группа главных персонажей, которые трактуются в произведении равноценно и пре

III. Специальные исследования
1) Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. “Автор — носитель напряженно-активного единства завершенного целого, целого героя и целого произведения, трансгреди

ВОПРОСЫ
1. Какие трактовки понятия “система персонажей”, с Вашей точки зрения, акцентируют организованное автором распределение сюжетных функций и какие — разделение между изображенными лицам

I. Cловари
Жанр (конкретные виды и их инварианты) 1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Жанр (gatunek) литературный.Подв

Род и жанр
1) Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка: В 2-х т. Т. 1. / Пер. И.Е. Бабанова // История эстетики в памятниках и документах. 305.Шиллер — Гете. Иена, 25 апреля 1797 года. “Вообще

ВОПРОСЫ
1. Сравните определения понятий “жанр” (вид) и “род” литературного произведения. Выделите среди них те, которые: а) не разграничивают две группы произведений (иногда невозможность такого разграниче

I. Cловари
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Эпика. Одинизтрехглавныхлитературныхродов (наряду с драмой и лирикой), структуру которого характе

III. Специальные исследования
1) Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка: В 2-х т. Т. 1 / Пер. И.Е. Бабанова // История эстетики в памятниках и документах. 303. Шиллер — Гете. [Иена], 21 апреля 1797

ВОПРОСЫ
1. Выделите среди определений эпоса как литературного рода те, которые усматривают “родовую” специфику (или общность ряда жанров): а) в преобладании повествования над прямой речью героев; б) в прео

Автор, субъект изображения и мир героя
1) Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. “Эстетически творческое отношение к герою и его миру есть отношение к

Автор и субъект речи
1) Волошинов В.Я. (Бахтин М.М.). Марксизм и философия языка. “В каких направлениях может развиваться динамика взаимоотношений авторской и чужой речи? Мы наблюдаем два основных напра

ВОПРОСЫ
1. Подумайте над соотношением “линейного” и “живописного” способов изображения чужой речи, по Волошинову-Бахтину. Следует ли, основываясь на этих суждениях, считать исторически устойчивым (инвариан

Драма как “идеальный тип” художественного целого
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Драма (dramat). Один из трех главных литературных родов (наряду с эпикой и лирикой). Структуру др

Катастрофа и катарсис
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Катастрофа.Победа противодействия (kontrakcji) в произведении. Поражение, которое терпит герой тр

III. Специальные исследования
1) Аристотель и античная литература. <Поэтика> 1448а28: “Отсюда, говорят иные, и сама драма называется «действом», ибо подражает <лицам> действующим”. 49b9-20: “...трагедия обы

ВОПРОСЫ
1. Выберите среди характеристик драмы как литературного рода такие, в которых, во-первых, речь идет о типической структуре произведения и, во-вторых, акцентирован аспект “зоны построения образа”. Н

А) действие в целом
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Действие(Akcja). Система тех событий, представленных в произведении, которые определяют судьбу ге

Б) Завязка, экспозиция
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Завязка действия. Случай, разрушающий первоначальное равновесие исходной ситуации, выявляющий в н

В) Перипетия и кульминация
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Перипетия. Внезапный перелом, перемена судьбы, осложнение в действии (драмы, романа)” (S. 190).

Части текста, формы пространства-времени, композиция
1) Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. “Декупаж (деление на части). <...> Деление на части исходит из нарративной (повествовательной), сценической, игровой ст

Действие в драме
1) Гете И.-В. Годы учения Вильгельма Мейстера // Гете И.-В. Собр. cоч.: B 10 т. Т. 7. “Они долго и много толковали и наконец пришли к такому выводу: в романе, как и в драме,

Компонент и композиция
1) Хализев В.Я. Драма как род литературы. “Текст драмы членится на сценические эпизоды, называемые картинами или сценами. Это относительно самостоятельные части драматического дейст

ВОПРОСЫ
1. Сравните друг с другом различные характеристики драматического действия. Выделите повторяющиеся тезисы или положения. Какие из них указывают на специфические особенности сюжета в драме? Чем отли

Речь в драме
1) Пави П. Словарь театра. «Действие словесное. <...> Действие в театре не сводится к простому перемещению или ощутимому сценическому движению. Оно также

Диалог драматический
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Диалог. Ряд высказываний двух или более лиц, реплики которых следуют поочередно и связаны между с

Монолог драматический и реплика
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Монолог. Высказывание одного непрерывно говорящего субъекта, не входящее в состав диалога. На стр

Ремарка и вставной текст
1) Богуславский А. Ремарка // Словарь литературоведческих терминов. С. 320. “Р. (от франц. remarque — замечание, примечание) — пояснения, к-ми драматург предваряет

III. Специальные исследования
1) Якубинский Л.П. О диалогической речи [1923] // Якубинский Л.П. Избр. работы. Язык и его функционирование. С. 17-58. “В области непосредственного речевого общения мы имеем,

I. Cловари
1) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Роль <...> 2. Отдельная партия актера в пьесе, названная по тексту, который первоначально был написан н

III. Специальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. “Важнее, чем эта внешняя сторона, — жизненность характеров, которые не могут быть просто олицетворением каких-либо целей, как это слиш

ВОПРОСЫ
1. Сравните различные определения понятий “тип”, “роль” и “амплуа”. Что общего между ними и существуют ли какие-либо различия? Принято считать, что по крайней мере одно из названных понятий — “тип”

Лирический субъект
1) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Лирическое Я,Я, первое лицо единств. числа, в лир. стихотворении — переживающий, чувствующий и высказывающийс

III. Специальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. “...принципом лирики, в отличие от эпической широты, становятся стянутость, сжатость, и вообще лирика призвана воздействовать внутренн

ВОПРОСЫ
1. Сравните различные характеристики лирики как литературного рода в справочной литературе: какие при этом выделяются типические (инвариантные) признаки в области тематики, речевой структуры и взаи

II. Специальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. (Третья гл., II. Лирическая поэзия). “Содержанием лирического произведения не может быть развитие объективного действия в его взаимосвязях, р

ВОПРОСЫ
1. Какие варианты ответа на вопрос о существовании лирического события, о его природе и возможности его развертывания в сюжет Вы находите в предложенных здесь выписках из справочной и учебной литер

Эпопея и роман
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Эпопея (эпос). Эпическое произведение большого объема, обычно стихотворное, отмеченное пафосом и

Канон и неканонические структуры
1)Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “Канон (греч. — руководящий принцип, масштаб), установленное правило, норма: <...> 3. в лит. некот. общеу

III. Реферативные обзоры
1) Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. <Гл> VI. “...если в предромантический период жанровая принадлежность литературного произведения была творческой предпосылк

IV. Специальные исследования
1) Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. “...никогда не удается дать сколько-нибудь охватывающей формулы для романа как жанра. Боле

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных определений эпопеи (эпоса, эпической поэзии) в справочной литературе, имея в виду вполне определенный жанр, характеризуют его преимущественно: а) по объему текста и признака

Новелла
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Новелла. Краткое эпическое произведение с компактной фабулярной конструкцией, сближенной с драмат

Повесть
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Повесть. Определение, трактуемое часто как синоним рассказа, новеллы, романа, — относится обычно

Рассказ
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Рассказ (narratio). <...> 2. Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается

III. Специальные исследования.
1) Берковский Н.Я. О “Повестях Белкина” // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. “Индивидуальная инициатива и ее победа — привычное содержание новеллы. «Повести Белкина” — пят

ВОПРОСЫ
1. Какие из приведенных нами определений жанра новеллы в справочной литературе строятся на: а) сближении ее с рассказом и противопоставлении роману; б) сближении с драмой в) противопоставлен

Комедия
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Комедия. 1. Драматический жанр, который в древности был противоположностью трагедии, сопровождает

Трагедия
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Трагедия. Жанр драмы, возникший в древности; изображает конфликт исключительной личности, стремящ

Драма как жанр
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Драма. Наименование, которое в период развития театра в первой половине ХIХ века было присвоено с

II. Специальные исследования
1) Аристотель. Поэтика / Пер. М.Л. Гаспарова // Аристотель и античная литература. “49а32 <Сущность и совершенствование комедии.> V. Комедия ж

ВОПРОСЫ
1. Сравните различные определения жанра комедии в справочной литературе. В каких случаях они строятся преимущественно на характеристиках: а) основной эстетической тональности (оценки героев автором

Ода и сатира
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Ода. Лирическое произведение, разновидность, восходящая к греческой и римской поэзии (Пиндар, Гор

Элегия и послание
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Элегия. Лирическое произведение с печальным настроением, выражающее, напр., скорбь об утрате люби

Идиллия и баллада
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Баллада. <...> 2. Эпико-лирическое произведение, которое при всех различиях в происхождении

III. Специальные исследования
1) Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. [1] “Совершенно ясно, что отдельного произведения в литературе не существует

ВОПРОСЫ
1. Сравните определения оды в справочной литературе. Указываются ли структурные признаки канонического литературного жанра? Какие именно? Обратитесь с этой же точки зрения ко второму фрагменту стат

Стиль и форма произведения
1) Эльсберг Я. Стиль // Словарь литературоведческих терминов. С. 374-379. “С. <...>“По отношению к содержанию и форме произведения С. является объединяющим и

III. Специальные исследования
1) Гете И.В. Простое подражание природе, манера, стиль // Гете И.В. Собр. cоч.: B 10 т. Т. 10. С. 26-30. [1] “Если художник <...> взялся бы за изображение природы, стал

ВОПРОСЫ
1. Сходство приведенных нами определений понятия “стиль” в справочной литературе явно состоит в идее взаимосвязи и единства созерцаемых многообразных форм. Но в чем же заключается разница?

Подражание и стилизация
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Подражание <naśladownictwo>. Творческий метод, состоящий в копировани

Пародия и вариация
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “Пародия. 1. В широком значении: всякое подражание, осмеивающее серьезные литературные произведени

II. Специальные исследования
1) Фрейденберг О.М. Происхождение пародии // Русская литература ХХ века в зеркале пародии. С. 392-404. “Она была заложена не на шутке или подражании, а на смежности с возвыш

ВОПРОСЫ
1. Сравните различные определения вначале подражания (имитации), а затем стилизации. Какие из них: а) не разграничивают эти два явления; б) противопоставляют их таким образом, что одно из них приоб

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
A Armentier L. 73; 139; 159; 189; 201; 205; 224; 234 Atsuhiko Y. 187 B Barnet S. 17; 23; 34; 63; 96; 103; 117; 152; 168; 187; 211; 214; 223; 234 Berman

Словари
A Dictionary of Modern Critical Terms / Ed. by R. Fowler. London, 1973. A Dictionary of Modern Critical Terms / By Roger Fowler. London – Henley – Boston. 1978. Barnet S., Berm

Специальные исследования
Lämmert E. Bauformen des Erzählens . 8., unveränderte Aufl. Stuttgart. 1991. Lukács G. Die Theorie des Romans. Ein geschichtsphilosophischer Versuch &u

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги