рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

VI. ТРИ МИРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

VI. ТРИ МИРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ - раздел Образование, Анни Безант – Братство религий Миры, В Которых Протекает Жизнь Человека, Обозначаются Различными Именами. Ра...

Миры, в которых протекает жизнь человека, обозначаются различными именами. Различны и подразделения этих миров, также и продолжительность, приписываемая пребыванию человека в каждом из них. Но под всеми этими различиями нетрудно уловить одни и те же основные линии.

Оставив на время различия, мы увидим следующие общие положения:

I. Физический мир, в котором человек живет во время своего воплощения в физическом теле. Это — мир причин, где человек производит свой посев; жатву он будет собирать по ту сторону смерти. Это обстоятельство и придает такое большое значение физическому миру, несмотря на то, что пребывание в нем человека сравнительно непродолжительно.

II. Мир, куда человек переходит после смерти, называется различными именами и имеет много подразделений — рай, чистилище, страна вечного лета, ад, страна желаний (камалока), страна духов (преталока); все эти названия относятся к промежуточным состояниям, иногда вполне счастливым, иногда страдальческим, иногда очистительным, иногда служащим для отбывания наказания, но не к состоянию совершенного блаженства или — с точки зрения тех, кто еще верит в такую идею, — не к состоянию вечной безнадежной скорби.

III. Небесный мир, откуда исключено все злое, куда "не войдет ничто нечистое",98 где радость, выше всякого земного представления, и мир, превышающий всякое человеческое понимание, составляют удел всех, блаженно пребывающих в нем.

Таковы три мира человеческой эволюции — и в том случае, когда мы верим, что человек проходит через них много раз, пока не достигнет полного совершенства, пока Дух не победит материю, преобразив ее в светлую одежду, достойную Сына Божьего; и в том случае, когда мы убеждены, что человек проходит через первые два мира лишь однажды, а в третьем мире остается навсегда.

Относительно последнего мира, трудно себе представить образованных людей, которые могли бы веровать, что небесное состояние человека является вечным, закристаллизованным в неподвижном счастье, причем люди всех ступеней несовершенства превращаются каким-то чудом после смерти или в день "страшного суда" в совершенных и такими остаются навсегда и безвозвратно. Еще труднее представить себе верующих в то, что в переходном мире мучения длятся бесконечные века, выражаясь в страшных пытках и в закристаллизованном неподвижном зле и скорби. Мимо этих немногих, разделяющих тяжелое наследие темных веков, мы можем пройти не останавливаясь. Огромное большинство христиан хотя и отвергает перевоплощение и признает, что человек живет однажды, все равно на какой бы ступени эволюции и с каким бы характером он ни вступал на свое земное поприще, это большинство все же верит, что человеческая природа прогрессирует после смерти и что посмертное страдание является лишь временным и необходимым очищением, после которого люди продолжают развиваться, при более или менее счастливых условиях на протяжении бесконечных веков.

Хотя и не все, но большинство христиан и спиритуалистов, а также некоторые парсы и мусульмане разделяют эту точку зрения. Все индусы и буддисты, многие спиритуалисты, парсы и мусульмане, а также некоторые христиане и все евреи, оставшиеся верными своим древним преданиям, считают, что человек развивается на протяжении многих циклов чередующихся рождений и смертей, что он поочередно пребывает в течение более или менее продолжительного времени в трех мирах, пока не достигнет совершенного состояния победившего Сына Божьего, над которым смерть не имеет более силы, что он поднимается вверх до тех светлых высот, где во всей своей славе стоят Сыны Божьи, а затем, при наступлении конца божественного проявления, успокаивается в лоне Отца, в ожидании зари нового Творчества.

Сношения человека с названными тремя мирами во время его физической жизни не прекращаются. Посредством своих телесных деятельностей он живет в физическом мире; сюда принадлежат все процессы мысли, желания и действия, совершающиеся через мозг и нервную систему, а также и все обыкновенные растительные и животные отправления. Эмоциями своими и желаниями человек связан с переходным миром, материя которого тесно переплетена с физической материей; тогда как своими умственными способностями человек принадлежит небесному миру; эти последние являют собой то, что современная психология называет "субъективным разумом", огромные возможности которого все более и более признаются современной наукой. В этом случае наука приходит на помощь религии, ибо то, что наука изучает ныне как субъективный разум, религия признавала всегда за Душу — в отличие от Духа.99 Душа остается деятельной на протяжении всей земной жизни человека, безразлично — бодрствует он или спит, и она же переходит неизмененною через порог смерти и, очищенная в посмертном состоянии, соединяется с Духом и в единении с ним переходит в небесный мир, свою истинную родину.

На настоящей ступени эволюции немногие сравнительно пользуются деятельным сознанием своей Души, хотя последняя и не перестает влиять невидимо на мозговое сознание, которое является лишь частичным выражением ее. Хотя большинство и сознает время от времени наличность душевного сознания, испытывая его влияние в молитвах и во время медитации; по временам же сознание это преодолевает мозговое сознание, как мы это видим при "обращениях", при религиозных переживаниях и т. д.100 Посредством него Дух действовал в пророках, апостолах и святых всех стран и народов; точно так же и у художественных и интеллектуальных гениев Душа преобладает над мозговым сознанием.

Низшие переживания Души, как перед смертью, так и после нее, принадлежат переходному миру. Высшие переживания, когда Душа озаряется Духом, относятся к небесному миру, и Душа может пребывать в нем, оставаясь заключенной в тело, как это бывает при религиозных переживаниях. Но для большинства эти блаженные переживания наступают лишь после смерти, когда очищенная Душа вступает в свое небесное наследие.

Физический мир. Он представляет собой поле для деятельности человека в состоянии бодрствования, когда он сеет семена добра и зла, которые созреют в будущем. Из всех материальных оболочек современного человека физическая наиболее организована, и через нее он выполняет деяния, которые принесут плоды в далеком будущем. Все, что он думает, желает и делает дурного, все, направленное против Закона, является посевом страдания, которое вырастает и приносит плоды или в этом физическом, или в переходном мире, смотря по свойству посева. Желания и мысли, коренящиеся в страстных вожделениях и последствия их удовлетворения принадлежат по самой природе своей к переходному миру и приносят свою главную жатву — как во время жизни, так и после смерти — именно в этом мире.

Низшие желания растут путем удовлетворения, и главным последствием в физическом мире такого нарастания их силы является постепенное повреждение, а в крайних случаях и полное разрушение нервной системы физического тела, следующее за чрезмерными возбуждениями. Тяжелая жатва страдания собирается в переходном мире благодаря подобному неразумию, ибо, когда после смерти физическое тело отпадает, средства к удовлетворению желания утрачиваются, тогда как жажда страстных ощущений сохраняется в Душе, бывшей в рабстве у тела. Это ненасытная жажда, переживающая тело и не получающая удовлетворения, и вызывает то неизбежное и естественное страдание, которое в переходном мире выпадает на долю рабов своих страстей. Высшие желания растут также путем удовлетворения — сюда принадлежит стремление к чистой любви, к искусству, к красоте, служению и т. д., — и так как они сохраняются неприкосновенными после смерти, то являются источниками радости в переходном и в небесном мирах. Из этого вытекает следующий закон: если Душа состояла в рабстве у тела и у физического мира, неизбежные страдания ожидают ее в переходном мире; если же Душа в течение физической жизни господствовала над телом, мир и счастье являются последствием ее победы.

Переходный мир. Подробности относительно этого мира в различных религиях не одинаковы, но основная мысль, заключенная в только что приведенном выводе, принимается всеми религиями. Индусы разделяют переходный мир на Страну Отцов (Питрилока) и на страну Привидений (Преталока), последнюю же подразделяют, в свою очередь, на различные виды ада (Нарака) с разными степенями тяжелых переживаний. Буддисты разделяют это воззрение.

Все эти переживания временны и служат для очищения, после которого человек переходит в небесный мир (Сварга), где остается более или менее продолжительное время, соответственно интеллектуальной и нравственной ценности предыдущей жизни; по истечении небесного периода человек снова возвращается на Землю.

Некоторые христиане признают райское состояние, предшествующее полному переходу человека на небо, и состояние страдания, предшествующее настоящему аду; другие только намекают на переходное состояние; греко-католическая, римская и англиканская церкви сохраняют древнее предание, признавая непосредственный рай для наиболее чистых, а чистилище для большинства человечества, откуда оно в свое время переходит в рай или, в редких случаях, прямо на небеса; под конец все переходят на небо. Некоторые христиане и, может быть, некоторые из мусульман верят в вечный ад.

Небесный мир. Душа пожинает в небесах, иначе, в мире мысли, не запятнанной низшими желаниями, весь добрый посев чистых мыслей и чистых эмоций, посеянных во время ее пребывания в физическом мире. Это состояние непрерывного и беспримерного блаженства, различающееся по степеням, если смотреть на него со стороны, в полной мере соответствует размеру счастья, доступному для каждого, пребывающего в этом мире. И здесь вся разница в религиозных воззрениях народов возникает только от того, принимается ли перевоплощение как метод, по которому совершается человеческая эволюция, или отрицается. Признающие перевоплощение видят в небесном мире не только жатву добрых семян, посеянных во время физической жизни, но и ту область, в которой весь добрый опыт и все хорошие стремления и усилия человека превращаются в умственные и нравственные качества, образующие в своей совокупности характер человека, с которым он снова появляется в физический мир. Таким образом, значение неба в круговороте эволюции чрезвычайно важно. Воззрения людей, которые отрицают перевоплощение, недостаточно ясны для их подробного изложения, но все — за исключением немногих, которые считают небесное состояние неизменным, — признают рост и прогресс бесчисленных миров, рассеянных в Пространстве. Все религии сходятся в светлой уверенности, что человек — Бессмертное Духовное Существо и что назначение его — любить, познавать и помогать на протяжении бесчисленных веков.

 

Из индусских Священных Писаний101

Воистину теперь существует три мира: мир людей, мир отцов и мир Лучезарных.

Брихадараньяка упанишада, I, V, 16

В трех мирах, о Партха, нет ничего, что Мне подлежало бы совершить или что Мною не было бы достигнуто.

Бхагавадгита, III, 22

О сын Притхиви, ни здесь, ни в будущем мире нет для него уничтожения; никогда не вступает праведник на путь скорби, возлюбленный сын мой! Достигнувший миров праведных и оставаясь в них бесчисленные года, отпавший от Йоги рождается вновь в чистом и благословенном семействе.

Бхагавадгита, VI, 40, 41

Знающие три Веды, пьющие Сому, очищенные от греха, поклоняющиеся Мне жертвоприношениями, в молитвах просящие у Меня Путь к небесам, по достижении святой обители Лучезарных, они вкушают от их божественных пиров. Насладившись обширным небесным миром, изжив свою святость, они возвращаются в этот мир смерти.

Там же, IX, 20,21

Если душа главным образом утверждается в добродетели, а в порок впадает в малой степени, она достигает блаженства на небе, облеченная в эти самые элементы. Но если она главным образом держится за порок, а в добродетели упражняется в слабой степени, то покинутая элементами, она повергается в муки Ямы.102

Ману-смрити, XII, 20, 21

Примечание. В Пуранах и в Махабхарате мы находим длинные описания небес и адов.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Анни Безант – Братство религий

Введение... Во все времена на протяжении человеческой истории люди искали Бога и... Лишь через такие души...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: VI. ТРИ МИРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. ЕДИНСТВО БОГА
Единство Бога есть центральное учение религии и единственно верная основа нравственности. "Единый без второго",3 — говорит индус. "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Госпо

Из индусских Священных Писаний
Единый, без второго. Чхандогья упанишада, VI, II, 1 Тогда не было не-бытия и не было бытия... Лишь То дышало вследствие своей собственной природы; кроме Того не было ничего

Из Священных Писаний парсов
Ахуре-Мазде,23 Единому без второго... пою славословие. Агунавад Гата, XXXVIII, 3 Ахура-Мазда, видящий все. Уштавад Гата, XIV, 4 Ахура-Ма

Из еврейских Священных Писаний
Я есмь Сущий ... Сущий послал меня к Вам. Исход, 3:14 Только Господь есть Бог, и нет никого, кроме Него. Второзаконие, 4:35 Слушай, Израиль: Господ

Из христианских Священных Писаний
Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его. От Марка, 12:32 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из ни

Из Священных Писаний ислама
Ваш Бог — Бог единый, и нет иного Бога, кроме Него; Он милостив и милосерд. Коран, 2:158 Мы принадлежим к Богу и к нему возвратимся. Там же, 2:151

Из Священных Писаний сикхов
Он Сам есть Единый, и Он Сам есть множество... Он всегда пребывает во всем. Джанджи Без примет, непостижимый; не предмет; неприкосновенный времени или действию; нерожденный

II. ПРОЯВЛЕНИЕ БОГА ВО ВСЕЛЕННОЙ
Все теологии различали между Богом в Его истинной природе и Богом в проявлении. Сама религия не придает особого значения этой разнице, так как имеет дело с отношением человека к Богу, а не с метафи

Из индусских Священных Писаний
Познавший Бога, Который без начала и без конца, Который в этой твердой материи есть Творец вселенной, Который имеет бесконечный образ, познавший Единого, проникающего вселенную, освобождается от вс

Из Священных Писаний парсов
Армаити, Совершенная Мысль, есть Твоя мысль, о Ахура-Мазда! Твое есть духовное знание творить мир. Агунавад Гата, XXX, I, 9 О Ахура-Мазда! Я несомненно Тебя признаю как Все

Из еврейских Священных Писаний
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему. Бытие, 1:26 Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и

Из христианских Священных Писаний
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. От Матфея, 28:19 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. От

Из Священных Писаний ислама
Все, что находится на небе и на земле, — все принадлежит Ему и Ему повинуется. Он один на небе и на земле; возымев желание, Он говорит: "Да будет так!", и делается по слову Его.

Из Священных Писаний сикхов
Создав существа, Он над ними поставил Время и ходом его стал управлять. Соратх, 1 Я славлю Первичного Единого, Омкара, распростершего воду, землю и небо; первого Духа, непр

III. ВЕЛИКИЕ РАЗРЯДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
Божественная Жизнь облекается в бесчисленное разнообразие форм, и последние не ограничены нашим земным миром — этой точкой в безграничном Пространстве, — а также и теми видами материи, которые мы в

Из индусских Священных Писаний
Индра, Митра, Варуна, Агни, так именуют Его, а Он златоперистый Гарутман. Мудрые говорят о Едином, как о многих; они называют Его Агни, Яма, Матаришва. Ригведа, I, XIV, 46

Из Священных Писаний парсов
Что принадлежит Лучезарным Амешаспентам, с чудодейственными глазами, великим, помогающим, сильным. Агурианы нетленны и чисты. Все семь подобного разума, все семь подобного делания; подобен их ум, п

Из буддийских Священных Писаний
Он (Будда) совершенно Сам все постигает и видит как бы лицом к лицу эту вселенную, нижний мир со всеми его Духами и высший мир Мары, Брахмы, и всех творений, Саман и Брахман, Лучезарных и людей, и

Из еврейских Священных Писаний
А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. Бытие, 32:1-2 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избав

Из христианских Священных Писаний
Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. От Матфея, 13:39 Тогда явился Ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного... И Ангел сказал ему в ответ

Из Священных Писаний ислама
Верующие признают Бога и Ангелов Его. Коран, 2:285 Он избирает своих вестников среди Ангелов. Там же, 22:74 Слава Господу, Творцу неба и земли, вес

Из Священных Писаний сикхов
Что это за врата, что за дом, в котором пребывая, Он поддерживает все? Бесчисленны музыкальные инструменты, бесчисленны музыканты. Бесчисленны песни и бесчисленны певцы.

IV. ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА
Вся вселенная может быть названа воплощением Духа, так как ни единая частица материи, как бы мала она ни была, не могла бы сохранять своей связи с другой частицей даже на один миг, если бы не было

Из индусских Священных Писаний
Хотя нерожденный, — Мое вечное Я, владыка всего сущего, осеняющий природу, Мною созданную, — Я все же рождаюсь Моей собственной властью. Когда правда приходит в упадок, о Бхарата, а неправда воцаря

Из Священных Писаний парсов
Я молился Тебе, о Ахура-Мазда, воистину как Раскрывающему, когда Твой Вестник пришел ко мне через Добрый Разум. Уштавад Гата, xIiii, 7 О Ахура-Мазда! Когда придет превосход

Из еврейских Священных Писаний
И почиет на нем дух Господень... и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Исаия, 11:2,3 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избра

Из буддийских Священных Писаний
Исполняющий свой долг терпим, как земля или как порог; он подобен озеру без грязи; его не ожидают новые рождения. Дхаммапада, VII, 95 Некоторые люди вновь рождаются; злодеи

Из христианских Священных Писаний
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. От Луки, 1:35 И Дух Святый нисшел на Не

Из Священных Писаний ислама
Мы дали вам книгу закона Моисеева и вслед за нею отправили к вам других посланников. Иисусу, сыну Марии, мы даровали знамения и укрепили Его Духом Святым. Коран, 2:81 Говор

V. ДВА ОСНОВНЫХ ЗАКОНА
Существует два закона: закон раскрытия Духа в материальных проводниках и закон роста или эволюции этих проводников. Первый закон есть Закон Действия и Противодействия, известный в наши дни

Закон Действия и Противодействия
Божественная Воля требует праведности, и все нарушающие ее должны неизбежно страдать. Отсюда постоянные предупреждения Мудрецов и Пророков, что все, идущее против праведности, служит причиной страд

Закон жертвы
Жертва есть излияние жизни на пользу других, и этот закон раскрывающегося Духа есть та основа, на которой строятся и которая поддерживает миры. Все мировые религии в разнообразных символах признают

Из индусских Священных Писаний
Как может быть в этой вселенной какое-либо беспричинное действие? Деви Бхагавата, I, 74 Все, сам Брахма и все остальные, находятся под владычеством закона, о Царь!

Из Священных Писаний парсов
О люди! учитесь этим законам счастья и скорби, которые установил Ахура-Мазда; они приносят на долгое время страдание злым, а справедливым блаженство, через которое они достигают счастья.

Из еврейских Священных Писаний
Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека. Бытие, 9:6 И обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня... с

Из буддийских Священных Писаний
Если человек говорит или действует с дурной мыслью, то страдание следует за ним, как колесо следует за ногою вола, везущего телегу... Если человек говорит или действует с чистой мыслью, то счастье

Из христианских Священных Писаний
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить. От Матфея, 7:1-2 Итак во всем, ка

Из Священных Писаний ислама
Без сомнения, Бог не остается глух к делам вашим, покупающие себе блага этого мира ценою будущей жизни не получат облегчения в наказании, ожидающем их и им не будет оказано помощи. Кора

Из Священных Писаний парсов
Мы приносим жертву светлым небесам; мы приносим жертву светлой, всесчастливой, блаженной обители Пресвятых. Сорозах II, Асман, 27 Гаро-Нмана для святых душ, и никто из злых

Из буддийских Священных Писаний
Он Сам все постигает и как бы видит лицом к лицу эту вселенную, мир нижний со всеми его духами и миры высшие. Тевиджа-сутта Ученик преодолеет землю, и мир смерти, и мир Луч

Из еврейских Священных Писаний
Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек. Псалтирь, 15:

Из христианских Священных Писаний
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. От Матфея, 25:46 Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни,

Из Священных Писаний ислама
Неверующие влекут вас в огонь, но Бог призывает вас к блаженству и к прощению, если Он того пожелает; Он наставляет людей правилам своим, чтобы они размышляли о них. Коран, 2:221

VII. БРАТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Религия начинает с заявления Единства Бога, а кончает провозглашением братства людей. На самом деле, обе истины неразделимы, вторая заключается в первой. Если существует Единая Жизнь, в таком случа

Из индусских Священных Писаний
Действуй и ты так во имя блага мира. От привязанности к действию действует не мудрый, о Бхарата; мудрый же должен действовать бескорыстно ради блага мира. Бхагавадгита, III, 20, 25

Из Священных Писаний парсов
Если я совершил какой-либо грех против закона братства в отношении моего отца, матери, сестры, брата, жены или детей; по отношению к моему родоначальнику, моему родственнику и знакомым; моим сограж

Из буддийских Священных Писаний
Все люди дрожат при наказании, все боятся смерти; помни, что ты им подобен, и потому не убивай и не причиняй убийства. Дхаммапада, X, 129 Будем жить счастливо, без ненавист

Из еврейских Священных Писаний
Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбир

Из христианских Священных Писаний
Один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья. От Матфея, 23:8 Да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и

Из Священных Писаний ислама
Благочестив ... отдающий состояние свое близким, сиротам, бедным, странникам и всем просящим; благочестив, выкупающий пленных, соблюдающий молитву, творящий милостыню, выполняющий принятые на себя

Источники
Библиографическая заметка Индусские источники: Ману-смрити, Вишну-пурана, Деви Бхагавата, Бхагавадгита, Упанишады, Ригведа, Махабхарата, Бала Бхарата, "Руководство к изу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги