II. ПРОЯВЛЕНИЕ БОГА ВО ВСЕЛЕННОЙ - раздел Образование, Анни Безант – Братство религий Все Теологии Различали Между Богом В Его Истинной Природе И Богом В Проявлени...
Все теологии различали между Богом в Его истинной природе и Богом в проявлении. Сама религия не придает особого значения этой разнице, так как имеет дело с отношением человека к Богу, а не с метафизическими умозрениями, которые требуются теологией. Эти требования вызываются потребностью разума ответить на возникающие перед ним задачи, тогда как сердце ищет только одного: объекта для любви, и поклонения. "Логос Души един"; Слово, говорящее человеческому Духу, не нуждается в объяснительной теологии, чтобы защитить Себя перед Своим подобием.
Но религии обладали всегда своими теологиями, и в последних заключались глубокие, истины, выраженные в умозрительных терминах, причем форма этих истин видоизменялась с каждой особой религией и даже с каждым отдельным учителем. Религиозные распри разгораются вокруг этих терминов, а не вокруг самих истин, для которых термины служат лишь частичными и неполными выражениями. Дух един, тогда как интеллект многообразен и, подобно призме, разлагает белый свет истины на его составные цвета, из которых каждый отличается от остальных, оставаясь в то же время нераздельной частью единого белого света.
Во главе этих неизменных истин стоит истина о божественном Самопроявлении во вселенной, и это Самопроявление признается мыслью, способною проникать в глубину, троичным: Бог проявляет Себя в трех Аспектах, в трех основных Видах, тремя существенными Качествами, которые выполняют три первичные Деятельности по отношению к Его вселенной. На основании этой истины возникла идея божественной Троицы во многих религиях, как древних, так и современных; отрицание этой идеи в мусульманской религии обязано, с одной стороны, тому грубому антропоморфизму, с которым идея эта была представлена, а с другой стороны, сказавшейся во времена пророка Магомета великой необходимости подчеркнуть Единство Бога, ввиду того хаоса многобожия, в котором утрачено было сознание Единства. Разумно установленная, эта истина не может вызвать никакого возражения. Но ее понимание, эмоционально выраженное невежественным, хотя бы и любящим поклонником, может действительно возмутить философа.
Индус говорит о непроявленном Боге, о Бесконечном и Абсолютном, неизменно Самосущем и Безусловном, как о "Неимеющем качеств", тогда как проявленного Бога, верховного Владыку вселенной, он представляет "имеющим качества". Этими основными качествами он считает Бытие, Сознание и Блаженство, и в троичности человеческого Духа с его тремя свойствами — деятельностью, познаванием и волей — он видит ограниченное отражение или образ Господа и в то же время доказательство троичности того объекта, который Дух человеческий отражает в себе. В Писаниях последователей Зороастра идея Бога выражается тремя понятиями: "Я есмь", "Мудрость" и "Блаженство", рядом со многими иными качествами.26 Точно так же и еврейская религия заявляет, что человек сделан по подобию Божию, а в своем внутреннем учении — скрытом от народа по той же причине, которая повлияла и на арабского Пророка, — она говорит: об Эйн-Соф, о Едином, проявляющемся как Кетер, Корона,— Аспект Блаженства Бога, корень Воли в человеке; о Бина, Разуме, — Аспект Сознания у Бога, корень Познания у человека; о Хокма, Вселенском Разуме, — Аспект Бытия Бога, корень Деятельности у человека. В этом заключается коренная истина, лежащая в основе всех троичных Ипостасей, какими бы именами они ни назывались в различных религиях: Отец, Сын, Святой Дух у христиан; Шива, Вишну и Брама у индусов; Амитаба, Авалокитешвара, Манжусри у китайских и тибетских буддистов; Ахура-Мазда, Спента- и Ангро-Майнью и Армаити у последователей Зороастра; Могучий, Мудрый и Милосердый у мусульман, а также различные названия Троицы у египтян, халдеев и в других мертвых религиях; все в один голос провозглашают эту внутреннюю троичность, обнаруженную Богом в проявлении и отраженную в троичности сознания той вселенной, в которой Он проявляется. Три Аспекта божества, раскрывающихся во вселенной, становятся для обитателей этой вселенной тремя Сущностями; употребляя же слова известного христианского исповедания, — "тремя Лицами единого Бога". За всеми этими представлениями скрывается глубочайшая метафизическая истина — вселенская и отвлеченная, применимая ко всем мирам, прошедшим, настоящим и будущим, которые являют собой не более как выражение этой истины во Времени и Пространстве: Истина эта может быть выражена как "Единое Я", как Не-Я, или вселенная, которая есть Его Мысль, и как Его мышление о ней, которое представляет собой отношение между Мыслителем и Мыслью, благодаря чему последняя живет и приносит плоды.
Наш разум не может избежать троичности, присущей проявлению, и эта основная истина была выражена всевозможными способами — и первобытным, и философским, и мистическим, и антропоморфическим; выражения ее разнообразны, но сама истина остается всегда одна и та же, внедренная в самую суть нашего существа. Верно понятая, она не может быть отвергнута.
Проявленный Бог есть Корень вселенной; некоторые религии говорят об эманации, другие о творчестве; верно лишь одно, что нет ничего, кроме Бога, а самый метод, которым Он осуществляет вселенную, есть второстепенный вопрос. Он — Создатель, Строитель, Архитектор Своих миров. Его жизнь зарождает их и сохраняет во все время, положенное для их существования, а когда время это заканчивается, Он возвращает их из состояния раздельности в Свое Единство. "А затем (наступает) конец", дабы был "Бог все во всем"27 или, как говорит мусульманин, "все погибнет, кроме Его Лица".28
Дело осуществления вселенной, одарение ее участием в Его Бытии, внедрения в нее, если можно так выразиться, части Его Жизни принадлежит по необходимости третьему божественному Аспекту: "И Дух Божий носился над водою",29 — говорит еврейское Писание. Брама, говорит индус, есть Создатель, "Предок всех Миров".30 "Тот Господь есть Создатель... чье Имя есть невидимо Развивающий, Бог",31 — говорит последователь Зороастра. "Бог есть ваш Господь... Создатель всех вещей",32 — говорит мусульманин. Не существует никакого разногласия в религиях относительно того, что Бог есть Источник жизни, что все существующее обязано своим бытием Ему. Эта творческая деятельность Бога есть проявление Его третьего Аспекта, христианин сказал бы — Его третьего Лица.
Бог поддерживает и сохраняет миры, и этот второй вид Его деятельности есть то, что называется проявлением Его второго Аспекта или Лица по отношению к Его вселенной. "Он заботится обо всех вещах",33 — заявляет мусульманин. "Его жизнью поддерживается вселенная",34 — говорит индус. Еврейские Писания переполнены заявлениями о непрестанном присутствии в мире Бога, руководящего, правящего и наставляющего.35 А когда наступает период покоя, Он призывает снова к Себе Духов, исшедших из Него, разрушая созданные Им миры. "Я есмь имя Разрушителя всего",36 — возвещает Ахура-Мазда Зороастру. "В твоем Господе будет конец всех вещей, — говорит Магомет, — и к Богу возвратятся все вещи".37 Для индусов Шива есть Разрушитель всех форм и Освободитель всех Духов, конечный мир и Блаженство. "Таким образом один и тот же единый Бог... принимает назначение Брамы, Вишну и Шивы по мере того, как Он создает, сохраняет или разрушает... Он есть Причина создания, сохранения и разрушения".38
В этом учении о трех божественных Аспектах — о Боге по отношению к Его вселенной — мы имеем первичную истину о божественном Единстве, выраженную конкретно и примененную к основным деятельностям Бога в Его мирах. Как один человек может быть одновременно и супругом, и отцом, и господином и может быть виден с одной стороны своей жене, с другой — своим детям, с третьей — своим слугам и все же во всех своих сношениях с людьми оставаться одним и тем же человеком, так же и Бог в Своих трех Аспектах, как Создатель, Охранитель и Освободитель, остается одним и тем же Богом. Он есть Отец нашего духовного Начала, Покровитель наших жизней, Источник наших деятельностей; в этом тесном отношении мы стоим к Нему как индивидуальности, тогда как Его собственная природа познается нами как глубочайшая Суть.
Все темы данного раздела:
I. ЕДИНСТВО БОГА
Единство Бога есть центральное учение религии и единственно верная основа нравственности. "Единый без второго",3 — говорит индус. "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Госпо
Из индусских Священных Писаний
Единый, без второго.
Чхандогья упанишада, VI, II, 1
Тогда не было не-бытия и не было бытия... Лишь То дышало вследствие своей собственной природы; кроме Того не было ничего
Из Священных Писаний парсов
Ахуре-Мазде,23 Единому без второго... пою славословие.
Агунавад Гата, XXXVIII, 3
Ахура-Мазда, видящий все.
Уштавад Гата, XIV, 4
Ахура-Ма
Из еврейских Священных Писаний
Я есмь Сущий ... Сущий послал меня к Вам.
Исход, 3:14
Только Господь есть Бог, и нет никого, кроме Него.
Второзаконие, 4:35
Слушай, Израиль: Господ
Из христианских Священных Писаний
Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его.
От Марка, 12:32
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из ни
Из Священных Писаний ислама
Ваш Бог — Бог единый, и нет иного Бога, кроме Него; Он милостив и милосерд.
Коран, 2:158
Мы принадлежим к Богу и к нему возвратимся.
Там же, 2:151
Из Священных Писаний сикхов
Он Сам есть Единый, и Он Сам есть множество... Он всегда пребывает во всем.
Джанджи
Без примет, непостижимый; не предмет; неприкосновенный времени или действию; нерожденный
Из индусских Священных Писаний
Познавший Бога, Который без начала и без конца, Который в этой твердой материи есть Творец вселенной, Который имеет бесконечный образ, познавший Единого, проникающего вселенную, освобождается от вс
Из Священных Писаний парсов
Армаити, Совершенная Мысль, есть Твоя мысль, о Ахура-Мазда! Твое есть духовное знание творить мир.
Агунавад Гата, XXX, I, 9
О Ахура-Мазда! Я несомненно Тебя признаю как Все
Из еврейских Священных Писаний
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему.
Бытие, 1:26
Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и
Из христианских Священных Писаний
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
От Матфея, 28:19
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
От
Из Священных Писаний ислама
Все, что находится на небе и на земле, — все принадлежит Ему и Ему повинуется. Он один на небе и на земле; возымев желание, Он говорит: "Да будет так!", и делается по слову Его.
Из Священных Писаний сикхов
Создав существа, Он над ними поставил Время и ходом его стал управлять.
Соратх, 1
Я славлю Первичного Единого, Омкара, распростершего воду, землю и небо; первого Духа, непр
III. ВЕЛИКИЕ РАЗРЯДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
Божественная Жизнь облекается в бесчисленное разнообразие форм, и последние не ограничены нашим земным миром — этой точкой в безграничном Пространстве, — а также и теми видами материи, которые мы в
Из индусских Священных Писаний
Индра, Митра, Варуна, Агни, так именуют Его, а Он златоперистый Гарутман. Мудрые говорят о Едином, как о многих; они называют Его Агни, Яма, Матаришва.
Ригведа, I, XIV, 46
Из Священных Писаний парсов
Что принадлежит Лучезарным Амешаспентам, с чудодейственными глазами, великим, помогающим, сильным. Агурианы нетленны и чисты. Все семь подобного разума, все семь подобного делания; подобен их ум, п
Из буддийских Священных Писаний
Он (Будда) совершенно Сам все постигает и видит как бы лицом к лицу эту вселенную, нижний мир со всеми его Духами и высший мир Мары, Брахмы, и всех творений, Саман и Брахман, Лучезарных и людей, и
Из еврейских Священных Писаний
А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие.
Бытие, 32:1-2
Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избав
Из христианских Священных Писаний
Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
От Матфея, 13:39
Тогда явился Ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного... И Ангел сказал ему в ответ
Из Священных Писаний ислама
Верующие признают Бога и Ангелов Его.
Коран, 2:285
Он избирает своих вестников среди Ангелов.
Там же, 22:74
Слава Господу, Творцу неба и земли, вес
Из Священных Писаний сикхов
Что это за врата, что за дом, в котором пребывая, Он поддерживает все?
Бесчисленны музыкальные инструменты, бесчисленны музыканты.
Бесчисленны песни и бесчисленны певцы.
IV. ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА
Вся вселенная может быть названа воплощением Духа, так как ни единая частица материи, как бы мала она ни была, не могла бы сохранять своей связи с другой частицей даже на один миг, если бы не было
Из индусских Священных Писаний
Хотя нерожденный, — Мое вечное Я, владыка всего сущего, осеняющий природу, Мною созданную, — Я все же рождаюсь Моей собственной властью. Когда правда приходит в упадок, о Бхарата, а неправда воцаря
Из Священных Писаний парсов
Я молился Тебе, о Ахура-Мазда, воистину как Раскрывающему, когда Твой Вестник пришел ко мне через Добрый Разум.
Уштавад Гата, xIiii, 7
О Ахура-Мазда! Когда придет превосход
Из еврейских Священных Писаний
И почиет на нем дух Господень... и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
Исаия, 11:2,3
Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избра
Из буддийских Священных Писаний
Исполняющий свой долг терпим, как земля или как порог; он подобен озеру без грязи; его не ожидают новые рождения.
Дхаммапада, VII, 95
Некоторые люди вновь рождаются; злодеи
Из христианских Священных Писаний
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
От Луки, 1:35
И Дух Святый нисшел на Не
Из Священных Писаний ислама
Мы дали вам книгу закона Моисеева и вслед за нею отправили к вам других посланников. Иисусу, сыну Марии, мы даровали знамения и укрепили Его Духом Святым.
Коран, 2:81
Говор
V. ДВА ОСНОВНЫХ ЗАКОНА
Существует два закона: закон раскрытия Духа в материальных проводниках и закон роста или эволюции этих проводников.
Первый закон есть Закон Действия и Противодействия, известный в наши дни
Закон Действия и Противодействия
Божественная Воля требует праведности, и все нарушающие ее должны неизбежно страдать. Отсюда постоянные предупреждения Мудрецов и Пророков, что все, идущее против праведности, служит причиной страд
Закон жертвы
Жертва есть излияние жизни на пользу других, и этот закон раскрывающегося Духа есть та основа, на которой строятся и которая поддерживает миры. Все мировые религии в разнообразных символах признают
Из индусских Священных Писаний
Как может быть в этой вселенной какое-либо беспричинное действие?
Деви Бхагавата, I, 74
Все, сам Брахма и все остальные, находятся под владычеством закона, о Царь!
Из Священных Писаний парсов
О люди! учитесь этим законам счастья и скорби, которые установил Ахура-Мазда; они приносят на долгое время страдание злым, а справедливым блаженство, через которое они достигают счастья.
Из еврейских Священных Писаний
Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека.
Бытие, 9:6
И обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня... с
Из буддийских Священных Писаний
Если человек говорит или действует с дурной мыслью, то страдание следует за ним, как колесо следует за ногою вола, везущего телегу... Если человек говорит или действует с чистой мыслью, то счастье
Из христианских Священных Писаний
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить.
От Матфея, 7:1-2
Итак во всем, ка
Из Священных Писаний ислама
Без сомнения, Бог не остается глух к делам вашим, покупающие себе блага этого мира ценою будущей жизни не получат облегчения в наказании, ожидающем их и им не будет оказано помощи.
Кора
VI. ТРИ МИРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Миры, в которых протекает жизнь человека, обозначаются различными именами. Различны и подразделения этих миров, также и продолжительность, приписываемая пребыванию человека в каждом из них. Но под
Из Священных Писаний парсов
Мы приносим жертву светлым небесам; мы приносим жертву светлой, всесчастливой, блаженной обители Пресвятых.
Сорозах II, Асман, 27
Гаро-Нмана для святых душ, и никто из злых
Из буддийских Священных Писаний
Он Сам все постигает и как бы видит лицом к лицу эту вселенную, мир нижний со всеми его духами и миры высшие.
Тевиджа-сутта
Ученик преодолеет землю, и мир смерти, и мир Луч
Из еврейских Священных Писаний
Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
Псалтирь, 15:
Из христианских Священных Писаний
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
От Матфея, 25:46
Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
Из Священных Писаний ислама
Неверующие влекут вас в огонь, но Бог призывает вас к блаженству и к прощению, если Он того пожелает; Он наставляет людей правилам своим, чтобы они размышляли о них.
Коран, 2:221
VII. БРАТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Религия начинает с заявления Единства Бога, а кончает провозглашением братства людей. На самом деле, обе истины неразделимы, вторая заключается в первой. Если существует Единая Жизнь, в таком случа
Из индусских Священных Писаний
Действуй и ты так во имя блага мира. От привязанности к действию действует не мудрый, о Бхарата; мудрый же должен действовать бескорыстно ради блага мира.
Бхагавадгита, III, 20, 25
Из Священных Писаний парсов
Если я совершил какой-либо грех против закона братства в отношении моего отца, матери, сестры, брата, жены или детей; по отношению к моему родоначальнику, моему родственнику и знакомым; моим сограж
Из буддийских Священных Писаний
Все люди дрожат при наказании, все боятся смерти; помни, что ты им подобен, и потому не убивай и не причиняй убийства.
Дхаммапада, X, 129
Будем жить счастливо, без ненавист
Из еврейских Священных Писаний
Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбир
Из христианских Священных Писаний
Один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья.
От Матфея, 23:8
Да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и
Из Священных Писаний ислама
Благочестив ... отдающий состояние свое близким, сиротам, бедным, странникам и всем просящим; благочестив, выкупающий пленных, соблюдающий молитву, творящий милостыню, выполняющий принятые на себя
Источники
Библиографическая заметка
Индусские источники: Ману-смрити, Вишну-пурана, Деви Бхагавата, Бхагавадгита, Упанишады, Ригведа, Махабхарата, Бала Бхарата, "Руководство к изу
Новости и инфо для студентов