Причины возникновения и развития философии Нового времени.
Причины возникновения и развития философии Нового времени. - раздел Образование, ОСНОВЫ ФИЛИСОФИИ Начало Нового Времени Представлено Такими Философами, Как Ф. Бэкон...
Начало Нового времени представлено такими философами, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Причинами перехода философской мысли к следующему периоду - философии Нового времени - являются те социально-экономические и духовно-политические процессы, которые характеризуют этот период общественного развития XVII - XVIII вв. Это разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социально-политической сфере, меняется сознание и мировоззрение людей. В этот период бурно развивается наука, которая начинает играть значительную роль в жизни общества. При этом особое место в науке занимает механика, в которой видели ключ к тайнам мироздания. Во всех природных и социальных явлениях мыслители искали механическую причинность. Завершение механики в качестве науки было осуществлено английским учёным Исааком Ньютоном (1643-1727), согласно которому мир - механическая машина, регулируемая точными механическими законами, имеющими всеобщее значение.
Философии Нового времени присущи нормы рациональности - естественность, логичность, всеобщность теории, простота и ясность исходных принципов, математическое выражение качественного знания. Решающее влияние на философию Нового времени оказала идея автономной философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок, опирающейся на опыт и естественный разум, философии, обосновывающей знания о природе, естественное право им мораль, естественную религию. В Новое время мыслители заняты обоснованием господства человека над действительностью. Эта власть - в силе науки, принявшей характер систематического исследования природы, базирующегося на эксперименте, наблюдении, математике.
В Новое время идеалистически-восторженный взгляд на человека несколько тускнеет - он предстаёт существом сложным, противоречивым, парадоксальным. Б. Паскаль (1632-1662) и Лабрюйер (1645-1696) привлекают внимание к простому народу, уважительно отзываясь о народной мудрости. В философии на первый план выходят истинно человеческие ценности: свобода человека, величие его души, неподкупность разума. Лейбниц даёт такое определение свободе: "Детерминироваться разумом к лучшему - это и значит быть свободным", а Т. Гоббса волнуют возможности реализации человеческой свободы в рамках старого упорядоченного социума.
Ещё одним краеугольным камнем в фундаменте философии Нового времени является присущее ему мировоззрение, которое, отказавшись от метафизики предыдущих эпох, имеет следующие особенности:
- теряется ощущение того, что есть подлинное существование какой-то основы жизнедеятельности людей. Это выражается в замкнутости в субъективном, надежде только на свои силы, уверенности в том, что всё созданное человеком есть не результат его субъективных усилий, а объективно сущее, проявленное с его помощью.
- человек, его сознание, его потребности и его жизнь стали восприниматься как единственное несомненное и подлинное бытие. Такая мировоззренческая установка заложена в философии основателя западной рационалистической культуры Р. Декарта. Его скептицизм пришёл к выводу, что нельзя сомневаться только в том, что я мыслю, а, значит, существую.
- происходит переоценка времени: человек не думает о вечности. Это явилось следствием ослабления идеи существования Абсолюта и воплотилось в дискретности времени человеческого существования. Человек сводит все смысложизненные вопросы к удовлетворению своих земных потребностей, рвёт связь с традициями, формирует свои ценности, причём ценности материальные. Стимулом жизни человека и его самореализации становятся материальные потребности.
- поверив в силу своего разума, человек поверил в свою способность изменять мир. На мир перестают смотреть как на Божественный порядок, он превратился в поле конструктивной деятельности человека, что способствовало возникновению различных проектов по переустройству социальной жизни людей и самой природы.
Френсис Бэкон – учение об «идолах».
Родоначальником английского материализма и опытных наук Нового времени является Френсис Бэкон (1561-1626).Он обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия и наука должны носить практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, отсюда его девиз: «Знание - сила».Главное затруднение в познании природы заключается в выработке правильного метода. Неудовлетворённый дедуктивным методом Аристотеля, Ф. Бэкон пишет «Новый органон», где излагает свой опытно – индуктивный метод. Путём, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Учёный должен идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. Однако опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков» или идолов. «Призраки рода» - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей. «Призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей. «Призраки рынка» - это привычки пользоваться в суждении о мире общепринятыми представлениями и мнениями без критического к ним отношения. «Призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты - таков принцип науки Нового времени.
Надёжным путём к познанию природы, к образованию понятий служит только опыт. Познание начинается с ощущений, которые являются единственным источником познания. Надо не только собирать, но и обобщать факты. Таким методом является индукция. Характерный признак индукции – анализ. Индуктивный метод – есть аналитический метод. Научное познание должно быть методическим процессом создания таблицы.
Философия, ее предмет и роль в обществе.
Философия – наука. Существует огромное множество определений философии как науки. Слово «Философия» переводится с древнегреческого языка как «любовь к мудрости». Если отталкиваться от перевода,
Основные категории и понятия философии.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия или философия истории), учение
Проблема основного вопроса философии.
Когда-то философия была матерью всех наук. Собственной, никаких наук еще не было, а была одна философия как основа познания мира, и первые философы назывались мудрецами. Они очень много, по тем вре
Методы философии
Исходя из того, что предметом исследования философии являются наиболее универсальные принципы мышления и познания, можно сделать вывод о методологичности философии, т.е. она является всеобщим
АНТИЧНОСТЬ.
1.Зарождение философии.
2.Философия Древнего Востока.
3.Философия Античности. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала
Зарождение философии.
Изучая исторические типы философии, необходимо иметь в виду, что история философии, в отличие от истории других наук, является органической частью философии. Так как философские проблемы относитель
Философия Древнего Востока.
Начало философской традиции в Древней Индии обусловливается появлением структур классового общества, ставших впоследствии кастами– брахманы (жр
Антропологический материализм Л. Фейербаха
Несмотря на подавляющий авторитет учения Гегеля, в Германии появляется философ, который с позиции материализма даёт резкую критику идеалистической диалектике Гегеля. Это Фейербах Людвиг
Современная западная философия
1. Общая характеристика современной западной философии. Сциентистское (рационалистическое) направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика.
3. Антропологич
Инструментальная концепция.
Сознание рассматривается как «личный компьютер», раскрывающий операционно-вычислительные способности человека. Корни такого подхода – в механистических традициях Нового времени, когда сознан
Интенциональная концепция.
Интенциональные свойства сознания стали систематически изучаться с начала ХХ века в феноменологической философии и психологии. За понятием «интенциональность»закрепилось значени
Кондиционалистская концепция.
Акцентируется на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти факторы зам
Формы знания и познавательной деятельности
Как уже рассматривалось нами, сознание – это всегда осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – это объективная реальность, данная в сознании
Чувственное и рационалистическое познание
В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувства и разум.
Чувственное знание
Понятие истины. Истина и заблуждение
Непосредственной целью познания в любой его форме является истина. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные
Понятие общества. Основные концепции общественного развития.
Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп людей, объединённых не на основе общности, а совместных интересов
Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие «индивид» указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo
Смысл и назначение человеческого бытия
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему?, а для чего? живёт человек. Среди многих подходов к решению этой проблемы
Сущность исторического процесса. Философия истории.
Сущность исторического процесса изучает философия истории, которая представляет собой один из тематических разделов философского знания. Термин «философия истории» появился в истории европей
Проблема периодизации исторического процесса.
В современной философии истории существует два основных подхода к историческому процессу.
Первый подход предполагает существование отдельных обществ и стран, и их групп или систе
Учение Данилевского о культурно-исторических типах.
Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) в исследовании "Россия и Европа" предложил новую формулу "построения истории": история не есть прогресс некоего общего разума, нек
Техногенный характер глобальных проблем современности.
Начиная с 70-х г.г. ХХ века со всей очевидностью определились не только планетарные масштабы индустриального общества, но и его всеобщий кризис, проявившийся в возникновении гло
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов