Современная западная философия - раздел Образование, ОСНОВЫ ФИЛИСОФИИ 1. Общая Характеристика Современной Западной Философии. Сциентистское...
1. Общая характеристика современной западной философии. Сциентистское (рационалистическое) направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика.
3. Антропологическое (иррационалистическое) направление: философия жизни Ф. Ницше, фрейдизм, экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), феноменология Э. Гуссерля.
Общая характеристика современной западной философии. Сциентистское (рационалистическое) направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика.
Рассматривая современную западную философию необходимо обратить внимание на её отличия от классической западной философии. Классический этап её развития выдвинул требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом акцентировались доступность познания и возможность достичь истины любому человеку. На основе постижения законов природы и общества считалось возможным господствование над ними. Однако последующие французские революции, войны 1812 и 1914 годов показали, что подобные идеалы классической философии ошибочны и не достижимы. Надлом классической философии (Гегель, Фейербах, Маркс) произошёл уже в учениях Артура Шопенгауэра (1788-1860), Серёна Кьеркегора (1813-1855) и основателя философии жизни Фридриха Ницше (1844-1900). Они показали, что познание и истина доступны не всем, а мир не является рациональной единой системой. На основе этих идей, определились основные тенденции современного западного философского мышления, среди которых главными являются сциентизм и антропологизм.
Кроме того, появились ряд отличительных особенностей, которые характеризуют современную западную философию:
- идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа;
- переход от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу и общество к идее человека жёстко детерминированного экономикой, политикой, религией и т.п.;
- сознание и разум отдельного человека и общественное сознание понимаются не как независимые структуры, а как объекты манипуляции со стороны государства, авторитетных лиц и др.;
- проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».
Научную линию человеческого знания в философии представляет собой сциентистское (рационалистическое, научное) направление, включающее такие философские учения, как неопозитивизм, структурализм, герменевтика.
Неопозитивизм возник на основе позитивизма, основателем которого является Огюст Конт. Это философское направление утверждает, что источником подлинного, положительного, «позитивного» знания могут быть лишь отдельные конкретные эмпирические науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основная мысль неопозитивизма в лице его представителей Р. Карнапа, Б. Рассела, Л. Витгенштейна заключается в том, что наука сводится к фиксации и упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. Неопозитивизм эволюционировал в направлении от анализа языка науки к анализу обыденного языка и от отрицания философии к использованию аналитического метода для содержательного анализа философских проблем (разработка методов моделирования).
Философия структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко) связана с выявлением структуры, сохраняющей устойчивость всех элементов в составе целого. Поиск структур осуществляется в языке, литературе, искусстве, мифологии. Стремление раскрыть универсальные структуры социальной реальности и человеческого мышления перерастает в поиск метафизических сущностей. Структурализм основан на убеждении в существовании единства всего сущего, универсальности его принципов, а структуралисты стремятся выявить бинарные оппозиции (добро-зло, ложь-правда), лежащие в основе глубинных структур человеческого разума, определить универсальную структуру человеческого бытия.
Под герменевтикой понимается истолкование, понимание тестов, она связана с идеями интерпретации и понимания. Немецкий философ Ф. Шлейермахер (1768-1834)осмыслил герменевтику как искусство понимания чужой индивидуальности - «другого». Предметом герменевтики выступает здесь аспект выражения, ибо именно оно есть воплощение индивидуальности в её проявлении.
Представители современной философской герменевтики (Бетти, Гадамер) видят в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ толкования определённой культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. Усматривая основную проблему философии в проблеме языка, они отвергают объективное научное познание, доверяя косвенным свидетельствам сознания, воплощённым в речи и письменности. Гадамер считал, что предметом философского знания с точки зрения герменевтики является мир человека, трактуемый как область человеческого общения.
Антропологическое (иррационалистическое) направление: философия жизни Ф. Ницше, фрейдизм, экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр).
Родоначальником философии жизни является Фридрих Ницше, который в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как волю к власти, волю к расширению своего «Я». В человеке Ницше подчёркивал биологическое начало, а интеллект необходим для его сохранения. Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры и искусства, на вопросах этики и эстетики. Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нём два начала: дионисийское - стихийное, инстинктивное, экстатическое, и аполлоновское - просветлённое, гармоническое, рефлективное. Эти противоборствующие силы характеризуют бытие, причём дионисийское лежит в основе бытия. Идеал культуры заключается в опосредовании и достижении равновесия этих начал.
Продолжает иррационалистическое направление философии учение Зигмунда Фрейда (1856-1939) - психоанализ или фрейдизм, в котором объясняется роль бессознательного в жизни общества. Бессознательное - это сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений, состоящая, прежде всего из сексуальных инстинктов (либидо). Эта сфера бессознательного вытесняется за порог сознания и обусловливает большинство психических действий человека. В результате действия человека приобретают иррационалистическую окраску. Бессознательное может быть источником как творческих, так и разрушительных тенденций в обществе. Также существует противоречие между природным началом человека и культурой, нормы которой противоречат инстинктам. Культура по Фрейду основана на отказе от удовлетворения желаний, она уменьшает счастье человека и увеличивает чувство вины, тревоги из-за невозможности реализовать желания.
Экзистенциализм или философия существования возник как ответ на происходящие в первой трети ХХ века события, когда повсеместным было чувство бессмысленности и безысходности всего происходящего. Согласно этому учению задача философии состоит не в занятии науками, а вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живёт в чужом для себя мире. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - страх, сознание смерти, забота. Главными представителями экзистенциализма являются М.Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Аббаньяно.
Главной категорией в философии Мартина Хайдеггера (1889-1976) выступает бытие. Личность по Хайдеггеру остро переживает временность бытия, и ориентация на будущее даёт личности подлинное существование (экзистенцию), а «вечное ограничение настоящим» приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности её конечность. Такие идеи, как «забота», «страх», «вина» выражают духовный опыт человека, чувствующего свою уникальность и смертность. Поэтому необходимо сосредоточиться на индивидуальном начале в бытии человека - на личностном выборе, ответственности, поисках собственного «Я».
Карл Ясперс (1883-1969) считал главной целью философии помощь человеку в понимании своего места в мире и достижении свободы. Человек может преодолеть кризис и придя к познанию себя, увидеть действительные связи бытия и свою судьбу - что значит стать свободным. Человек должен избегать толпы, инерционной массы, следовать за гениями человечества и стремиться к «коммуникации», т.е. понимать, слышать других людей и быть в свою очередь услышанными ими. Коммуникация - это универсальное условие человеческого бытия. Вне коммуникации немыслима человеческая свобода.
Для экзистенциалистов моделью человека стал человек, помещённый в пограничную ситуацию - на грани жизни и смерти. Для Ж.П. Сартра специфика существования человека заключается в том, что человек, рождаясь, начинает существовать, но только после этого обретает человеческую сущность, т.е. человек делает самого себя и несёт за это ответственность.
Классические философы отталкивались от мира как бытия к бытию человека. Экзистенциалисты отталкиваются от человеческого бытия к миру, как он видится человеку. Сартр делает акцент на индивидуальном выборе, ответственности, поисках своего «Я». Хайдеггер переносит акцент на бытие - для вопрошающего человека бытие раскрывается через всё, что люди познают и делают. В экзистенциализме «не-Я», т.е. нечеловеческое становится символом отчуждённого и враждебного мира. Поэтому программа экзистенциалистов: опасаться мира вне человека, противостоять ему. В отличие от Канта, спрашивавшего «Что такое человек?», экзистенциализм ставит вопрос «Как стать человеком?».
Помимо феноменологии и экзистенциализма, в первой трети ХХ века развивается такое направление идеалистической философии, как прагматизм, который своей главной целью считает не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике. Главный вклад в разработку современного прагматизма внёс Джон Дьюи (1859-1952), который целью философии видел помощь человеку двигаться в потоке опыта по направлению к поставленной цели и достигать её. Для этого необходимо совершенствовать опыт, совершенствуя само общество, применять в опыте научные методы и на их основе совершенствовать своё мышление.
Введение... Философия ее предмет и роль в обществе... Основные категории и понятия философии Проблема основного вопроса философии...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Современная западная философия
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Философия, ее предмет и роль в обществе.
Философия – наука. Существует огромное множество определений философии как науки. Слово «Философия» переводится с древнегреческого языка как «любовь к мудрости». Если отталкиваться от перевода,
Основные категории и понятия философии.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия или философия истории), учение
Проблема основного вопроса философии.
Когда-то философия была матерью всех наук. Собственной, никаких наук еще не было, а была одна философия как основа познания мира, и первые философы назывались мудрецами. Они очень много, по тем вре
Методы философии
Исходя из того, что предметом исследования философии являются наиболее универсальные принципы мышления и познания, можно сделать вывод о методологичности философии, т.е. она является всеобщим
АНТИЧНОСТЬ.
1.Зарождение философии.
2.Философия Древнего Востока.
3.Философия Античности. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала
Зарождение философии.
Изучая исторические типы философии, необходимо иметь в виду, что история философии, в отличие от истории других наук, является органической частью философии. Так как философские проблемы относитель
Философия Древнего Востока.
Начало философской традиции в Древней Индии обусловливается появлением структур классового общества, ставших впоследствии кастами– брахманы (жр
Антропологический материализм Л. Фейербаха
Несмотря на подавляющий авторитет учения Гегеля, в Германии появляется философ, который с позиции материализма даёт резкую критику идеалистической диалектике Гегеля. Это Фейербах Людвиг
Инструментальная концепция.
Сознание рассматривается как «личный компьютер», раскрывающий операционно-вычислительные способности человека. Корни такого подхода – в механистических традициях Нового времени, когда сознан
Интенциональная концепция.
Интенциональные свойства сознания стали систематически изучаться с начала ХХ века в феноменологической философии и психологии. За понятием «интенциональность»закрепилось значени
Кондиционалистская концепция.
Акцентируется на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти факторы зам
Формы знания и познавательной деятельности
Как уже рассматривалось нами, сознание – это всегда осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – это объективная реальность, данная в сознании
Чувственное и рационалистическое познание
В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувства и разум.
Чувственное знание
Понятие истины. Истина и заблуждение
Непосредственной целью познания в любой его форме является истина. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные
Понятие общества. Основные концепции общественного развития.
Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп людей, объединённых не на основе общности, а совместных интересов
Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие «индивид» указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo
Смысл и назначение человеческого бытия
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему?, а для чего? живёт человек. Среди многих подходов к решению этой проблемы
Сущность исторического процесса. Философия истории.
Сущность исторического процесса изучает философия истории, которая представляет собой один из тематических разделов философского знания. Термин «философия истории» появился в истории европей
Проблема периодизации исторического процесса.
В современной философии истории существует два основных подхода к историческому процессу.
Первый подход предполагает существование отдельных обществ и стран, и их групп или систе
Учение Данилевского о культурно-исторических типах.
Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) в исследовании "Россия и Европа" предложил новую формулу "построения истории": история не есть прогресс некоего общего разума, нек
Техногенный характер глобальных проблем современности.
Начиная с 70-х г.г. ХХ века со всей очевидностью определились не только планетарные масштабы индустриального общества, но и его всеобщий кризис, проявившийся в возникновении гло
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов