Научное знание, его специфика и строение. Три этапа развития науки
Научное знание, его специфика и строение. Три этапа развития науки - раздел Образование, ОСНОВЫ ФИЛИСОФИИ Наука Как Своеобразная Форма Познания – Специфический Тип Духовного Производс...
Наука как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – возникла в Новое время в эпоху становления капиталистического способа производства. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных факторов в их взаимосвязи. Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество частных наук, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают.
Наука как форма познания и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин. Основными особенностями научного познания являются:
1. Основная задача научного знания – обнаружение объективных законов действительности. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций.
2. Непосредственная цель и ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Однако активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощённой в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.
Наука как целостный феномен проходит в своём развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический.
Классическая наука (XVII – XIX) исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении элиминировать всё, что относится к субъекту, средствам, приёмам и операциям его деятельности. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения.
Неклассический наука (первая половинаХХвека), исходный пункт которойсвязан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как что-то не зависящего от средств её познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств деятельности. Эти связи рассматриваются в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.
Существенный признак постнеклассической науки(вторая половина ХХ века) – включённость субъективной деятельности в знание. Она учитывает соотнесённость характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с её ценностно-целевыми структурами. Характерной чертой постнеклассической стадии развития науки является глобальный эволюционизм, соединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяющий развитие на все сферы бытия, устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материи.
Определяющее значение в утверждении принципа универсального эволюционизма сыграли три важнейших концептуальных направления в науке ХХ века: теория нестационарной Вселенной, синергетика, теория биологической эволюции и развитая на её основе концепция биосферы и ноосферы.
Научное познание имеет сложную структуру со следующими элементами:
-фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;
-основанные на фактах проблемы и научные предположения;
-возникающие из них законы, принципы и теории;
-философские установки;
-социокультурные основания;
- методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны и регулятивы;
-стиль мышления.
Идеалы и нормы научного познания – совокупность определённых концептуальных ценностных, методологических установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе её развития. Их основания функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определённом этапе развития науки, выражает понятие стиль мышления. Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и ценностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определённой конкретно-исторической форме. Чаще всегда различают классический, неклассический и постнеклассический стили научного мышления.
Научное познание включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм и мыслительных операций. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.
К структурным компонентам теоретического познания относятся проблема, гипотеза, теория.
Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что ещё не познано человеком. Это процесс, включающий два основных момента – её постановку и решение.
Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Поверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.
Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области реальности.
Философия, ее предмет и роль в обществе.
Философия – наука. Существует огромное множество определений философии как науки. Слово «Философия» переводится с древнегреческого языка как «любовь к мудрости». Если отталкиваться от перевода,
Основные категории и понятия философии.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия или философия истории), учение
Проблема основного вопроса философии.
Когда-то философия была матерью всех наук. Собственной, никаких наук еще не было, а была одна философия как основа познания мира, и первые философы назывались мудрецами. Они очень много, по тем вре
Методы философии
Исходя из того, что предметом исследования философии являются наиболее универсальные принципы мышления и познания, можно сделать вывод о методологичности философии, т.е. она является всеобщим
АНТИЧНОСТЬ.
1.Зарождение философии.
2.Философия Древнего Востока.
3.Философия Античности. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала
Зарождение философии.
Изучая исторические типы философии, необходимо иметь в виду, что история философии, в отличие от истории других наук, является органической частью философии. Так как философские проблемы относитель
Философия Древнего Востока.
Начало философской традиции в Древней Индии обусловливается появлением структур классового общества, ставших впоследствии кастами– брахманы (жр
Антропологический материализм Л. Фейербаха
Несмотря на подавляющий авторитет учения Гегеля, в Германии появляется философ, который с позиции материализма даёт резкую критику идеалистической диалектике Гегеля. Это Фейербах Людвиг
Современная западная философия
1. Общая характеристика современной западной философии. Сциентистское (рационалистическое) направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика.
3. Антропологич
Инструментальная концепция.
Сознание рассматривается как «личный компьютер», раскрывающий операционно-вычислительные способности человека. Корни такого подхода – в механистических традициях Нового времени, когда сознан
Интенциональная концепция.
Интенциональные свойства сознания стали систематически изучаться с начала ХХ века в феноменологической философии и психологии. За понятием «интенциональность»закрепилось значени
Кондиционалистская концепция.
Акцентируется на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти факторы зам
Формы знания и познавательной деятельности
Как уже рассматривалось нами, сознание – это всегда осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – это объективная реальность, данная в сознании
Чувственное и рационалистическое познание
В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувства и разум.
Чувственное знание
Понятие истины. Истина и заблуждение
Непосредственной целью познания в любой его форме является истина. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные
Понятие общества. Основные концепции общественного развития.
Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп людей, объединённых не на основе общности, а совместных интересов
Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие «индивид» указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo
Смысл и назначение человеческого бытия
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему?, а для чего? живёт человек. Среди многих подходов к решению этой проблемы
Сущность исторического процесса. Философия истории.
Сущность исторического процесса изучает философия истории, которая представляет собой один из тематических разделов философского знания. Термин «философия истории» появился в истории европей
Проблема периодизации исторического процесса.
В современной философии истории существует два основных подхода к историческому процессу.
Первый подход предполагает существование отдельных обществ и стран, и их групп или систе
Учение Данилевского о культурно-исторических типах.
Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) в исследовании "Россия и Европа" предложил новую формулу "построения истории": история не есть прогресс некоего общего разума, нек
Техногенный характер глобальных проблем современности.
Начиная с 70-х г.г. ХХ века со всей очевидностью определились не только планетарные масштабы индустриального общества, но и его всеобщий кризис, проявившийся в возникновении гло
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов