рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предпосылки зарождения средневековой философии. Специфика средневековой философии. Реализм и номинализм.

Предпосылки зарождения средневековой философии. Специфика средневековой философии. Реализм и номинализм. - раздел Образование, ОСНОВЫ ФИЛИСОФИИ Средневековье – Это Исторический Период Развития Европы, Охватывающий ...

Средневековье – это исторический период развития Европы, охватывающий V – XV вв., а средневековая философия – это сложное образование, связанное, с одной стороны, с магистральными идеями нарождающегося христианства, а с другой – с античностью.

Предпосылки становления и развития философии в средние века связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями эпохи римской империи: обезличивание рабского труда, падение его производительности, восстания рабов, появление таких социальных групп и прослоек как вольноотпущенные, профессиональные солдаты и др. Варварские нашествия V – VI вв. вызвали экономический упадок и социальный хаос. На смену официальной римской религии, не могущей дать утешения массам, и восточным культам шло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином царстве. Христианство решало проблему человека, возводя его до божества, предлагало церковь-общину, демократизм и всеобъемлющую религиозность, монотеизм, религию священных писаний.

Средневековая философия сопряжена с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и единобожия. Антично-средневековое христианство и культура были сплавом библейско-иудаистских и эллинских элементов. Переходная эпоха к Средневековью является двумерной в культурно-философском плане. Античный мир поглощён и растворён варварским миром, происходит теологизация философии и философизация теологии. Это отражается в патристике (II – VI вв.), которая представляет собой одновременно классику античного мира и начало философии Средневековья (Августин Блаженный, Ориген, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин).

К особенностям средневековой философии относится тот факт, что истина открывается человеку в откровении, в священном писании. Истина стремилась проникнуть в него, а человек, постигая истину, причащался посредством разума к Богу. Разум, т.о., мистически ориентирован, а мистика была рациональна организована. Средневековая философия теоцентрична – реальность, определяющая всё сущее не природа, а Бог. В основе христианского монотеизма лежат два принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию: идея откровения и идея творения. В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли, смысл которой связан со свободным выбором человека своих поступков и соотнесением их со своей совестью.

Специфика средневековой философии отражена в следующих моментах:

1. Библия стала отправным источником и мерой оценки любых теорий философии. В ней содержатся идеи, отличающиеся от языческого мировоззрения. Прежде всего, это идея единого, уникального Бога, находящегося в запредельном (трансцендентном) мире. Такая концепция исключает многобожие и утверждает идею о единой сущности мира.

2. Поскольку Библия понимается как полный свод законов бытия, особое значение приобретает экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета. Соответственно, и вся философия была «экзегетична». Критерием истинности теории стало соответствие духу и букве Библии. Текст стал началом и концом любой философской теории.

3. Философии Средневековья была присуща тенденция к назидательности, учительству, дидактизму. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного ученика. В то же время, дидактизм предполагал искренность в отношениях учителя и ученика, что воплотилось в новом философском жанре - назидательной исповеди.

4. Христианских философов отличает от античных двойственная оценка человека. Человек занимает первое место во всей природе как её царь и в качестве образа и подобия Бога он выходит за пределы природы, становится над нею. В этом существенное отличие от античной антропологии, где человек является животным, низшей ступенью в иерархии разумных существ. Именно в рамках христианской традиции сложилось представление: человек царь природы, венец творения. Бог наделяет человека разумом и свободной волей и даёт тело и душу, в чём проявляется двойственная природа человека: его физическое и духовное составляющие.

5. Формируется новое мировоззрение на природу. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности. Природа перестаёт быть важнейшим предметом познания, как в античном мире. Основное внимание сосредотачивается на познании Бога и человеческой души. Только в эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе, что даёт толчок к развитию физики, биологии, астрономии.

В целом философия средневековья была оптимистична. Ей не были присущи античные скептицизм и агностицизм. Физическая природа мира, моральные требования постигаются умом человека, а религиозные проблемы - откровением.

В Средневековье разворачивается борьба между номиналистами и реалистами по вопросу, поставленному ещё в античной философии: как существует общее? Теологическая актуальность этой проблемы была связана с христианским догматом троицы, согласно которому Бог един и троичен. Философский аспект этой проблемы заключается в соотношении общего и единичного. Реалисты считали, что реально существует лишь общее, а единичные предметы лишь их отражение (Гильом, Ансельм). Для реалистов познание было возможно лишь с помощью разума, т.к. только он способен постигать общее. Реализм исходит из идеализма Платона.

Номиналисты (Росцелин) считали, что общее существует после вещей в сознании человека. Носителем общего является слово, имя, «номен». Следовательно, существуют лишь единичные вещи. Номинализм выступал против рационализации религиозных догматов и опосредованно поставил под угрозу авторитетное положение церкви, чем подготовил почву для отделения теологии от философии и для позитивизма Нового времени. Как номиналисты, так и реалисты не смогли понять, что общее реально существует через единичные вещи. Впоследствии, реализм нашёл своё отражение в дедуктивном методе Р. Декарта, а номинализм проявился в эмпиризме индуктивного метода Ф. Бэкона.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛИСОФИИ

Введение... Философия ее предмет и роль в обществе... Основные категории и понятия философии Проблема основного вопроса философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предпосылки зарождения средневековой философии. Специфика средневековой философии. Реализм и номинализм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия, ее предмет и роль в обществе.
Философия – наука. Существует огромное множество определений философии как науки. Слово «Философия» переводится с древнегреческого языка как «любовь к мудрости». Если отталкиваться от перевода,

Основные категории и понятия философии.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия или философия истории), учение

Проблема основного вопроса философии.
Когда-то философия была матерью всех наук. Собственной, никаких наук еще не было, а была одна философия как основа познания мира, и первые философы назывались мудрецами. Они очень много, по тем вре

Методы философии
Исходя из того, что предметом исследования философии являются наиболее универсальные принципы мышления и познания, можно сделать вывод о методологичности философии, т.е. она является всеобщим

Специфика философского мировоззрения. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. Мировоззрение – это обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а

АНТИЧНОСТЬ.
1.Зарождение философии. 2.Философия Древнего Востока. 3.Философия Античности. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала

Зарождение философии.
Изучая исторические типы философии, необходимо иметь в виду, что история философии, в отличие от истории других наук, является органической частью философии. Так как философские проблемы относитель

Философия Древнего Востока.
Начало философской традиции в Древней Индии обусловливается появлением структур классового общества, ставших впоследствии кастами– брахманы (жр

Главные направления философии. Патристика и схоластика. Августин Блаженный. Фома Аквинский.
  При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко выделяются этапы патристики (I -VI вв.) и схоластики

Причины возникновения и развития философии Нового времени.
Начало Нового времени представлено такими философами, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

Рационализм и рационально-дедуктивный метод Р. Декарта.
Идея автономной философии, о которой уже шла речь, была реализована французским философом Рене Декартом (1596-1650 ), который является основателем альтер

Социальные и научно-теоретические предпосылки философии Просвещения. Основные направления и представители.
Под Просвещением понимается идейное течение 18-сер. 19 вв., возникшее в Англии и распространившееся во Франции, Германии и США, которое ставило своей целью распространени

Философия и этика И. Канта.
Кант Иммануил (1724 – 1804), немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии». Его философия

Философия и диалектическая система Гегеля. Идеалистическая диалектика.
Немецкий классический идеализм представляет Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе система

Антропологический материализм Л. Фейербаха
Несмотря на подавляющий авторитет учения Гегеля, в Германии появляется философ, который с позиции материализма даёт резкую критику идеалистической диалектике Гегеля. Это Фейербах Людвиг

Формирование философской позиции К. Маркса. Предпосылки возникновения марксистской философии. Диалектический материализм.
Под марксисткой философией понимают совокупность философских взглядов, которые были разработаны в середине XIX века в Германии Карлом Марксом (1818-1883) и

Основные идеи марксистской философии. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Понимание истории.
Возникновение философии марксизма означало качественное изменение содержания социальной роли философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности. Маркс

Возникновение и развитие русской философии. Четыре периода истории русской философии. Философия русского Средневековья.
Существуют две формы философской рефлексии - чисто теоретическая, строящаяся на строго научных критериях, и облечённая в форму духовного опыта конкретного исторического бытия. Русская фи

Философия русского Просвещения. М. Ломоносов. Теории общественного развития славянофилов и западников.
Русское Просвещение охватывает период с середины XVII века до первой трети XIX века и характеризуется становлен

Современная западная философия
1. Общая характеристика современной западной философии. Сциентистское (рационалистическое) направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика. 3. Антропологич

Философская категория бытия. Понятие бытия в истории философии. Основные формы бытия и их диалектика. Виртуальная реальность.
Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории бытия, называется онтологией. Содержание того или иного онтологического учения раск

Представление о сознании в истории философии. Сознание с позиций материализма и идеализма.
Сознание является фундаментальным понятием философии. Его содержание составляет духовная активность человека, для понимания и обоснования которой принципиальное значение име

Инструментальная концепция.
Сознание рассматривается как «личный компьютер», раскрывающий операционно-вычислительные способности человека. Корни такого подхода – в механистических традициях Нового времени, когда сознан

Интенциональная концепция.
Интенциональные свойства сознания стали систематически изучаться с начала ХХ века в феноменологической философии и психологии. За понятием «интенциональность»закрепилось значени

Кондиционалистская концепция.
Акцентируется на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти факторы зам

Бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Коллективное бессознательное К.Юнга.
Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объему значительно больший, чем сознательное. Впервые бессознательное появилось в теории З.Фрейда (1856-1939). Он дает следующее представление

Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания и их специфика.
  Термин «общественное сознание» характеризует как реальное сознание конкретного человека, так и идеальную модель общественного сознания. В структу

Формы знания и познавательной деятельности
Как уже рассматривалось нами, сознание – это всегда осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – это объективная реальность, данная в сознании

Чувственное и рационалистическое познание
В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувства и разум. Чувственное знание

Понятие истины. Истина и заблуждение
Непосредственной целью познания в любой его форме является истина. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные

Понятие общества. Основные концепции общественного развития.
Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп людей, объединённых не на основе общности, а совместных интересов

Общество как система. Экономическая, социальная, политическая, культурная сферы общества.
Общество понимается как открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации.С

Самоорганизация и управление в развитии общества. Характеристика информационного общества
Социальная философия изучает состояние общества как целостной системы, общесоциологические законы его функционирования и развития, которые реализуются через деятельность человека. Вопросы о

Решение проблемы специфики человеческого бытия в философской антропологии
Проблема человека – одна из основных, практически центральная в философской мысли. В отличие от частных наук (психология, социология, биология) философия выражает отноше

Биологическое, социальное и психологическое в человеке. Проблемы человеческого начала.
Существует множество мнений о возникновении и развитии человека, однако в основном они сводятся к вопросу о соотношении биологического и социального в человеке, т.е. к вопросу о природе человека.

Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие «индивид» указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo

Смысл и назначение человеческого бытия
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему?, а для чего? живёт человек. Среди многих подходов к решению этой проблемы

Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества.
Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей. Основу исторического процесса состав

Движущие силы развития общества. Идеалистическое и материалистическое представления о движущих силах общества.
В научной и учебной литературе дается много определений и хар-тик человеч. общ-ва, но все они сходятся в одном: общ-во есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутр

Сущность исторического процесса. Философия истории.
Сущность исторического процесса изучает философия истории, которая представляет собой один из тематических разделов философского знания. Термин «философия истории» появился в истории европей

Проблема периодизации исторического процесса.
В современной философии истории существует два основных подхода к историческому процессу. Первый подход предполагает существование отдельных обществ и стран, и их групп или систе

Учение Данилевского о культурно-исторических типах.
Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) в исследовании "Россия и Европа" предложил новую формулу "построения истории": история не есть прогресс некоего общего разума, нек

Концепции многообразия цивилизаций и культур (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А. Сорокин, К.Ясперс).
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций осн

Научное знание, его специфика и строение. Три этапа развития науки
Наука как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – возникла в Новое время в эпоху становления капиталистического способа производства. Наука

Техногенный характер глобальных проблем современности.
Начиная с 70-х г.г. ХХ века со всей очевидностью определились не только планетарные масштабы индустриального общества, но и его всеобщий кризис, проявившийся в возникновении гло

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги