рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные и научно-теоретические предпосылки философии Просвещения. Основные направления и представители.

Социальные и научно-теоретические предпосылки философии Просвещения. Основные направления и представители. - раздел Образование, ОСНОВЫ ФИЛИСОФИИ Под Просвещением Понимается Идейное Течение 18-Сер. 19 Вв...

Под Просвещением понимается идейное течение 18-сер. 19 вв., возникшее в Англии и распространившееся во Франции, Германии и США, которое ставило своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Невежество и религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий и выступали против феодального абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Новые, опытно-рациональные знания, по мнению просветителей, должны помочь в борьбе против религиозных догм. В основу идеологии Просвещения легла идея того, что прогресс общества есть прогресс познания. В результате распространения положительных, практически полезных знаний о природе и обществе должна осуществиться перестройка общественной жизни. Особое внимание уделяется правителям - их необходимо приобщать к достижениям науки и философии. Просвещённые монархи, в свою очередь, внедряют принципы разума в повседневную жизнь своих государств. Принципиальная установка Просвещения отражалась в наделении разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей - просвещенных граждан. Однако Просвещение нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума.

При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Чтобы построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право необходимо верное воспроизведение законов природы. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.

Главными представителями английского Просвещения являются Дж. Локк, Э. Шефтсбери, Д. Юм. Английское Просвещение сосредоточено на проблемах утилитарной морали и сенсуализма. Рассматривая человека с этической и политической точек зрения, Гоббс показывает, что все этические понятия начинаются лишь с перехода людей из состояния природы в состояние государства. По природе все люди равны между собой. Из этого естественного состояния равенства всех людей должна возникнуть война всех против всех (bellum omnium contra omnes). Для достижения мира необходимо каждому лицу отказаться от неограниченного его права на все. Этот отказ может быть сделан или в форме отречения, или же в форме перенесения прав одного лица на другое. Вторым способом, т. е. перенесением прав всех на одно или несколько лиц, и создается государство. Все права без исключения переданы государству, которое является неограниченным. Подчинение государственной власти — безусловное, ибо неповиновение государственной власти повело бы вновь к войне всех против всех. Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу Левиафану, — результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех».

Локк Джон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

Юм Дэвид (1711-1776), шотландский философ развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. В духе сенсуализма источником знания Юм считает опыт, складывающийся из «восприятий», которые Юм разделяет на «впечатления» и «идеи». Впечатления отличаются яркостью и живостью, они — исходные элементы чувственного опыта. Идеи суть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципе ассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идей образуются сложные.

Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛИСОФИИ

Введение... Философия ее предмет и роль в обществе... Основные категории и понятия философии Проблема основного вопроса философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные и научно-теоретические предпосылки философии Просвещения. Основные направления и представители.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия, ее предмет и роль в обществе.
Философия – наука. Существует огромное множество определений философии как науки. Слово «Философия» переводится с древнегреческого языка как «любовь к мудрости». Если отталкиваться от перевода,

Основные категории и понятия философии.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия или философия истории), учение

Проблема основного вопроса философии.
Когда-то философия была матерью всех наук. Собственной, никаких наук еще не было, а была одна философия как основа познания мира, и первые философы назывались мудрецами. Они очень много, по тем вре

Методы философии
Исходя из того, что предметом исследования философии являются наиболее универсальные принципы мышления и познания, можно сделать вывод о методологичности философии, т.е. она является всеобщим

Специфика философского мировоззрения. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. Мировоззрение – это обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а

АНТИЧНОСТЬ.
1.Зарождение философии. 2.Философия Древнего Востока. 3.Философия Античности. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала

Зарождение философии.
Изучая исторические типы философии, необходимо иметь в виду, что история философии, в отличие от истории других наук, является органической частью философии. Так как философские проблемы относитель

Философия Древнего Востока.
Начало философской традиции в Древней Индии обусловливается появлением структур классового общества, ставших впоследствии кастами– брахманы (жр

Предпосылки зарождения средневековой философии. Специфика средневековой философии. Реализм и номинализм.
Средневековье – это исторический период развития Европы, охватывающий V – XV вв., а средневековая философия – это сложное образование, связанное, с одной сторо

Главные направления философии. Патристика и схоластика. Августин Блаженный. Фома Аквинский.
  При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко выделяются этапы патристики (I -VI вв.) и схоластики

Причины возникновения и развития философии Нового времени.
Начало Нового времени представлено такими философами, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

Рационализм и рационально-дедуктивный метод Р. Декарта.
Идея автономной философии, о которой уже шла речь, была реализована французским философом Рене Декартом (1596-1650 ), который является основателем альтер

Философия и этика И. Канта.
Кант Иммануил (1724 – 1804), немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии». Его философия

Философия и диалектическая система Гегеля. Идеалистическая диалектика.
Немецкий классический идеализм представляет Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе система

Антропологический материализм Л. Фейербаха
Несмотря на подавляющий авторитет учения Гегеля, в Германии появляется философ, который с позиции материализма даёт резкую критику идеалистической диалектике Гегеля. Это Фейербах Людвиг

Формирование философской позиции К. Маркса. Предпосылки возникновения марксистской философии. Диалектический материализм.
Под марксисткой философией понимают совокупность философских взглядов, которые были разработаны в середине XIX века в Германии Карлом Марксом (1818-1883) и

Основные идеи марксистской философии. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Понимание истории.
Возникновение философии марксизма означало качественное изменение содержания социальной роли философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности. Маркс

Возникновение и развитие русской философии. Четыре периода истории русской философии. Философия русского Средневековья.
Существуют две формы философской рефлексии - чисто теоретическая, строящаяся на строго научных критериях, и облечённая в форму духовного опыта конкретного исторического бытия. Русская фи

Философия русского Просвещения. М. Ломоносов. Теории общественного развития славянофилов и западников.
Русское Просвещение охватывает период с середины XVII века до первой трети XIX века и характеризуется становлен

Современная западная философия
1. Общая характеристика современной западной философии. Сциентистское (рационалистическое) направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика. 3. Антропологич

Философская категория бытия. Понятие бытия в истории философии. Основные формы бытия и их диалектика. Виртуальная реальность.
Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории бытия, называется онтологией. Содержание того или иного онтологического учения раск

Представление о сознании в истории философии. Сознание с позиций материализма и идеализма.
Сознание является фундаментальным понятием философии. Его содержание составляет духовная активность человека, для понимания и обоснования которой принципиальное значение име

Инструментальная концепция.
Сознание рассматривается как «личный компьютер», раскрывающий операционно-вычислительные способности человека. Корни такого подхода – в механистических традициях Нового времени, когда сознан

Интенциональная концепция.
Интенциональные свойства сознания стали систематически изучаться с начала ХХ века в феноменологической философии и психологии. За понятием «интенциональность»закрепилось значени

Кондиционалистская концепция.
Акцентируется на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти факторы зам

Бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Коллективное бессознательное К.Юнга.
Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объему значительно больший, чем сознательное. Впервые бессознательное появилось в теории З.Фрейда (1856-1939). Он дает следующее представление

Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания и их специфика.
  Термин «общественное сознание» характеризует как реальное сознание конкретного человека, так и идеальную модель общественного сознания. В структу

Формы знания и познавательной деятельности
Как уже рассматривалось нами, сознание – это всегда осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – это объективная реальность, данная в сознании

Чувственное и рационалистическое познание
В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувства и разум. Чувственное знание

Понятие истины. Истина и заблуждение
Непосредственной целью познания в любой его форме является истина. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные

Понятие общества. Основные концепции общественного развития.
Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп людей, объединённых не на основе общности, а совместных интересов

Общество как система. Экономическая, социальная, политическая, культурная сферы общества.
Общество понимается как открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации.С

Самоорганизация и управление в развитии общества. Характеристика информационного общества
Социальная философия изучает состояние общества как целостной системы, общесоциологические законы его функционирования и развития, которые реализуются через деятельность человека. Вопросы о

Решение проблемы специфики человеческого бытия в философской антропологии
Проблема человека – одна из основных, практически центральная в философской мысли. В отличие от частных наук (психология, социология, биология) философия выражает отноше

Биологическое, социальное и психологическое в человеке. Проблемы человеческого начала.
Существует множество мнений о возникновении и развитии человека, однако в основном они сводятся к вопросу о соотношении биологического и социального в человеке, т.е. к вопросу о природе человека.

Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие «индивид» указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo

Смысл и назначение человеческого бытия
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему?, а для чего? живёт человек. Среди многих подходов к решению этой проблемы

Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества.
Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей. Основу исторического процесса состав

Движущие силы развития общества. Идеалистическое и материалистическое представления о движущих силах общества.
В научной и учебной литературе дается много определений и хар-тик человеч. общ-ва, но все они сходятся в одном: общ-во есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутр

Сущность исторического процесса. Философия истории.
Сущность исторического процесса изучает философия истории, которая представляет собой один из тематических разделов философского знания. Термин «философия истории» появился в истории европей

Проблема периодизации исторического процесса.
В современной философии истории существует два основных подхода к историческому процессу. Первый подход предполагает существование отдельных обществ и стран, и их групп или систе

Учение Данилевского о культурно-исторических типах.
Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) в исследовании "Россия и Европа" предложил новую формулу "построения истории": история не есть прогресс некоего общего разума, нек

Концепции многообразия цивилизаций и культур (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А. Сорокин, К.Ясперс).
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций осн

Научное знание, его специфика и строение. Три этапа развития науки
Наука как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – возникла в Новое время в эпоху становления капиталистического способа производства. Наука

Техногенный характер глобальных проблем современности.
Начиная с 70-х г.г. ХХ века со всей очевидностью определились не только планетарные масштабы индустриального общества, но и его всеобщий кризис, проявившийся в возникновении гло

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги