рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глазами клоуна

Глазами клоуна - раздел Образование, Цветы зла Бодлера Действие В Произведении Длится Всего Два Дня. Роман Представляет Собой Моноло...

Действие в произведении длится всего два дня. Роман представляет собой монолог главного героя — Ганса Шнира. Этот человек по профессии клоун, и это одновременно помогает и мешает ему жить. Ганс — хороший психолог, ему понятны мотивы человеческих поступков.

Какой стала Германия после второй мировой войны? Восточная Германия превратилась в ГДР, а вот Западная стала вполне экономически благополучной страной. Однако проклятие нацистского прошлого тяготело над Германией. Уже раздавались призывы прекратить национальное самоистязание, забыть о гитлеризме. Ганс Шнир, например, вряд ли сможет забыть свое детство в нацистской Германии. Ганс ненавидит свою мать: она неискренна, скупа, а главное — привыкла подчиняться господствующей в обществе идеологии, какой бы она ни была. При Гитлере госпожа Шнир была убежденной нацисткой, слепо верящей своему фюреру. Даже свою родную дочь Генриетту она принесла в жертву фашистскому Молоху. Теперь же, во вполне демократической ФРГ госпожа Шнир занимается примирением расовых противоречий, то есть делает уже что-то совершенно противоположное нацизму с полным убеждением в собственной правоте. Она не одинока в'своем приспособленчестве. Ганса возмущают нацисты, с легкостью переквалифицировавшиеся в демократов, отделавшиеся лишь легким испугом да чисто формальным раскаянием.

Покойная Генриетта была единственной родной душой для Ганса. Впрочем, в семье Шниров был еще один ребенок — Лео, который учится в религиозном учебном заведении — семинарии. Но от этого вялого святоши Гансу так и не удается дождаться сочувствия.

Ганс Шнир потерял любимую девушку — Мари, начал пить, повредил себе колено и еще долгое время не сможет вернуться к выступлениям. Клоун звонит тем, кто смог бы ему помочь, хотя бы морально поддержать, однако настоящего разговора у Ганса не получилось ни с кем. Даже родной отец, видя, как несчастен Ганс, остается практически равнодушным. Клоун отлично понимает, что Мари, ушедшая к обеспеченному человеку, будет счастлива. Но любила Мари толь"ко Ганса. Сам Ганс Шнир не понимает, как можно любить одного, а выйти замуж за другого. Это, по мнению клоуна, греховно.

Беда Ганса Шнира не в том, что он рос в фашистской Германии, не в том, что его оставила любимая и не помогли близкие. Беда клоуна в том, что он талантлив и поэтому очень остро ощущает несовершенство окружающей действительности. Это роднит героя Бёлля с героями Достоевского, Чехова, Толстого и других русских писателей. Проблема взаимоотношений художника и мира неразрешима.

Прошедший войну Генрих Бёлль сумел ярко изобразить противоречия послевоенного европейского общества. По его мнению, конформизм и эгоизм стали одними из основных пороков современных европейцев.

25. Экзистенциальные мотивы в творчестве Голдинга. Критика "просветительской" модели мира и человека ("Повелитель мух")

(лат. exsistentia - существование), философское и литературное течение в Западной Европе в годы 2-й мировой войны и после неё. Философия экзистенциализма подразумевает понимание человека как экзистенции, самой определяющее своё существование: человек предоставлен самому себе, только он решает, что ему делать, и только он отвечает за свои действия.

Известно, что героем модернистских произведений на Западе выступает, как правило, одинокий, отчаявшийся человек, бессильный что-либо понять, а тем более изменить в «мире абсурда». Именно таков человек в представлении экзистенциалистов. Хотя сторонники этой философии много говорят о «свободе выбора», все их рассуждения сводятся к утверждению того, что именуемое свободой - лишь фикция, а подлинной свободы не может быть в силу господствующего в мире хаоса.

В 1954 году в Англии вышла книга, получившая сразу широкую известность. О ней заговорила критика, ее экранизировал Питер Брук, содержание ее стало известно даже тем, кто ее не читал. Это был «Повелитель мух» ("Lord of the Flies"),- первый роман Уильяма Голдинга . С тех пор книги этого автора широко обсуждаются как в Англии, так и за ее пределами. О Голдинге говорят как об одном из наиболее значительных прозаиков Великобритании.

«сквозная» тема Голдинга: несовершенство человека.

В полемике с христианским догматом об изначальной греховности человеческой природы, согласно которому именно человек есть источник зла в мире, французские материалисты утверждали, что человек по своей природе добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все те чувственные склонности, которые суть выражения этого стремления: любить удовольствие и избегать страдания — такова природная сущность человека, а все природное по определению — хорошо. Такова мировоззренческая подоплека сенсуализма просветителей.

"Повелитель мух" - роман-притча.

Оказавшись одни в замкнутом пространстве, дети начинают звереть, и от охоты на кабанов переходят к охоте друг на друга.

озднее неограниченная свобода низводит их до примитивного состояния первобытных дикарей. Только Ральф и Хрюша, наиболее рациональные из них, постоянно надеются на то, что их спасут. И спасение приходит к ним, но в какой форме? Финальная сцена романа полна горькой иронии, и ирония эта накапливается с самого начала повествования. Ею пронизан весь роман.

Ирония эта звучит и в интерпретации такого ценного человеческого качества, как рационализм. Одним из представителей рационализма является в романе мальчик-толстяк со смешным и очень значимым прозвищем Хрюша. Он единственный не мирится с отсутствием на острове взрослых и пытается всеми возможными способами заместить их. Сами попытки Хрюши воссоздать на острове цивилизованный мир большей частью нелепы и вскоре начинают раздражать других детей. Кроме всего прочего автор наделяет Хрюшу массой атрибутов, бесполезных в реальной жизни, но ассоциирующихся у детей с миров взрослых (близорукость, астма). Эти болезни делают Хрюшу неприятным и в тоже время как бы являются подтверждением его умственного превосходства над другими. Всем, даже Хрюше первому приходит в голову мысль о том, что их жизнью на острове должен управлять парламент (собрание), именно он находит красивую раковину и объявляет ее символом дисциплины и порядка. В расчет не берется ни красота раковины, ни то, что она есть, по сути, часть природы острова. Главное - звук, могущий созвать парламент в случае необходимости. На первый план выходит утилитарная суть предмета.

Уничтожение раковины параллельно со смертью Хрюши символизирует уничтожение разумности на острове. Парадокс заключается в том, что именно рационализм и приводит к гибели и человека (Хрюши), и предмета (раковины). Рациональное отчуждение этой красивой вещи от природы обрекает ее на гибель.

в деградирующем обществе превыше всего ценится личность необычная, ставшая неординарной пусть даже путем наличия какой-либо болезни. Такая личность, вступившая на путь отклонения от правил приобретает статус уважаемой личности, ибо она наделена способностью интерпретировать секреты вселенной. Так трактуется в романе Голдинга символ болезни неординарной личности.

 

Именно при такой интерпретации и становится возможным нимб святости над головой Саймона-провидца. Он одинок, лишен всякого рационализма цивилизованного человека. Он постигает истину вопреки рационализму, без какой-либо опоры на социальный опыт через интуицию и прозрения (приступы эпилепсии?). Интуитивные озарения позволяют Саймону постичь многие истины.

Мир зыбок, он рушится, и первыми с детей спадают покровы цивилизации. Сначала Джек не может ударить большим ножом дикую свинью, хотя пролить кровь животного его, как это ни странно, уговаривают Саймон и Ральф. Затем он, уже не задумываясь, использует этот нож не только для убийства животных, но и для убийства человека.

Сюжет «Повелителя мух» может быть представлен и как драматически достоверная аллегорическая интерпретация этических воззрений автора. Используя ставший достаточно тривиальным в литературе случай вынужденного присутствия людей на необитаемом острове, писатель создает блестящий в художественном отношении архетип человеческого общества. Богатство используемых им технических средств не заменяет смысла иносказания и делает голдинговскую аллегорию доступной читателю любого возраста, начиная с подросткового. Этот успех, на наш взгляд, следует, прежде всего, отнести к четкости занимаемой писателем позиции по отношению к христианской этике. Христианские убеждения Голдинга далеки от догматизма. Он - не пуританин и не трансценденталист. Его религиозная вера основывается скорее на интерпретации приобретенного жизненного опыта, чем на безоговорочном признании мистических откровений, либо изначально данных истин.

26. Первая мировая война и потерянное поколение в новеллах и романах Хемингуэя. Принцип организации повествования в прозе Хемингуэя. Традиции и новаторство. Роль подтекста. Развитие гуманистических тенденций в повести "Старик и море"

"ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ" (английское lost generation), определение, применяемое к группе зарубежных писателей, выступивших в 1920-е гг. с произведениями, в которых отразились разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов (веры в благую силу научного прогресса, в социальную справедливость, в крепость "разумных" норм морали и гуманности), обостренные трагическим опытом 1-й мировой войны. Выражение приписывается американской писательнице Г. Стайн. Тема "потерянное поколение " проникнута пафосом стоического пессимизма у Э. Хемингуэя, Р. Олдингтона, Э.М. Ремарка.

Величайшим представителем так называемого «потерянного поколения» не случайно считается Эрнест Хемингуэй. Жизненный опыт его был разнообразным, он был участником Первой мировой войны, впечатление от которой стало его первым университетом жизни и отразилось на всем его творчестве (во многих, особенно ранних его произведениях, ощутимы автобиографические моменты). Хемингуэй долго работал журналистом, был свидетелем большого экономического кризиса и другой, греко-турецкой,

 

войны, а также посетил много разных стран. Он сравнительно мало жил в США и мало писал об этом государстве, гражданином которого был. Не случайно в большинстве романов Э. Хемингуэя действие происходит где-то в Европе, Америка для этого писателя была воплощением деградации человечества. В ранних произведениях неоднократно звучит тема бегства из

 

США в поисках сначала идеалов, а потом - лишь забвения. Главной темой его раннего творчества было изображение людей, которые потеряли веру в общество, в идеалы, в собственные силы или возможность найти счастье. Художественной особенностью ранних произведений Э. Хемингуэя было использование модернистских приемов, прежде всего таких как «поток сознания», но постепенно

 

писатель создавал собственный, самобытный творческий метод и стиль. От модернизма Хемингуэя отдаляло невосприятие иррационального; используя найденные представителями этого течения отдельные средства, он искал ответ на постановленные жизнью проблемы в действительности, а не где-то еще. Постепенно тематика расширялась, раскрытие становилось глубже, но менее откровенным - идеи из открытого текста переходили в подтекст, прямую фактографичность заслонял особый, философский

символизм, «принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст лишь та часть айсберга, которую видно на поверхности. Хемингуэй детально описывал мельчайшие изменения расположения духа, желаний и ощущений героев произведений, но избегал изображать большие чувства - не потому, что в них не верил, а потому, что их у своих современников не смог найти. Три произведений - «И восходит солнце», «Прощай, оружие!» и «Старик и море» - является отображением

 

разных этапов творческого роста Хемингуэя, эволюции его художественных принципов. Темы двух первых этих романов похожи, отличается именно их раскрытие. Герой «И восходит солнце» - журналист Джейк Барнс, после тяжелого ранения на Первой мировой войне ищет забвение в алкоголе, он любит Брет Эшли, но последствия ранения не дают возможности ему найти утеху в любви.

 

Он, искалеченный войной физически и морально, не может слиться с окружающими его людьми, но те также не знают смысла жизни. Выражение «потерянное поколение» вынесено в эпиграф именно этого романа, который был своеобразным манифестом раннего Хемингуэя. Подтекст романа пока что легко расшифровывается. Манера письма крайне фактографическая. В романе «Прощай, оружие!» вопрос об искалеченной войной человеческой душе и судьбе «потерянного поколения» раскрывается шире.

 

Война здесь - больше, чем стихийное бедствие, появление «потерянного поколения» объясняется социальными причинами, но не сводится к ним. Герой романа, Генри, сначала переполнен патриотизмом, фронтовые события открывают ему глаза на то, что красивые разговоры на самом деле прикрывают массовое убийство, цели которого очень далеки от идеалов справедливости, а бессмысленность не имеет границ. Он размышляет: «…ничего священного я не увидел, и то, что считали славным, не заслуживает на славу,

и жертвы очень напоминали чикагские бойни, лишь мясо здесь просто зарывали в землю». Он отваживается на протест и бросает оружие, а это снова не выход, а шаг к новой трагедии… Каждый поступок героя вытекает из предыдущих обстоятельств, и, в свою очередь, становится основанием его дальнейших действий. Исследуются не отдельные причины - причины причин. Подтекст в этом романе глубокая символика - органичность, реалистичность обобщения просто поражает.

 

Сам Хемингуэй реализует новое творческое кредо - «создавать, вместо того, чтобы описывать». Но это не означает отказ от любви к фактам, его творческий задел остается литературой фактов на протяжении всей жизни. Просто факты действий или поступков обогащаются символической нагрузкой, а причины, обстоятельства и даже обобщения встают с ними в один ряд, также как безоговорочные жизненные факты, но кое-что другого рода. - Повесть «Старик и море» есть одним из последних завершенных произведений этого писателя, своеобразным

 

итогом творчества и своего рода вершиной его раздумий о смысле жизни. Жанрово это - повесть-притча. То, что раньше возникало в виде вопроса, звучит здесь уже как ответ, но настолько аллегорический, что каждый читатель воспринимает его содержание соответственно своему собственному опыту. Образ старика Сантьяго вместе с тем является образом обычного бедного рыбака и образом определенной системы моральных ценностей, к которой оказывается равнодушен современный мир.

 

Детально и реалистически описанное море также не только географический объект - это и вечность, и сила природы. Символический и сам сюжет: извне он простой, но даже фактографию событий можно рассматривать как многозначительный образ. Но вопрос о смысле бытия человека всегда был краеугольным камнем философии, и те писатели или художники в широком значении этого слова, которые оказались способными художественно убедительно дать на него собственный ответ заслуживают на то, чтобы их имена остались в литературе навсегда.

Крупнейший художник Хемингуэй вошел в историю литературы певцом простых, честных людей, их права на труд, свободу и уважение. Когда его герои активны, деятельны, целеустремленны, это дает им радостное ощущение бытия; бездеятельность, пассивность, горестное самосозерцание, отрешение от мира означает их гибель. Отстаивая необходимость для человека познавать себя, добиваться гармонии внутреннего мира и обстоятельств жизни, писатель выступал за действенное, энергическое отношение к миру, ибо оно одно, в его глазах, выход из многочисленных тупиков и волчьих ям, расставленных на пути человека судьбой, случаем и — главное — жестоким, лицеприятным миром капиталистических отношений.

Глубокое сознание писательского долга, искренний, сердечный гуманизм, уважение к труду руководили всеми помыслами писателя демократа, антифашиста, доброго друга советских людей.

Хемингуэй не был коммунистом и не располагал ясным представлением об идеях революционного преобразования общества, но он глубоко чувствовал правомерность всякой попытки удержать завоевания демократии, пером и оружием отстаивал дело прогресса и на выжженных солнцем равнинах Испании, и на полях второй мировой войны.

Отвечая на вопрос, почему Хемингуэй столь популярен в нашей стране, хотя он был чрезвычайно далек от конкретных интересов, которыми жило советское общество, В. Каверин говорит: «Читая его, можно многое узнать, о многом догадаться. Это — точность судьи, произносящего приговор. Это — правда, на которой никто не настаивает, но которая верно рисует расстановку социальных сил, борьбу низости и чести, разума и зверства».

«Правда нужна на таком высоком уровне, чтобы выдумка, почерпнутая из жизненного опыта, была правдивее самих фактов»,— замечал Хемингуэй.

К этому убеждению он шел, преодолевая влияние декаданса с его ложным пониманием правды как фактографической точности и простоты, как огрубленного примитивизма.

Нельзя, впрочем, сказать, что движение на этом пути привело Хемингуэя к полному успеху: художественно ощутимой ясности цели творчества, большой жизненной правде, исключающей правду объективистскую, вневременную.

«Когда отходил на задний план ученик, скованный канонами Гертруды Стайн, именно тогда побеждал истинный реализм в творчестве мастера Хемингуэя. А рецидивы наигранного бесстрастия порождали у него натуралистическую пестроту и тесноту, в которой терялось истинное обличье такого простого и прямого писателя».

В лучших своих вещах Хемингуэй, преодолевая разочарования и боль за общество, погрязшее в несправедливости, остается рыцарем надежды, бойцом переднего края в борьбе против унижения и бессилия простых и достойнейших, в борьбе за человечность отношений и награду по справедливости. И основной герой писателя — стойкий, мужественный, верный слову человек, порою ироничный, а когда и восторженный, нередко многоопытный, а то лишь вступающий в жизнь, он деянием, силой внутренней убежденности, внутренней прочностью завоевывает уважение и симпатию читателя.

Писательский путь Хемингуэя неровен и неоднозначен, истоки его можно отыскать еще в школьной газете и литературном журнале, где он выступал в качестве- репортера и редактора, заимствуя темы из жизни родного городка Оук-Парка и подражая «настоящим» журналистам, издевался над пуританской моралью, навсегда оставшейся злейшим врагом писателя.

В 1918 г. Хемингуэй, уже корреспондент провинциальной газеты «Канзас стар», добровольцем американского Красного Креста отправляется на европейский театр военных действий. Первая мировая война оставила глубокий след в сознании молодого американца, лишив душевного спокойствия, вызвав к жизни новые мысли о человеке и его судьбе, определив темы многих произведений Хемингуэя.

После войны продолжается его журналистская деятельность на родине и в Канаде, а с 1921 г. Хемингуэй — иностранный корреспондент американских газет в Европе — Испании, Швейцарии, Франции.

В политических очерках, жанровых зарисовках, корреспондентских отчетах о событиях экономической и культурной жизни оттачивается мастерство Хемингуэя, формируется его мироощущение: ненависть к монархо-фашизму, демократизм, уважение к личности и народу.

Время от времени в различных европейских изданиях появляются небольшие рассказы Хемингуэя, наконец, в 1924 г. в Париже выходит его первый сборник «В наше время».

На годы овладевает Хемингуэем тема «потерянного поколения»: «И восходит солнце» («Фиеста») — 1926 г., сборники рассказов «Мужчины без женщин» — 1927 г., «Победитель не получает ничего» — 1933 г., прославленный антивоенный роман «Прощай, оружие!»—1929 г.,— остались свидетельством глубокого душевного потрясения целого поколения людей, что юношами уйдя на фронт, познали всю суть громких слов и расхожих идеалов буржуазной цивилизации.

«Прощай, оружие!» — протест писателя против мира, в котором любой и каждый конфликт должна разрешить война.

Невозможность, даже непристойность высоких слов в применении к той страшной и бессмысленной человеческой бойне, которую наблюдал и участие в которой принимал сам Хемингуэй, вступивший в итальянскую армию драться «за спасение демократии»,— лейтмотив романа.

И герой его, американский лейтенант на итальянской службе Генри, теряет и веру в благородную цель войны, и свою любимую. Опустошенный и бесприютный, лишившийся всякой опоры в жизни, Генри слепо и безнадежно бредет навстречу будущему. Новые нравственные цели не заступили места потерянных ценностей. Разочарование, скорбь, безнадежность в сочетании с обнаженностью сердца и болезненным чувством неудовлетворенности стали отличительными качествами многих.

Неуютно жить в послевоенном мире, не разрешившем своих противоречий, но герои Хемингуэя и в горькой своей судьбе, и в известной отрешенности все же вызывают симпатию, по крайней мере лучшие из них, сознающие неслучайность своих трагедий. Философия отчаяния, безволие героев в конце концов чужды автору, но все же легко расслышать и его искреннее сочувствие жертвам времени. И пока перед героями продолжает стоять вопрос о том, как же следует жить дальше, Хемингуэй отказывается считать их по-настоящему потерянным поколением.

В 1932 г. печатается «Смерть после полудня»; рассказывая об испанском матадоре, писатель славит достойное мужество человека и в поражении. Тема смерти, простой, «в чистом виде» — важнейший мотив книги. Смерть — это серьезно, как бы говорит писатель, это итог. Каким подойдешь ты к нему и каким его встретишь?

Хотя Хемингуэй и декларировал независимость художника от политики, фактически он не мог устраниться от участия в демократических движениях времени. Наблюдать, описывать, изображать правду нельзя было вне ясно выраженного отношения к нависающей над миром угрозе фашизма — об этом свидетельствует целый ряд его статей 30-х годов.

В рассказах Хемингуэя тех лет зазвучала беспощадная критика губительной силы денег; скептицизм и неуверенность героев прежних лет уже не находят писательского оправдания, бесплодие и беспомощность караются им прежде всего как вина самого человека («Снега Килиманджаро», 1936).

«Иметь и не иметь» — этот роман писателя появляется в 1937 г. и становится существенно новым этапом творческой эволюции Хемингуэя.

Несомненна творческая близость Хемингуэя к традициям русской классической литературы, в частности родство его рассказов и романов с новеллистикой и повестями Чехова. Гражданственность, активность общественной позиции, немногословная искренность, выбор трагических ситуаций не могут не напомнить нам творчества А. П. Чехова.

«В своих лучших вещах он повторил чеховскую трагедию проснувшегося и не находящего выхода сознания. Недаром кульминация в его книгах почти всегда связана с той страшной минутой просветления, когда человек вдруг понимает, что он не может жить так, как жил до сих пор».

Индивидуализм, отъединенность героя от мира становятся в значительной степени прошлым в творческой практике писателя. В дни гражданской войны в Испании Хемингуэй — председатель Общества американских дру*зей испанской демократии, он снаряжает для республиканцев несколько санитарных машин, отправляется в республику в качестве корреспондента, а фактически — участника борьбы против фашистских мятежников. Как товарищи по оружию сошлись здесь писатели многих стран: Ральф Фокс, Мате Залка, Людвиг Ренн, Михаил Кольцов.

Находясь в центре событий, он пишет пьесу «Пятая колонна» (1937)—о трудной работе республиканской контрразведки. В речи «Писатель и война» (1937), испанских очерках Хемингуэй призывает активно защищать завоевания человеческой культуры. Теперь Хемингуэя занимает уже не смерть, как таковая, а проблема ее осмысленности, проблема цели существования.

Герои «Испанской земли» и «Пятой колонны», интеллигенты анархо-индивидуалистического склада, оказываются способными на энергичное воодушевление общенародными, демократическими целями.

Ближайшее знакомство писателя с самозабвенной жертвенностью борьбы против фашизма, с откровенным лицом этого главного врага человечества не только предопределило большую простоту и естественность персонажей, но и существенно сказалось на его творческой манере: приглушеннее зазвучали чисто «хемингуэевские» тона. Судорожность речи, стремление заслониться от «проклятых» вопросов многословием внешних описаний, увлеченность «нейтральными» темами — профессиональным изображением охоты, рыбной ловли, военного дела — все это постепенно уступает место более «традиционному» реалистическому мастерству.

Завершилась испанская трагедия — отзвуком ее стал и роман Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940). Это 64 часа жизни американца Роберта Джордана, сражающегося на стороне республиканцев.

Герой во многом — и биографией, и привычками, и мыслями — напоминает нам самого Хемингуэя; он тоже убежденный, воинствующий антифашист, но «не настоящий марксист». Он просто верит «в Жизнь, Свободу и Право на Счастье».

С героем связана тема долга, проходящая через весь роман: перед идеей выполнения задания меркнет мысль о ценности и невозвратности собственной жизни.

Книга пронизана ощущением трагедии — мысль о гибели не оставляет героя. И все же герой, уходя из жизни, не считает себя обворованным; наоборот, он говорит себе: «Почти год я дрался за то, во что верил... Мир — хорошее место, и за него стоит драться, и мне очень не хочется его покидать. И тебе повезло, сказал он себе, у тебя была очень хорошая жизнь... У тебя была жизнь лучше, чем у всех, потому что в ней были вот эти последние дни. Не тебе жаловаться».

Гуманизм Хемингуэя этого периода теснейшими узами связан с пониманием писателем личной ценности человека. Со времени «Иметь и не иметь» в его книгах постоянным, хотя чаще всего и скрытым рефреном существования и борьбы личности становится писательское убеждение: «Человек один не может. Ни черта». Тем не менее всеми гранями души своей герой раскрывается, когда он один на один с судьбой. И желая своим героям большой, настоящей удачи, Хемингуэй все же высшим мерилом ценности человека делает ситуацию «победа в поражении».

В этом смысле цель борьбы может быть малой или большой общезначимой или очень личной — в одном случае речь идет о борьбе с фашизмом на кровавых полях Испании, в другом — о драматическом сражении с огромной рыбой.

Нравственная победа человека над врагом и собственными слабостями в совокупности и утверждает высокое достоинство личности, ее право на самоуважение и уважение окружающих, хотя бы реальная цель усилий и не была достигнута.

В подобном гуманистическом идеале, разумеется, немного всесокрушающего оптимизма, далеко не всегда соотносящего возможности героя с силой сопротивления среды; порою он отдает сердечной горечью, но активный характер его несомненен

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Цветы зла Бодлера

Quot Цветы зла Бодлера Смысл названия Несчастное сознание как основа трагического мировоззрения Бодлера Место сборника стихотворений Цветы зла в... Цветы зла сборник стихотворений французского поэта символиста Шарля... Стихотворения разделены на шесть в издании года на пять частей каждая из которых имеет метафорическое название...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глазами клоуна

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Символизм: мировидение, эстетика, поэтика. Поэзия французского символизма: Верлен, Малларме.
Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX

Творчество Мопассана. Анализ новеллы "Пышка" и романа "Милый друг". Мопассан и Чехов.
Один из великих представителей европейского критического реализма XIX века, французский писатель Ги де Мопассан (1850 - 1893), «Я вошел в литературу, как метеор», - шутливо говорил Мопасса

Английский неоромантизм. Анализ текста одного из авторов: Р.Л. Стивенсон, Конан-Дойл, Р.Киплинг, Г.К.Честертон.
Одним из наиболее ярких и полных выраже­ний имперской системы ценностей поздневикторианской Британии стала художественная литера­тура, и особенно те ее жанры, которые были пред­назначены для юношес

Романтизм в американской литературе: специфика развития. Творчество Э.По.
Условия развития американской литературы первой половины XIX века. Американский романтизм развивался в первой половине XIX века. Он явился откликом на события, связанные с американской революцией 7

Морской волк.
Некоторые американские критики увидели в образе Ларсена прославление ницшеанского «сверхчеловека». Но с таким мнением трудно согласиться. Лондон не восхищается Ларсеном, а развенчивает его. Именно

Основные проблемы творчества Т.Драйзера. Роман Драйзера "Американская трагедия" - идейно-художественный анализ.
Ключевая фигура американского натурализма — Теодор Драйзер (1871—1945). В его творчестве наиболее полно проявилось как своеобразие натурализма в США, так и эволюция натуралистической прозы от XIX к

Кафка и Гоголь
Существует концепция, придерживаясь которой ученые сравнивают мистику Н.В. Гоголя и Ф. Кафки. Однако, нельзя сказать что это сравнение не является закономерным. Принято считать, что Кафка является

Набоков о Кафке
Владимир Набоков утверждает: «У Гоголя и Кафки абсурдный герой обитает в абсурдном мире». Однако, к чему нам жонглировать термином «абсурдный»? Что он выражает? Чем он нам поможет? В терминах объяс

Ремарк.
Слава пришла к нему, когда он выпустил в 1929 году роман “На Западном фронте без перемен”. Эта сравнительно небольшая по объему книга заняла особое место в немецкой и мировой литературе. В течение

Экзистенциализм в литературе. Проблематика, тип сюжета, герой. Анализ романа Сартра "Тошнота".
Экзистенциализм - философское течение девятнадцатого-двадцатого веков, которое выдвигает на первый план абсолютность человеческой свободы и пытается всерьез разобраться с последствиями этого факта

Художественный мир романа Фолкнера "Шум и ярость: система образов, сюжетно-композиционный строй, роль символики.
Уильяма Катберта Фолкнера (1897–1962) можно назвать одним из самых значительных писателей США XX века, талантливым американским романистом и новеллистом. Другими словами, Уильям Фолкнер принадлежит

Роман Фицджеральда "Великий Гэтсби" как энциклопедия века джаза. Герой, сюжет, проблематика. Роман на киноэкране.
Роман " Великий Гэтсби " сам Ф.С.Фицджеральд называл вершиной своего творчества. Часто роман рассматривался с точки зрения главной идеи романа, системы образов или смысла заглавия. Композ

Мейлор. "Американская мечта". Диалог, полемика с "Преступление и наказание".
Это произведение содержит множество символов. Каждый выделяет основные для себя. Например, Мейлер для меня это боль. Или усталость. То есть слова, которые могут охарактеризовать произведение в цело

Особенности романа "100 лет одиночества". Магический реализм в латино-американской прозе.
«Сто лет одиночества» (исп. Cien años de soledad) — роман колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, одно из наиболее характерных и популярных произведений в направлении магического реа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги