рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социокультурная размерность сознания. Сознание и язык.

Социокультурная размерность сознания. Сознание и язык. - раздел Образование, Мировоззрение, его структура и основные функции. Классификация форм и типов мировоззрения Один Из Основных Факторов, Посредством Которого Осуществляется Социально-Твор...

Один из основных факторов, посредством которого осуществляется социально-творческая природа сознания, – это деятельность. Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирование сознания, где всякий мыслительный акт – это «внутреннее действие». В то же время человеческую деятельность отличает ее «осознанность», связанная со способностью к целеполаганию.

В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения.

Еще один фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, – это коммуникация. Она конкретизирует феномен деятельности на уровне межличностных взаимодействий, определяя не только ситуацию человека в целом, но и природу сознания. Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: диалога, полилога. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях.

Культурные механизмы, обеспечивающие коммуникацию, – это речь и язык. Язык – это система знаков, соответствующих определенным понятиям. Речь – это оформленная в соответствии с принятыми в обществе правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык. Таким образом, язык реализует себя посредством речи, однако по отношению к последней он является более фундаментальной структурой.

Речевое высказывание как элементарная единица речи может характеризоваться как определенный акт, действие, направленное на достижение целенаправленного эффекта со стороны воспринимающих людей. Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством для образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохранения и трансляции информации, коммуникации; является необходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможно лишь посредством языка.

33. Социальная философия в системе социо-гуманитарного знания: предмет и специфика социального познания, сущность социальности.

Социальная философия – учение о наиболее общих законах и ценностях общественного бытия и социального познания. Социальная философия нацелена на выявление и анализ философского потенциала общества, общественного бытия человека. Решающий шаг в становлении социальной философии был сделан в XIX веке усилиями четырех мыслителей – Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Г. Спенсера.

Общество – особая форма бытия, продукт и результат деятельности людей, форма организации совместной жизни людей. Социология изучает способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. Характер структурирования социальной системы определяется как свойствами её элементов, так и основным системообразующим фактором, упорядочивающим элементы. Философия акцентирует такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Выбор того или иного способа объяснения становления и развития общества зависит от исходной мировоззренческой установки. Социальная философия нацелена на выявление и анализ философского потенциала общества, общественного бытия человека. Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в единое целое, в общественный «организм».

Сущность социальности (сущность человека) как синтез формо-содержательной связи (единство формы и содержания своей собственной данности как явления), выступающей в качестве причины, превращающей абстрактного «человека» в свою противоположность — конкретного человека, предстает перед нами как объективно наличествующая данность сама по себе и для самой себя; она становится необходимым условием для утверждения своей объективной непосредственности в плане постоянного снятия в себе самой здесь данности (то есть примитивной непосредственности); тем самым она постоянно приумножает самое себя на базе необходимой оставшейся положительности в виде своей самовозрастающей непосредственности (формо-содержательной связи) и является в ином, большем по объему, чем предыдущее, качестве для приближения и полного своего превращения в критическую точку, далее именуемую как качественно новая непосредственность — начало нового начала, — не прекращающийся (вечно опосредствующийся) процесс социализации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его структура и основные функции. Классификация форм и типов мировоззрения

Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в... Структура мировоззрения представлена следующими уровнями...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социокультурная размерность сознания. Сознание и язык.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Специфика философского знания, социокультурный статус и основные функции в современном мире.
  Философия оказывает влияние на людей как непосредственно (развивает их мышление, аналитические способности, свободо¬мыслие), так и опосредованно через науку, религию, искусство и т.

Предмет философии и структура философского знания.
  Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточ

Проблема метода в философском познании.
Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен на- укоцентризм Этому способствовало изменение задач философии: ее первоочередной целью ста-новится поиск всеобщего метода научного по

Основные черты и этапы развития античной философии.
  В качестве базовой категории античной философии выступает понятие космоса. Являясь антитезой хаосу, космос символизиру¬ет здесь высший порядок и гармонию, причину соразмерности и со

Гуманизация философской мысли в эпоху Возрождения. Социально-политические учения.
  Возрождение, или иначе Ренессанс, охватывает XIV-XVI вв. Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция,начало которой положили поэты, писатели, художни

Социально-политические проекции философии в эпоху Просвещения. Основные идеи французского материализма XVIII в.
  Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Европе и Америке 18 в., связанной с преодолением феодальных дословных отношений и утверждением ценностей л

Эволюция философской мысли Беларуси, статус и содержательная специфика.
  Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультур-ными факторами: - отсутствие в истории самостоятельной н

Философия экзистенциализма.
    Ее формирование обусловлено «антропологическим кризисом» в философии и культуре нач. XX в., связанного с крушением иде-алов классического гуманизма и его веры в чело

Бытие как предмет философского анализа (виды и формы бытия). Проблема бытия в истории философии.
  Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выде-ляют два основных вида бытия - материальное и духовное (иде-ально

Понятие Универсума. Представления о материи в философии и науке.
  Материальный мир имеет достаточно сложную организацию, т.к. в нем любое материальное явление представляет собой систе-му определенных элементов, организованных в единое целое ус-той

Пространственно-временная и динамическая организация материального мира.
  Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя. Движение как философская категория обозначает свойство из-

Генезис сознания и его структурно-функциональные характеристики.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить две основополагающие: 1. Сознание имеет

Основные традиции философского анализа общества.
Вопрос о том, что способствует развитию общества, ставится перед учеными давно. В современной философии выделяются 4 подхода на данную проблему. Натуралистический. Согласно этой т

Философия истории и ее проблемное поле.
Философия истории как раздел социальной философии ориен­тирована на постижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания. Термин «философия истории

Познание как ценность культуры и предмет философского анализа.
Для того, чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги