Реферат Курсовая Конспект
Эволюция философской мысли Беларуси, статус и содержательная специфика. - раздел Образование, Мировоззрение, его структура и основные функции. Классификация форм и типов мировоззрения Статус И Содержательная Специфика Белорусской Философии Опред...
|
Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультур-ными факторами:
- отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности
- ситуация пограничья
- трудности в национальнокультурной самоидентификации мыслителей
- невозможность однозначного соотнесения философских текстов с национальным языком, т.к. они долгое время писались преимущественно на латинском либо польском языках;
- отсутствие национальных тем для философского осмысления
- становление и последующее развитие философской мысли осуществлялось преимущественно в рамках доминирующих в культуре воззрений - религиозных, просветительских, националь-но-освободительных, идеологических, что нашло отражение в формулировке проблем.
**Этапы:
1. Предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая', т.к. они способствовали распространению христианских идей.
2. Гуманистическое и реформационное движение (16 - первая половина 17 вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы.
3. Доминирование схоластической философии (конец 17 - первая половина 18 вв.) - связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой и, в первую очередь, в области образования (Виленская иезуитская академия). Основу схоластической философии составляли труды Аристотеля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике.
4. Господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина 18 - первая половина 19 вв.). Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения.
5. Национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли (вторая половина 19- начало 20 вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме националь-ного возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой, интеллигенции (Ф. Бо- гушевич, М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др.).
*****
16. Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии.
Классика
• объективизм (акцент на познании объективной природной действи¬тельности);
• принцип тождества бытия и мыш¬ления («все действительное разум¬но, все разумное действительно);
• детерминизм (утверждение о не-обходимых причинно-следственных ыгязях r мире)
• идеал объективности знания (зна-ние производио от объекта, где субъект - лишь нейтральный на-блюдатель того, что есть в действи-тельности);
• интенция на поиск абсолютной истины;
• созерцательность философского знания;
• наукообразность и системность как эталоны построения философии
• растворение антропологической проблематики в онтологии или гносеологии;
• человек как «разумное живот-ное», где именно разум определяет его сущность
• редукция социальных законов к природным;
• прогресс как смысл истории;
• универсализация исторических законов и европоцентризм
Неклассика
• субъективизм (познавательный интерес переносится на сферы человеческой субъективности: общество, человека, науку, культуру);
• действительность иррациональ¬на и абсурдна, разум и смысл вносятся в нее самим человеком;
• индетерминизм (приоритет ве¬роятностных, случайных связей)
• обоснование творческой ак-тивности субъекта по отноше-нию к объекту познания;
• релятивизм (истина относи-тельна);
• практическая ориентация фи-лософии;
• многожанровость философс-кого творчества
• «антропологический поворот», центрировавший мир и фило¬софию на человеке;
* рассмотрение человека в це-лостности его опыта сущест-вования (чувственно-телесного, индивидуально-творческого, социокультурного), критика ра-зума
• обоснование качественного своеобразия социальной реаль-ности;
• критика идеи прогресса;
• акцент на множественности типов исторического развития
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в... Структура мировоззрения представлена следующими уровнями...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эволюция философской мысли Беларуси, статус и содержательная специфика.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов