рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема метода в философском познании.

Проблема метода в философском познании. - раздел Образование, Мировоззрение, его структура и основные функции. Классификация форм и типов мировоззрения Для Эпохи Нового Времени (К. Xvi-Xvii Вв.) Характерен На- Укоцентризм ...

Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен на- укоцентризм

Этому способствовало изменение задач философии: ее первоочередной целью ста-новится поиск всеобщего метода научного познания.

Философско-методологическая программа рационализма (Р. Декарт, 1596-1650).

Цель философствования Р. Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «я», т.е. критерий истинности находится в сознании. Субъект познания может в принципе сомневаться в существовании всего сущего - других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существо-вании своего собственного мышления. Это связано с тем, что «...к нашей природе... причастно одно лишь мышление, познаваемое нами поэтому прежде и достовернее, чем какая бы то ни было теле-сная вещь...». Единственное, что несомненно, это то, что мы мыс-лим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю - следовательно, существую). Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и философии, и науки - важные составляющие дедуктивно-раци- ональной методологии Р. Декарта. Согласно ей, чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятельность организуется в соответствии с универсальными предпосылками - «врожденными идеями», новое знание выводится дедуктивным путем (Р. Декарт «Рассуждение о методе»).

*****

 

6. Философская традиция древней Индии: категориальный аппарат, основные идеи и положения.

 

Сущностной особенностью древнеиндийской философии явля-ется религиозный характер большинства ее школ.

Система религиозных верований формировалась здесь на основе ведийского канона (веды - «священное знание»), пред¬ставленного богатейшим комплексом источников.

Упанишады (букв. - «сидеть у ног учителя») представляли собой тайное знание, передававшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или иных поло¬жений вед.

Понятиями Брахмана и Атмана определяются исходные суб-станциальные основания бытия, где Брахман - это высшая объек-тивная реальность, благодаря которой все возникает и существует, а Атман - высшая духовная сущность. В упанишадах оформляет¬ся идея тождества Брахмана и Атмана как объективного и субъек¬тивного начал Универсума. Выступая как всеобщее основание и причина космоса, они не имеют конкретных характеристик, в силу чего определяются отрицательно через противопоставление види¬мой действительности. Материально-чувственная природа (Прак-рити) подчинена сансаре - колесу жизни, связанному с цепью рождений и переходом от одной формы существования к другой. Регулирование сансары осуществляется кармой (букв. - «деяние») как законом воздаяния, в соответствии с которым совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в предшест-вующих жизнях, определяет его судьбу в последующих перерож-дениях. С идеей сансары связано и понятие дхармы (от глагола «держать», «поддерживать»), символизирующей универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, импера-тива поведения, специфичного для той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой обеспечивает улучшение кармы и пере-рождение в более высоком состоянии. Высшей целью человечес-кого существования является мокша (букв. - «освобождение») как религиозный идеал спасения. Исчерпав все прегрешения кармы, человек получает возможность вырваться из колеса сансары и со-единиться с абсолютными Брахманом-Атманом.

*****

 

 

7. Философия древнего Китая: категориальный аппарат, основные идеи и положения.

 

Специфика древнекитайской цивилизации определялась на-личием мощного централизованного государства с разветвлен-ным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти здесь выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями светского знания и образования. При этом в отличие от остальных цивилизаций древности, доминирующим регулятором социальной практики становится не религия, а риту-ал, регламентирующий все сферы общественной жизни и выступа¬ющий гарантом социальной стабильности и порядка.

Основное значение для интеллектуальной и социокультурной эволюции Китая имело конфуцианство, ставшее во II в. до н. э. официальной государственной идеологией.

**Суждения Конфуция собраны в книге «Лунь Юй». В центре его внимания - вопросы о нравственной природе человека, о семье и об управлении государством. Центральное понятие - жень (человек), определяющее закон идеальных отношений между людьми в соответствии с «принципом взаимности»: «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

**

Второй по значимости школой в Китае и основной оппозицией конфуцианства был даосизм. Основателем его считается Лао-цзы, книга которого («Дао дэ цзин») стала каноническим даосским тек-стом. Основанием данного пути является соблюдение принципа у вэй (букв. - неде¬яние), понятого как отсутствие внешнего целеполагания во имя растворения своего «Я» в естественном порядке вещей. Высшим результатом и целью данного пути провозглашалось бессмертие.

*****

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его структура и основные функции. Классификация форм и типов мировоззрения

Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в... Структура мировоззрения представлена следующими уровнями...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема метода в философском познании.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Специфика философского знания, социокультурный статус и основные функции в современном мире.
  Философия оказывает влияние на людей как непосредственно (развивает их мышление, аналитические способности, свободо¬мыслие), так и опосредованно через науку, религию, искусство и т.

Предмет философии и структура философского знания.
  Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточ

Основные черты и этапы развития античной философии.
  В качестве базовой категории античной философии выступает понятие космоса. Являясь антитезой хаосу, космос символизиру¬ет здесь высший порядок и гармонию, причину соразмерности и со

Гуманизация философской мысли в эпоху Возрождения. Социально-политические учения.
  Возрождение, или иначе Ренессанс, охватывает XIV-XVI вв. Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция,начало которой положили поэты, писатели, художни

Социально-политические проекции философии в эпоху Просвещения. Основные идеи французского материализма XVIII в.
  Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Европе и Америке 18 в., связанной с преодолением феодальных дословных отношений и утверждением ценностей л

Эволюция философской мысли Беларуси, статус и содержательная специфика.
  Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультур-ными факторами: - отсутствие в истории самостоятельной н

Философия экзистенциализма.
    Ее формирование обусловлено «антропологическим кризисом» в философии и культуре нач. XX в., связанного с крушением иде-алов классического гуманизма и его веры в чело

Бытие как предмет философского анализа (виды и формы бытия). Проблема бытия в истории философии.
  Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выде-ляют два основных вида бытия - материальное и духовное (иде-ально

Понятие Универсума. Представления о материи в философии и науке.
  Материальный мир имеет достаточно сложную организацию, т.к. в нем любое материальное явление представляет собой систе-му определенных элементов, организованных в единое целое ус-той

Пространственно-временная и динамическая организация материального мира.
  Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя. Движение как философская категория обозначает свойство из-

Генезис сознания и его структурно-функциональные характеристики.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить две основополагающие: 1. Сознание имеет

Социокультурная размерность сознания. Сознание и язык.
Один из основных факторов, посредством которого осуществляется социально-творческая природа сознания, – это деятельность. Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирова

Основные традиции философского анализа общества.
Вопрос о том, что способствует развитию общества, ставится перед учеными давно. В современной философии выделяются 4 подхода на данную проблему. Натуралистический. Согласно этой т

Философия истории и ее проблемное поле.
Философия истории как раздел социальной философии ориен­тирована на постижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания. Термин «философия истории

Познание как ценность культуры и предмет философского анализа.
Для того, чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги