рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социально-политические проекции философии в эпоху Просвещения. Основные идеи французского материализма XVIII в.

Социально-политические проекции философии в эпоху Просвещения. Основные идеи французского материализма XVIII в. - раздел Образование, Мировоззрение, его структура и основные функции. Классификация форм и типов мировоззрения   Философия Просвещения Стала Идейным Основанием Новой Культурн...

 

Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Европе и Америке 18 в., связанной с преодолением феодальных дословных отношений и утверждением ценностей либерализма и демократии. В сфере духовной культуры эпохе присущ антиклерикализм (борьба с Церковью и религиозными предрассудками во имя разума и свободомыслия). Вольтер, Гете, Юм, Смит.

Свою основную задачу просветители видели в соединении научного и социального прогресса, в создании рациональной программы преобразования общества, затрагивающей все сферы его жизни.

**Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность.

**Теория общественного договора развивала идеи Т. Гоббса и, в особенности, Дж. Локка, в соответствии с которыми государство - это результат добровольного соглашения людей, заключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав. Французское Просвещение начинает рассматривать договор уже не как едино¬временный акт образования государства, но как принцип функ¬ционирования общества в целом, основой которого выступают договорные отношения индивидов, заключаемые в соответствии с законом и правом. Согласно Руссо, сувереном законодательной власти выступает весь народ, общая воля которого должна быть воплощена в политике государства. В случае их несовпадения пер¬вый (несправедливый) договор должен быть расторгнут и заклю¬чен новый, основанный на последовательном утверждении неотчуждаемых естественных прав человека

*****

 

13. Значение немецкой классической философии и её основные достижения.

 

Хронологически немецкая классическая философия (Н. К. Ф.) занимает небольшой временной промежуток (основные произведения выходят в 1770-1831 гг.). Ее образуют всего 5 авторов: И. Кант (1724-1804), И. Г. Фихте (1762-1814), Ф. В. И. Шеллинг (1775- 1854), Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) и Л. Фейербах (1804-1872). Вместе с тем в истории философии она занимает особое место, значимость которого определяется тем, что Н. К. Ф. стала:

1) высшей формой развития классической рационалистической традиции, ориентированной на разум как принцип организации действительности и механизм ее познания (здесь максимально последовательно осуществлен идеал построения философии как строгой науки);

2) преддверием неклассического типа философствования, поскольку ряд ее положений (критицизм Канта по отношению к разуму, диалектика Гегеля, антропологизм Фейербаха) стали основанием для развития новых философских стратегий.

 

Критическая философия И. Канта пересматривает идеалы предшествующей гносеологии, усматривающей истину в объек-тивной действительности, и обосновывает необходимость кри-тического исследования самого разума как источника познания.

 

Идеалистическая диалектика Гегеля стала наиболее грандиоз-ным проектом Н. К. Ф. и философского рационализма в целом, где в рамках единой целостной системы представлена универсальная логика становления и развития разума, природы и истории.

*****

 

14. Русская философия: основные темы и тенденции развития.

 

Философская мысль в России стала кристаллизацией духовных интенций русской культуры.

Именно с христианством связаны первые философские поиски православнорусской культуры. На протяжении практически тысячелетнего развития Руси (10-19 вв.) философское знание было подчинено религиозной практике.

В этот период оформляются базовые мировоззренческие установки:

• онтологизм (рассмотрение мира не в его пассивной подчиненности человеку, но как сферы осуществления Божественной Премудрости, Софии);

• антропологизм и психологизм как интерес к внутреннему опыту личности, акцент на ее подвижническом статусе в мире;

• подчинение истины идеалам справедливости (истина не как факт, но как правда);

• эсхатологизм как установка не столько на мир сущего, сколько должного, обновленного светом Божественной истины и справедливости;

• мессианизм («Москва - Третий Рим», хранитель истинной веры и гарант будущего спасения человечества)

**Середина 19 века:

Западники (радикальные: Белинский, Герцен, Огарев, умеренное: Грановский, Анненков, либеральное - Кавелин, Корш) призывали к реформированию России по западному образцу с целью либерализации социальных отношений (в первую очередь, отмены крепостного права), развития наук и образования как факторов прогресса. Наследниками идеологии западничества стали русские народники и марксисты.

Славянофилы («старшие» - Киреевский, Хомяков, «младшие» Аксаков, Кошелев, «поздние» - Данилевский, Страхов) критиковали Запад за узкотехническую направленность культуры, которая стала следствием забвения Бога и абсолютизации разума, что привело к разрыву органичных'связей с жизнью, традицией, обществом. Идеализируя русскую историю, они считали, что Россия как хранительница Православия, Само¬державия и Народности (общинности, нравственности) призвана указать Европе и всему человечеству путь к спасению.

Развитие русской философии было прервано событиями 1917 г.

*****

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его структура и основные функции. Классификация форм и типов мировоззрения

Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в... Структура мировоззрения представлена следующими уровнями...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социально-политические проекции философии в эпоху Просвещения. Основные идеи французского материализма XVIII в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Специфика философского знания, социокультурный статус и основные функции в современном мире.
  Философия оказывает влияние на людей как непосредственно (развивает их мышление, аналитические способности, свободо¬мыслие), так и опосредованно через науку, религию, искусство и т.

Предмет философии и структура философского знания.
  Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточ

Проблема метода в философском познании.
Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен на- укоцентризм Этому способствовало изменение задач философии: ее первоочередной целью ста-новится поиск всеобщего метода научного по

Основные черты и этапы развития античной философии.
  В качестве базовой категории античной философии выступает понятие космоса. Являясь антитезой хаосу, космос символизиру¬ет здесь высший порядок и гармонию, причину соразмерности и со

Гуманизация философской мысли в эпоху Возрождения. Социально-политические учения.
  Возрождение, или иначе Ренессанс, охватывает XIV-XVI вв. Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция,начало которой положили поэты, писатели, художни

Эволюция философской мысли Беларуси, статус и содержательная специфика.
  Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультур-ными факторами: - отсутствие в истории самостоятельной н

Философия экзистенциализма.
    Ее формирование обусловлено «антропологическим кризисом» в философии и культуре нач. XX в., связанного с крушением иде-алов классического гуманизма и его веры в чело

Бытие как предмет философского анализа (виды и формы бытия). Проблема бытия в истории философии.
  Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выде-ляют два основных вида бытия - материальное и духовное (иде-ально

Понятие Универсума. Представления о материи в философии и науке.
  Материальный мир имеет достаточно сложную организацию, т.к. в нем любое материальное явление представляет собой систе-му определенных элементов, организованных в единое целое ус-той

Пространственно-временная и динамическая организация материального мира.
  Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя. Движение как философская категория обозначает свойство из-

Генезис сознания и его структурно-функциональные характеристики.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить две основополагающие: 1. Сознание имеет

Социокультурная размерность сознания. Сознание и язык.
Один из основных факторов, посредством которого осуществляется социально-творческая природа сознания, – это деятельность. Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирова

Основные традиции философского анализа общества.
Вопрос о том, что способствует развитию общества, ставится перед учеными давно. В современной философии выделяются 4 подхода на данную проблему. Натуралистический. Согласно этой т

Философия истории и ее проблемное поле.
Философия истории как раздел социальной философии ориен­тирована на постижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания. Термин «философия истории

Познание как ценность культуры и предмет философского анализа.
Для того, чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги