рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пересказ литературных произведений

Пересказ литературных произведений - раздел Образование, МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ Пересказ— Осмысленное Воспроизведение Литератур­ного Текста ...

Пересказ— осмысленное воспроизведение литератур­ного текста в устной речи. Это — сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослуши­вать произведение, понять его основное содержание, за­поминать последовательность изложения, речевые оборо­ты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эф­фективности других видов работы по развитию речи.

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обуче­ния пересказыванию детей дошкольного возраста раскры­ты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и других. Все авторы под­черкивают значение пересказа для умственного, нравствен­ного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат об­разные описания, которые вызывают интерес детей, фор­мируют умение описывать предметы и явления, совершен­ствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Например, в отрывке из рассказа В.Бианки «Первое яйцо» говорится о том, что ворона первая из всех птиц снесла яйцо, и дается описание ее гнезда: Ее гнездо на высокой ели, густо засыпанной снегом. Дети эту фразу стремились воспроизвести дословно, а если кто-то из них, пересказы­вая, останавливался после слов гнездо ее на высокой ели, то другие не могли удержаться и шептали: густо засыпанной снегом. (Пример из ис­следования Л. А. Пеньевской).

Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способ­ствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Произведения для пересказа.

Содержанием для пересказа может быть не всякий ли­тературный материал. Выбирать следует лишь те произве­дения, которые дети способны пересказать сами. При вы­боре произведений для пересказа учитываются следующие требования:

— они должны иметь воспитательную ценность, обога­щать моральный опыт детей;

— быть доступными по содержанию — в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выра­женными чертами характера, понятными мотивами по­ступков;

— иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные опи­сательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длин­ные произведения с динамичным сюжетом;

— должны быть написаны образцовым языком, без слож­ных грамматических форм, содержать разнообразные и точ­ные определения, сравнения, желательно прямую речь. Детям трудны сложные и длинные предложения с причаст­ными и деепричастными оборотами;

— доступны по объему. В методической литературе тре­бования к размеру текстов противоречивы. Некоторые ис­следователи считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произ­ведения. Они пересказываются детьми более уверенно, по­следовательно.

Этим требованиям отвечают народные сказки, корот­кие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришви­на, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой и других.

Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.

Существуют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детс­ком саду используется, главным образом, пересказ, близ­кий к тексту. Он легче других и является средством закреп­ления в памяти содержания прочитанного, усвоения логи­ки и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к шко­ле группе. При пересказе с творческими дополнениями стар­шие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, кон­цовку произведения.

Требования к пересказам детей таковы:

1. Осмысленность, т. е. полное понимание текста, явля­ется главным в обучении.

2. Полнота передачи произведения, т. е. отсутствие суще­ственных пропусков, нарушающих логику изложения.

3. Последовательность и связность пересказа.

4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненуж­ных пауз.

6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Методика обучения пересказываниюв разных возрастных группах имеет как общие, так и специфичес­кие особенности.

В младших группах детей учат слушать и правильно вос­принимать произведение, отвечать на вопросы. Дети тре­тьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в от­вет на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед... что?» — «Репку». — «Выросла репка... какая?..»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подклю­чаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно стано­вится возможным использование подсказывающих вопро­сов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были... Кто жили-были? Дед да баба?» — «Жили-были дед да баба»).

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развити­ем действия, отвечать на вопросы по тексту и таким обра­зом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоми­нанию литературных произведений помогает их драмати­зация с помощью игрушек, настольного, теневого, куколь­ного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).

Как и в предыдущей группе, на первых порах преобла­дает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. При повторном рассказывании воспитателем сказки дети могут произносить отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые воп­росы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты тек­ста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.

Эта работа во второй младшей группе осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литерату­рой. Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного учас­тия каждого ребенка в пересказе.

Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказы­ванию. Наиболее целесообразной формой организации де­тей при пересказывании является занятие со всей группой.

Рассмотрим сначала методические положения, которые касаются структуры и методики проведения занятий в сред­нем и старшем дошкольном возрасте.

Успех обучения зависит прежде всего от подготовитель­ной работы, проведенной перед занятием. Подготовка вос­питателя состоит: а) в выборе произведения с учетом ре­чевых умений и навыков детей, воспитательных задач, вре­мени проведения; б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения. Подготовка детей к пересказам предполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение не­знакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом — это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Типичная структура занятий по пересказу: . 1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа кар­тинки, напоминания о наблюдениях, загадки.

2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без пре­дупреждения о последующем пересказе, поскольку уста­новка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосре­доточивает его на запоминании и тем самым мешает цело­стному восприятию художественного произведения.

3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пе­ресказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использо­вать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

Рассмотренная выше структура занятий характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведе­ний. Длинные и сложные произведения (в старших груп­пах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пере­сказа (установлено, что отсроченные во времени переска­зы более полны, последовательны и связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.

"Во всех группах используются разные методические при­емы обучения пересказыванию. Условно их можно разде­лить на приемы, обеспечивающие: а) осмысленное вос­приятие произведения; б) педагогическое руководство са­мим процессом пересказывания; в) анализ и оценку рече­вой деятельности детей.

В средней группе детей учат пересказывать короткие сказ­ки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выра­зительно передавать диалог персонажей, слушать и заме­чать несоответствие тексту в пересказах других детей. Для пересказа можно использовать русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рас­сказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», «Пришла весна, потекла вода», сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок» и др.

В начале года для пересказа берут произведения, хорошо знакомые детям. Постепенно вводят новые тексты, пересказ которых значительно труднее. Понимание и осмысление впервые прочитанных произведений приобретает особое значение. Ребенку сложно самостоятельно проследить логи­ческую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с по­мощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделя­ются основные части повествования, ставятся вопросы, на­правленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выра­зительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).

Например, в беседе по рассказу К. Д. Ушинского «Гуси» можно поставить такие вопросы: как хозяюшка манила гу­сей, как она звала их? Что сделали гуси в ответ на слова хозяюшки? Что сделала хозяйка, чтобы погнать гусей до­мой? Вспомните конец рассказа1.

Внимание детей привлекается также и к языку, к ха­рактеристикам персонажей, к средствам выразительности (гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили; длин­ная хворостина).

В процессе пересказа воспитатель широко пользуется приемом отраженной речи. Если ребенок молчит, педагог начинает рассказ: «Вышла хозяюшка и манит гусей домой: теги-теги-теги!» Ребенок повторяет фразу вслед за ним.

Дети в этом возрасте пересказывают текст с существен­ными пропусками. Поэтому воспитатель использует под­сказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе (главным образом, после пересказа: «Женя не все рассказал о гусях. А нам интересно послушать, что делали гуси, когда услышали голос хозяйки»), исправле­ние лексических и грамматических ошибок.

Каждый пересказ детей оценивается: поощряется ста­рание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользовать­ся остальные дети.

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные соба­ки», «Котенок», В. Осеевой «Синие листья», Н. Калининой «Про снежный колобок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ло­вит птиц», Е. Пермяка «Как Маша стала большой» и др.

Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение — помочь детям осмыслить содержание про­изведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения.

Одной из распространенных ошибок в практике являет­ся стремление поставить большое количество вопросов, главным образом направленных на запоминание последо­вательности изложения.

В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития собы­тий, используются различные приемы привлечения внима­ния детей к языку произведения, к авторской характеристи­ке героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам.

Большое место в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу: определяются общий тон пере­сказа, интонационная выразительность в передаче отдель­ных фрагментов, диалогов персонажей. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Бе­седа должна проходить живо, непринужденно, допускают­ся хоровые ответы.

В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитате­лем, и план, составленный им вместе с детьми. В основе составления плана лежит умение производить смысловую группировку текста, которому следует учить специально. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие от­дельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний: 1. Сначала расскажите, почему бывает трудно спасать детей на пожарах. 2. Затем расскажите о том, как приучают пожарных собак спасать детей. 3. Не забудьте рассказать и о Бобе: как он спасал девочку и почему сначала вынес из огня куклу (при пере­сказе рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»).

В качестве плана пересказа может выступать пространствен­ная модель, фиксирующая наиболее существенные части тек­ста1. После обучения умению использовать и строить модели прочитанного текста дети выделяют основные смысловые эпизоды, устанавливают связи между ними и дают разверну­тый и композиционно организованный пересказ.

Для запоминания детьми текста воспитатель может про­читать отдельные отрывки, выбранные и соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.

Приемы руководства пересказами детей усложняются. В этой части занятия используются указания («Все поду­майте, как вы будете рассказывать»). Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Дети вместе с воспитате­лем, а затем самостоятельно договариваются, в каком ме­сте следует останавливаться. Занятие завершается переска­зом текста одним ребенком. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют.

В случаях затруднения детей, как и в предыдущей груп­пе, используются вспомогательные вопросы (преимуще­ственно после пересказа, чтобы не нарушать его целостно­сти и плавности), подсказ нужных слов или фраз, исправ­ление ошибок.

К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушива­ясь к анализу пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.

Некоторые методисты считают возможным уже в стар­шей группе подводить детей к новому виду пересказыва­ния — от лица главного героя. Новое задание предлагается тогда, когда дети хорошо запомнят и осмыслят текст.

Рекомендуется проводить занятия по пересказу несколь­ких знакомых сказок и рассказов по предложению воспи­тателя или выбору самих детей.

Полезно для развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми текстов, не известных ос­тальным. В этом случае контекстность речи при пересказе значительно возрастает. Ребенок старается четче выстроить рассказ, следит за своей речью, так как знает, что другим текст не известен, часто дополняет его деталями, исполь­зует больше выразительных средств по сравнению с ситуа­цией пересказа этого же рассказа взрослому1.

В подготовительной к школе группе значительно усложня­ется литературный материал для пересказа. Наряду с пове­ствовательными текстами дети учатся воспроизводить и не­сложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи», Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Про­сто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода», Г. Скребицкого «Разлились реки».

Повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаружива­ют пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с уче­том определенных критериев: самостоятельности, после­довательности, полноты, плавности, выразительности.

Особого вниманий воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Под­готовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов.

В этой группе применяются выборочный пересказ (инте­ресные в языковом отношении фрагменты, намеченные вос­питателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ

М М АЛЕКСЕЕВА В И ЯШИНА... МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ... Учебное пособие Для студентов средних...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пересказ литературных произведений

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет методики развития речи и задачи курса
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одно­временно отраслью методики русского языка и дошколь­ной дидактики и относится к прикладным н

Предмет методики развития речи и задачи курса
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одно­временно отраслью методики русского языка и дошколь­ной дидактики и относится к прикладным н

Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Овладение родным языком, развитие речи является од­ним из самых важных приобретений ребенка в дошколь­ном детстве и рассматривается в современном дошколь­ном воспитании как общая основа воспитания

Функциональные характеристики родного языка
Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка 1. Характеристики, отражающие социальные функции человека

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов — Платона, Ари­стотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в ко­торых упоминается о необхо

Развитие методики в России
В русской педагогике сложились давние традиции вос­питания и обучения на родном языке. Мысли о необходи­мости обучения родному языку в первые годы жизни ре­бенка содержатся в трудах С. Полоцкого (1

Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей — формирование устной речи и на­выков речевого общения с окружающими на основе овла­дения литературным языком своего народа.

Развитие словаря.
Овладение словарным запасомсоставляет основу рече­вого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают пре

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Отмотива, как важнейшего компонента в структуре ре­чевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятель

Программа развития речи
Задачи развития речи реализуются в программе, кото­рая определяет объем речевых навыков и умений, требова­ния к речи детей в разных возрастных группах. Современные программы

Средства развития речи
В методике принято выделять следующие средства рече­вого развития детей: — общение взрослых и детей; — культурная языковая среда, речь воспитателя; — обучение родной речи

Методы и приемы развития речи
Методика использует методы, разработанные в дидак­тике1. Метод развития речи определяется как способ дея­тельности педагога и детей, обеспечивающий формирова­ние речевых навыков и умений

Понятие словарной работы и ее значение
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря пони

Общие вопросы методики словарной работы
Словарная работа в каждой группе проводится на осно­ве учета возрастных и индивидуальных особенностей сло­варя, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть мето

Подбери посудудля куклы».
Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, фор­мировать умение использовать их по назначению; активизировать сло­варь (названия предметов посуды). Игровое правило. Отобрать ну

Методы словарной работы
Введение новых слов в словарь Закрепление и активизация словаря Методы Возраст Методы Возраст

Методика словарной работы в возрастных группах
Дети младшего дошкольного возраста осваивают конк­ретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, де

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
Грамматика— это наука о строе языка, о его законах! Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти систем

В морфологии.
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают пред­меты, вещи

В словообразовании.
Детей подводят к образованию одного слова на базе дру­гого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образо­вание слов осуществляется с по

В синтаксисе.
Детей обучают способам соединения слов в словосоче­тания и предложения разных типов — простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и п

Исправление грамматических ошибок.
Авторы некоторых пособий под формированием грам­матических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя со­гласиться, поскольку исправление ошибок осуще

Методика формирования морфологической стороны речи
Младший дошкольный возраст. К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваиваю

Средний дошкольный возраст.
На пятом году жизни у детей появляется большое коли­чество морфологических ошибок, обусловленное расши­рением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы пра

Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили ос­новные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и

Методика формирования синтаксической стороны речи
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказы­вание. Речь трехлетних детей ситуа

Методика формирования способов словообразования
Для самостоятельного словообразования важно, что­бы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необ­ходимо развивать речевой слух, обогащать детей знания­ми и представлениями об окружающем мире и соо

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
Воспитание звуковой культуры — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Из материалистического уче

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве раз­витием речи детей. Целенаправленное обучение, использо­вание соответствующей методики с

Этапы обучения правильному звукопроизношению
. Обучение звукопроизношению осуществляется в соот­ветствии с этапами работы над звуками, принятыми в ло­гопедии. I этап— подготовительный,предпо

Методика обучения звукопроизношению на занятиях Четвертый год жизни
Содержание и методические приемы обучения опреде­ляются возрастными особенностями развития речи детей* На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое воспр

Пятый год жизни
Обучение осуществляется на занятиях и вне их. Специ­альные занятия проводятся один и даже два раза в месяц. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей. Отдельные упражнения — звуко

Формирование звуковой выразительности речи
Важным качеством детской речи является выразитель­ность. «Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мыс­ли и чувства; умение инто

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватнос

Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
Одним из условий развития диалогической речи явля­ется организация речевой среды, взаимодействия взрос­лых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования

Беседа как метод обучения диалогической речи
Беседа — это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выб­ранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педа­гогике как метод ознакомления с окружа

Приемы обучения рассказыванию
Средством обучения связной речи является рассказыва­ние детей. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Уша

Рассказывание по игрушкам
В основе высказываний детей об игрушках лежит непос­редственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательно­сти. Занятия с игрушками нося

Виды занятий по игрушкам.
1. Описание игрушки— связное последовательное описа­ние внешнего вида игрушки, иногда с добавлением лич­ного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображен

Рассказывание по картине
В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об обществен­ных и природных явлениях, но и воздей

Рассказывание из опыта
Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основ­ном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рас

Творческое рассказывание
Возможность развития творческой речевой деятельнос­ти возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у де­тей появляется достаточно большой запас знаний об окру­жающем мире, который может стать сод

Связные высказывания типа рассуждений
Методика обучения связным высказываниям типа рас­суждений практически не разработана. Рассуждение является наиболее сложным типом моно­логической речи и характеризуется использованием дост

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
Детская книга рассматривается как средство умствен­ного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоос­новой воспитания. По словам В. А. Су

Методика художественного чтения и рассказывания детям
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Кратко остановимся на методах ознакомления с худо­жественной литературой.

Методика заучивания стихотворении
Вметодике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, озна­комление споэтическими произведениями, развитие уме­н

Построение занятия по заучиванию стихотворения.
Вначале занятия необходимо создать эмоциональный на­строй, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится неболь­шая беседа, свя

Использование художественной литературы вне занятий
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с

Сущность подготовки к обучению грамоте
Для определения сущности подготовки к обучению гра­моте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овла­дения чтением и письмом. Чтен

Ознакомление со словом
При формировании представлений о слове можно выде­лить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы. С термином «слово» дет

Ознакомление со словесным составом предложений
Особенности выделения дошкольниками слов из пред­ложения в условиях стихийного становления понятий о язы­ковых явлениях и специального обучения изучались С. Н. Карповой1. При стихийном ф

Ознакомление со слоговым строением слова
Первоначальное обучение чтению предполагает фор­мирование умения читать слогами (а не по буквам), т. е. освоение плавного слогового, позиционного чтения дос­тупных пониманию детей слов. В связи с э

Ознакомление со звуковым строением слова
В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специально­го наблюдения и анализа. Звуковая сторона речи рано становится предметом вни­мания

Подготовка к обучению письму
Для определения содержания и методики подготовки к обучению письму следует обратиться прежде всего к ха­рактеристике процесса овладения навыком письма. Этот процесс представляет собой слож

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги