рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формационный и цивилизационный подходы в исторической науке

Формационный и цивилизационный подходы в исторической науке - раздел Образование, РОССИЯ И МИР. ix-xx вв.   Каждая Национальная И Социальная Общность Обладает Определенн...

 

Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления получают выражение, прежде всего, во всякого рода исторических преданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание. Все его элементы, составляющие в совокупности сознание общества (взгляды, идеи, политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука), имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только на основе исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных условий и обстоятельств его возникновения, условий развития. Именно поэтому обращение к прошлому постоянно содержится в дискуссиях по кардинальным проблемам современности, на основе оценок прошлого разрабатываются современные социальные теории и идеологические системы. Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего.

Для того, чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить весь накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели.

В настоящее время в истории существует два основных подхода к интерпретации событий прошлого – формационный и цивилизационный.

Основоположником формационного подхода является немецкий мыслитель К. Маркс.

Понятие общественно-экономической формации в учении Маркса занимает ключевое место при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории. Маркс исходит из следующей установки: если человечество закономерно, поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал «общественно-экономические формации». По определению К. Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразными отличительными характеристиками»[3]. Понятие «формация» Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначены определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов.

Основу общественно-экономической формации, по Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Главные производственные отношения - это отношения собственности. Совокупность производственных отношений образует его базис, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д. Таким образом, общественно-экономическая формация включает в свой состав все многообразие жизни общества на том или ином этапе его развития.

С точки зрения формационного подхода, человечество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий - формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм - первая фаза коммунистической формации).

Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень и приобретшими новый характер производительными силами общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Этот конфликт в политической сфере проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами, требующими улучшения своего положения.

Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений, нового сознания и т.д. Так образуется новая формация. В связи с этим в марксистской концепции истории значительная роль придавалась классовой борьбе и революциям. Классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой истории, а революции К. Маркс называл «локомотивами истории».

Сильная сторона этой концепции состоит в том, что на основе определенных критериев она создает четкую объяснительную модель всего исторического развития. История человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс. Ясны движущие силы этого процесса, основные этапы и т.д.

Однако формационный подход в познании и объяснении истории не лишен и недостатков. На эти недостатки указывают его критики как в зарубежной, так и отечественной историографии. Во-первых, формационный подход предполагает однолинейный характер исторического развития. Теория формаций была сформулирована К. Марксом как обобщение исторического пути Европы. И сам Маркс видел, что некоторые страны не укладываются в эту схему чередования пяти формаций. Эти страны он отнес к т.н. «азиатскому способу производства». На основе этого способа, по мнению Маркса, образуется особая формация. Но подробной разработки этого вопроса он не провел. Позже исторические исследования показали, что и в Европе развитие определенных стран (например, России) не всегда можно вставить в схему смены пяти формаций. Таким образом, формационный подход создает определенные трудности в отражении многообразия многовариантности исторического развития.

Во-вторых, для формационного подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Исторический процесс рассматривается, прежде всего, под углом зрения становления и смены способа производства: решающее значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам, а основному субъекту истории - человеку отводится второстепенная роль. Человек предстает в той теории лишь как винтик мощного объективного механизма, движущий историческое развитие.

В-третьих, формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. Исторический процесс в этой методологии описывается преимущественно через призму классовой борьбы. Отсюда наряду с экономическими значительная роль отводится политическим процессам. Противники же формационного подхода указывают, что социальные конфликты, хотя и являются необходимым атрибутом общественной жизни, все же не играют в ней определяющей роли. А это требует и переоценки места политических отношений в истории. Они важны, но решающее значение принадлежит духовно-нравственной жизни.

Методологии формационного подхода в современной исторической науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. В зарубежной историографии наиболее яркими приверженцами этой методологии являются М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединившихся вокруг исторического журнала «Анналы» (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В российской исторической науке его сторонниками были Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин «цивилизация» происходит от лат. слова «civil» - городской, гражданский, государственный. Для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т.д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизменным. Итак, цивилизация – это сообщество людей, объединенной основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.

Такой подход к цивилизации зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Культурно-исторические типы - это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные только для них особенности культурного и социального развития. Н.Я. Данилевский насчитывает 13 типов или «самобытных цивилизаций», А. Тойнби - 6 типов, О. Шпенглер - 8 типов.

Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии;

2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;

3) цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования. В результате такого подхода история страны, народа, региона, рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран, народов, регионов, цивилизаций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности;

4) выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;

5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации.

Еще большие трудности при анализе и оценке типов цивилизации возникают перед исследователем, когда главным элементом того или иного типа цивилизации рассматривается тип ментальности, менталитет. Ментальность, менталитет (от фр. mentalite’- мышление, психология) - это наличие у людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которые дают им возможность по своему воспринимать мир и себя в нем.

 

Литература

Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса [Текст] / Л.В. Милов // Вопросы истории. - 1992. - № 4-5.

Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 1. [Текст]. - М.: Терра, 1991.

Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя [Текст] / А.Н. Поляков // Вопросы истории. 2007. № 3.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций [Текст] / Л.И. Семенникова. - М.: КДУ, 2008.

Факторы самобытности русской истории // Россия и мир [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 1994. Кн. 1.

Цивилизации. Вып. 1. [Текст]. - М.: Наука, 1992.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РОССИЯ И МИР. ix-xx вв.

Королева Л А Королев А А Артемова С Ф РОССИЯ И МИР ix xx вв...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формационный и цивилизационный подходы в исторической науке

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Королева Л.А., Королев А.А., Артемова С.Ф.
К 68 Россия и мир. ix-xx вв. Учебное пособие. Пенза: ПГУАС, 2012. с.   Учебное пособие рассчитано на преподавателей и студентов, а также на всех интересующих

ФАКТОРЫ САМОБЫТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
  История России - неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно

Геополитический фактор российской империи
  Геополитический фактор оказал исключительное воздействие на особенности Российской цивилизации и специфику ее развития. Судьба любой страны во многом определяется величиной территор

Славяне до образования государственности
Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации являются сложной и отчасти нерешенной проблемой. В отечественной историографии по этому в

Киевская Русь
Историки отмечают существование в 30-х гг. IX в. двух очагов государственности. Первый из них формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев. Название эт

Монголо-татарское нашествие на Русь
Несогласованные действия русских князей, желание добиться победы над врагом за счет других, сохранив при этом свое войско, отсутствие единого командования привело к первому поражению русского войск

Российское государство (XVI-XVII вв.)
  Как и в Западной Европе, после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV-XV вв. наступает время формирования единого российского государства. На Руси, хотя экономические свя

Россия в XVIII - первой половине XIX в.
XV-XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать

Россия во второй половине XIX в.
  Мысль об отмене крепостного права в политических преобразованиях была близка не только российским революционерам, но, начиная, по меньшей мере, с Александра I, находила определенный

Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.
Приблизительное представление об историческом месте России в мировом сообществе на рубеже веков дает т.н. эшелонная теория развития капитализма. Согласно этой теории для стран первого эшелона капит

Февральская революция
Либералы и консерваторы в борьбе за и против реформ. После смерти Александра III либеральная общественность, представленная главным образом дворянами-земцами, рассчитывала на возобновление прерванн

Октябрьский переворот 1917 г.
  Международная ситуация к 1917 г. Международные отношения и внутриполитическую ситуацию в европейских державах к 1917 г. определяла, прежде всего, мировая война. Преимущества Германи

Формирование большевистского режима. гражданская война в России
  Европа и Россия в 1918-1919 гг. Европа в 1918-1919 гг. находилась в состоянии непрерывных военно-политических, социальных, и экономических потрясений. Лишь 11 ноября 1918 г. закончи

Новая экономическая политика (Нэп)
В результате мировой и гражданской войн в Европе складывается новая геополитическая ситуация. Ломается традиционная схема регионального равновесия «2 + 1»: два континентальных центра силы (Франция

Международные отношения в первой половине ХХ в. СССР во Второй мировой войне
  Истоки мирового конфликта. Возникновение Второй мировой войны связано с общим развитием внешнеполитического и военного кризиса, открывшего историю ХХ в. Традиционно это явление прин

ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ СССР
  Война, расколов мир на два враждебных лагеря, великой победой вновь соединила его, наглядно продемонстрировав приоритет общечеловеческих интересов над «классовыми». Обстановка в мир

К глобальному кризису
  Как и любой реформатор, Н.С. Хрущев был весьма уязвим: ему приходилось изменять систему, опираясь на ее же собственные ресурсы. Готовность общества к переменам была весьма ограничен

РОССИЯ В 1991-2000 гг.
  Первым Президентом России, еще в составе СССР, 12 июня 1991 г. был избран Б.Н. Ельцин. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку более 60% граждан, принявших участ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления, и нет признак

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Абсолютная монархия – разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной,

История Древней Руси (IX-XII вв.)
  Восточные славяне. Киевская Русь   1. Какое историческое событие произошло на Руси в 862 г., согласно «Повести временных лет»? а. поляне отказались п

История Московского княжества XIII-XV вв.
  1. Когда произошла битва на р. Калка, где русские князья впервые встретились с монголами? а. 1216 г.; б. 1223 г.; в. 1236 г.   2. К

История Московского царства XVI-XVII вв.
  1. Какое из перечисленных положений связано с реформами Избранной Рады? а. введение заповедных лет; б. установление крепостного права; в. право на переход

История императорской России. XVIII в. - 1917 г.
  1. Когда был учрежден Сенат? а. в 1721 г.; б. в 1717 г.; в. в 1711 г.   2. Царствование какого русского монарха XVIII в. называют «

История Советской России 1917-1922 гг.
  1. Аграрная программа какой партии была выражена в Декрете о земле? а. большевиков; б. эсеров; в. меньшевиков.   2. Когда была уста

История Советского Союза 1922-1991 гг.
  1. В какой из своих последних работ В.И. Ленин дал характеристику руководящим работникам партии? а. «Страницы из дневника»; б. «Письмо к съезду»; в. «О ко

История современной России 1991-2000 гг.
  1. Какое событие подтолкнуло членов ГКЧП к организации путча в августе 1991 г.? а. разгон первомайской демонстрации б. либерализация цен правительством России

Тест 2.
  1. Племена, относящиеся к восточным славянам: а. поляне; б. хорваты; в. древляне; г. черемисы.   2. Специфику историческог

А. Благовещенский собор Московского Кремля;
б. Спасо-Андроников монастырь; в. Церковь Федора Стратилата; г. Донской монастырь. 47. Кого называл Епифаний Премудрый «преславным мудрецом», «философом зело хитр

Г. Глинские.
51. Цель И. Болотникова: а. поход на Москву; б. восстановление на престоле «законного царя»; в. освобождение крестьян от кабальной зависимости;

Г. Керчь.
74. С чем было связано появление ратуши в Москве: а. с упразднением Боярской думы; б. с закрытием Земского приказа; в. с созданием органов местного самоу

А. Россия получила выход к Балтийскому морю;
б. Россия потеряла выход к Балтийскому морю; в. был ослаблен Ливонский Орден.   42. Акт о безоговорочной капитуляции Германии подписал: а. И.В. Сталин;

А. Иван IV;
б. Федор Иванович; в. Дмитрий Иванович; г. Борис Годунов.   46. Функции земств и городских дум: а. решение административных и культурных вопросов м

А. Совет Министров;
б. Временный комитет Государственной думы; в. Временное правительство; г. Петроградский совет рабочих депутатов; д. Совет народных комиссаров.   82

А. Елизавете Петровне в 1757 г.;
б. Петре III в 1762 г.; в. Екатерине II в 1769 г.   127. Какой единый срок крестьянского перехода установил Судебник 1497 г.? а. с 19 ноября по 3 декабря;

ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
  IV-VII вв. - Великое переселение народов VI-VII вв. - распад славянских группировок венедов, актов и склавенов VII–VIII вв. – расселение славян по территории Восто

Монголо-татарское нашествие на Русь . . . . . . . . . . . . . . .40
Российское государство (XVI-XVII вв.) . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Россия в XVIII - первой половине XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . .60 Россия во второй половине XI

Королева Л.А., Королев А.А., Артемова С.Ф.
К 68 Россия и мир. ix-xx вв. Учебное пособие. Пенза: ПГУАС, 2012. с.   Набор и верстка   Издательство ПГУАС. 440028, г. Пенза

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги