рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Геополитический фактор российской империи

Геополитический фактор российской империи - раздел Образование, РОССИЯ И МИР. ix-xx вв.   Геополитический Фактор Оказал Исключительное Воздействие На О...

 

Геополитический фактор оказал исключительное воздействие на особенности Российской цивилизации и специфику ее развития. Судьба любой страны во многом определяется величиной территории и географическим месторасположением. От геополитической характеристики зависят устойчивость развития, благосостояние, процветание населяющих данную страну народов. Поэтому в течение многих столетий государства, в том числе Россия, стремились укрепить свое положение, обеспечить будущее путем достижения территориальной самодостаточности - шла борьба за выход к торговым путям и, прежде всего, к морям, к удобным проливам, долинам судоходных рек, к районам с крупными залежами полезных ископаемых и т.п.

Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории:

1. обширные, слабозаселенные территории, занимающие промежуточное между Европой и Азией положение;

2. изначально незащищенная естественными преградами граница;

3. оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли);

4. благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть.

 

1. Обширная территория. Равнинный характер местности, отсутствие непреодолимых естественных преград способствовали тому, что население получало возможность передвигаться и расселяться на огромных территориях. Недаром В.О. Ключевский говорил, что «история России есть история страны, которая колонизуется»[6]. Границы государства постоянно расширялись, при этом плотность населения была очень низкой, особенно в его азиатской части.

Новые земли осваивались ещё со времен Древнерусского государства, с XVI в. - Сибирь и Дальний Восток. В XVI-XVII вв. заселялись южные районы Европейской России, в XVIII в. - Северное Причерноморье. На XVIII-XIX вв. выпало хозяйственное освоение Заволжья. В XIX-XX вв. осуществлялось переселение из Европейской России в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток, Северный Кавказ и т.д.

Из-за слабой заселенности страны русские в процессе колонизации не имели нужды отвоевывать себе «место под солнцем», поскольку земли хватало на всех. Еще один немаловажный факт: разреженность поселений в некоторой степени ограждала, в отличие от утесненных народов Европы, от колоссальных эпидемий.

2. Незащищенная естественными преградами граница. Крайне осложнил историческое бытие народа такой фактор, как естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока. Русские территории не были защищены естественными преградами: морями, горными цепями. Поэтому россияне, расселившиеся на обширных пространствах Европы и Азии, становились объектом вековых притязаний ближних и дальних соседей, начиная с набегов кочевников и вплоть до современной экономической экспансии транснациональных монополий.

Угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению безопасности страны: огромных материальных затрат, а также значительных людских ресурсов. В интересах безопасности осуществлялась концентрация сил народа: вследствие этого роль государства чрезвычайно возрастала, формировался мобилизационный тип развития.

Величайшим бедствием для Отечества стало вторжение войск монгольских ханов в XIII в. Шло массовое истребление и порабощение населения, разрушение крупных городов - центров культуры. Полностью было уничтожено население Рязани, Владимира, Торжка, Козельска. Сожжены Суздаль, Москва, Ярославль, Киев и другие города. Монголо-татарское нашествие надолго и искусственно задержало экономическое развитие русских земель. Только в последней четверти XIII в. состоялось 14 крупных вторжений, сравнимых с разорением русских земель в ходе похода Батыя. Крупные вторжения сопровождались бесчисленными мелкими набегами для личного обогащения разного рода царевичей, темников и других.

Владимирские и суздальские земли опустошались в тот век пять раз, южнорусские (курские земли) – семь раз. Ордынцы четыре раза разрушали Переяславль-Залесский, по три раза Суздаль и Муром.Следует подчеркнуть, что понятие «разрушить» город имеет разный смысл в русских летописях и в европейских хрониках. Например, Фридрих Барбаросса «разрушил Майнц» путем уничтожения крепостных стен. При разрушении Милана жители были расселены в окрестных деревнях.Разрушение же русских городов, по свидетельству летописца, имело иные последствия: «Множество мертвых лежаша и град разорен, земля пуста, церкви позжены», «люди избиша от старца до сущего младенца».Была уничтожена городская Русь, т.е. Древнерусская киевская цивилизация. Городов на Руси даже в конце XVII в. было намного меньше, чем в канун татаро-монгольского нашествия и общая численность населения к концу XVII в. не достигла предмонгольского уровня (11 млн.). (Население Руси в канун нашествия превышало 12 млн. человек). Киев - один из крупнейших городов тогдашней Европы, насчитывавший не менее 50 тыс. жителей, был практически стерт с лица земли, останки убитых было некому убирать даже шесть лет спустя после нашествия. Население частью было уничтожено, частью угнано в рабство и на невольничьи рынки. Практически все Среднее Поднепровье запустело.И дань, возложенная на оставшихся в живых, была такой, что даже крестьянин начала XX в. выплатить бы ее не смог. Это был настоящий грабеж, практически не оставлявший населению деревень и городов возможностей не только для расширения производства, но и для обычной жизни. Поэтому можно удивляться, как люди выживали в условиях монголо-татарского ига. С другой стороны, неудивительно, что выживали немногие. И такое положение сохранялось более двух столетий.При этом, как указывал А. Дж. Тойнби, помимо татарского ига Русь терпела убытки и «от западных соседей, не преминувших воспользоваться ослаблением Руси, для того, чтобы отрезать от нее и присоединить к западно-христианскому миру западные русские земли в Белоруссии и на Украине. Только в 1945 г. России удалось возвратить себе те огромные территории, которые западные державы отобрали у нее в XIII-XIV веках»[7].На тот же факт западной экспансии обращает внимание Н.А. Нарочницкая, которая отмечает, что с XI до XXI в. именно Запад с острием из восточноевропейских католиков постоянно продвигался на Восток, а рубежи колыбели русской государственности едва удерживались, да и то с переменным успехом. В XVI в. Русское централизованное государство воевало с Речью Посполитой, Ливонским орденом и Швецией 43 года, в XVII в. - 48 лет. Молодая Российская империя в XVIII в. Провела в войнах с Швецией, Польшей, Пруссией, Турцией 56 лет. В XIX в. Она воевала с наполеоновской Францией и королевской Великобританией, с Ираном и Турцией. В первую половину XX в. из 50 лет на войны с участием вооруженных сил России (СССР) пришлось 24 года.Россия (СССР) неоднократно спасала европейскую цивилизацию от уничтожения. Это имело место в годы монголо-татарского нашествия, было и в период борьбы с захватническими планами Наполеона, во время самой кровопролитной из войн - Второй мировой. В большинстве войн в силу объективных обстоятельств своего географического расположения Россия была вынуждена принимать на себя не только первый, самый сильный удар врага, но и нести самые тяжелые издержки военных конфликтов.Противник, вступая в пределы России, изначально настраивался на крайне жестокое ведение войны. Сравним два высказывания. Наполеон: «Через пять лет я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю ее»; А. Гитлер - «Я имею право уничтожать миллионы людей низшей расы». Колоссальные силы каждый раз требовались, чтобы страна возродилась.3. Оторванность от морей. Немаловажное значение для нашей истории имело и то обстоятельство, что долгое время Россия была оторвана от морей и морской торговли.Борьба за выход к морю являлась одним из основных направлений развития. Только державы, имеющие выходы к морям, играли и до сих пор играют основополагающую роль в мировом балансе сил и являются системообразующими факторами в складывании всех систем международных отношений. Таковой державой сделал Россию ее выход к Балтийским берегам на северо-западе, к Черному морю - на юге и к Тихому океану, что завершило освоение Сибири и Дальнего Востока.Для России географическое расширение и закрепление на морях было закономерным условием ее выживания. Это осознанно или интуитивно чувствовали русские государи от Александра Невского до Петра I. Петр Великий немного ценил русское своеобразие, но первым осознал необычайный потенциал России и народа и прекрасно ощутил новые геополитические нужды государства, парализованного давлением Швеции и Польши, а с другой стороны – вассалом Турецкой империи - Крымским ханством.4. Речная сеть. Но помимо неблагоприятных, был и благоприятный для исторического развития России геополитический фактор – специфика речной сети Восточно-Европейской равнины. Исполинские системы рек, которые почти переплетались между собою, составляли по всей стране уникальную водную сеть. До второй половины XIX в. подавляющая часть товаров перевозилась на судах и баржах. Таким образом, речная сеть сплачивала страну и политически и экономически. Особенности социально-политической организации и духовной жизни общества На социокультурные и политические характеристики российской цивилизации вышеперечисленные факторы оказали большое влияние. В России сложились крепкие общинные традиции.Характеризуя существовавшую на протяжении столетий общину, следует отметить, что в социологии давно выделены две главные формы общины: кровнородственная и территориальная, которые чаще всего рассматривают как последовательные этапы развития от первобытнообщинного строя к государственности. Но это неточно. На самом деле оба типа общины всегда сосуществовали во времени как в догосударственный, так и в государственный период (сосуществуют они и сейчас). Эти общины издревле так или иначе противоборствуют. Многие племена исчезли в борьбе за господство, в том числе друг с другом в рамках единого племени, другие порабощались завоевателями и утрачивали свою культуру и язык.У кочевых народов обычно преобладает кровнородственная община с резко выраженной внутренней иерархией, которая присутствует изначально: у разных поколений разные права, младшие члены семьи обязаны подчиняться старшим. Со стороны в нее можно попасть лишь в качестве зависимого человека, раба, да и сами младшие члены семьи располагают немногим большими правами. В кровнородственной семье чувство «крови» прививается почти насильно и отчужденность больших семей друг от друга часто выливается в прямую вражду, регулируемую обычаем кровной мести. У оседлых земледельцев чаще всего складывается территориальная община, в рамках которой родственные чувства слабее, дольше удерживается идея равенства и в семье, и в общине в целом.У большинства западноевропейских народов община изначально была кровнородственной (возобладал иерархический принцип соподчинения сверху вниз) и исчезла она уже в период раннего феодализма. У славян же, насколько можно проникнуть в глубь веков (с рубежа III-II тысячелетий до н.э.), была территориальная община, сохранявшаяся вплоть до XX в. и с огромной силой воздействующая на национальный характер.Территориальные общины обычно держатся принципа равенства и внутри ее и в отношении к другим племенам и народам. Они:– выстраиваются снизу вверх, путем делегирования, вплоть до высшей власти; – открыты и для иноплеменников, которых принимают на положении свободных и равных; – легко ассимилируют и ассимилируются в иноязычной среде (прежде всего в рамках также территориальных общин).Территориальная община и будет тем главным, что определит специфику славянского менталитета на полторы тысячи лет после их бурного расселения чуть ли не по всей Европе в конце V-VII вв. Многие древние народы или их остатки растворились в славянских территориальных общинах: фракийцы, иллирийцы, венеты. Последние настолько, что в позднейшей традиции их и знали как ветвь славян, хотя таковой они изначально не были.Принцип равенства, связывающий территориальную общину, предопределяет специфическое отношение к частной собственности: она на протяжении веков остается подчиненной более важной коллективной, она лишь в тех сферах, которые не затрагивают интересы общины в целом. Устойчивость общины у славян сохранялась именно потому, что неизбежные ограничения притязаний личности с лихвой компенсировались преимуществами как в хозяйственной, так и в культурно-духовной сфере. И именно община являлась наиболее действенной защитой перед лицом угрозы как со стороны природных, так и инородных, иноплеменных сил.Естественно, что в течение столетий постепенно сложились представления об общине как высшей ценности. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Только подчинение индивида интересам общины позволяло выжить наибольшему числу людей, а русскому народу сохраниться в качестве этноса. Многовековой опыт общинного жительства крестьян-земледельцев помимо чисто производственных функций выработал целый комплекс мер для подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение: земельные переделы и поравнения, различного рода крестьянские «помочи», когда вся община бесплатно работает в пользу крестьянина, попавшего в беду (пожар, болезнь и т.д.). Нестабильность существования индивидуального крестьянского хозяйства хорошо понимали и помещики, оказывающие периодически крестьянину помощь ссудами, всячески стимулируя демократические функции общины. Общинные уравнительные традиции сохранились и после Первой мировой войны, они существовали и в 1920-е гг. вплоть до коллективизации. Колхозная система смогла утвердиться в русской деревне во многом благодаря общинным традициям.Важная роль в функционировании российской цивилизации принадлежит государству, что определяется прямым воздействием указанных выше факторов. Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства приводили в итоге к низкому объему совокупного прибавочного продукта, то явилось причиной формирования жестких рычагов государственного механизма, направленного на изъятие определенной доли этого продукта для обеспечения потребностей самого государства и общества в целом.Потребность в сильной власти во многом была вызвана экономическими задачами, когда государство вынуждено форсировать «процесс общественного разделения труда и, прежде всего отделение промышленности от земледелия, ибо традиционные черты средневекового российского общества - это исключительно землевладельческий характер производства, отсутствие аграрного перенаселения, слабое развитие ремесленно- промышленного производства, постоянная нехватка рабочих рук в земледелии и их отсутствие в области потенциального промышленного развития». Отсюда вытекало гораздо более активное, чем на Западе, регулирующее воздействие российского государства на социально-экономическую сферу. Свою роль играл и географический фактор - огромная территория, благоприятствующая центробежным тенденциям, могла быть «стянута» в единое государство только сильной центральной властью. Еще В.О. Ключевский считал, что при свойственной России территориальной обширности неизбежно вставала проблема так называемых удерживающих «скреп», к которым историк относил христианство (с его объединительным началом), высокоцентрализованную власть, рано развившуюся сильную бюрократию, мощную армию. Что касается последней «скрепы», о ее значении свидетельствует мудрое изречение российского императора Александра III: «У России есть только два союзника – ее армия и ее флот».История России - это история осажденной крепости. С 1055 г. по 1462 г., по подсчетам С. Соловьева, Россия перенесла 245 нашествий. И.А. Ильин в работе «Историческое бремя России» справедливо отметил, что «наша история есть история непрерывного военного напряжения, история самообороны и осады: от Дмитрия Донского до смерти Петра Великого Россия провоевала пять шестых своей жизни»[8]. В целях обеспечения безопасности страны необходимо было объединить народные усилия, что, естественно, повышало значение государства, приобретавшего сакральный характер.Этнический фактор важен для характеристики любой цивилизации, поскольку создается она исключительно в процессе жизни и деятельности конкретных народов. Ядром российской цивилизации является русский народ – один из наиболее крупных, развитых и богатых культурой народов мира. Он стал собирателем и объединителем других этносов России (ныне составляющих около 20% населения).Большинство этносов, вовлеченных в единое культурное пространство, приобщенных к русской культуре, скрепленных языком межнационального общения – русским языком, стали участниками единого культурного процесса, создателями общих ценностей в едином географическом, политическом и духовном пространстве. Многие из них и сегодня находятся в лоне российской цивилизации, о чем свидетельствует их внутренняя самооценка, культурно-историческое самочувствие их представителей.Хотя государствообразующим являлся русский этнос, в стране сформировалась уникальная форма национального общежития. В России имело место братство людей различных национальностей под общим названием «русские». Герой Отечественной войны 1812 г. Петр Багратион считал себя русским грузином. Подобная позиция получила емкую характеристику русского мыслителя XX в. И.А. Ильина, отметившего в статье «Почему мы верим в Россию», что «быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие… Быть русским значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители»[9].По мнению историка А.Г. Кузьмина, именно территориальная община, для которой характерна идея равенства, является объяснением следующего феномена: дойдя до Тихого океана, славяне не уничтожили ни одного народа, а ассимиляция многих племен происходила совершенно естественно и довольно быстро.В 1721 г. страна официально стала империей, однако Российская империя не была похожа на колониальные империи Запада. В стране все народы были участниками строительства и носителями государственности. В России отсутствовало понятие «метрополия», не было юридически господствующей нации, не было национального угнетения в пользу самого многочисленного русского народа. Подавляющее большинство народов входило в состав России добровольно, часто после многократных просьб. Весьма характерно, что в военном и гражданском аппарате Российской империи мы можем встретить на самых высших должностях представителей разных народов.Показательно, что, когда Европу в XIX столетии захватил расизм, формируя во всех слоях населения психологию изначального неравенства, в России, в условиях реального неравенства, этот вирус не задел сознания.На это обстоятельство тогда же обратил внимание русский ученый этнограф второй половины XIX в. Н. Миклухо-Маклай: «Россия - единственная европейская страна, которая хотя и подчинила себе много разноплеменных народов, но все же не приняла полигенизм (т.е. учение о разном происхождении и, следовательно, неравенство рас) даже на полицейском уровне. В России полигенисты не могут найти себе союзников, так как их взгляды противны русскому духу»[10]. О том же свидетельствовал человек, которого трудно заподозрить в симпатиях к нашей стране. Маркиз Д.Н. Керзон, в 1899-1905 гг. вице-король Индии, и в 1919-1924 гг. министр иностранных дел Великобритании, вспоминал о своей поездке в дореволюционную Россию: «Русский братается в полном смысле слова. Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия, который в большей степени воспламеняет злобу, чем сама жестокость. Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами»[11].Ни один народ российских окраин не исчез с лица земли под русским владычеством. Уникальный случай в истории мировых империй. В США коренное население (собственно американцы, жившие там задолго до прихода европейцев) было фактически истреблено, а оставшееся загнано в резервации. Сравнение участи американских индейцев с участью народов, населяющих Сибирь, как часть Российской империи, совершенно очевидно говорит не в пользу либеральной государственности Нового Света.Россия вкладывала в развитие окраин больше средств, чем получала от них доходов. В качестве своеобразных льгот для окраин империи можно привести примеры отсутствия крепостного права во всей огромной Сибири, сохранение различных религий, освобождение от всеобщей воинской обязанности неправославного населения и т.п. Фактически основное бремя государственного строительства несло население центральных русских губерний. В советский период была продолжена та же политика: развитие союзных республик происходило во многом за счет РСФСР. Религиозный (конфессиональный) факторВажность конфессионального фактора определяется системообразующей ролью религии в процессе формирования менталитета, т.е. системы духовных ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и социальной психологии народа.Особая роль в формировании и развитии российской цивилизации принадлежит Русской православной церкви, оказавшей значительное воздействие на образ жизни народа. Приняв в 988 г. христианство (в православном варианте), русский народ получил богатейшую литературу на славянском языке, практически адекватную той, которая составляла круг христианского чтения в самой культурной стране того времени - Византии, по отношению к которой Западная Европа (продукт ассимиляции варварами осколков Римской империи) была задворками. (Хотя формальное разделение христианской церкви на православную и католическую произошло только в 1054 г., различия (догматические, обрядовые и др.) возникли еще в IX в. Например, для Востока в целом было характерно мистико-созерцательное отношение к вере, для Запада – рационалистическое.Именно на Западе, где на основе кровнородственной общины рано проявился культ индивидуализма и иерархии, римская церковь изначально акцентировала внимание на структурно-иерархических проблемах. В римской церкви восторжествовал принцип полного размежевания мирян и священства, а многоступенчатая структура священства претендовала на исключительное право общения с Богом, на материальные и политические привилегии, вплоть до признания власти папы выше императорской. Для православной государственности характерно иное взаимоотношение светской и церковной властей – не верховенство одной из них, а симфония властей.)Православие было принято в России потому, что оно больше других религий соответствовало духовным запросам и складывавшемуся хозяйственному укладу. Российская цивилизация, насчитывающая более 1000 лет, строилась на иных основаниях, нежели Запад. Впоследствии абсолютное большинство её населения в повседневной жизни никогда не руководствовалось идейным багажом Великой французской революции и протестантской этики в качестве мотивации к труду и богатству. Например, такая ценность, как Свобода. В европейской традиции главный акцент делается на уточнение того, от каких факторов зависит свобода, например, от вмешательства государства в какие-то сферы жизни общества и человека. В православной же традиции главным вопросом всегда было то, для чего нужна человеку свобода, что предполагает поиск нравственного ориентира для ее использования. Заметим, что взгляды русских философов и писателей XIX в., оказавшие такое сильное влияние на весь мир, порождены были, прежде всего, православным сознанием с его приматом нравственных категорий перед беспредельным рационализмом европейской цивилизации.Немаловажно и то, что в России православными являются помимо славянских народов большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин, чувашей, хакасов, якутов и других. Это позволяет православию, последователи которого ныне составляют почти ¾ верующего населения, выступать одной из цивилизационных основ огромной конфессиональной полиэтнической общности, сближая культуру, быт, помогая ощущать солидарность друг с другом разных народов. Устойчивость российской цивилизации – вопреки всем историческим перипетиям – поддерживает приверженность большинства населения своей концепции бытия, своих традиционных ценностных представлений. Это способствует известной общественной сплоченности, во многом нейтрализующей существующие противоречия. ЛитератураДанилевский Н.Я. Россия и Европа [Текст] / Н.Я. Данилевский. - М.: Книга, 1991. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности [Текст] / Т.П. Коржихина, А.С. Сенин. - М.: Интерпракс, 1995. Киселев А. «У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия» (Георгий Федотов) [Текст] / А. Киселев // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. Кузьмин А.Г. Мародеры на дорогах истории [Текст] / А.Г. Кузьмин. - М.: Русская панорама, 2005. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса [Текст] / Л.В. Милов. - М.: РОССПЭН, 1998.Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали [Текст] / Н.А. Нарочницкая. - М.: Минувшее, 2005.Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории [Текст] / Н.А. Нарочницкая. - М.: Международные отношения, 2005. Проскурякова Н.А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии [Текст] / Н.А. Проскурякова // Вопросы истории. - 2005. - № 7. Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть 1 / Под общ. ред. проф. А.А. Данилова [Текст] - М.: ВЛАДОС, 1994.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РОССИЯ И МИР. ix-xx вв.

Королева Л А Королев А А Артемова С Ф РОССИЯ И МИР ix xx вв...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Геополитический фактор российской империи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Королева Л.А., Королев А.А., Артемова С.Ф.
К 68 Россия и мир. ix-xx вв. Учебное пособие. Пенза: ПГУАС, 2012. с.   Учебное пособие рассчитано на преподавателей и студентов, а также на всех интересующих

Формационный и цивилизационный подходы в исторической науке
  Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соо

ФАКТОРЫ САМОБЫТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
  История России - неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно

Славяне до образования государственности
Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации являются сложной и отчасти нерешенной проблемой. В отечественной историографии по этому в

Киевская Русь
Историки отмечают существование в 30-х гг. IX в. двух очагов государственности. Первый из них формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев. Название эт

Монголо-татарское нашествие на Русь
Несогласованные действия русских князей, желание добиться победы над врагом за счет других, сохранив при этом свое войско, отсутствие единого командования привело к первому поражению русского войск

Российское государство (XVI-XVII вв.)
  Как и в Западной Европе, после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV-XV вв. наступает время формирования единого российского государства. На Руси, хотя экономические свя

Россия в XVIII - первой половине XIX в.
XV-XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать

Россия во второй половине XIX в.
  Мысль об отмене крепостного права в политических преобразованиях была близка не только российским революционерам, но, начиная, по меньшей мере, с Александра I, находила определенный

Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.
Приблизительное представление об историческом месте России в мировом сообществе на рубеже веков дает т.н. эшелонная теория развития капитализма. Согласно этой теории для стран первого эшелона капит

Февральская революция
Либералы и консерваторы в борьбе за и против реформ. После смерти Александра III либеральная общественность, представленная главным образом дворянами-земцами, рассчитывала на возобновление прерванн

Октябрьский переворот 1917 г.
  Международная ситуация к 1917 г. Международные отношения и внутриполитическую ситуацию в европейских державах к 1917 г. определяла, прежде всего, мировая война. Преимущества Германи

Формирование большевистского режима. гражданская война в России
  Европа и Россия в 1918-1919 гг. Европа в 1918-1919 гг. находилась в состоянии непрерывных военно-политических, социальных, и экономических потрясений. Лишь 11 ноября 1918 г. закончи

Новая экономическая политика (Нэп)
В результате мировой и гражданской войн в Европе складывается новая геополитическая ситуация. Ломается традиционная схема регионального равновесия «2 + 1»: два континентальных центра силы (Франция

Международные отношения в первой половине ХХ в. СССР во Второй мировой войне
  Истоки мирового конфликта. Возникновение Второй мировой войны связано с общим развитием внешнеполитического и военного кризиса, открывшего историю ХХ в. Традиционно это явление прин

ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ СССР
  Война, расколов мир на два враждебных лагеря, великой победой вновь соединила его, наглядно продемонстрировав приоритет общечеловеческих интересов над «классовыми». Обстановка в мир

К глобальному кризису
  Как и любой реформатор, Н.С. Хрущев был весьма уязвим: ему приходилось изменять систему, опираясь на ее же собственные ресурсы. Готовность общества к переменам была весьма ограничен

РОССИЯ В 1991-2000 гг.
  Первым Президентом России, еще в составе СССР, 12 июня 1991 г. был избран Б.Н. Ельцин. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку более 60% граждан, принявших участ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления, и нет признак

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Абсолютная монархия – разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной,

История Древней Руси (IX-XII вв.)
  Восточные славяне. Киевская Русь   1. Какое историческое событие произошло на Руси в 862 г., согласно «Повести временных лет»? а. поляне отказались п

История Московского княжества XIII-XV вв.
  1. Когда произошла битва на р. Калка, где русские князья впервые встретились с монголами? а. 1216 г.; б. 1223 г.; в. 1236 г.   2. К

История Московского царства XVI-XVII вв.
  1. Какое из перечисленных положений связано с реформами Избранной Рады? а. введение заповедных лет; б. установление крепостного права; в. право на переход

История императорской России. XVIII в. - 1917 г.
  1. Когда был учрежден Сенат? а. в 1721 г.; б. в 1717 г.; в. в 1711 г.   2. Царствование какого русского монарха XVIII в. называют «

История Советской России 1917-1922 гг.
  1. Аграрная программа какой партии была выражена в Декрете о земле? а. большевиков; б. эсеров; в. меньшевиков.   2. Когда была уста

История Советского Союза 1922-1991 гг.
  1. В какой из своих последних работ В.И. Ленин дал характеристику руководящим работникам партии? а. «Страницы из дневника»; б. «Письмо к съезду»; в. «О ко

История современной России 1991-2000 гг.
  1. Какое событие подтолкнуло членов ГКЧП к организации путча в августе 1991 г.? а. разгон первомайской демонстрации б. либерализация цен правительством России

Тест 2.
  1. Племена, относящиеся к восточным славянам: а. поляне; б. хорваты; в. древляне; г. черемисы.   2. Специфику историческог

А. Благовещенский собор Московского Кремля;
б. Спасо-Андроников монастырь; в. Церковь Федора Стратилата; г. Донской монастырь. 47. Кого называл Епифаний Премудрый «преславным мудрецом», «философом зело хитр

Г. Глинские.
51. Цель И. Болотникова: а. поход на Москву; б. восстановление на престоле «законного царя»; в. освобождение крестьян от кабальной зависимости;

Г. Керчь.
74. С чем было связано появление ратуши в Москве: а. с упразднением Боярской думы; б. с закрытием Земского приказа; в. с созданием органов местного самоу

А. Россия получила выход к Балтийскому морю;
б. Россия потеряла выход к Балтийскому морю; в. был ослаблен Ливонский Орден.   42. Акт о безоговорочной капитуляции Германии подписал: а. И.В. Сталин;

А. Иван IV;
б. Федор Иванович; в. Дмитрий Иванович; г. Борис Годунов.   46. Функции земств и городских дум: а. решение административных и культурных вопросов м

А. Совет Министров;
б. Временный комитет Государственной думы; в. Временное правительство; г. Петроградский совет рабочих депутатов; д. Совет народных комиссаров.   82

А. Елизавете Петровне в 1757 г.;
б. Петре III в 1762 г.; в. Екатерине II в 1769 г.   127. Какой единый срок крестьянского перехода установил Судебник 1497 г.? а. с 19 ноября по 3 декабря;

ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
  IV-VII вв. - Великое переселение народов VI-VII вв. - распад славянских группировок венедов, актов и склавенов VII–VIII вв. – расселение славян по территории Восто

Монголо-татарское нашествие на Русь . . . . . . . . . . . . . . .40
Российское государство (XVI-XVII вв.) . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Россия в XVIII - первой половине XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . .60 Россия во второй половине XI

Королева Л.А., Королев А.А., Артемова С.Ф.
К 68 Россия и мир. ix-xx вв. Учебное пособие. Пенза: ПГУАС, 2012. с.   Набор и верстка   Издательство ПГУАС. 440028, г. Пенза

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги