рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 1.

Тема 1. - раздел Образование, Тема 1. Руническое Искусство10 Руническое Искусство Итак, Речь У Нас Пойдет, В Основном, О Р...

Руническое Искусство

Итак, речь у нас пойдет, в основном, о рунах — о магических знаках древних священных алфавитов северо­европейских народов: германцев, балтов и славян.

Много времени прошло с тех пор, как чья-то рука впервые начертала руны на камне, или на куске дерева, или, быть может, на влажной глине. Сколько именно? Два тысячелетия, если говорить только о рунах скандинавских. Три тысячелетия, если вспомнить о древних европейских алфавитах, из которых развились руны в собственном смысле слова. Полтора десятка тысячелетий, если говорить о древнейших проторунических символах...

...Традиционное ныне толкование слова руна устоялось еще в конце прошлого столетия. Германское слово, , обозначающее литеру рунического письма, связыва­ется с готским— «тайна» и др.-нем. глаголом(совр. нем.) в значении «шептать». Некое разнообразие в трактовку слова руна внес современный иссле­дователь Найджел Пенник, указавший на его несевероев­ропейские параллели: др.-кельт., ср.-валл. со значением «шепот», «шептать»; совр. ирл.«тайна»; шотл.-гэльск.«жребий». В седьмой теме этого курса рассматриваются и славянские параллели термина «руна», существование которых впервые было отмечено еще в начале нашего столетия Д.Жунковичем и подробно рас­смотрено в работах А.Платова.

Мастера рунического Искусства назывались в древней Скандинавии эрилями, а в позднесредневековой германской Европе — рунемейстерами. Любопытно, что среди них были не только мужчины. Так, в 1979 году в Германии была обнаружена руническая надпись, перевод которой звучит следующим образом: «Блитгунд руны начертала». Блитгунд — женское имя, и это означает, что в раннем Средневековье были женщины, владевшие руническим искусством.

...Данный практический курс, открываемый этой ввод­ной темой, намеренно назван нами «курсом рунического Искусства», а не «курсом рунической магии». Действитель­но, практика работы с рунами — одно из древних европей­ских волшебных Искусств, и современный термин «ма­гия», хотя и часто употребляемый нами, не исчерпывает всей полноты этой практики. Посему, сохраняя практический характер данного курса,


мы не могли ограничиться сугубо прикладными аспектами рунического Искусства и дополнили курс как информацией по языческой теологии и мифологии, так и рядом упражнений, направленных именно на осознание внутренней магии рун. Здесь следует отметить, что такой широкий подход к волшебным Искус­ствам, не ограничиваемый сугубо прикладной магией, сам по себе является традиционным и — более того — необходимым. Даже если читателя интересуют прежде всего именно прикладные технологии рунической магии, он должен помнить, что и «практический выход» работы с рунами появится лишь тогда, когда будут осознаны внутренняя сущность и внутренняя магия рунических знаков, а вместе с ними — и те архетипические принципы или образы, что стоят за самими рунами...


Тема 2.

Происхождение и история рун

Истоки рунического Искусства — как и зарождение самих рунических символов — корнями уходят в древней­шие времена. Принято считать сегодня, что формирование первого германского рунического строя — Футарка — датируется первыми веками н.э. Действительно, это мож­но считать временем, когда руническое Искусство оформи­лось в том виде, в котором существовало потом в Северной Европе — хотя и не без изменений — до позднего Средневековья. Однако истоки Искусства — значительно древнее.

Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные на кости или дереве, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII—XVI тысячелетиями до н.э.

 

Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине, знаки, высеченные на европейских скалах, или «солнечные колеса», вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянке непо­далеку от Владимира.

Уже среди столь древней графики мы можем обнару­жить символы, которые стали

праформами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т.д. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI—V тысяче­летиям до н.э. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощ­ным развитием ремесел и искусств, в том числе — и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, ос­татки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры,

обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехии, Словакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как знаков рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов.

Еще позднее, в III—I тысячелетиях до н.э., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превра­щаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позво­ляло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а по­зднее — греческий и латинский. Аналогичное происхожде­ние имеет и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы — т.е. к алфавитам северных этрусков и италийских венетов.

С праобразом рун — североиталийским письмом — народы Центральной и, возможно, Северной Европы позна­комились не позднее второй половины I тысячелетия до н.э.


В 1812 году, во время раскопок близ(Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком до н.э. Эти находки определяют переходный этап развития Искусства, которому посвящена настоящая книга — этап трансформации италийских симво­лов в северные руны. Дело в том, что надпись на одном из этих шлемов, выполненная алфавитом, переходным от италийско­го к руническому, по языку явно принадлежит предкам будущих скандинавов. Надпись транслитерируется как

; оба слова, соединенные предлогом (союзом?) , являются именами собственными, причем последнее —— чаще всего трактуется как вариант имени общегерманс­кого бога войны и неба Тива (Тюра).

Вероятно, к середине II века от н.э. был сформирован классический общегерманский рунический строй — ФУТАРК.


 

Первоначально он появился в Дании, примерно к III веку относится его распространение в остальной Сканди­навии, к IV—V векам — на континенте.

Предостерегу от возможной ошибки: Футарк — не алфавит в обычном понимании этого слова, но именно рунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный пере­чень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы — атта; каждый атт состоит из восьми рун1.

По фонетическим соответствиям рун первого атта — — этот строй и получил свое название FUTHARK

* * *

До наших дней сохранилось около двухсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них — это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях.

Иногда надпись на руническом камне представляет собой всего лишь несколько знаков, иногда она может быть именем человека или магическим словом. Встреча­ются и камни, содержащие целые «сочинения». Такова, например, Эггьюмская надпись (см. рис. на стр. 172), перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти, чрез­вычайно интересен:

Камень не был (освещен) солнцем, и нож не коснулся его; (злые) волшебники не должны

обнажить (камень), ни обманутые, ни ослепленные колдовством.

Тот сотворил навье море3

и смазал им уключины

утомленной от просверливания ладьи.

Кто пришел сюда, в страну коней...

Рыба плывущая...

Птица поющая...

Он погиб коварной смертью.


Впрочем, надписей, столь загадочных, как Эггьюмская, — единицы. В большинстве своем рунические надписи на камнях имеют мало общего с магией. Такова, например, старшеруническая надпись на «камне Водурида», ставшая классическим примером. Надпись гласит:

Вив резал этот камень для Водурида.

Три дочери поделили наследство,

как самая близкая его родня

среди оставшихся в живых.

А я, Вив, резал руны

для моего лорда Водурида.

Многие камни, помимо надписи, несут еще и рельефные, иногда окрашенные4 изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном камне с острова Готланд (VIII в. н.э.) изображены Один, въезжающий на прекрас­ном

 

 

 

восьминогом коне — Слейпнире — в свои владения, Вальхаллу, чертог павших воинов, и встре­чающая его валькирия, крылатая «дева боя».

Кроме камней с письменами, земля и частные и университетские коллекции сохранили для нас и другие памятники рунической магии. Это, например, надписи, сделанные на оружии, содержащие имя его владельца или имя самого меча или наконечника копья. Одной из древнейших таких находок считаются наконечники ко­пий из Бреста (бывш. СССР), время изготовления кото­рых определяется как начало I тысячелетия н.э. Класси­ческие алфавитные руны Футарка сочетаются на их поверхности с неалфавитными руническими

знаками, такими, как трех- и четырехветвевая свастика, круг с точкой в центре и т.д. Любопытен и металлический наконечник ножен меча из Шлезвига, выполненный в виде стилизованного черепа. На каждую из его сторон нанесено по надписи, значение которых до сих пор достоверно не известно. Предполагается лишь, что слова эти являются именами двух людей, так как они близки к двум родовым германским именам. Но почему эти имена нанесены на ножны меча? Что это — свидетельство боевой дружбы или дарственная надпись — или что-то иное?

Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содер­жит заклинания или магические слова и сочетания рун;

некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. По его краю идет замечательное по исполнению и не до конца еще понятое мифологическое изображение и руническая надпись, гла­сящая: «Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил».


В качестве примера посвятительной рунической надписи можно привести прочтение рун, начертанных на одной из древних фибул (фибула — своего рода застежка, скрепля­ющая ворот плаща): «Босо резал руны тебе, Таллина, он дал [фибулу — авт.]».

* * *

Никогда руны не оставались неизменными. В V веке н.э. руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова — вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, являющийся переработкой и дополне­нием исходного (Футарка). Эти руны (их 28) известны как ранние англосаксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один англосаксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака — поздние англосаксонские, или нортумбрийские, руны.


 


 


 

Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как сред­ство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка., последние (XI—XII вв.) — 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около де­сятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше — в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарка назы­вают иногда Младшими рунами.

Младшими рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общее количество таких камней, если добросовестно подсчитать их, перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсо­лютном большинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными.



 

В качестве примера приведем здесь фотографию руни­ческого камня из Шюсты. Руны высечены на туловище Змея, образующем три широкие петли, охватывающие изображение креста. (Надо отметить, что это достаточ­но характерно для младшерунических надписей на сто­ячих камнях — сочетание христианского креста и языческого символа Змея. Впрочем, многие исследовате­ли орнаментов на рунических камнях считают, что и крест здесь — переосмысленный с приходом христиан­ства языческий символ.)

Перевод надписи таков (Е.А.Мельникова):

Руна велела сделать [этот] монумент по Спъялъбуду и по Свейну, и по Андветту, и по Рагнару, сыновьям своим и Хельги; и Сигрид по Спъялъбуду, своему супругу. Он умер в Холъмгарде6 в церкви [св.] Олава.

Эпир резал руны.

С введением христианства и распространением латин­ского алфавита руническое письмо Быстро потеряло свое значение основного средства письменности, хотя просуще­ствовало после этого достаточно долго.

Несмотря на откровенно воинствующий антиязычес­кий настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков руни­ческие знаки оказалось далеко не просто. Как уже говори­лось, число памятников рунического письма, датирующих­ся началом I тысячелетия (т.е. созданных уже после крещения Скандинавии) огромно; более того, языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример — высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде.

На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: «Аринбь-ерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь (я) буду стоять некое время.»

Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли, в Дании —(от

— «календарь» и — «палка»). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX в., в Карелии и северных районах России — значительно доль­ше.

Прорисовка знаков одного из таких календарей, изго­товленного в начале XIX в. в Карелии и хранящегося в данное время в Петрозаводском историко-архитектурном музее, показана на рисунке на стр. 23. Знаки календаря нанесены на деревянный посох длиной 1.5м. Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея — вечный.

 

 

Другой интересный пример — литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском Музее истории и этнографии. Этот календарь значительно древнее (XVIIb.);

в отличие от большинства ему подобных, выполненных в виде посоха, этот памятник представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6x8 см.

В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита относится к XIV—XV вв.. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы и гораздо позже. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI в., а на острове Готланд — еще и в XVII в. Более того, существуют данные, что в отдаленных областях Швеции, таких, как Даларна и Херьедален, для особенно важных записей руны изредка использовались и в середине текущего столетия.

Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то мы можем смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своем объеме сохра­нялась, как минимум, до XI—XIII веков, в поврежденном и частично деформированном виде — до позднего Средне­вековья, а в качестве реликтов и «останцев» древней высокой магии — вплоть до текущего столетия...


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. Руническое Искусство10

На сайте allrefs.net читайте: Тема 1. Руническое Искусство…………………………………………10. Содержание...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 1.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Часть II
  Тема 1. Магия рун…………………………………………………………………………77 Тема 2. Внеалфавитные руны. Субрунические символы……………………………………………………84 Тема 3. Группы р

Тема 3.
  Жертвоприношение Одина Как появились руны? Согласно северной традиции, знание рун было получено богом Одином, принесшим в жертву ради этого знания себя само

Рекомендуемая практика
Изучение данной темы, должно сопровождаться прак­тикой рунического письма. Причем, поскольку сами руны являются не просто алфавитом, но набором магических символов, то и практика такая явл

Перевод неизвестен
Руна магического посвящения как прохождения через состояние смерти для возрождения в новом качестве. Символ внутреннего содержания этой руны — Феникс, т.е. огненное возрождение из пепла. Может такж

Рекомендуемая практика
Эта тема очень важна для освоения всего данного курса, поскольку от того, насколько глубоко читатель сможет осознать значения рун, зависит успех всей дальнейшей работы с ним. Конечно, руны не опред

Манназ— Я
. Совет знака — скромность и никаких излишеств. Не пытайтесь искусственно привлекать к себе внимание или требовать воздаяния по заслугам. Не

Руна 1 Руна 2 Руна 3
Направление необходимая направление Действия для действия действия Заклинания база заклинания Ниже мы рассмотрим ряд древних трехчастных зак-линательных формул, но прежде

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Я долго был занят чужими делами, я пел за непокрытым столом. Но кто сказал вам, что я пел с вами, что мы пели одно об одном? Вы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги