рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 3.

Тема 3. - раздел Образование, Тема 1. Руническое Искусство10   Жертвоприношение Одина Как Появились Руны?...

 

Жертвоприношение Одина

Как появились руны?

Согласно северной традиции, знание рун было получено богом Одином, принесшим в жертву ради этого знания себя самого. В сказаниях говорится, что Один пронзил себя священным копьем и девять дней и ночей провел «прико­лотый» им к ясеню

Иггдрасиль — Древу Мира.

Жертвоприношению Одина посвящены одни из самых сакральных строф Старшей Эдды, собрания священных текстов скандинавского язычества:

Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомъгх.

Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная, их поднял, и с дерева рухнул.

(Речи Высокого, 138—139)

 

«Сага об Инглингах» описывает Одина как вполне «зем­ного», реального человека, вождя народа асов. Столицей этого народа был Асгард, прототипом которому послужил Асгард небесный — город богов-асов. Чтобы получить знание рун, Один, согласно Старшей Эдде, принес себя в жертву, пронзив себя копьем на священном дереве. По­зднее это дерево стало ассоциироваться с Древом Жизни — ясенем Иггдрасиль. Самое интересное в приведенных выше строфах Старшей Эдды — строки 5-я и 6-я строфы 138: «...посвященный Одину, в жертву себе же...».

«Посвященный Одину» — тому Одину, который не покидал Асгарда небесного, тому, чьим воплощением в Мидгарде был Один земной. Сравните слова «...в жертву себе же...» и слова Христа: «Я и Отец — одно» (Иоанн, 10:30) — это одна и та же мифологема...

...Вернемся от теологии к делам Среднего Мира. Итак, жертвоприношение Одина принесло руны в мир явленный, в Мидгард. Один воспринял это знание и передал его своим соплеменникам — асам-германцам. Благодаря исследованиям В.И.Щербакова (см., например, «Асгард и ваны», в кн. «Доро­гами тысячелетий», М., 1989, и др.) сейчас мы рке знаем, что это за народ — асы, и где был его главный город Асгард. Щербаков убедительно доказал тождественность страны асов и Парфии, государства в Средней Азии, основанного скифами в III в. до Р.Х., а всего через столетие ставшего мировой державой. Он же определил и местонахождение столицы асов — Асгарда. Сейчас это городища Нисы, изученные советскими археологами в 1930 году. До настоящего времени донесла столица Туркмении, рядом с которой расположены городища, это древнее имя — Ашхабад; слово это (иначе — Асхабад) означает то же, что и Асгард — город асов.

Как рассказывает Снорри, «Одину и его жене было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь...». На рубеже н.э. под предводительством Одина асы совершили переход из Средней Азии на далекий европейский Север, куда они принесли свою культуру и свою религию. Именно к этому времени — начало н.э. — относится, как мы рке говорили, формирование в Северной Европе классического общегер­манского рунического строя — Футарка.

Вполне естественно задаться теперь вопросом: если сами рунические знаки имеют вполне «земное» происхождение и восходят к знакам североиталийских алфавитов, как указывалось в предыдущей теме, то что же получил Один, совершив свое жертвоприношение? Ответ прост. Несом­ненно, Один знал эти знаки и до своего девятидневного висения на дереве. Откровение же принесло ему знание рун как знаков сакральных, так узнал он их силу и научился ее использовать — так родилось руническое Искусство.

Искусство видеть Древо Рун...

О чем идет речь? Необходимо отметить, что двадцать четыре руны по отдельности и рунический строй из двадцати четырех рун — вещи разные. Имея божественное происхож­дение и являясь священным знаком, каждая отдельная руна обладает определенным запасом магической силы и способно­стью связать нас с тем или иным эгрегором или божеством. Совокупность же рун, вместе с их силой и связями, образует уже магическую систему, имеющую собственный мощный эгрегор и связанную с определенными Силами Мира.

Сейчас известно несколько подобных систем, называе­мых иногда « замкнутыми ассоциативными системами принципов». Одна из древнейших таких систем — 22 карты Старших Арканов Таро. Кроме того, можно вспомнить и 22 буквы священного еврейского алфавита, и 64 гексаграм­мы Китайской Книги Перемен. Понятие «замкнутой системы принципов» употреблено здесь в том смысле, что, пользуясь этими и только этими принципами, можно описать любую возможную ситуацию и любой сценарий ее развития.

Приведенные примеры могут навести на мысль, что подобные системы — это системы гадания. Это не так, вернее, не совсем так. Любая из этих систем действительно может быть применена в мантических целях, в этом смысле их можно определить как системы, в знаках которых может быть сформулирован ответ на любой вопрос. В процессе получения ответа каждый знак такой системы открывает определенную дверь в мир ассоциаций, на основе которых гадатель с помощью своего опыта и делает предсказание.

На более тонком уровне такие системы являются основой для более или менее точного описания мира. Так, на еврейский алфавит во многом опирается Каббала; восемь триграмм, являющиеся основой Книги Перемен, участвуют во многих китайских философских концепциях и построениях, и т.д.

В связи со сказанным становится ясно, что человеку, желающему работать с рунами — неважно, в мантической ли области или в области практического их применения, — необходимо проложить собственную тропку к дверям в мир ассоциаций и образов, открываемым рунами, прочувствовать соответствующие каждой руне архетипические образы и мифологемы. Эта работа и станет основным содержанием первой части данного практического курса.


Тема 4.

 

Руническое письмо

Руническое письмо само по себе традиционно почита­ется искусством, и искусством непростым. С использова­ния рунических знаков на письме мы и начнем непосред­ственное знакомство с применением рун в Традиции.

Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т.е. таких письменностей, в которых каж­дый знак передает некоторый звук. Звуковые соответствия рун трех основных (для данной книги) рунических рядов — Старшего (Футарка), раннего нортумбрийского (анг­ло-саксонского) и западно-славянского (вендского) — приводятся на рисунке на следующей странице.

Руническое письмо имеет ряд характерных особеннос­тей, отличающих его от привычного нам кириллического или латинского письма. Эти особенности мы сейчас и рассмотрим.

Прежде всего следует сказать, что руническое письмо допускает следование знаков как слева направо {правое письмо}, так и справа налево {левое письмо). При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный нам вид, но при письме левом они будут зеркально отраженными. Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл — при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи.

 


 


Другой особенностью рунического письма является широкое использование так называемого бустрофедона в длинных надписях, что также резко отличает руническое письмо от современного. При письме бустрофедоном вся надпись, какую бы длину она не имела, оказывается выполненной одной строкой — ив этом также есть определенный магический смысл. Достигается сохранение неразрывности надписи одним из двух способов. Первый из них (бустрофедон в собственном смысле слова) состоит в том, что надпись, дойдя до края отведенного для нее пространства, разворачивается и, не прерываясь, идет обратно «вверх ногами». Такой бустрофедон, как и обыч­ные однострочные надписи, может быть, разумеется, как левым, так и правым. Второй способ заключается в чередовании правого и левого письма

таким образом, что надпись идет, например, правым письмом от левого края к правому, а в следующей строке разворачивается и идет обратно уже левым письмом и т.д.

Нужно отметить и отсутствие пробелов в руническом письме. В большинстве случаев вся надпись выполняется слитно, без разбивки на слова. В некоторых случаях отдельные предложения или смысловые части надписи при необходимости разделяются специальными знаками, пред­ставляющими собой одну или несколько точек.

 


 


В процессе развития рунического Искусства жрецами и магами было разработано немало специальных систем рунического письма, применявшихся в качестве тайнопи­си, в магических целях или просто для сокращения про­странства, занимаемого надписью. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизитель­но ее содержания, очень непросто.

Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования вязаных рун, т.е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определен­ные их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки

иНеприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например,изапи­сываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда неустановим (например,, ,и т.д.).


Довольно часто маги, работающие в технике вязаных рун, не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из несколь­ких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруд­нительно; часто их авторы и не стремились сохранить «читаемость» надписи — для магического воздействия это совершенно не существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Валаамском камне, однозначная дешифровка которой вряд ли возможна.

 

Другой техникой ру­нической тайнописи яв­ляется применение зер­кальных рун, то есть рун. симметрично удвоенных относительно горизон­тальной или вертикаль­ной оси (стержня). Зер­кальные руны, надо ска­зать, применялись не только как средство про­стейшей тайнописи, но и как способ усиления ма­гического воздействия. Считается, и, вероятно, не безосновательно, что руна, начертанная дваж­ды или трижды, действу­ет эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная зеркальны­ми рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды.

Отметим, что обе описанные техники могут при­меняться одновременно, и знаки таких надписей совершенно неудобочита­емы для непосвященно­го. Вместе с тем такой подход позволяет создавать емкие активные (в магическом смысле) комбинации рун — например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова, речь о которых пойдет при рассмотрении соответствующей темы.

Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других

техник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах. Большинство из них использует замену руны двумя совмещенными символами (двумя совмещенными группами символов), передающими номер атта, которому принадлежит руна, и номер самой руны в этом атте. Так, классическая техника, называемая в трактатах «Хагахрун», использует замену каждой руны на вертикальный стержень с отходящими от него ветвями. Левые ветви при этом означают номер атта, правые — номер руны в атте.

Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими рунами, встречается — помимо всего прочего — употребление Старших рун Футарка в качестве идеографических символов.

Так, например, в Стентофленской надписи есть строка, переводимая как:

«Хатуволафор дал...» и замыкаемая руной, Иер. Здесь старшая руна Йер

должна читаться не как звук, но как понятие — «урожай», «урожайный год». Аналогичным образом в Валаамской надписи, упомянутой выше, употреблена, согласно дешифровке Е.Лазарева, стар­шая руна Перт.

* * *

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. Руническое Искусство10

На сайте allrefs.net читайте: Тема 1. Руническое Искусство…………………………………………10. Содержание...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 3.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Часть II
  Тема 1. Магия рун…………………………………………………………………………77 Тема 2. Внеалфавитные руны. Субрунические символы……………………………………………………84 Тема 3. Группы р

Тема 1.
Руническое Искусство Итак, речь у нас пойдет, в основном, о рунах — о магических знаках древних священных алфавитов северо­европейских народов: германцев, балтов и славян.

Рекомендуемая практика
Изучение данной темы, должно сопровождаться прак­тикой рунического письма. Причем, поскольку сами руны являются не просто алфавитом, но набором магических символов, то и практика такая явл

Перевод неизвестен
Руна магического посвящения как прохождения через состояние смерти для возрождения в новом качестве. Символ внутреннего содержания этой руны — Феникс, т.е. огненное возрождение из пепла. Может такж

Рекомендуемая практика
Эта тема очень важна для освоения всего данного курса, поскольку от того, насколько глубоко читатель сможет осознать значения рун, зависит успех всей дальнейшей работы с ним. Конечно, руны не опред

Манназ— Я
. Совет знака — скромность и никаких излишеств. Не пытайтесь искусственно привлекать к себе внимание или требовать воздаяния по заслугам. Не

Руна 1 Руна 2 Руна 3
Направление необходимая направление Действия для действия действия Заклинания база заклинания Ниже мы рассмотрим ряд древних трехчастных зак-линательных формул, но прежде

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Я долго был занят чужими делами, я пел за непокрытым столом. Но кто сказал вам, что я пел с вами, что мы пели одно об одном? Вы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги