рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общая характеристика данных методик

Общая характеристика данных методик - раздел Образование, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА   В Игровых Карточных Системах Делается Попытка Смоделировать О...

 

В игровых карточных системах делается попытка смоделировать основные этапы человеческой жизни (индивидуальная игра “Человек-Судьба-Чёрт” и групповая игра “Страшный Суд”), а также основные этапы профессионализации человека (групповая игра “Карьера”). Важнейшим активизирующим приемом данных методик является специально организуемый игровой “спор” консультируемого клиента с ответами, выписанными на карточках, а также определенные призы и наказания за успешность такого спора. В ходе такого спора консультируемый подросток (или взрослый клиент) обычно сам проговаривает связь тех или иных своих игровых возможностей и достижений игры (например, в какой степени с помощью воли можно избежать участия в преступной деятельности, ведь обычно преступники - это люди волевые... и т.п.). В индивидуальной игре “Человек-Судьба-Чёрт” имеются различные варианты сложности, в зависимости от особенностей консультируемого подростка, а в групповых играх “Страшный Суд” и “Карьера” есть возможность помогать по определенным правилам тем игрокам, у которые сплошные неудачи и которые пребывают в растерянности, близкой к расстройству. В игре “Человек-Судьба-Чёрт” психолог в роли “чёрта” на определенном этапе начинает мешать подростку в достижении намеченных жизненных целей, что привносит в работу дополнительную интригу.

Данные игры несут в себе значительный психотерапевтический потенциал, что особенно требует от психолога быть немного и психотерапевтом. Важной особенностью проведения карточных консультационных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватывать моделируемую жизнь в целостности, а не “зарываться” в обсуждение частных вопросов. Опыт использования данных методик другими специалистами показывает, что к поддержанию такой динамики готовы не все: слишком велик соблазн “рассмотреть все сразу” (все “разложить по полочкам”...).

Можно обозначить некоторые “недостатки” и проблемы практического внедрения карточных профконсультационных методик. Во-первых, необходимость определенных затрат времени: от 40 минут до 1,5 - 2 часов в индивидуальных процедурах и от 2 до 3,5 часов в групповых карточных играх. Но психотерапевты тратят на своих клиентов гораздо больше времени, хотя рассматриваемые ими проблемы ничуть не сложнее проблем, связанных с планированием профессиональных и жизненных перспектив развития человека. Неужели профконсультанты сами себя так не уважают, что думают решать сложнейшие проблемы своих клиентов в пределах одного часа?!... Во-вторых, сложности, связанные с изготовлением и приобретением данных методик К сожалению, в условиях “демократических реформ” по современному российскому варианту сложно стало вообще издавать все, что относится к педагогике и психологии (естественно, кроме мистики и психологии “делового” общения). В-третьих, сложности самостоятельного изготовления профконсультационных карточек. Например, для того, чтобы самим нарисовать методики “Формула” и “Человек-Судьба-Чёрт” необходимо затратить на каждую из них от 6 до 10 часов чистого времени... Наконец, в-четвертых, сложности самостоятельного освоения данных методов.

Первоначально нам самим казалось, что карточные методики очень просты, т.к. большинство школьников легко понимали правила работы с ними и готовы были через некоторое время играть в некоторые игры самостоятельно. Но участвовать в игре в роли участника и организовывать игровое взаимодействие - это, все-таки, не одно и то же. Примечательно, что те специалисты, которые освоили карточные методики своими силами, через некоторое время начинали самостоятельно начинали придумывать аналогичные методики или же значительно модифицировать предложенные нами варианты. Таким образом, еще одним важным эффектом карточных профконсультационных методов является их активизирующий потенциал, применительно уже к самим профконсультантам, которые начинают проявлять дополнительное (методическое) творчество при работе с данными средствами.

 

 

«Человек-Судьба-Черт»

 

Целью данной методики является попытка смоделировать жизненную и профессиональную перспективу клиента и спрогнозировать его возможность эту перспективу реализовать. Эту игру целесообразно использовать уже после того, как будут определены с помощью других методик основные профессиональные планы консультируемого. Методика рассчитана на подростков (учащихся 9-11 классов) и взрослых. По времени она занимает от 1,5 до 2-х часов. Общий порядок использования игры следующий. Профконсультант и клиент сидят рядом за обычным столом, что позволяет им не столько “любоваться” друг другом, а работать с единым предметом - с картами.

На подготовительном этапе психолог знакомит клиента с общей идеей данной методики (попытка проиграть предстоящую жизнь и посмотреть, что из этого получится) и предлагает ему самому отобрать для игры необходимые карточки.

Первая группа - цели жизни (см. Перечень целей, Рис. 9). Клиент переворачивает каждую карточку той стороной, на которой выписана наиболее желаемая для него цель и, в итоге, отбирает 5-7 наиболее значимых для себя жизненных целей, к которым он будет стремиться в ходе игры. Карточки с отобранными целями отодвигаются к краю стола.

Вторая группа - пути к целям (см. Перечень путей, Рис. 10). Данные карточки клиент просто выкладывает по столе в хронологическом порядке, начиная с момента сегодняшнего дня и до предполагаемого конца своей жизни. Если какой-то путь клиент не собирается проходить, считая, что он не приведет его к выделенным ранее целям, то соответствующая карточка просто откладывается в сторону. Обычно клиенты отбирают 15-20 карточек с путями, которые трудно выстроить в один ряд. Поэтому, для экономии места на столе, карточки можно выкладывать по одной, две и максимум по три на каждом этапе жизни (как бы делая несколько дел одновременно). Количество таких этапов клиент определяет самостоятельно. Карточки с отобранными путями также отодвигаются к краю стола и располагаются в ряд, чуть ниже карточек с целями.

Третья группа - внешние и внутренние возможности (факторы) клиента (см. Перечень факторов, Рис.6). Консультируемый должен отобрать ровно 10 таких факторов, которые, по его мнению, в наибольшей степени отражают его собственные возможности, т.е. сделать с помощью соответствующих карточек самооценку. Для упрощения такой самооценки профконсультант предлагает клиенту каждую карточку сначала перевернуть той стороной, где выписана наиболее похожая на него характеристика и сразу же выкладывать эти карточки в два ряда: в ближний к себе ряд - более похожие карточки, а во второй, дальний от себя ряд - менее похожие или неопределенные карточки с возможностями. После этого легко выбрать 10 самых похожих возможностей. Отобранные карточки располагаются прямо перед клиентом (5 сверху и 5 снизу - всего 10), ниже карточек с путями и целями. Место на столе перед профконсультантом должно быть свободно: в этом месте будут разворачиваться основные игровые действия с карточками.

На этапе отбора карточек для игры психологу не следует задавать много уточняющих вопросов, хотя совершаемые клиентом выборы очень к этому располагают. Если начать сразу же обсуждать эти выборы, то времени на саму игру просто не останется.

Игровая процедура методики предполагает определенные правила и следующий порядок проведения. Профконсультант более подробно знакомит клиента со смыслом игры: используя свои возможности (отобранные 10 карточек с факторами), необходимо пройти намеченные пути (карточки путей должны быть выложены в ряд), а через пройденные или не пройденные пути будет определяться, сумел ли игрок достичь своих целей. С этого момента профконсультант превращается в игрового “черта”, который по определенным правилам будет мешать игроку в осуществлении его замыслов, как бы моделируя те реальные трудности, которые подстерегают каждого человека на пути к своему счастью[12].

Первое игровое правило - борьба своими недостатками. Поскольку и при самооценке, и в ходе дальнейшей игры у клиента могут оказаться карточки с непривлекательными факторами-возможностями, то он может преодолевать их. Для этого необходимо выложить на стол карточку, с которой клиент хочет побороться и рядом одну карточку из 10-ти своих имеющихся, с помощью которой он хочет преодолеть свой недостаток. Например, побороться со своей “некрасивостью” при помощи имеющегося “оптимизма, веселого нрава”. Правильность такой борьбы определяет профконсультант в роли “черта”. Если ход правильный, профконсультант говорит “согласен” и тогда карточка с “некрасивостью” переворачивается на “красоту”. Если ход неправильный, то профконсультант говорит “сомневаюсь” и тогда в наказание карточка с “оптимизмом” переворачивается на свою противоположность и превращается в “пессимизм, угрюмость” (раз клиент не сумел использовать оптимизм, то это значит, что его как бы и нет вовсе). Бороться со своими недостатками клиент может по одному разу между разыгрыванием каждого пути (см. далее).

Второе правило - спор с “чертом”. Поскольку клиент может не согласиться с оценкой профконсультантом своего хода, то он может попытаться обосновать свои действия. По правилам спора, клиент должен обязательно сказать, что он “спорит” и в течение всего лишь 30 секунд постараться представить свои основные доказательства. Опыт показывает, что этого времени вполне достаточно для обоснования своей позиции, а если человеку нечего сказать, то он и за два часа не сможет привести убедительных аргументов. Если спор удачный, то недостаток превращается в достоинство (например, “некрасивость” становится “Красотой”), а в награду клиент награждается новой карточкой со “звездочкой” (первой сверху из оставшейся стопки карточек с возможностями), которую он обязан обменять на любую из 10-ти имеющихся у него карточек (в игре должно участвовать ровно 10 карточек с возможностями). Если же спор оказался неудачным, то возможность, с помощью которой клиент пытался себя улучшить превращается в свою противоположность (в нашем примере, “оптимизм” превращается в “пессимизм”), а в наказание ему выдается карточка с “дыркой” (первая сверху из оставшейся стопки карточек с возможностями), которую он обязан обменять на любую из своих 10-ти карточек. Но при этом выполняется условие: дырка на дырку не обменивается, иначе теряется смысл наказания. Таким образом, спор - это дополнительная ответственность, но удачный спор часто может спасти самые безнадежные ситуации. Поэтому профконсультант должен поощрять клиента отстаивать свои ходы в игровом споре, хотя выходить на спор клиент должен добровольно. При первом споре мы обычно предлагаем клиенту самому оценить (в процентах или в условных баллах), насколько его спор был убедительным. Как правило, первые такие самооценки оказываются довольно скромными.

Естественно, профконсультант должен очень уважительно относиться к высказываниям клиента и ни в коем случае не пытаться доказывать ему, что он “все равно не прав”... Профконсультант, проводящий такую игру должен обладать элементарной психотерапевтической и консультативной культурой и, конечно же, не быть жлобом! В случае, если клиент окажется отличным спорщиком и игра может показаться ему неинтересной, профконсультант должен сделать ему комплимент и предложить более строгую оценку его аргументов. Общим критерием удачного спора должны стать не очаровательные (миленькие) интонации клиента, а содержащийся в его словах конкретный смысл. Не должны приниматься доказательства-лозунги (типа “это само собой разумеется”). Например, если клиент хочет доказать, что с помощью оптимизма он может преодолеть свою непривлекательность, то фраза “это же и так понятно” спором считаться не может: необходимо привести конкретные примеры, где оптимизм действительно позволяет человеку стать привлекательным. Но когда клиент проговаривает конкретные примеры, то он сам лучше осознает то, о чем говорит. Самым убедительным спором часто оказывается такой, где клиент ссылается на собственные примеры. Игровой спор является важнейшим активизирующим условием проведения данной методики.

Третье правило - прохождение намеченных путей. На стол выкладывается первый из отобранных в хронологическом порядке путей. Чтобы его пройти клиенту необходимо выложить на стол 3 карточки с соответствующими намеченному пути возможностями из числа имеющихся у него 10-ти карточек. Например, чтобы “поступить в вуз” игрок выкладывает следующие свои возможности: “согласие в семье”, “большие планы” и “умение учиться”. Правильность этого хода также оценивается профконсультантом. В зависимости от общего состояния клиента и его умения спорить, можно выделить различные уровни сложности данного правила. В игре со “слабым” клиентом путь считается пройденным, если из трех выложенных карточек с возможностями хотя бы две ведут к его прохождению. В игре с “сильным” клиентом необходимо, чтобы все три возможности соответствовали намеченному пути. В игре со “слабым” клиентом за неудачно выложенные возможности наказания нет (только путь считается непройденным), а с “сильным” клиентом в наказание за неправильно выложенные им карточки с возможностями можно сразу же перевернуть эти карточки обратной стороной (например, неудачно выложенная “воля” превращается в “безволие” и т.п.), что осложнило бы игру и сделало бы ее более интересной. Но и здесь у игрока остается возможность поспорить с профконсультантом (по правилам, уже описанным выше).

Если клиент не проходит намеченный путь, то психолог, с помощью заранее заготовленного перечня-шпаргалки со всеми выписанными там путями, быстро определяет, какой же путь клиент прошел вместо намеченного, ведь какие-то свои возможности он активизировал (выложил соответствующие карточки на столе). Для удобства определения таких путей мы рекомендуем в подобном перечне пометить явно непривлекательные пути, которые часто и предлагаются клиенту в наказание за то, что он не смог достичь запланированного. Если клиент удачно проходит намеченный путь, то соответствующая карточка откладывается в отдельную стопку (пройденных путей). Но накапливать более 5-ти таких пройденных путей нельзя: необходимо использовать их для определения того, к каким же целям эти пути приводят.

Четвертое правило - определение достигнутых целей. Клиент сам выбирает из карточек с достигнутыми путями ровно 3 карточки, переворачивает их обратной стороной и считает, какие номера встречаются на двух и более карточках (эти номера соответствуют номерам карточек с целями). Таким образом определяется, какие цели игрок уже достиг на данном этапе игры. Соответствующие карточки сразу же ему выдаются и он складывает их в отдельную стопку (достигнутых целей). Естественно, можно посмотреть, насколько будут совпадать эти цели с намеченными клиентом целями еще в начале игры (на подготовительном этапе). Нередко бывает и так, что на первых этапах игры клиент получает одни цели, а на последующих этапах эти же цели превращаются в свою противоположность. Например, в молодости достигается цель “честная жизнь”, а ближе к зрелости - “грязная совесть”... В награду за достигнутые цели игрок может оставить из выложенных трех карточек с путями одну, наиболее привлекательную для себя, чтобы использовать ее в дальнейшем достижении целей. В самом конце игры можно определять цели не по трем карточкам, а по двум, но так, что на обеих этих карточках номера тех или иных целей встречались.

Особые правила игры предусмотрены для профконсультанта, выполняющего роль “черта”: 1. Если клиент забывает бороться со своими недостатками, то сам профконсультант-”черт” борется с положительными возможностями игрока, используя для этого его же недостатки из имеющегося набора 10-ти возможностей (например, выкладывает на стол явно положительное качество “умение общаться” и борется с ним при помощи имеющегося у клиента качества “безразличие, апатия ко всему”). Но клиент и здесь может попытаться в споре доказать психологу, что “безразличие” не снижает “умения общаться”.

2. При борьбе клиента со своими недостатками профконсультант может нейтрализовать его усилия с помощью какой-либо одной отрицательной карточки из набора 10-ти имеющихся, как бы актуализируя некоторые игровые недостатки, имеющиеся у консультируемого клиента. Например, клиент борется со своей “ленью”, используя для этого “волю”, а профконсультант-”черт” сразу же выкладывает карточку - “необязательность в делах, забывчивость”, которая как бы нейтрализует “волю”... Это правило следует использовать только в работе с сильными и сообразительными игроками.

3. Аналогично профконсультант может “актуализировать” отрицательные факторы (из набора 10-ти имеющихся карточек) при прохождении клиентом намеченных путей.

4. Наконец, профконсультант может делать клиенту подсказки в виде “добрых советов”, когда тот размышляет над тем, какую карточку ему лучше положить для борьбы со своими недостатками или при прохождении путей, а после сделанного игроком хода сразу же начать “сомневаться” в правильности совершенного хода. Данное правило несет достаточно высокий эмоциональный заряд и должно использоваться только с сильными игроками. Если клиент будет искренне огорчен своей “доверчивостью” и будет близок к настоящей обиде, то профконсультанту лучше заявить, что он “пошутил”, ведь он же выполняет роль “черта”, а консультируемому посоветовать больше думать собственной головой.

Игру можно закончить несложной процедурой совместной рефлексии того, что произошло. Например, и психолог-консультант и консультируемый клиент на отдельных листочках примерно обозначают 5 временных этапов игры и оценивают по условной 5-балльной (или по 10-балльной) шкале действия игрока по двух основным критериям: 1 - общая успешность игровых ходов и споров на каждом из пяти выделенных этапов; 2 - самообладание игрока на различных этапах игры (насколько он сумел не расстраиваться от неудач и не расслабляться от успехов). После этого оценки психолога и самооценки клиента сопоставляются и очень доброжелательно обсуждаются. Мы советуем немного подыграть клиенту (оценить его чуть больше того, что он заслуживает), ведь одним из эффектов данной методики должно стать повышение чувства оптимизма и уверенности клиента в своих действиях.

Данная методика легко понимается и принимается практически всеми подростками. Ее можно использовать и в работе с подростками-инвалидами, но при условии сохранного интеллекта (наш двухлетний опыт работы с детьми, страдающими ДЦП с сохранным интеллектом подтверждает это, поэтому в представленных ниже перечнях имеются карточки, рассчитанные на консультирование и таких клиентов). Но для многих профконсультантов данная методика может показаться очень сложной в силу своей необычности. К сожалению, для ее освоения, действительно, нужны определенные усилия. Лучше, конечно, когда такое освоение организуется на специальных практических занятиях, но и они в наше время не всегда возможны. Для освоения данной игры своими силами необходимо: самостоятельно изготовить (нарисовать) карточки по образцам, представленным ниже; несколько раз проиграть эту методику на себе, внимательно изучив основные игровые правила; “потренироваться” на близких людях или знакомых, у которых нет особых проблем самоопределения и которые могут простить некоторые ошибки осваивающего игру профконсультанта; постепенно включать игру в работу с выдержанными клиентами, готовыми рассматривать свои профориентационные проблемы в более широком жизненном контексте. Опыт использования данной игры другими профконсультантами показывает. что очень быстро у них возникают собственные идеи по совершенствованию игровых правил и по изменению перечней карточек, что свидетельствует о высоком творческом потенциале данной методики, позволяющем специалисту использовать игру по-своему.

При самостоятельном изготовлении карточек к игре “Человек-судьба-черт” необходимо использовать плотный ватман. Надписи лучше сделать с помощью печатной машинки, а все декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом. Общее время на изготовление методики - примерно 6-10 часов, в зависимости от чертежных способностей профконсультанта. Для хранения карточек рекомендуем сделать из плотного картона аккуратную коробочку и красиво ее подписать.

 

Перечень карточек “Целей” к игре “Человек-судьба-черт”. “Звезды - З” обозначают относительную привлекательность карточек, “дырки - Д” - непривлекательность, а отсутствие знака - неопределенную степень привлекательности. Нечетные номера представляют лицевую сторону карточки, а четные - обратную сторону (см. Рис. 9):

1. Друзья, понимание - З 2. Враги, завистники
3. Счастливая семья - З 4. Семья - каторга - Д
5. Спокойная жизнь 6. Риск, азарт
7. Здоровье - З 8. Болезни - Д
9. Успех, выдающееся достижение - З 10. Неудачник - Д
11. Деньги, комфорт - З 12. Бедность
13. Любимая работа - З 14. Проклятая работа - Д
15. Интересное дело, увлечение - З 16. Скука (нечего делать) - Д
17. “Красивая жизнь”, дорогие удовольствия - З 18. Простые людские радости
19. Независимость, самостоятельность - З 20. Зависимость от других людей и обстоятельств - Д
21. Любимые дети - З 22. Детей нет
23. Престижная, модная работа - З 24. Обычная работа
25. Великая цель, благородная идея, вера - З 26. Обычные интересы, хлопоты (жить просто, как все)
27. Порядочный, всеми уважаемый человек - З 28. Опустившийся человек - Д
29. Любовь, страсть (смысл жизни - в любимом человеке) - З 30. Одиночество, серые будни (некого любить) - Д
31. Интеллигент в высоком смысле - З 32. Самодовольное ничтожество - Д
33. Карьера, власть, авторитет - З 34. Рядовой труженик
35. Слава, известность, награды - З 36. Без наград...
37. Честная жизнь - З 38. Грязная совесть - Д
39. Блестящий специалист - З   40. Тунеядец, притворяющийся тружеником - Д
41. Стать настоящим иностранцем 42. Всю жизнь прожить в “этой” стране
43. Пробиться в “высший свет” общества 44. Оставаться простым человеком
   
  27/ 28   28/ 27
    ПОРЯДОЧНЫЙ   УВАЖАЕМЫЙ   ЧЕЛОВЕК         ОПУСТИВШИЙСЯ   ЧЕЛОВЕК
     

 

6а 6б

 

Рис. 6. Пример карточки “целей” к игре “Человек-судьба-черт”. Размер карточки: 8 х 6 см. 9а - лицевая сторона; 9б - обратная сторона этой же карточки; декоративная линия, а также номера в верхней части рисуются голубым фломастером. Дробный номер в верхней части показывает: числитель - номер фактора на лицевой стороне карточки, знаменатель - номер противоположного фактора на обратной стороне.

 

 

Перечень карточек “путей” к игре “Человпек-судьба-черт”. На обратной стороне карточек указаны номера карточек “целей”, которые, скорее всего, достигаются при реализации данных путей. Знаками “Звезда-З” и “Дырка-Д” также указывается примерная привлекательность путей (см. Рис. 6):

 

1. Успехи в школе - З

2.15.23.27.33.43.

2. Кружки, факультативы, лектории, курсы - З

1.9.13.15.25.35.39.

3. Спортивная секция - З

1.6.7.9.19.35.41.

4. Самоподготовка (постоянная работа над собой) - З

9.19.25.27.33.35.39.43.

5. Платная подготовка к поступлению (репетитор, курсы)

2.23.32.41.43.

6. Драки, спекуляция, сомнительные “дела” - Д

1.2.6.11.17.20.28.32.38.41

7. Кайф, балдеж, загул (пока молодость... ) - Д

1.2.4.6.8.10.16.17.22.28.30.32.40.

8. Консультация у специалиста (врача, психолога,

юриста) - З

13.27.33.41.

9. Знакомство с условиями поступления и обучения (самому

сходить, узнать... ) - З

13.19.

10. Подготовительные курсы - З

1.13.35.39.

11. “Активизировать” родных и близких для помощи

2.5.20.23.32.33.43.

12. Постановка на учет в милицию - Д

6.20.28.32.36.38.40.

13. “Культурная жизнь” (посещение театров, музеев... ) - З

1.15.25.31.32.

14. Самостоятельное творчество (рисовать, сочинять,

конструировать, коллекционировать, выращивать... ) - З

2.9.11.15.19.25.31.35.

15. СПТУ (начальное профессиональное образование) - З

7.19.24.34.37.42.44.

16. Техникум (среднее профессиональное образование) - З

13.24.34.37.42.44.

17. Училище (медицинское, педагогическое,

художественное) - З

6.9.23.25.31.

18. ВУЗ (высшее профессиональное образование) - З

2.9.11.13.17.25.27.31.33.43.

19. Служба в армии - З

1.6.7.35.

20. Вынужденная работа (Вы мечтали не об этом) - Д

14.20.26.36.

21. Основная работа (то, что Вы хотели и что можете) - З

1.13.19.27.37.

22. Диссертация - З

2.3.5.9.11.19.23.25.27.31.33.35.39.41.43.

23. Работа по совместительству (подработка,

дополнительные дежурства) - З

2.3.8.11.17.21.26.

24. Нарушить закон, но пока не попасться - Д

2.6.8.9.11.17.20.32.36.38.43.

25. Продать совесть, не нарушая закон - Д

2.4.8.10.11.14.16.17.20.22.28.30.32.38.40.41.

26. Свадьба. Брак по-любви (или дружба с любимым

человеком) - З

3.5.7.21.29.

27. Брак по-расчету (или “дружба” с выгодным

человеком) - Д

2.4.8.10.11.20.22.30.32.41.43.

28. Рождение ребенка (усыновление, удочерение) - З

3.12.18.20.21.26.29.42.44.

29. Ссора с любимым человеком. Развод - Д

8.12.22.28.30.40.

30. Уход “в себя”. Богоискательство

2.4.12.18.22.25.29.30.40.

31. Снимать комнату или жить в общежитии (попробовать

самостоятельности) - З

1.12.20.34.44.

32. Тюрьма (терпеть, работать, думать... ) - Д

2.6.8.10.20.22.24.28.36.38.

33. Общественная деятельность - З

1.2.25.27.32.33.35.43.

34. Официально нигде не работать и не учиться

10.12.16.18.20.28.30.32.40.

35. Бескорыстная деятельность, помощь, опека слабых - З

1.25.27.29.31.37.42.44.

36. Пьянство. Измены... - Д

4.8.10.12.16.17.22.28.30.32.

37. Вы никому не нужны (никто не любит и не уважает) - Д

2.4.10.22.28.30.38.42.44.

38. Вас уважают и поддерживают коллеги по работе - З

1.9.13.27.31.35.37.39.43.

39. Участие в склоках, травле своих коллег и знакомых - Д

2.6.8.14.26.32.38.40.41.

40. Значительные успехи на работе - З

2.9.13.33.35.39.

41. Увольнение (отчисление) за плохую работу (учебу) - Д

2.10.12.14.28.40.44.

42. Руководство с Вами считается (уважает

и поддерживает) - З

2.13.27.32.33.35.39.

43. Дорогая покупка (машина, дача, квартира, яхта) - З

2.3.11.17.21.32.38.

44. Заграничная командировка, стажировка, работа

с иностранцами - З

2.3.6.11.17.23.32.33.39.41.43.

45. Создать свою фирму, заняться бизнесом

2.6.8.9.11.17.23.33.35.38.41.43.

46. Самостоятельные лечебно-физкультурные занятия (по

преодолению своего заболевания) - З[13]

7.13.15.19.21.23.25.29.39.

47. Систематические посещения ЛФК (лечебно-

физкультурного кабинета) для преодоления своего

заболевания - З

1.7.13.15.19.23.24.25.29.39.

 

    45 своя фирма     45своя фирма
    Создать свою фирму, заняться бизнесом     2.6.8.11.17.23.33.38. 41.43.    

7а 7б

 

Рис. 7. Пример карточки “путей” к игре “Человек-судьба-черт”. Размер: : 6 х 8 см. 10а - лицевая сторона карточки; 10б - обратная сторона карточки с выписанными номерами карточек “целей”, достижению которых способствует данный путь. Декоративные линии и номера в верхней части рисуются зеленым фломастером. Знака привлекательности на данной карточке нет, поскольку непонятно, хорошо это или плохо в условиях современной России...

 

 

Перечень карточек “возможностей-факторов” для игры “Человек-судьба-черт”. “Звезды - З” обозначают относительную привлекательность карточек, “дырки - Д” - непривлекательность, а отсутствие знака - неопределенную степень привлекательности. Нечетные номера представляют лицевую сторону карточки, а четные - обратную сторону (см. Рис. 11):

 

1. Родные поддерживают Ваши планы - З 2. Родные мешают Вам - Д
3. Друзья поддерживают Ваши планы - З 4. Друзья Вам мешают - Д
5. Любимый человек Вас поддерживает - З 6. Любимый человек Вам только мешает - Д
7. Педагоги Вам реально помогают - З 8. Педагоги Вам только мешают - Д
9. Согласие в семье - З 10. В семье ссоры, нервозность - Д
11. Материальная обеспеченность - З 12. Денег не хватает (нищета) - Д
13. “Чудо” счастливый случай, везение... - З 14. Вам постоянно не везет в жизни... - Д
15. Организованность (умение планировать свое время) - З 16. Неорганизованность, суетливость - Д
17. “Выгодные” связи, знакомства, блат 18. Нет связей, нет блата
19. Общая эрудиция. Любознательность - З 20. Ограниченность интересов - Д
21. Большие планы. Мечты - З 22. Много не надо... - Д
23. Знание жизни - З 24. Неопытность в житейских делах - Д
25. Знание “своей”, выбираемой профессии - З 26. Незнание “своей” профессии - Д
27. Умение учиться - З 28. Плохой ученик - Д
29. Здоровье, сила, ловкость - З 30. Болезни. слабость, неуклюжесть - Д
31. Красота. Внешние данные - З 32. Некрасивость. Внешние дефекты - Д
33. Умение общаться (обаяние, юмор... ) - З 34. Плохой собеседник. Зануда - Д
35. Хобби, увлечение - З 36. Безразличие ко всему, апатия - Д
37. Сообразительность - З 38. Немножко тупость... - Д
39. Воля. Принципиальность - З 40. Безволие. Трусость - Д
41. Доброта. Отзывчивость - З 42. Злость, хамство, наглость - Д
   
       
   

 

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Пряжников Н С... ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общая характеристика данных методик

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Профессионального самоопределения.
  Для понимания того, что есть профессиональное самоопределение полезно задаться вопросом: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появ

Развитие профориентации в России.
  На примере России хорошо видно, как связаны уровень реальной свободы в обществе и уровень развития профориентации (см. подробнее – Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., 2005, С.7-12). В

Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой.
  Если обратиться к примеру Франции – страны, где долгое время теоретические и практические проблемы помощи молодежи в выборе профессии решались весьма успешно, - то можно условно выд

Самоопределения.
  В целом можно выделить примерно следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения, своеобразное перемещение акцентов в работе психологов-профконсультантов:

Профессиональное самоопределение как поиск смысла
  Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция… При часто самореализацию, с

Субъект профессионального самоопределения» и основные этапы его развития
  Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова ( 1996): 1. Стадия предигры (от рождения до 3 лет),

Основные факторы профессионального самоопределения
  Е.А.Климов предлагает интересную модель – «восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (Климов Е.А, 1990, С.121-128), которые характеризуют ситуацию профессионального самоопр

Возможный смысл профессионального самоопределения.
  Еще Э.Фромм, рассуждая о «неотчужденном характере» (т.е. о полноценной личности), с сожалением, отмечал, что «ХХ век блистает отсутствием образов достойного человека в достойном общ

Устремлений самоопределяющейся личности.
  Современные средства массовой информации (СМИ) являются мощным средством воздействия на сознание самоопределяющейся молодежи (и не только молодежи). СМИ могут выступить в

Самоопределения.
На сегодняшний день наиболее популярная в России типология принадлежит Е.А.Климову, который выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предмету труда (Климов Е.А

Развития.
  Для начала полезно разобраться, чем принципиально отличаются понятия «профессиональный выбор», «личный профессиональный план» и «личная профессиональная перспектива». Профе

Цели и задачи профессионального самоопределения
  Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале – помощь

Организационные принципы профориентации
  Как известно, принципы задают систему «ограничений» и «дозволений» в работе специалиста. В структуре методологического знания сами принципы определяются после выделения целей и смыс

Принцип «реальности».
  Как видно из приведенных выше примеров, многие принципы включают в себя идею учета различных реальностей ситуации профконсультирования. В этой связи, уместно было бы говорить об уче

Научная и «житейская» профконсультации.
  Нынешняя власть исходит из того, что «рынок обладает способностью саморегулироваться» и те, кто пытается адаптироваться к рынку, должны учитывать потребности рынка и сами обладать с

Работы со школьниками.
  В целом, можно выделить следующие основные организационные варианты профориентационной помощи: 1. Профконсультант работает в конкретной школе и обслуживает только учащихся

Профориентация как система
  Попробуем обрисовать систему профориентационной работы такой, какой она должна быть в цивилизованной стране. Прообраз подобной системы вырисовывался в конце 80-х годов в СССР, но по

Основные приоритеты профориентационной работы в современных условиях
  Выделенные приоритеты имеют смысл только на фоне традиционной профориентационной помощи. В данном случае приоритет – это поиск нового, рискованного варианта помощи в изменяющихся ус

Профориентационной работы
  Можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе со школьниками: 1. Неопределенность целей профессионального самоопределения на ур

Общее представление о практической профориентационной методике
  Сущность любой методики – расширение возможностей самого психолога-практика. Например, если психолог обладает природным обаянием, высокими импровизационными возможностями, жизненным

Метод как средство достижения цели и решения конкретных задач. Типология методов по возможным целям
Как известно, само качество метода (и конкретной методики) определяется тем, насколько они адекватны поставленным целям и задачам. Даже общепризнанная «хорошая» методика, если она используется неад

Типология традиционных научно-практических методов профориентации
  Информационно-справочные, просветительские методы: 1) Профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с труд

Основное характеристики активизирующей профконсультационной методики.
  Как известно, практическая методика является не только набором инструкций и стимульного материала для клиента, но и предполагает готовность самого консультанта использовать ее в реа

Общие рекомендации по составлению профориентационных программ
  Каждый психолог-профконсультант в той или иной мере должен уметь планировать свою работу. Можно выделить примерно следующие основные советы: 1. Понять ц

Рекомендации по планированию и проведению конкретных профориентационных занятий
  Основные правила при подготовке и проведения конкретных занятий и профконсультаций мы также предлагаем в виде кратких советов: 1. Определить цель да

Рекомендации по планированию и проведению конкретных профконсультаций
  В целом можно выделить следующие основные варианты организации взаимоотношений психолога с клиентом в консультационном процессе: 1) Диагностико-реко

Основы организации взаимодействия психолога-профконсультанта со смежными специалистами
  Чтобы лучше понять особенности взаимодействия психолога-профконсультанта с теми или иными специалистами, следует воспользоваться известным принципом: надо всегда ставить себя на мес

Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи.
Нерешенность проблемы оценки эффективности часто приводит к следующим издержкам: 1) к взаимному непониманию между психологами-профконсультантами и их руководителями (напри

Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
  Профориентационные игры с классом (Пряжников Н.С., 1987; 1989; 1991; 2000; 2002) предназначены для работы с учащимися 7-11 классов. Конечно, по своему содержанию и активизирующим во

Профессий).
  Характеристики профессий по группам Место для первого примера профессии - “таксист”[4] Бурильщик (оператор ПРС) Мест

Защита профессии перед родителями»).
  В данном варианте есть возможность разыграть сцену, когда «родители» явно не согласны с выбором профессии своего «ребенка». Данный вариант может использоваться как самостоятельная и

Общая характеристика данных методик
  Игровые профориентационные упражнения и микроситуации обычно используются в работе с подгруппой (8-15 человек) или с малой группой (6-8 человек). Многие игры основаны на довольно эф

Общая характеристика данных методик
  Карточные профконсультационные методики (Пряжников, 1991; 1993) возникли как попытка использовать интригующую форму работы (раскладывание пасьянсов из карт, карточные игры), высокоэ

Профессьянс «Кто? Что? Где?».
Цель методики. Методика предназначена для ориентировочного определения наиболее привлекательных для оптанта профессий. Общая логика использования основана на построении консуль

Перечень карточек профессионально важных качеств – ПВК (К).
  Цифрами в первом ряду обозначены номера соответствующих данному качеству трудовых действий – что делать («Ч»), а во втором ряду – номера соответствующих мест работы – где работать (

Общая характеристика данных методик
  Настольные карточные игровые методики (Пряжников, 1991; 1992), по сравнению с описанными выше карточными системами, позволяют моделировать проблемы личностного и профессионального с

Общая характеристика игры.
Цель игры – в шутливой форме смоделировать профессиональный выбор в контексте жизненного и личностного самоопределения. Первоначально игра разрабатывалась как «домашнее средств

Общий порядок организации игры.
1. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией: «В игре с помощью специальных карточек каждый из вас попробует составить наиболее привлекательный для себя образ своей будущей профессии и всей ж

Диагностические возможности игры.
  В целом, данная игровая методика является не столько диагностической, сколько активизирующей и развивающей. Однако и в ней имеются определенные возможности для лучшего понимания уча

Изготовление методики «Или-Или» собственными силами.
  К сожалению, изготовить данную игру типографским способом пока не удалось. Были случаи, когда сами подростки просили перерисовать данную методику и потом использовали игру уже без м

Перечень карточек профессиональных и жизненных целей.
Номера соответствуют номерам карточек характеристик профессий - «п» (первый ряд), хобби - «х» (второй ряд) и личностного развития - «л» (третий ряд). Сами карточки имеют размер 6 х 8 см. и помечают

Перечни карточек характеристик профессий (П), хобби (Х) и личностного развития (Л).
Карточки характеристик профессий (П) помечаются коричневым цветом, а в верхней левой части карточки выписывается буква «П» и обводится кружочком. Аналогично делаются карточки хобби, хозяйства (Х) –

Общая характеристика данных методик
  Особой группой активизирующих методов являются схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения (см. Пряжников, 1991). С одной стороны, эти схемы могут выступать как некоторые т

Диагностические возможности.
Во многом эти возможности такие же, как и при использовании других методов. Особенностью данных методик является то, что они позволяют, после ознакомления учащихся со схемами оценивания разнообразн

Общая характеристика данных методик
  Само выделение этих методик в отдельную группу объясняется тем, что главный акцент в них делается на обсуждение спорных, неоднозначных аспектов профессионального и личностного самоо

Диагностические возможности методик.
Во многом они такие же, как и при использовании других активизирующих средств. Особенностью является то, что они позволяют оценивать готовность к восприятию иных точек зрения, готовность четко форм

Общая характеристика данных методик
  Чтобы еще больше стать независимыми от издательств и спонсоров, были разработана целая группа методик под названием бланковые карточные профконсультационные игры. В этих методиках н

Описание игры-шутки «Болван».
Игра в очень шутливой форме позволяет рассматривать вопросы выбора тех или иных конкретных жизненных ценностей, определяющих смыслы жизни и счастье человека в целом. Желательно проводить д

Общая характеристика данных методик
  Бланковые игры с классом организуются таким образом, чтобы психолог имел возможность играть с каждым в отдельности и со всеми одновременно. При этом у всех игроков имеются свои игро

Диагностические возможности методик.
Во многом они такие же, как и при использовании других методов, оценивая уровень включенности учащихся в занятие, их остроумные высказывания и реплики и т.п.. Особенностью является то, что, собрав

Бланковая игра-шутка «Торг» (игра парами).
Данная бланковая игра позволяет моделировать некоторые элементы действий, связанных с достижением различных жизненных ценностей. В частности, моделируется “плата” (а иногда - и “расплата”) за те ил

Общая характеристика данных методик
  Следующая группа методик - активизирующие опросники личностного и профессионального самоопределения были сделаны с целью хоть как-то разнообразить существующий диагностический матер

Критерии оценок (и самооценок) для опросника
по схеме построения ЛПП: 1 балл - отказ отвечать на данный вопрос; 2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа; 3 балла -

Будь готов!”.
  1. Автослесарь 2. Агроном 3. Артист драматического театра 4. Археолог, этнограф 5. Библиотекарь 6. Бомж, бродяга, попрошайка[52]...

Общая характеристика методики.
Активизирующая методика «За и против» включает в себя три относительно самостоятельных опросника: «За и против – 1» (предназначен для выявления предпочтительных групп профессий); «За и против – 2»

АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ОПРОСНИК «ЗА И ПРОТИВ – 1».
  Цели методики: 1. Выявить наиболее предпочтительные для клиента группы профессий (это скорее внешняя цель). 2. Активизировать самоопределяющегося

АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ОПРОСНИК «ЗА И ПРОТИВ – 2».
  Методика проводится аналогично опроснику «За и против – 1» (см. выше). При этом используется несколько иной бланк ответов (см. Приложение 2), естественно, другие вопросы (см. Прилож

АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ОПРОСНИК «ЗА И ПРОТИВ – 3».
  Общая схема проведения методики такая же, как в опросниках «За и против – 1» и «За и против – 2» (см. выше). При этом используются несколько иной бланк ответов (рисуется на

ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
  Как уже отмечалось, методика «За и против» не являетася психодиагностической в строгом смысле слова. Соответственно, и результаты имеют лишь относительную диагностическую ценность.

Бланк для опросника «За и против – 2 и 3 части».
                 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  В представленном пособии были рассмотрены важные теоретические вопросы профессионального и личностного самоопределения, а также даны разнообразные авторские методики активизации сам

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги