рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МНОГООБРАЗИЕ ИГР И ФОРМ ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБЗОР ПОПЫТОК КЛАССИФИКАЦИИ

МНОГООБРАЗИЕ ИГР И ФОРМ ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБЗОР ПОПЫТОК КЛАССИФИКАЦИИ - раздел Педагогика, Игра, игровое поведение Многообразие Игр И Форм Игрового Поведения Обзор Попыток Классификации. Кажущ...

МНОГООБРАЗИЕ ИГР И ФОРМ ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБЗОР ПОПЫТОК КЛАССИФИКАЦИИ. Кажущаяся бесперспективность поисков дефиниции, которая убедительно отвечала бы на вопрос, что такое игра, происходит еще и из-за разнообразия и богатства форм самих игр. Многообразие игровых форм потрясает.

Шкала игр простирается назовем наудачу лишь несколько игр в качестве примеров от детских игр, игр с распределением различных социальных ролей среди участников, игры в ручной мяч, игры в ручейки, игр с отгадыванием различных задач, шарад, ребусов и т.п любовных игр до экономической, партийной игры и игры социальных сил, карточных игр и т. д. И хотя участники всех этих занятий играют, такие игры различаются не только своими целями, но и местом для игры и возрастом игроков.

К тому же игровое поведение может зависеть от культурных, политических и прочих факторов, например от половой принадлежности участников. Перед лицом столь пестрой игровой практики важнейшей задачей научного исследования является теоретическая систематизация всего необозримого множества форм и видов игрового поведения.

Часто это осуществляется в виде попыток создать различные схемы классификации игр. Возникают типологические построения, нацеленные на то, чтобы классифицировать крайне сложный и богатый нюансами мир игры на основе поиска общих для различных видов игры моментов. При этом все многообразие мира игры сводится к различным, отграниченным друг от друга, типам игры. В большинстве случаев при создании такого рода типологических схем исходят из двух различных критериев во-первых, из самой игры и, во-вторых, из субъекта игры, игрока.

В первом случае преобладает объективный принцип рассмотрения, при котором исследуются имманентные игре факторы, во втором - субъективный, часто совпадающий с перспективами развития играющего субъекта. Наряду с этим существует еще и третий подход, представляющий собой смешанную форму исследования, в которой объективное связывается с субъективным.

Несколько приводимых нами ниже схем классификации игры выбранных снова более и менее произвольно могут, на наш взгляд, дать представление о вышеизложенных методологических подходах. Подход 1-й. Шойерль, например, в своей классической работе об ифе выбирает в качестве критерия классификации факты психического или объективно-духовного характера и интересуется скорее объективными моментами в игре, хотя с другой стороны, а именно там, где он делает педагогические выводы из полученных им результатов, он рассматривает проблему и в субъективном измерении.

Согласно занятой им объективной точки зрения, он предлагает следующую классификацию игр двигательные нацеленные на достижение успеха игры, носящие демонстрационный характер, то есть связанные с изображением каких-либо ситуаций или лиц и носящие творческий характер. Другой вариант классификации, также основанный на объективном подходе, разработал Юнгер 1953 . Он задался вопросом о возникновении игр и пришел к выводу, что в основе происхождения ифы лежат случай, ловкость и предчувствие.

Вследствие чего он предлагает такую классификацию игры, связанные с удачей, везением игры, требующие от игрока ловкости, сноровки игры, основанные на предчувствии и подражании. Подход 2-й. Здесь на первый план ставятся играющий субъект и его индивидуальное развитие. В качестве классической представительницы этого подхода следует упомянуть К. Бюлер, которая в своей многократно издавашейся работе о психологии развития 1928, 1967 подразделяет игры на функциональные, фикциональные, рецептивные, конструктивные и социальные.

Подход 3-й. Следующую модель классификации, в настоящее время пользующуюся немалым авторитетом, представляет теория Кайюа 1958 1982 . Предложенная им типологическая схема представляет собой смешанную форму, соединяющую в известной степени объективный и субъективный подходы. В ней дается и общая картина игровых форм и анализируются позиции игрока. Оставим многочисленные попытки систематизации и классификации игр. Перед нами встает принципиальная, вряд ли разрешимая дилемма не существует критерия классификации, на основании которого можно было бы систематизировать все реально существующие формы игры. Некоторые типологические схемы настолько конкретизируют анализируемый материал, настолько сосредоточены на выявлении специфики каждой игры, что некоторые игры накладываются друг на друга, в силу чего не могут быть включены в схему.

В других случаях классификации носят настолько общий характер, что неизбежно возникают проблемы систематизации.

Какие непреодолимые трудности стоят перед теорией в этой области, заметил Шойерль, сказавший Поскольку ифа может возникнуть во всех областях человеческой деятельности, то для того, чтобы составить общую картину всех игровых возможностей человека, следовало бы нарисовать картину всей человеческой жизни в ее полном объеме. Не меньшее число проблем возникает, если мы обратимся к одному из видов игры, имеющему значение для педагогики спорта, то есть спортивные игры. Характерной особенностью этого типа игр является связь между спортом и игрой.

Это обстоятельство заставляет обратить внимание на то, что игра может приобретать ярко выраженные спортивные черты, что, впрочем, бывает далеко не всегда. Если посмотреть на ранее освещенные нами попытки классифицировать игры и попытаться включить спортивные игры в одну из указанных типологичских моделей, то выяснится, что это будет связано с некоторыми трудностями.

Так, например, попытка включить спортивные игры в классификационную схему Шойерля обнаружит, что их можно будет занести в любой раздел этой схемы. Аналогичная ситуация складывается с тройственной схемой Саттон-Смита, подразделяющего игры на те, которые связаны со сноровкой и ловкостью игроков, на игры, зависящие от воли случая, который решает победу или поражение, и стратегические игры. Разве спортивные игры не связаны постоянно с ловкостью и сноровкой ифающих? Не обретают ли они зачастую характер азартной, то есть зависящей от случайности, или стратегической игры? И не могут ли спортивные игры совмещать в себе черты всех этих трех типов игры? Ясно, что вопрос о включении спортивных игр в существующие типологические схемы решается далеко не однозначно.

Нельзя не упомянуть также и о том, что обозначение определенной формы игры как спортивной явно подразумевает взаимосвязь двух форм двигательной активности - взаимосвязь, которую часто оспаривают до сих пор - игры и спорта.

Вокруг этой проблемы часто сталкиваются две противоположные точки зрения. Одни например, Дим объявляют спорт составной частью игры, понимают спорт в значительной мере как игру, другие например, социологические критики спорта утверждают, что современный спорт утратил все черты, связывавшие его с областью игры. Если сторонники одной точки зрения рассматривают спорт как одно из ответвлений в деятельности человека играющего, хомо луденс, то в интерпретации их оппонентов хомо луденс предстает в лучшем случае как инвалид.

Заметим кстати, что концепция, согласно которой спорт в сравнении с игрой представляет собой нечто неполноценное, отмеченное печатью вырождения, имеет собственную историю в рамках теорий игры. Это, в частности, побудило Требельса провести различие между общим и абсолютным понятием спорта. В соответствии с этим он относит общий спорт к области игры, а абсолютный, сконцентрированный только на стремлении к успеху и не придающий ни малейшего значения личностным качествам индивидуума, заклеймил как ублюдочный модус игры. Абсолютное понятие спорта исключено из сферы чистой игры абсолютный спорт - это не-игра. В спортивной игре, содержащей в равной степени как игровые, так и спортивные элементы, границы, разделяющие игру и спорт, размываются, что, однако, не освобождает исследователя, стремящегося систематизировать спортивные игры, от необходимости установить связи спортивных игр с другими видами игры и спорта, в то же время отграничиваясь от них. Заинтересованный вопросом о взаимосвязях между игрой и спортивными играми, Рёрс 1981 предлагает следующую классификационную схему игра, игровой спорт, спортивная игра, спорт, спорт спортсменов-разрядников и большой спорт рекордсменов и чемпионов.

Рёрс обосновывает эту идущую по восходящей градацию перспективой развития личности.

Каждое органично протекающее развитие может пройти все этапы этого пути. И все же каждый этап обладает своим относительно самостоятельным характером и собственными правилами, оправдывающими остановку именно на данном этапе. Рёрс признает за спортивными играми исключительное положение, так как они находятся между игровым спортом, в рамках которого уже различимо первое, еще неотчетливо выраженное, стремление к спортивному достижению, и спортом для разрядников, обозначая переход к нему. Спортивные игры образуют стадию развития, которой в состоянии достигнуть каждый и которая, будучи относительно свободна от необходимости добиваться права на получение определенного спортивного разряда, позволяет проявится игровому элементу. Кроме того, спортивные игры, по мнению Рёрса, охватывают весь диапазон его классификации, в силу чего, в конечном счете, и игровой спорт, и большой спорт для чемпионов и рекордсменов могут быть отнесены к сфере спортивных игр. Модель Рёрса по сравнению с моделью Требельса не только более конкретна и подробна, но и отличается своей оценкой большого спорта, за которым она в отличие от модели Требельса признает наличие игровых моментов.

Но если задаться вопросом, почему собственно он разделяет игровой спорт, спортивные игры и большой чемпионский спорт, если, в конце концов, и игровой спорт, и большой спорт являются всего лишь особенно ярко выраженными проявлениями спортивных игр, то становится ясно, что классификация Рёрса далеко не безупречна. Выяснению ответов на эти вопросы могли бы содействовать дальнейшие уточнения и обоснования.

С другой стороны - и это важно для обсуждения проблем игры со спортивно-педагогической точки зрения - наличие различных, иногда противоречащих друг другу концепций относительно взаимосвязи между игрой и спортом не смогло помешать постепенному становлению специальной отрасли научных исследований - изучения проблемы спортивных игр. Спортивные игры заняли тем временем прочное место в научно-спортивных исследованиях и во все большей степени способствовали развитию различных дидактических концепций.

Уже начала развиваться дидактика спортивных игр, которую однако следовало бы дополнить подлинно педагогическими теориями спортивных игр. Если понятие спортивная игра для обозначения особой формы игры появляется уже в конце XIX в то попытки исследования его в дидактическом плане в рамках педагогики спорта - относительно недавнего происхождения.

При этом, как и в связи с общей дискуссией по проблемам игры, ведущейся в педагогике спорта и науке о спорте, выясняется, что подобного рода обсуждения не могут вестись без использования общих теорий игры. Характерным является достаточно активное обращение теории спорта и педагогики спорта к различным общим теориям игры различного происхождения, что служит еще одним доказательством междисциплинарного характера современной педагогики спорта.

Сложившаяся ситуация в этой области побуждает к тому, чтобы в порядке краткого обзора перечислить те науки, которые связывают свою исследовательскую активность с проблемами игры и играющего человека.

Необходимым такой обзор представляется еше и потому, что благодаря ему можно будет показать своеобразие подходов педагогики спорта к изучению игры и игрового поведения. 4. ИГРА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАУКИгра всегда привлекала к себе внимание думающих людей, давая пищу размышлениям, под ее обаяние попадали мыслители самого разного рода, так что в XX в. почти во всех науках она стала темой для изучения. В самых общих чертах исследования, ведущиеся в этой области, можно разделить на два основных типа 1 глобальный подход, использующий данные многих наук 2 подход, опирающийся на результаты одной-единственной науки.

Тем самым хотелось бы сказать следующее существуют теории, исследующие игру столь широко, в таких глобальных масштабах, что всякие границы между отдельными науками при этом рушатся наряду и одновременно с такими теориями имеются и концепции, созданные на основе глубоко дифференцированной, детальной, узко специальной постановки вопроса, направленной на изучение совершенно конкретных, специфических, частных проблем игры. Проведенное нами в интересах систематизации разделение между двумя основными подходами ни в коем случае не носит оценочного характера - узкоспециальный подход ничуть не хуже междисциплинарного, просто он руководствуется иными исследовательскими интересами.

Обе методики имеют равное право на существование. Так, например, концепции общего характера могут ввести сторонников узкоспециального подхода в более широкий круг идей или дать этим гипотезам своего рода фору, уступив им место для более широкого развития и наоборот, с помощью результатов узкоспециальных исследований в общие теории могут быть внесены дополнения или даже изменения.

Поэтому оба подхода должны поддерживать между собой отношения сотрудничества.

Первый подход. В рамках междисциплинарной методики исследования можно, прибегая к упрощениям, выделить по меньшей мере еще четыре различные методологические позиции. а Философский подход Если философия хочет быть верной своим традиционным стремлениям к осмыслению бытия как целого, к изучению мира во всей полноте его проявлений, то она, конечно, должна испытывать большой интерес к игре. И хотя не всякий философ, и не всякая философская система уделяли проблемам игры необходимое внимание, философскую мысль со времени Платона отличает традиция, не прерывавшаяся - при всех видоизменениях и временных остановках - вплоть до XX в. После второй мировой войны в немецкоязычных странах наряду с прочими исследованиями особенно ревностным сторонником философской традиции стал Финк 1957 и I960 , давший феномену игры философское обоснование, до сих пор не имеющее себе равных.

Игра может стать темой для философских размышлений, ибо ищущее мышление хочет постичь именно то, что само по себе не вызывает вопросов игра вполне заслуживает стать философской проблемой, поскольку в игре единственным в своем роде образом раскрывается взаимосвязь человека и мира. Связь человека с миром в игре не только позволяет рассматривать игру как символ мира в глазах человека, но и требует изучить корни того своеобразного положения, которое занимает игра в жизни человека, исследовать его структуру.

Разумеется, необходимость такого структурного анализа проистекает из места игры и игрового поведения в человеческой жизни вообще.

Ведь игра - это не какое-то стороннее явление в жизни человека, не случайный, возникающий лишь время от времени феномен. Игра является существеннейшим элементом человеческого существования, это экзистенциальный глубинный феномен. Игра - точно так же, как работа, как смерть, власть и любовь является экзистенциалом человека, постоянно присутствующим в его жизни.

Учитывая своеобразие природы человека, экзистенциальным элементом которой является игра, Финк создает философскую теорию игры, рассматривающую это явление в экзистенциально- онтологическом разрезе и фокусирующую свое внимание на проблеме взаимоотношений между человеком и миром. Наряду с подобной эксплицитной концепцией игры общефилософского плана существуют также философские построения, в которых нет самостоятельной теории, посвященной игре и игровому поведению, хотя содержатся важные высказывания об игре, причем тема игры включена в более широкий контекст философских идей. Примером такой философской практики может считаться выдвинутая Витгенштейном идея языковой игры, образующая один из устоев его прагматической логики языка и теории деятельной активности.

Побочным продуктом его концепции языковых игр является, в частности, мысль о том, что сущность игры в конечном счете.

Аналогичное освещение получает игра в философии Гадамера 1965 . Хотя он и отказывается от разработки специальной теории игры, тем не менее она занимает в его Философской герменевтике очень важное место. Ссылаясь на изменчивую традицию эстетики, он относит игру главным образом к области эстетических отношений, соединяемой им со сферой онтологии, однако при этом он заявляет Нас интересует вопрос о способе существования игры как таковом, чем подчеркивается широкий философский диапазон осуществляемого им анализа.

Даже если о взглядах Гадамера на природу игры и данной им философской интерпретации игры можно спорить, его отношение к этой проблеме доказывает, что игра и в философии XX века имеет свое значение, приобретенное, во-первых, в результате разработанной специальной теории игры, а во-вторых благодаря тому, что игра имплицитно является составной часть философских теорий. При этом имплицитные концепции встречаются не только в области лингвистической философии Витгенштейн и герменевтики Гадамер, но и в философии морали, нередко уделяющей игре, как неотъемлемой философской теме, значительное внимание. б К философским концепциям игры издавна были очень близки антропологические порой философские мотивы переплетаются с антропологическими, так что попытки разграничить теоретические построения философии и антропологии имели в себе что-то искусственное.

В действительности часто бывает так, что философская теория воспринимает важные данные антропологических исследований, а антропологический подход к проблеме проникнут философскими воззрениями.

Об этой связи между философией и антропологией говорят уже названия тех работ, которые в области изучения игры завоевали репутацию классических. Имеются в виду, во-первых, книга Бойтендейка Сущность и смысл игры 1933 , а во-вторых Хомо луденс Хёйзинги создавалась с начала 1933 г Оба классика игры могут быть причислены к антропологическому направлению, потому что через исследование игры они хотят проникнуть в сущность человека.

Вопрос о сущности игры служит поводом для размышлений о природе человека, что, в частности, объясняет и их склонность сравнивать игровое поведение человека и животных. Насколько антропологическая точка зрения превалирует в воззрениях Бойтендейка, видно из его небольшой работы Футбол издана в Вюрцбурге, без указания года издания. Хотя она и ориентируется на психологические проблемы, организующим и скрепляющим началом в ней являются именно антропологические идеи. Так, уже во вводных замечаниях он подчеркивает, что глубинные свойства футбола объясняются свойствами человеческой натуры. И чтобы достичь ясности в этом вопросе, пишет Бойтендейк, не обойтись без постоянно напрашивающихся мыслей о связи между человеком и миром, в котором он существует. Для Бойтендейка, как и для Хёйзинги, в игре важна не сама игра, а нечто большее его в конечном счете интересует человек и его природа. Антропологические установки проходят лейтмотивом в их теориях игры, которые при всем различии исследуемых аспектов стремятся рассмотреть феномен игры в широком междисциплинарном контексте.

Если периодом расцвета антропологически ориентированных глобальных концепций были 30-е и 50-е годы нашего столетия, то со временем все чаще стали раздаваться критические замечания в их адрес, вызванные умозрительным характером и абстрактностью содержащихся в них положений, хотя при этом никто не отрицал необходимости антропологических исследований.

Специализация научных подходов, появление эмпирических методов на время оттеснили философские и антропологические теоремы на задний план. в Однако это не привело к решительному и тем более окончательному отказу от междисциплинарных глобальных подходов.

Именно в последние годы вновь развилась ощутимая склонность к таким теориям, которые, ломая рамки узкоспециального, зашоренного мышления, стремятся исследовать столь сложный феномен, каким является игра, на основе обобщения данных различных наук. Ярким примером этого является теория игры, разработанная Саттон-Смитом, которую можно назвать интеграционной концепцией.

Это название использовано для того, чтобы показать, что Саттон-Смит интегрирует в своей теории массу сведений из других, совершенно различных наук, чтобы с их помощью объяснить структуру игры и иметь представление о ее функции. В конце концов, Саттон-Смит создал на основе богатого эмпирического материала структурно-теоретическую интеграционную модель, преимущество которой перед другими междисциплинарными подходами, думается, состоит в том, что она соединяет умозрение с эмпирией.

Решающую роль в концепции Саттон-Смита, определившую ее интеграционный характер, играет культурологический подход, ориентирующийся и на антропологический, и на социа-логический круг идей. Интеграционный характер носит и концепция Рёрса 1981 , во многом, однако, отличающаяся от концепции Саттон-Смита, прежде всего, в том, что основой для интеграции у Рёрса явились моменты, связанные с наукой о воспитании. г К широкому междисциплинарному подходу склоняются в принципе и концепции, выросшие на почве теории систем.

Поскольку под теорией систем в самом общем плане понимается теория, выясняющая связи между системой, индивидуумом и окружающим миром, ясно, что осуществление этой задачи неизбежно потребует выйти за рамки узкоспециального, монодисциплинарного кругозора. Правда, за очень малыми исключениями, которые к тому же иначе трактуют феномен системы, ни одна теория игры, основанная на теории систем, еще не добилась признания, так что объяснение и интерпретация игры с помощью системно-теоретического инструментария до сих пор очень большая редкость.

Среди всех описанных здесь глобальных концепций наиболее неразвитой до сих пор остается системно-теоретическая, хотя можно предполагать, что она может дать плодотворные импульсы теориям игры. Второй подход узкоспециальные исследования. Вот уже несколько десятилетий усиливающиеся процессы специализации и дифференциации в науке проявляются в области исследований проблем игры и в росте узкоспециальных, монодисциплинарных подходов.

Их сторонники не стремятся к тому, чтобы постичь игру как целое, их целью является изучение отдельных аспектов игры. О том, как и что при этом исследуется, может дать представление очень сжатый и беглый обзор соответствующих частных наук. Биология уже довольно давно обращает внимание на тему игры. Выдающимся результатом исследований этой темы стала, несомненно, интересная книга К. Грооса 1896, 1899 , которая хотя и вобрала в себя результаты исследований других наук, систематически переработав их, но в своей аргументации опиралась исключиельно на категории биологической науки. В сущности, квинтэссенцией содержания этой работы стал следующий тезис игра является древнейшим феноменом как человеческого, так и животного мира и может выполнять различные функции.

Гроос особенно подчеркивает такие функции игры, как обучение и саморазвитие.

В новейшее время методология биологических исследований форм поведения в известной степени придерживается этой традиции, стремясь, в частности, доказать наличие инстинктивных элементов игрового поведения и игровых функций у различных млекопитающих. Кроме того, современная биология, занимающаяся исследованием форм поведения животных, в принципе задается вопросом о биологическом смысле форм поведения играющего. Наряду с биологией, изучающей формы поведения, психология является еще одной наукой, которую весьма интересует проблема игры и игрового поведения, о чем особенно свидетельствуют три направления в психологии.

Психология развития пытается установить взаимосвязь между игрой, развитием и обучением. Помимо работ Бюлера 1967 , оживленные отклики вызвали исследования Пиаже 1969 . В рамках психоанализа наряду с Фрейдом следует назвать Эриксона, Пеллера и Цуллигера, исследования которых во многом пользуются признанием благодаря своему терапевтическому характеру 1976 . Наконец, в рамках мотивационной психологии разработана концепция Хекхаузена, суть которой составляет идея активиза-ционного круга. Возражая против классического принципа мотивации, согласно которому целью деятельности является стремление к гомеостатическому спаду напряжения и тем самым к состоянию бездеятельности, Хекхаузен выделяет в качестве особого признака игровой деятельности так называемый активизационный круг, состоящий в том, что человек стремится к психологическому напряжению определенного уровня, которое через более и менее короткое время и, главное, совершенно внезапно, спадает, потом вновь набирает силу, опять спадает и так повторяется постоянно. Название круг подчеркивает повторяющийся ход процесса.

Если в рамках психологических исследований психология развития, психоанализ и мотивационная психология обращаются к проблеме самой игры, то социология расставляет иные акценты, создавая по-иному ориентированные концепции.

Главное свое внимание социология сосредоточивает на связях между игровым поведением и той или иной общественной системой.

Саттон-Смит и другие констатируют зависимость между уровнем сложности общества и многообразием и богатством мира игры, а также различными системами воспитания, применяемыми на практике. Другие теоретики занимаются специальными вопросами, какие взаимосвязи существуют между процессами социализации и игровым поведением. Ведутся также социологические исследования отношений между работой, досугом и игрой, причем иногда особенно плодотворным в научном отношении оказывается идеологе-критический метод.

Кроме того, в последнее время все большей известностью пользуется социально-психологический и социально-философский подход, получивший название символический интеракцио-низм, в значительной степени обязанный своей популярностью посмертным работам Мвда. Как соедини гельное звено с его прагматической теорией действия можно рассматривать теорию обретения личностной идентичности.

Вызывая в памяти теорию образования Гегеля, Мид считает, что идентичность я обретается и формируется благодаря вжива-нию личности в роль другого человека. Обретение личностью своего я - коммуникативный процесс. Индивидуум, сам беря на себя роль другого человека, познает себя самого. Эту идею Мид связывает между прочим с ранним игровым периодом развития ребенка. Мид полагает, что характерной чертой детских игр является то, что ребенок в процессе игры создает в своем воображении образ другого человека, с которым он спорит, а иногда отождествляет себя. Другой, которого ребенок представляет себе во время игры, есть необходимое условие обретения личностью собственного я. То, что игра привлекает человека необычайным богатством своих форм, равно как и свободной интерпретацией, доказывает и теология, далеко не равнодушная к проблемам игры. Осмысленность, свобода, серьезность, но в то же время и радость, приобщение к потусторон нему, сверхъестественному, к высшим силам, к Богу - вот основные понятия, с которыми связывается игра в теологической интерпретации, довольно часто сближающейся с философскими и метафизическими представлениями.

Еще один подход к проблеме игры и игрового поведения пытается сделать педагогика.

Когда человек определяется как способное к образованию и нуждающееся в воспитании существо, которое должно овладеть искусством управлять самим собой, чтобы не стать игрушкой в руках внешних по отношению к нему сил, то есть когда выдвигается требование максимально свободного развития личности, там, как правило, игра, можно сказать, вступает в свои педагогические права.

Педагогика связывает ифу и игровое поведение с процессом воспитания, образования, обучения и развития личности она пытается выяснить, какое значение может иметь игра для процесса формирования индивидуума. Нам представляется важным то обстоятельство, что в педагогических концепциях игры влиятельную роль имеют идеи, почерпнутые как из глобальных, так и узкоспециальных моделей исследования. Поэтому в педагогике сталкиваются совершенно различные интерпретации игры и линии научных традиций, которые могут дополнять друг друга, взаимно оплодотворять, но могут и противоречить друг другу, стимулируя научные споры.

Все, что, как выяснилось, характерно для педагогических подходов к проблеме игры, полностью применимо и к ситуации, сложившейся в педагогике спорта, ибо она точно так же находится на пересечении различных концепций как общего, так и специального характера. И еще одно замечание педагогику спорта также в первую очередь интересует вопрос о значении игры и игрового поведения, образования, социализации и обучения индивидуума ее основные интересы в этой области схожи, а в сущности и идентичны с интересами педагогики вообще.

Поэтому во многих аспектах спортивно-педагогическое исследование проблем игры совпадает с общепедагогическими подходами к игре, между ними существуют многочисленные точки соприкосновения и пересечения. Педагогика спорта отличается от общепедагогического рассмотрения игры тем, что интересуется подвижными и, в частности, спортивными играми.

Отсюда можно сделать вывод, что педагогика спорта рассматривает игру и игровое поведение главным образом под углом зрения воспитания, образования, развития, обучения и социализации, причем особое внимание она уделяет подвижным играм, не рассматривая их при этом в отрыве от других форм игры. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Игра, игровое поведение

Игра обладает своеобразной силой внушения, которая затрагивает с удивительной глубиной не только самого хомо луденс , человека играющего , но и тех,… Игра - это не порождение скоропреходящей моды, не модная вещь, которую можно… Исходя из вездесущности игры и игрового поведения, в дальнейшем мы должны очертить связанный с ней круг проблем и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МНОГООБРАЗИЕ ИГР И ФОРМ ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБЗОР ПОПЫТОК КЛАССИФИКАЦИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ. Издавна образование и воспитание рассматривались в рамках теории физического воспитания как точки соприкосновения между педагогикой и игрой и игровым повед

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ. Проблемы воспитания и образования, о которых говорилось выше, неразрывно связаны с развитием личности. В известной степени воспитание можно опред

ОБУЧЕНИЕ И ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ И ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Хотя развитие нельзя понимать односторонне как одну из функций обучения, все же между процессами развития и обучения существуют тесные взаимосвязи. Не в последн

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИГРА
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИГРА. И обучение в процессе игры, и обучение игре в равной степени осуществляются в пространстве свободы, их никогда невозможно целиком спланировать, они всегда связаны с не

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги